Программа кружка "Волшебные краски" на 2021-2022 учебный год
рабочая программа по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа)

Барцайкина Тамара Даниловна

Нетрадиционное рисование помогает детям раскрыться, проявить свои творческие качества. На занятиях кружка не ограничиваю фантазию детей, стремлюсь так построить деятельность, чтобы дети могли раскрепоститься, добавить свои детали в рисунок, проявить индивидуальность, отойти от шаблонов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_volshebnye_kraski_polnoe_bartsaykina.doc109.1 КБ

Предварительный просмотр:

Депортамент образования Амурской области.                                                                                                                 Муниципальное казённое учреждение  «Отдел образования администрации Зейского района»                                                                                                                   МАОУ  Горненская СОШ Зейского района

       

Рассмотрено:                                    

на заседании МШС

« »_________ 2021г.

________

Согласовано:

Зам. Директора по УВР

«  » _______ 2021г.

________  

Утверждаю:

директор

О.И. Климовская

Приказ №

«  » _______2021г.

 

                                                                                                                                                                                               

 

Дополнительная общеобразовательная программа

художественно- эстетической направленности

кружка «Волшебные краски»

Составитель: Барцайкина Тамара Даниловна

Год рождения: 21. 06. 1961 г.

Образование: среднее специальное.

Место работы: ГДО МАОУ Горненская СОШ.

Должность: воспитатель.

Стаж работы: 39 лет.

Категория: высшая квалификационная.

Образовательная область: художественно-эстетическая.

Срок реализации: 10 месяцев.

Адресат: дети в возрасте 5-7 лет.

 

пос. Горный,  Зейский район, Амурская область.

 2021 г.

Пояснительная записка.

Актуальность программы. Программа составлена в соответствии с основными нормативными документами в области образования РФ, а именно: Федеральный закон «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ); порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минпросвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196); санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4. 3172-14 от 04.07.2014 № 41); примерные требования к программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844); методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242); устав и локальные акты учреждения.

Изобразительная деятельность является важным средством эстетического воспитанияизодеятельность позволяет детям выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, дает возможность закрепить знание о цвете, форме, величине, материале. В процессе изодеятельности у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

Каждый ребенок по своей природе – творец. Но, как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Необходимо создать условия для реализации детских возможностей и способностей. Использование нетрадиционных приемов изодеятельности должны помочь обрести уверенность в себе, преодолевать страх чистого листа бумаги. Необходимо научить детей творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, создавать новое, оригинальное, проявлять творчество, фантазию, реализовать свой замысел и самостоятельно находить средство для воплощения. 

Новизна

Методические пособия по реализуемой в данной  группе программе воспитания и обучения детей предусматривают стандартный набор изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Но традиционных подходов часто недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.

 Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками.  Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности, развивают фантазию ребёнка. 

Обоснование

Дополнительная образовательная программа по нетрадиционной технике рисования «Волшебные краски» имеет художественно-эстетическую направленность.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной).

Главное на занятиях кружка «Волшебные краски» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где дети могут исполнить свои изобразительные замыслы, экспериментировать с различными материалами и красками.

           Отличительной особенностью является то, что программа разработана с учетом требований ФГОС ДО, предполагает использование информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих технологий и внедрение их в образовательный процесс.

Особенности программы

ТРИЗ занял прочное место в изобразительной деятельности ДОУ. Одно из направлений ТРИЗ: использование нетрадиционных способов рисования. Когда совсем не обязательно держать в руках кисточку, а можно рисовать чем угодно: пальцами, ладошкой, тканью, печатками, кусочком поролона или смятой бумаги, цветной ниткой или трубочкой,  и многим другим, чем подскажет фантазия. Но это не только забава, но и труд, требующий от ребенка увлеченности, упорства, умения решать художественные задачи, вырабатывающий точность движения руки, развивающий эстетический вкус, фантазию, воображение. Так как дети по своей природе – универсалы, они могут проявлять самые неожиданные способности, если им это интересно, причем все, а не только одаренные от природы. Важно  правильно организовать работу, переходя к педагогике сотрудничества.

 Во время НОД решаются задачи освоения технических и изобразительных навыков и закрепления уже полученных. Творческие задания носят открытый характер, учитывают интересы и навыки детей. При рисовании нетрадиционным способом нет одного правильного решения художественной задачи, их столько, сколько детей их выполняет. Поэтому здесь отсутствует показ образца, выполненный взрослым. Роль педагога не только понять и принять разнообразие решений, но и показать детям их правомерность, защитить нестандартное решение. Воспитатель становиться участником процесса, не просто показывая и обучая детей способам нетрадиционного рисования, а тесно сотрудничая, увлекать, всегда быть готовым помочь и подсказать, если что-то не получается.  Не рекомендуется излишне  опекать ребят, необходимо побуждать делать как можно больше своими руками. Каждая работа оценивается только положительно, конкретные критические замечания возможны в индивидуальной форме после обсуждения наиболее удавшихся моментов. Предметно-развивающая среда  организована таким образом, чтобы дети чувствовали себя комфортно во время работы, могли не только сидеть, но стоять и ходить, если это требуется для выполнения художественного задания. Весь материал и инструменты,  используемые для работы нетрадиционным способом, есть в наличии и хранятся в доступном месте. Аккуратность и опрятность – очень важные черты характера, но во время нетрадиционного рисования воспитание этих черт не может стоять на первом месте, т. к. часто требование аккуратности снижает интерес и желание детей к творчеству.  В этих условиях наиболее одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство»

Адресат программы

Образовательная программа  кружка «Волшебные краски» предусматривает  курс обучения 2 месяца и  рассчитана на детей  5-7 лет. Данный возраст характеризуется как период познания окружающего мира, человеческих отношений, осознанного общения со сверстниками, активного развития физических, творческих и познавательных способностей.

На занятиях предусматривается ознакомление с различными не сложными техниками нетрадиционного рисования, развитие интереса к данному виду деятельности, желания узнать и попробовать новые техники рисования.  В группу  принимаются все желающие дети, но не более 20 человек.

Основные формы работы:

Содержание программы соответствует возрастным особенностям деятельности детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. На начальном этапе большее внимание уделяется работе в подгруппах,  так как дети только начинают изучать различные техники нетрадиционного рисования. Затем занятия проводятся со всей группой, но может быть запланировано выполнение коллективной работы. Так же постоянно проводится индивидуальная работа с детьми.

Форма обучения: очная.

Во время занятий следует опираться  и последовательно реализовывать следующие психолого-педагогические и методические принципы:

  • Принцип доступности (тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей отбор материала, учет возрастных и индивидуальных особенностей).
  • Принцип интеграции (различные направления образовательной работы и виды деятельности детей).
  • Принцип творчества (заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей).
  • Принцип научности (дети получают знания о форме, цвете, композиции и др.).
  •  Принцип динамичности (от простого к сложному).
  •  Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала).
  • Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов изображения).
  • Принцип сотрудничества (совместная работа с педагогическим коллективом детского сада, родителями, школьниками).

Опора на перечисленные принципы позволяет эффективно вести обучение и достигать максимально возможного результата обучения и воспитания детей, которые имеют самый различный уровень предрасположенности к изобразительному творческому.

В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества

Основной формой работы являются творческие занятия. Отчет по работе проходит в форме организации выставки детских работ, участия в конкурсах.

Методы и приёмы:

  • метод наглядности (рассматривание иллюстраций, открыток, презентаций и др. наглядных материалов);
  • игровой метод;
  • метод обследования (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средств выразительности);
  • метод проблемного изложения (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия. Метод направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.);
  • частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
  • метод сотворчества (создание коллективных работ, выставок, объединенных общей темой).

Объем программы: 40 занятий

Срок освоения программы: 10 месяцев.

Режим занятий: занятия проводятся 1раз в неделю по 30 минут.

Цель программы:

 Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  • расширить представления о многообразии нетрадиционных техник рисования;
  • познакомить с приемами нетрадиционных техник рисования и способами изображения с использованием различных материалов;
  • развивать художественно – творческие способности детей;
  • формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
  • создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами;
  • приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка);
  • развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
  • развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию, чувство композиции и колорита;
  • подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

  Ожидаемые результаты и способы определения их результативности 

 Планомерная работа кружка по нетрадиционным техникам рисования «Волшебные краски» предполагает достижение следующих результатов в развитии детского изобразительного творчества:

  • у дошкольников повышается мотивация заниматься художественной деятельностью (всегда интересно попробовать что-то новое, необычное и посмотреть, что из этого получится. Новые возможности удивляют ребенка, вызывают восторг);
  • дети «заряжены» на успех (исчезает страх критики со стороны сверстников и взрослых);
  • развивается мышление, воображение, дети постепенно учатся моделировать композицию, сочетая разные техники и приемы, способы и материалы в одном рисунке;
  • развиваются художественно-творческие способности дошкольников.

       В начале и в конце периода обучения проводится  диагностика умений и способностей детей. Оценить динамику достижений детей позволяет диагностическое  обследование, в основе которого легла  педагогическая  диагностика Т.С.Комаровой.  Оценка проводится   по  следующим  критериям:

  • смешивание красок одновременно из 2-3 основных цветов в палитре или по сырому слою;
  • владение способами нестандартного раскрашивания;
  • умения самостоятельно экспериментировать с изобразительными материалами;
  • композиционные умения;
  • проявление фантазии, художественного творчества;
  • умение передавать личное отношение к объекту изображения;
  • использование навыков в самостоятельной деятельности;
  • умение декоративно оформлять готовую работу;
  • интерес к изобразительной деятельности.

    Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике.  Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они  представляются на выставке в конце занятия, отчётного периода.

Общие методические пояснения

  Во время планирования и проведения НОД используются разнообразные приёмы:

1. приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей: психологический настрой детей; создание мотива для деятельности детей;

 2. приёмы активизации деятельности детей в процессе НОД: создание развивающей среды, беседа, вопросы; загадывание загадок, создание практической деятельности, способствующей проявлению активной жизненной позиции детей; обследование, анализ и выводы;

 3. приёмы организации практической деятельности детей: показ слайдов, комментирование, использование предметно-развивающей среды, обследование, организация продуктивной деятельности детей, применение нетрадиционных техник рисования, моделирование;

 4. приёмы поддержания интереса у детей: создание эмоционального фона: сюрпризный момент; гимнастика для глаз, физкультурная минутка, пальчиковая гимнастика, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности;

5. приёмы оценки и самооценки: похвала, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, поощрение, взаимопомощь детей. Создание среды для организации и проведения НОД.  

Учебно - тематическое  планирование

сентябрь

1.

«Осень на опушке краски разводила»

Цель: Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоты осени.
Ознакомить с новым видом изобразительной техники - «печать растений».
Развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы.
Развивать чувство  композиции, цветовосприятия.

1

2.

«Ветка рябины»

Цель: Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительно средство.

Учить анализировать натуру,  выделяя её признаки и особенности.
Закрепить прием вливания одного цвета в другой.
Учить технике пальчикового рисования, развивать мелку моторику рук.

1

3.

«Цветик-разноцветик»

 Цель: Закреплять преставления детей о цветовом многoобразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами.
Расширить знания цветовой rаммы  путём введения новых оттенков, освоения способа их получения.
Закрепить навык закрашивания внутри контура.
Развивать чувственно-эмоциональное восприятие окружающего  мира.

1

4.

«Весёлые кляксы»

 Цель: Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности.
Учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.
Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.
Поощрять детское творчество, инициативу.

1

Октябрь

1.

«Осенние мотивы»

 Цель: Познакомить с новым способом изображения – раздуванием краски, показать его выразительные возможности.
Помочь детям осознать новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается пyтём свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы легких (выдувание рисунка), что дает случайный , непредсказуемый эффект.
Развивать мышцы рта, тренировать дыхание.
Развивать воображение, фантазию , интерес к нетрадиционным способам рисования.

1

2.

«Пейзаж у озера»

 Цель: Закрепить знания детей о пейзаже, как жанре изобразительного искусства.
Познакомить с нетрадиционной техникой изображения пейзажа - монотипией, показать ее изобразительные особенности, закрепить понятие о симметрии.
Подвести детей к тому, что пейзаж можно рисовать не только с натуры,  а придумать его самому.
Развивать умения детей создавать композицию, самостоятельно подбирать цветовую гаму в соответствии   с придуманным сюжетом.

2

3.

«Морозный узор»

Цель: Вызвать у детей  интерес к зимним  явлениям природы.
Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное
в своём творчестве
Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом, помочь детям
освоить метод спонтанного рисования.
Развивать воображение, творчество.

1

Ноябрь

1.

«Ожившая сказка»

 Цель: Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.
Формировать умение работать над замыслом, мысленно представить содержание свое рисунка, продолжать развивать пространственное воображение и композиционные навыки
Развивать творческую  фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта,  добиваясь выразительности с помощью цвета,
движения, мимики, дополнительных деталей.

1

2.

«Верблюд в пустыне» (часть 2)

 Цель: Воспитание у детей интереса к природе разных климатических зон. Расширение представлений о пустыне, развитие умения передавать свои впечатления в рисунке.
Ознакомление с новым приемом рисования - «расчесывание» краски.
Освоение новoгo графического знака - волнистая линия, отработка плавного, непрерывного движения руки
Закрепление умения передавать колорит, характерный дл пустыни , подбирая нужные цвета.

1

3.

«Волшебный карандашик»

 Цель: Развивать логическое мышление, представление, воображение, зрительную память.
Познакомить с таким способом рисования, как каракулеграфия,  поупражнять в изображении недостающих деталей объекта, преобразовать его в единое целое.
Закрепить навыки проведения линий с соблюдением контура дорисовываемых  предметов.
Развивать усидчивость, желание довести начато дело до конца, чтобы увидеть конечный результат.

1

4.

«Рисуем по шаблону»

Цель: Расширять представление детей о строении сложных предметов, развивать способность находить взаимосвязь главного и второстепенного.
Научить детей смотреть на одну и т же форму с разных сторон , помочь увидеть многообразие предметов, развивать воображение.

 Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм .
Развивать координацию движений, мелкую моторику рук.

1

Декабрь

1-2.

«Витражи для окошек избушки Зимушки-Зимы»

Цель: Формировать у детей интерес к  зимней природе, помочь увидеть и почувствовать  красоту  в художественных образах  прозы и поэзии.
Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения.
Выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях.
Закрепить умение смешивать на палитре  краску разбеливая  основной тон белой ryaшью для получения  более светлого  oттенка.

2

3.

«Дед Мороз»

(часть 2)

 Цель: Осуществлять социально-эмоциональное развитие детей путём введения в ситуацию, в разрешении которой они принимают непосредственное участие; развивать эмоциональную отзывчивость детей , готовность к взаимопомощи с использованием накопленного личного опыта.
Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.
Закрепить умение рисовать фигуру изображаемого персонажа, передавая форму частей , их расположение, относительную величину
Закрепить навыки рисования гyашью, умение смешивать на палитре  краску, разбеливая основной тон для получения более светлого оттенка.
Побуждать детей к творческой активности , помочь во владении изобразительными навыками и умениями.

1

4.

«Зимние напевы» (часть 2)

Цель:  Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы .
Помочь почувствовать красоту зимней природы посредством музыки, живописи, поэзии .
Учить детей самостоятельно придумывать композицию рисунка, выделяя дальний и ближний план пейзажа.
Познакомить с новым способом изображения снег - «набрызги».
Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой , эстетическими терминами

1

Январь

1.

«Плюшевый медвежонок» (часть 2)

 Цель: Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность erо внешнего вида (объем , пушистость).
Побуждать детей передавать в рисунке образ знакомой с детства игрушки, закреплять умение изображать форму частей, их относи
тельную величину,  расположение, цвет.
Продолжать учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа.
Развивать творческое воображение детей, создавать условия для развития творческих способностей.

1

2.

«Колючая сказка» (часть 2)

Цель: Развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном и разных направлениях, учить накладывать штрихи в одном
направлении, без просветов.
Обучение ритмичному нанесению штриховки , отработка легкости движения и свободного перемещения руки по всему листу
Показать выразительные возможности простого карандаша.
Учить изображать качественные признаки рисуемых объектов - «колючесть», передавать штрихами факту веток ели .

1

3.

«Музыкальный рисунок»

(часть 2)

Цель: Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования.
Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой , опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику ритм и др.)
Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым
пятном.
Развивать композиционные навыки в компоновке общего панно.

1

4.

«Красивые картинки из разноцветной нитки»

 Цель: Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новым необычным изобразительным материалом.
Развивать цветовосприятие, умение подбирать для своей ком позиции соответствующие цветовые сочетания.
Учить аккуратно пользоваться клеем , наносить ero на контур рисунка тонкой струйкой .
Научить выкладывать нить точно по нарисованному контуру, развивать координацию движений, мелкую моторик кистей рук

1

Февраль

1

«Наша улица» (Усложнение и совмещение техник: печатание+набрызг+ силуэтное рисование)

Цель: Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности.

  Учить детей создавать интересные образы, используя знакомые техники

 Воспитывать инициативность.

1

2

«На что похоже?» (Техника монотипии)

Цель: Развивать воображение, образное мышление, интерес к рисованию.

Знакомить детей с симметрией.

 Воспитывать активность, аккуратность,

самостоятельность.

1

3

«Музыка»

(Пальцевая живопись)

Цель: Продолжать развивать интерес к рисованию,  художественное восприятие.

 Вызвать эмоциональный отклик в душе ребёнка.

Закреплять умение рисовать, используя технику пальцевой живописи.

  Воспитывать активность, аккуратность, самостоятельность.

1

4

«Придумай и дорисуй»

Цель: Развивать творческое воображение,  интерес к рисованию,  формо- и цветовосприятие.

Учить детей создавать новые образы.

   Воспитывать активность, аккуратность,

самостоятельность.

1

Март

1

«Открытка» (техника теснения)

Цель: Показать открытку, рассмотреть ее. После обсуждения детям предлагается сделать открытки к празднику. Объяснить последовательность работы. Работа детей. Рассматривание рисунков.

   Мини – выставка.

2

«Облака» (Рисование по сырому фону)

Цель: Развивать воображение, наблюдательность, ритмичность движений, формо- и цветовосприятие.

Помочь детям в создании выразительного образа. Закрепить умение  рисовать в технике по сырому.

Воспитание эмоциональной отзывчивости.

3

 «Ледоход» (Метод старения)

Цель: Развивать творческое воображение,  интерес к рисованию, формо- и цветовосприятие.

Показать разнообразные приемы работы с клеем для создания выразительного образа.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

4

«По замыслу» (Совместное рисование)

Цель: Развивать творческие способности.

 Научить передавать свое ощущение изобразительными средствами.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус.

апрель

1

Вводное: «В мастерской художника»

Цель: развитие интегративных качеств воспитанников в процессе приобщения к изобразительному искусству.

1

2

Рисование «Космические фантазии» (кляксография)

Цель: познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографией. Закрепить умение работать в технике «старая форма – новое содержание». Развивать воображение

1

3

Рисование «Фрукты в вазе» (пуантилизм)

Цель: закрепить умение составлять натюрморт, упражнять в рисовании ватными палочками, подбирая нужный цвет. Развивать чувство композиции.

1

4

Рисование + аппликация «Портрет весны»

Цель: познакомить детей  с жанром живописи «портрет». Учить рисовать лицо и фигуру, украшать изображение, используя технику обрывания. Учить детей работать совместно.

1

май

1

Рисование «Салют победы»

Цель: знакомство с приёмом рисования в технике «граттаж» (процарапывание рисунка заострённой палочкой). Развитие творческой фантазии, самостоятельности.

2

2

Рисование «Одуванчики в траве»

Цель: Передача выразительного образа одуванчиков через использование различных изотехник: (пушистые шарики семян), набрызг по трафарету,  рисование ватными палочками (стебли одуванчиков). Дорисовка деталей кистью (зубчатые листья цветов, травяная лужайка и т. п.).

1

3

Рисование «Черёмуха»

Цель: Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе
через изображение ее образа в собственном творчестве
Расширять знания и представления детей об окружающем мире,  познакомить с внешним видом  черемухи, ее цветущими  ветками.
Познакомить с техникой рисования тычком.
Формировать чувство композиции и ритма.

1

4

Коллективная работа: «Весенний букет»

Цель: учить делать отпечаток цветка, предварительно закрашивая его по желанию детей одной или несколькими красками. Дорисовывать изображение акварельными мелками. Учить вносить свой вклад в создание общей работы. Радоваться результатам совместной работы.

1

Июнь

1.

Рисование «Волшебный лес» (с использованием листьев)

Цель: продолжать учить детей использовать листья различной формы и размера для создания волшебного леса. Показать различные способы использования листьев. Развивать фантазию, воображение.

1

2.

Рисование «Цветы» (мыльная пена)

Цель: Учить создавать необычные образы с помощью мыльной пены различного цвета. Учить дорисовывать изображения, придавать ему художественную выразительность. Воспитывать фантазию, желание экспериментировать с изобразительными материалами.

1

3.

Рисование «Берёзка»

Цель: Формировать любознательность, наблюдательность желание отразить свои впечатления в рисунке.
Познакомить детей с техникой рисования - батиком, с разными способами создания рисунка на ткани .
Научить изображать конкретное дерево с характерными признаками .
Продолжать развивать детское изобразительное творчество

1

4.

«Витражи для терема Лета» (часть 1)

Цель:  Средством художественного слова показать детям, как  прекрасна природа в летнее время гoда.
Продолжать знакомить детей с понятием «витраж»,  техникой её  выполнения
Закрепить умение рисовать прямые линии в разных направлениях.
Учить детей умению подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для летнего сезона.

1

Содержание

Вводное занятие

  • Знакомство с планами работы и задачами кружка.
  • Инструктаж  (вводный, при работе с различными материалами ).
  • Развитие интереса к нетрадиционным техникам рисования.

 Использование техник нетрадиционного рисования:

Рисование методом напыления (набрызг) Технология рисования: на одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.

Пуантилизм (ватная палочка или тонким концом кисти). Техника рисования: сделать предварительный рисунок. Начинать наносить точки с самого яркого и чистого цвета. Каждый следующий цвет должен быть чуть темнее предыдущего. Между точками необходимо оставлять просветы для нанесения следующего цвета, а не заполнять его сразу весь.

Граттаж.  Техника рисования: на плотную бумагу (картон) нанести плотный слой свечи, чтобы не оставалось пробелов, затем нанести черную или цветную плакатную тушь. Дать высохнуть сутки. Затем тонкой палочкой нанести рисунок.

Обрывной. Техника исполнения: при изготовлении аппликации этим способом ножницы не нужны. Цветная бумага обрывается по намеченному контуру, образуя детали с неровными «мохнатыми» краями. Детали смазываются клеем и наклеиваются на основу. Эта техника подойдет для передачи пушистой, объемной и мягкой фактуры предмета.

Кляксография. Основной метод кляксографии – создание абстрактных пятен, которые дополняются деталями согласно придуманному образу. Делать это можно любым удобным способом. С трубочкой: на бумаге ставят крупную кляксу, затем опускают в нее трубочку для сока и раздувают пятно в разных направлениях. Делать это следует под наклоном.

Акварельные мелки. Средства выразительности: пятно, цвет, линия. Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке. Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

 Печатка – техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.

Учимся делать фон. Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же 21 обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.

Проступающий рисунок или восковые мелки + акварель.  Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.

Отпечатки листьев. Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Рисование пальчиками
Этот  способ примакивания пальцев руки к поверхности листа бумаги разными способами (кончиками-подушечками пальцев, боковой стороной фаланги) для  получения разных отпечатков. Пальчиковый прием позволяет детям органично почувствовать изобразительный материал ero свойства - вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя, осознать чувство ритма как изобразительно-выразительное средство.

Рисование методом тычка
Если у детей есть опыт рисования пальчиком, то этот способ не вызовет у них никаких сложностей. Для тычка достаточно взять какой-либо предмет (например, ватную палочку), опустить его в краску и ударить им по лист сверху вниз. Будет оставаться четкий, определенной формы отпечаток. Если тычок делать целенаправленно, например по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект  получится интересной, неоднородной фактуры. Ритмично нанося тычок, можно нарисовать падающий снег, украсить готовый силуэт орнаментом или изобразить произвольный силуэт предмета,
состоящего из одинаковых элементов.

Смешивание цветов
Смешивание красок – это  удивительное превращение одних цветов в другие. При смешивании трёх основных цветов  (кpaснoгo, синеrо и жeлтогo можно получать  новые, а при добавлении в краски  белой и черной - разные oттенки исходного  цвета.  Краски смешивают на палитре или  на белой керамической плитке, тарелочке.  Кладут небольшими порциями, начиная с наиболее светлого  тона, а затем  вводят  темный цвет, тщательно перемешивая краски между  собой,  и, только добившись нужного  oттенка  можно  начинать рисовать на бумаге

Рисование мыльными пузырями. Способ получения изображения: в воду добавляется шампунь или жидкое мыло. Концентрация примерно 1:10. Пропорция не является строгой, однако резко уходить в сторону все-таки не стоит. Если мыльные пузыри предназначены для маленького ребенка, рекомендуется использовать детский шампунь без слез. Чтобы пузыри были большими и подолгу не лопались, добавьте в воду чуть-чуть желатина или глицерина

            Раздувание краски
Несколько похожая на кляксографию техника, при которой на лис бумаги наносят несколько капель жидкой краски, но лист при этом не складывают, а берут трубочку (для  коктейля ил полую часть от шариковой ручки), ее нижний конец направляют в цент кляксы, затем с усилием дуют в трубочку и раздувают краску от центр в разные стороны.

           Монотипия
Данная техника используется дл изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реи и т.д.). Техника, схожа по исполнению с кляксографией: лист бумаги складывается пополам вертикально, на одной половинке рисуют  подетально объекты  будущего  пейзажа, а  после исполнения красками каждого  элемента  композиции лист складывается по линии сгиба и проглаживается, чтоб получился отпечаток на другой половине.
 После получения оттиска исходные объекты  рисунка оживляются  красками повторно, что бы он  имел более четкие контуры, чем его отражение на «воной глади» водоёма.

             Фотокопия – рисование свечой
Данная техника называется «фотокопией. Рисунок наносится при помощи водooттaлкивающего  материала - свечки ил сухого кусочка мыла, невидимые контуры  не будут  окрашиваться  при нанесении поверх них акварельной краски, а будут  проявляться, как это  происходит при проявлении фотоплёнки.

              Техника выполнения витражей – клеевые картинки
Клеем  ПВА (из флакона с дозированным носком) на лист бумаги  наносится контур будущего рисунка (можно предварительно сделать контур карандашом),  даётся время для просыхания клеевой основы рисунка - витража, затем пространство между  контурами раскрашивают яркими краскам. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.

              Каракулеграфия.

Если на лист бумаги изобразить какие-нибудь каракули или недорисованный контур предмета, то можно увидеть в них какие-то объекты,  постараться  их дорисовать, дополнить необходимыми элементами, доводя до восприятия целостности  образа. По сложности  задач, развивающих представление и зрительную память, этот способ обучения наиболее сложный, так  как  требует определённого уровня развития воображения, опыта наблюдений.

              Шаблонография.

Чтобы нарисовать предмет, нужно представить, из каких геометрических форм он состоит. Дети с раннего возраста  учатся узнавать форму в игрушках, в предметах окружающей действительности. С возрастом опыт ребенка становится шире, и он начинает понимать, что каждый сложный предмет можно изобразить с помощью простых составляющих: треугольников, кругов, квадратов , овалов, прямоугольников. Данная техника предполагает обрисовывание заранее приготовленных шаблонов - геометрических фигур - с целью составить и изобразить отдельный объект или сюжетную картинку.

               Ожившие предметы.

Частью любо творческого процесса является умение видеть мир образно, с присущей только ребенку детской непосредственностью, с верой в чудеса на эмоционально-чувственном уровне. Этот способ рисования строится на имеющемся уже изобразительном опыте, умении выражать своё отношение к рисуемому объекту различными способами и выразительными средствами через  цвет, линии, передачу характерных поз, мимики.

                 Расчесывание краски.

Это прием рисования, при котором специальным гребешком , стекой с зубчиками или обыкновенной вилкой проводят по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и волнистые линии , длинные или короткие. Это придает объем рисунку и необычную структуру  изображаемым объектам.

                 Рисование поролоном.

Хорош для рисования кусочек поролоновой губки . Им можно как размазывать краску по бумаге,  так и примакивать по поверхности листа. Этот вид техники очень подходит при изображении животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова,  водной поверхности , листопада и т.д.)

                  Рисование нитками.

Первоначально на листе плотной белой или тонированной бумаги (или на цветном картоне) простым карандашом рисуется контур будущего рисунка, по готовому силуэту нарисованного объекта наносится клей ПВА из флакона с дозировочным носи ком , а затем цветными ниткам и выкладывается изображение.
Данный способ рисования требует просыхания композиции , чтобы ниточки приклеились. Вместо клея можно использовать двусторонний скотч , который взрослый наклеивает по нарисованному ребенком контуру, а нитки легко приклеиваются на липкую основу.

                 Рисование солью.

Нарисованный краской рисунок посыпается солью, соль пропитывается краской , и после высыхания получается необычная структура,  эффект зернистости придает объемность изображению.

                  Рисование штрихом.

Этот прием рисования называется «чиркать» - карандаш прижимается к бумаге, по мере движения нажим ослабляется, и кончик карандаша отрывается от листа, оставляя на нем видимый след, так называемый штрих. Штрих - это линия, черта, проведенная одним движением руки, короткая или длинная , тонкая или толстя и т.д.
Рисунок, выполненный штрихом, может быть цветным, а может быть тоновым, то есть черным или серым. Oтвлечение от цвета позволяет сосредоточить внимание на более точной передаче формы, строения изображаемых предметов, движений, композиции рисунка. При помощи штриха можно рассказать о характере  предмета, о свойствах материал, передать его мягкость ил колючесть, доброту или агрессивность, раскрыть образ героя, положительный или, наоборот, отрицательный, выразить своё личное отношение к нему.

Прогнозируемые результаты

Обучаемые  должны знать:

  • Различные способы изображения, их название.
  • Различные способы изображения фона.
  • Жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж.

Должны уметь:

  • Пользоваться различными материалами и способами изображения.
  • Проявлять фантазию при создании изображения и при выборе материала для реализации изобразительных замыслов.

Ожидаемые результаты (для педагога).

Прямые:

Оформление рекомендаций и документации:

  • методические рекомендации «Нетрадиционные техники рисования

как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» для педагогов ДОУ;

  • методические рекомендации «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» для родителей;
  • пакет материала для отслеживания динамики развития детей по нетрадиционной технике рисования.

Косвенные:

  • повышения профессионального уровня педагога;
  • предоставление информации о программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а так же широкой общественности;
  • повышение качества образовательной деятельности в художественно-эстетическом развитие детей.

         

Планируемые результаты обучения (для детей)

Личностные

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
  • ребенок способен к волевым усилиям, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать;
  • ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения;

Метапредметные

  • знать о ценностном отношении к изобразительному искусству;
  • знать о  способах взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • проговаривать последовательность действий;
  • высказывать своё предположение (версию);
  • совместно с воспитателем и другими детьми высказывать впечатление о своей работе и работах детей;
  • совместно договариваться о предстоящей деятельности.

Предметные

  • знать о жанрах изобразительного искусства;
  • знать о нетрадиционных способах изображения;
  • знать о правилах поведения и технике безопасности во время занятий;
  • принимать активное участие в оформлении выставки;
  • работать в группе, в коллективе.

Формы аттестации: участие в организации выставки работ, конкурсах.

Оценочные материалы: При реализации программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

  • педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
  • маршруты индивидуального развития.

Условия реализации программы 

Для успешной реализации программы необходимы:

  • помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, тёплым, с естественным доступом воздуха, хорошей вентиляцией, с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 20 человек. Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки. Проветривание помещений происходит в перерыве между занятиями;
  • общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами в период, когда невозможно естественное освещение,
  • рабочие столы и стулья должны соответствовать ростовым нормам.

Материально-техническое обеспечение:

Ноутбук, телевизор для просмотра презентаций, слушания музыки; оборудование для организации изобразительной деятельности, нетрадиционные изобразительные средства.

Кадровое обеспечение:

программу реализует воспитатель Барцайкина Тамара Даниловна, воспитатель высшей квалификационной категории.

Информационное обеспечение:

включает в себя ряд презентаций, изображений, мастер-классов с поэтапным выполнением работы  на электронном носителе для демонстрации.

Методические материалы:

№ п/п

Тема занятия

Методическое обеспечение

Форма занятия

Методы / приемы

ТСО

наглядность

Форма контроля

текущий

итоговый

1.

«Осень на опушке краски разводила»

Коллективная

Беседа, инструктаж. Сказка, стихотворение, физкультминутка по теме.

Спокойная музыка

Рефлексия,

наблюдение

рисунок

2.

«Ветка рябины»

Коллективная

Стихотворение, загадка, физкультминутка по теме.

Презентация

Рефлексия, наблюдение

рисунок

3.

«Цветик-разноцветик»

Коллективная

Стихи, логопедическая сказка, физкультминутка по теме.

Презентация о спектре, хроматических и ахроматических цветах.

Рефлексия, наблюдение

рисунок

4.

«Весёлые кляксы»

Коллективная

Художественное слово, логометрическая игра.

Рисование под музыкальное сопровождение.

Рефлексия, наблюдение

рисунок

5.

«Осенние мотивы»

Коллективная

Стихотворения, рассказ, физкультминутка.

Слушание Чайковский «Времена года» «Осень»

Рефлексия, наблюдение

рисунок

6.

«Пейзаж у озера»

Коллективная

Чтение отрывка из сказки.

Презентация «Пейзаж на озере»

Рефлексия, наблюдение

рисунок

7.

«Морозный узор»

Коллективная

Загадки, стихотворение, логоритмическое упражнение.

Рисование под спокойное музыкальное сопровождение

Рефлексия, наблюдение

рисунок

8.

«Ожившая сказка»

Коллективная

Стихотворение, составление сказок о вещах, физкультминутка.

Спокойная музыка

Рефлексия, наблюдение

рисунок

9.

«Верблюд в пустыне» (часть 2)

Коллективная

Стихотворения, загадка, логоритмическое упражнение.

Презентация «О верблюде»

Рефлексия, наблюдение

рисунок

10.

«Волшебный карандашик»

Коллективная

Объяснение, показ, стихотворение.

Спокойная музыка

Рефлексия, наблюдение

рисунок

11.

«Рисуем по шаблону»

Коллективная

Объяснение, показ, указание, логоритмическое упражнение.

Спокойная музыка

Рефлексия, наблюдение

рисунок

12.

«Витражи для окошек избушки Зимушки-Зимы»

Коллективная

Стихотворения,  физкультминутка, объяснение, показ.

Аудиозапись

Презентация «Витражи»

Рефлексия, наблюдение

рисунок

13.

«Дед Мороз»

(часть 2)

Коллективная

Стихотворение, драмматизация, стихотворение, физкультминутка.

Песни о Дед Морозе.

Рефлексия, наблюдение

рисунок

14.

«Зимние напевы» (часть 2)

Коллективная

Стихотворения, игра, рассказ, физкультминутки.

Музыкальная пьеса

Рефлексия, наблюдение

рисунок

15.

«Плюшевый медвежонок» (часть 2)

Коллективная

Загадки, стихотворение, физкультминутка.

Песни об игрушках

Рефлексия, наблюдение

рисунок

16.

«Колючая сказка» (часть 2)

Коллективная

Загадка, тематическая сказка, физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

Спокойная музыка

Рефлексия, наблюдение

рисунок

17.

«Музыкальный рисунок»

(часть 2)

Коллективная

Музыкально-подвижная игра.

Аудиозапись, слушание музыки

Рефлексия, наблюдение

рисунок

18.

«Красивые картинки из разноцветной нитки»

Коллективная

Пальчиковая гимнастика, стихотворение.

Спокойная музыка

Рефлексия, наблюдение

рисунок

19.

«Наша улица»

Коллективная

Объяснение, показ, стихотворение, загадка, физкультминутка.

Песня

Рефлексия, наблюдение

рисунок

20.

«На что похоже?»

Коллективная

Показ, указание, эврестическая беседа, стихотворение, физкультминутка.

Презентация

Рефлексия, наблюдение

рисунок

21.

«Музыка»

Коллективная

Объяснение, беседа, стихотворение, физкультминутка.

Музыка

Рефлексия, наблюдение

рисунок

22.

«Придумай и дорисуй»

Коллективная

Показ, беседа, указание, стихотворение.

Спокойная музыка

Рефлексия, наблюдение

рисунок

23.

«Открытка»

Коллективная

Беседа, показ, объяснение, обращение к опыту детей, стихотворение, физкультминутка.

Аудиозапись

Рефлексия, наблюдение

поделка

24.

«Облака»

Коллективная

Беседа, стихотворение, физкультминутка.

Песня

Рефлексия, наблюдение

рисунок

25.

«Ледоход»

Коллективная

Показ, объяснение, стихотворение, физкультминутка

Аудиозапись

Рефлексия, наблюдение

рисунок

26.

«По замыслу»

Коллективная

Объяснение, беседа, стихотворение, физкультминутка

Спокойная музыка

Рефлексия, наблюдение

рисунок

27.

«В мастерской художника»

Коллективная

 Игра, загадки, пальчиковая игра

Презентация

Рефлексия,

наблюдение

рисунок

28.

Рисование «Космические фантазии» (кляксография)

Подгрупповая, индивидуальная

 Беседа,  показ, игра.

Презентация «Космос», картины космонавта А.А.Леонова

Анализ в ходе игры,

наблюдение

рисунок

29.

Рисование «Фрукты в вазе» (пуантилизм)

Коллективная

Беседа, игра, художественное слово, обследование.

Презентация «Пуантилизм»

Рефлексия,

наблюдение

рисунок

30.

Рисование «Фрукты в вазе» (пуантилизм)

Коллективная, индивидуальная

Рассказ,   художественное слов, игра

Презентация «Весна в творчестве художников»,  слушание звуков весны.

Рефлексия,

наблюдение

рисунок

31.

Рисование «Салют победы»

Коллективная

Рассказ, упражнение «Салюты», художественное слово.

Презентация «День Победы».

Рефлексия,

наблюдение

рисунок,

опрос

32.

Рисование «Одуванчики в траве»

Коллективная

Художественное слово, рассматривание, показ, драмматизация стихотворения «Одуванчик»

Слушание спокойной музыки: Чайковский «Времена года. Весна»

Рефлексия,

наблюдение

рисунок

33.

Рисование «Черёмуха»

Коллективная

Беседа, художественное слово, игра.

Презентация «Весна». Слушание весенних звуков: ручеёк, пение птиц.

Рефлексия,

наблюдение

рисунок

34.

Коллективная работа: «Весенний букет»

Коллективная, групповая, индивидуальная

Беседа, рассматривание, показ, художественное слово, игра «Веночек»

Презентация «Цветы»

Рефлексия,

наблюдение

Коллективная работа

35.

Рисование «Волшебный лес» (с использованием листьев)

Коллективная

Рассматривание листьев, художественное слово, показ, игра.

Слушание лесных звуков, презентация «Лето в картинах художников»

Рефлексия,

наблюдение

рисунок

36.

Рисование «Цветы» (мыльная пена)

Коллективная

Показ, рассматривание, художественное слово.

Презентация «Цветы»

Рефлексия, наблюдение

Рисунок

37.

Рисование «Берёзка»» (батик)

Коллективная

Показ, художественное слово, слушание, хоровод.

Рассматривание иллюстраций, слушание музыки: «Во поле берёзка стояла»

Рефлексия, наблюдение

Рисунок

38.

Рисование «Витражи для терема Лета» (витраж)

Групповая

Художественное слово, показ.

Презентация «Лето»

Рефлексия, наблюдение

Коллективная работа

Календарный учебный график

Месяц

Число

Время проведения

          Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятий и место проведения

Форма контроля

1.

сентябрь

7

16.00

очная

0,5 ч.

«Осень на опушке краски разводила»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

2.

сентябрь

14

16.00

очная

0,5 ч.

«Ветка рябины»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

3.

сентябрь

21

16.00

очная

0,5 ч.

«Цветик-разноцветик»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

4.

сентябрь

28

16.00

очная

0,5 ч.

«Весёлые кляксы»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

5.

октябрь

5

16.00

очная

0,5 ч.

«Осенние мотивы»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

6.

октябрь

12-19

16.00

очная

1 ч.

«Пейзаж у озера»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

7.

октябрь

26

16.00

очная

0,5 ч.

«Морозный узор»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

8.

ноябрь

2

16.00

очная

0,5 ч.

«Ожившая сказка»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

9.

ноябрь

9

16.00

очная

0,5 ч.

«Верблюд в пустыне»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

10.

ноябрь

16

16.00

очная

0,5 ч.

«Волшебный карандашик»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

11.

ноябрь

23

16.00

очная

0,5 ч.

«Рисуем по шаблону»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

12.

ноябрь

30

16.00

очная

0,5 ч.

«Витражи для окошек избушки Зимушки-Зимы»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

13.

декабрь

7-14

16.00

очная

1  ч.

«Дед Мороз»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

14.

декабрь

21

16.00

очная

0,5 ч.

«Зимние напевы»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

15.

январь

28

16.00

очная

0,5 ч.

«Плюшевый медвежонок»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

16.

январь

11

16.00

очная

0,5 ч.

«Колючая сказка»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

17.

январь

18

16.00

очная

0,5 ч.

«Музыкальный рисунок»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

18.

январь

25

16.00

очная

0,5 ч.

«Красивые картинки из разноцветной нитки»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

19.

февраль

1

16.00

очная

0,5 ч.

«Наша улица»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

20.

февраль

8

16.00

очная

0,5 ч.

«На что похоже?»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

21.

февраль

15

16.00

очная

0,5 ч.

«Музыка»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

22.

февраль

22

16.00

очная

0,5 ч.

«Придумай и дорисуй»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

23.

март

1

16.00

очная

0,5 ч.

«Открытка»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

24.

март

15

16.00

очная

0,5 ч.

«Облака»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

25.

март

22

16.00

очная

0,5 ч.

«Ледоход»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

26.

март

29

16.00

очная

0,5 ч.

«По замыслу»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

27.

апрель

5

16.00

очная

0,5 ч.

 «В мастерской художника»

Рефлексия, наблюдение

28.

апрель

12

16.00

очная

0,5 ч.

Рисование «Космические фантазии» (кляксография)

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

29.

апрель

19

16.00

очная

0,5ч

Рисование «Фрукты в вазе» (пуантилизм)

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

30.

апрель

26

16.00

очная

0,5 ч

Рисование «Фрукты в вазе» (пуантилизм)

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

31.

май

3

16.00

очная

0,5 ч

Рисование «Салют победы»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

32.

май

10

16.00

очная

0,5 ч

Рисование «Одуванчики в траве»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

33.

май

17

16.00

очная

0,5 ч

Рисование «Весеннее настроение»

Рисунок, рефлексия,

наблюдение

34.

май

24

16.00

очная

0,5 ч.

Коллективная работа: «Весенний букет»

Коллективная работа, рефлексия,

наблюдение

35.

май

31

16.00

очная

0,5 ч.

Рисование «Волшебный лес» (с использованием листьев)

Рисунок, рефлексия, наблюдение

36.

июнь

7

16.00

очная

0,5 ч.

Рисование «Цветы» (мыльная пена)

Рисунок, рефлексия, наблюдение

37.

июнь

14

16.00

очная

0,5 ч.

Рисование «Берёзка» (восковые мелки + акварель)

Рисунок, рефлексия, наблюдение

38.

июнь

21

16.00

очная

0,5 ч.

Рисование «Витражи для терема Лета»

Коллективная работа, рефлексия,

наблюдение

Всего: 40 занятий.

Итоги работы по образовательной программе:

Выставка работ кружка «Волшебные краски»

Коллективные работы «Весенний букет», «Витражи для терема Лета»

Список литературы,  рекомендуемой для детей

1. Валентин Берестов «Альбом для рисования» 

2  Галина Дядина «Бумага» 

3. Е. Раннева «Безобраз»

4. Е. Раннева «Вдруг талант мой потерялся»

5.  В. Данько «Волшебник»

6. Иг Финн «Волшебница у мольберта»

7. О. Дриз «Восемь рук»

8. Е. Раннева «Есть фломастер у Иринки»

9. К.Чуковский «Закаляка»

10. Е. Раннева «Ира любит рисовать»

11. И.Холи «Я тоже к звездам полечу»

12. Рассказ «Счастливого пути, космонавты»

13. Е.П.Левитан «Твоя Вселенная», «Звёздные сказки», «Малышам о звездах и планетах»

14.  Стихи: А. Хайт «По порядку все планеты …»;  «На луне жил звездочет»

15.  Л. Кассиль «Твои защитники»

16. С. Михалков «День Победы»

17. В. Ю. Драгунский Арбузный переулок. («Денискины рассказы")

18. Георгий Скребицкий Художник-Весна ("Четыре художника")

19. Дарья Хохлова "Сказка про весну"

20. Русская народная сказка "Ручей и камень"

 21. В.Лунин «Весна»

22.  П. Соловьёва «Подснежник»

23.  Б. Асаналис «Краски весны»

24. Е.Серова «Носит одуванчик»

25. Е. Трутнева «Лето»

26. М. Ивенсен «Вот и лето подоспело…»

Список литературы,  рекомендуемой для педагогов

1. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.

2. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой.

3. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

4. Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны.  2007. – 80с.

5. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.

6. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий./Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.

7. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.

8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.

9. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

10. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. -  96с.

11. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

12. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

13. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

14. Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз – Дидактика 2006.-108с.

15. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»» 2006. -108с. 

Список литературы,  рекомендуемой для родителей

1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.

2. Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны.  2007. – 80с.

3. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

5. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

Дата переноса

занятий

Причина

переноса

Дата

проведения занятия

Формы реализации

программного

материала

Список используемой литературы и источников информации:

1. Давыдова Н.Г. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 1. - М.: «Издательство Скрипторий 2003.», 2007

2. Давыдова Н.Г. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Часть 2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003.», 2007

3. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А.Васильевой.

4. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.

5. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128с.

6. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. -  96с.

7. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.

8. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

9.https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/10/08/programma-po-netraditsionnoy-tehnike-risovaniya

10.http://mbdou109.ru/ckfinder/userfiles/files/1%20метод%20рекомендации%20вероника%20%202018.pdf

11. https://razvivashka.online/tvorchestvo/klyaksografiya#i-5

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Средняя группа 2021-2022 учебные года

Рабочая программа. Средняя группа 2021-2022 учебные года...

Рабочая программа воспитания на 2021-2022 учебный год

Программа обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопроса...

Презентация рабочей программы воспитания на 2021-2022 учебный год

Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №18»...

Рабочая программа младшая группа 2021-2022 учебный год.

Рабочая программа младшая группа 2021-2022 учебный год....

Проект "Рабочая программа воспитания на 2021-2022 учебный год"

Рабочая программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы,  реализуемой в ДОУ, и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать восп...

Индивидуальная программа профессионального развития 2021- 2022 учебный год

Индивидуальная программа профессионального развития педагога....

Рабочая программа педагога на 2021-2022 учебный год

      Рабочая программа направлена на:создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и ...