Консультация для воспитателей "Обучение дошкольников предметному рисованию при помощи ИКТ"
консультация по рисованию (подготовительная группа)

Плоцких Лариса Львовна

Возможности использования ИК технологий   во время предметного рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predmetnoe_risovanie.docx22.27 КБ
Файл obuchenie_risovaniyu.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время   информационно – коммуникативные технологии являются   одним   из   приоритетов     образования.   Информатизация   системы образования   предъявляет   новые   требования   к   педагогу   и   его профессиональной   компетентности.   Педагог   должен       уметь   пользоваться компьютером,   современным   мультимедийным   оборудованием,     широко использовать их в своей педагогической деятельности,  должен  идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий.  

Информационные технологии – это не только компьютеры, но и телевизор, DVD,  CD, мультимедиа, аудиовизуальное оборудование, то есть всё то, что может представлять  широкие  возможности для коммуникации.

В процессе образовательной деятельности с детьми воспитатель может использовать аудиовизуальный ряд, медиа-презентации, развивающие и дидактические игры, как для подгруппы детей, так и для индивидуальной работы с ребенком, и, конечно, при разработке образовательных технологий уже не обойтись без включения ИКТ.

ИК технологии позволяют:

- повысить заинтересованность ребенка в процессе познания,

- сделать учебную деятельность личностно значимой,

- значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений,

- добиться длительной концентрации внимания воспитанников,

- добиться более прочного закрепления новых получаемых знаний.

ИКТ в ДОУ могут применяться и в виде компьютерных программ, слайд – фильмов. Компьютерные программы обычно приобретают готовыми, а создание слайдов-фильмов и презентаций по силам большинству педагогов. Мы можем создать фильм или презентацию, учитывая особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные к конкретному занятию. Рассмотрим это направление применительно к обучению детей приемам рисования.

ИКТ широко используются:

- во время знакомства с творчеством художников (например, «Исаак Левитан», «И.И. Шишкин – певец русского леса» и т.д.);

- при изучении жанров изобразительного искусства (натюрморт, портрет, пейзаж, графика, и т.д.);

- при изучении тем по декоративно – прикладному искусству «Дымковская игрушка», «Сказочная Гжель», «Золотая Хохлома», «Русская матрёшка», «Русский костюм»;

- при изучении законов композиции.

- в предметном рисовании.

Предметное рисование – это изображение отдельно взятого предмета по представлению и с натуры.

Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, является формирование следующих умений:

- изображать форму и строение предмета, передавать пропорциональное соотношение частей, изменение в связи с несложным движением;

- изображать некоторые характерные детали, делающие изображение выразительным, образным;

- передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа;

- развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

ИКТ можно использовать во время предметного рисования:

- при проведении физминуток,

- гимнастики для глаз;

- для повышения мотивации к дальнейшей деятельности и развития познавательных способностей используя в водной части как сюрпризный момент (отрывок из мультфильма, сказки, документальных фильмов – о животных, растениях, о праздниках).

- схемы для рисования;

- видеоролики, презентации, обучающие рисованию;

- дидактические игры.

Схемы для рисования

Поэтапное рисование — несложная методика, которая помогает развить творческие способности ребенка, вне зависимости от его природных данных. Наиболее подходит для детей старшего дошкольного возраста.

Схемы для поэтапного рисования можно легко найти, скопировать и распечатать. Подобные схемы есть в каждой группе, они объединены в картотеки, альбомы. В подготовительной группе, например, подобные схемы («Машины», «Деревья», «Снегурочка», «Цветы», «Животные») вывешивались для просмотра и самостоятельного рисования в центре изобразительной деятельности. Подобные схемы, когда есть возможность воспользоваться экраном или монитором телевизора, можно предложить детям в процессе обучения рисованию какого-либо предмета или объекта. Крупное изображение помогает детям лучше рассмотреть детали и выделить этапы и последовательность рисования.

Поэтапные схемы можно использовать и в работе с родителями, предлагая им порисовать с детьми на досуге.

Раскраски

Раскраски с использованием ИКТ это:

- Обычные раскраски, распечатанные с помощью цифровой аппаратуры

- Игры-раскраски

- Раскраски в графических редакторах.

Игры-раскраски не несут большой образовательной ценности. Подходят для индивидуальной работы и работы дома с родителями.

В графических редакторах имеется большое количество различных художественных материалов доступных детям: карандаши, фломастеры, тушь, перо, различные краски, разнообразные фоны, эффекты. В графических редакторах дети могут создавать рисунки, аппликации, фотоколлажи, заниматься графикой, живописью, дизайном.

Работая в графических редакторах, дети активны, не боятся ошибаться, любое изображение они могут легко корректировать. Исчезают комплексы, зажатость, скованность, страх перед неуспехом.

Использование подобных программ формирует у детей предпосылки дизайнерских умений. Они упражняются в выстраивании композиции, соблюдении пропорций, сочетании цветов в рисунке. Это формирует креативность ребенка, умение оперировать символами на экране монитора, способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению.

Мультимедийные презентации — наиболее часто используемая в детском саду форма ИКТ, в том числе и на занятиях по изодеятельности.

Мультимедийные презентации дают возможность обеспечить «доступ к недоступному».  Например, провести знакомство с творчеством художника или народным декоративно-прикладным промыслом,  произведения, которых мы не можем продемонстрировать детям в оригинале.

Мультимедийные презентации помогают организовать виртуальное посещение дошкольниками различных музеев, картинных галерей, что может помочь проникнуть в тонкости творчества живописцев, композиторов, архитекторов, скульпторов.

Еще одна из задач обеспечения наглядности, которую может решить мультимедийная презентация - способствовать комплексному восприятию ребенком  объекта выбранного педагогом для занятия по рисованию, созданию обобщенного образа, представления о данном объекте.

Например:

Если планируется  научить детей передавать объект в разных позах, движениях – для этого мы подберем и покажем объект в разных положениях, например, человек в разных позах, животное, которое лежит, стоит, смотрит наверх, лакает молоко и т.д.

При обучении детей рисованию птиц, можно использовать комплекс мультимедийных средства: непосредственно сама презентация с изображением птиц сидящих на ветке дерева, парящих в воздухе, высиживающие яйца в гнездах и т.д., схема изображения птиц, аудиозапись «Голоса птиц», которая накладывается на картинку в презентации.

Интерактивные дидактические игры

Интерактивные дидактические игры применяются при обучении детей рисованию при объяснении приемов рисования  и для их закрепления.

Например:

«Собери картинку»

Цель: закрепление представлений о последовательности рисования.

На экране демонстрируются набор деталей, которые необходимо собрать вместе, расположить на слайде так, чтобы получился определенный объект или предмет. Например, учим детей изображать животное. У меня на слайде - детали для  лисы. Опытные педагоги знают, что необходимо объяснить и показать последовательность работы - сначала нужно нарисовать туловище, потом рисуется голова, а затем - другие части тела.  Словесное объяснение в данном случае сопровождается соответствующими действиями на экране.

«Движущиеся детали»

Цель: формирование у детей представлений о связях между расположением деталей и действием объекта.

Детям предлагается, например, нарисовать уточку, которая  плывет вправо, влево, или смотрит вверх или опускает голову в воду, при этом обращаем внимание детей на то, что от расположения головы будут зависеть движения уточки.

С учетом требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13, в работе с детьми необходимо придерживаться  рекомендации по использованию ИКТ в ДОУ:

• По требованиям СанПиНа образовательная деятельность с использованием компьютера предполагает для детей 5 лет – не более 10 минут, для детей 6-7 лет - не более 15 минут.

• Образовательную деятельность с использованием компьютера для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю.

• В конце занятия проводить гимнастику для глаз.

• Правильно определять дидактическую роль и место ИКТ в образовательной деятельности.

• Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии. При частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение дошкольников предметному рисованию при помощи ИКТ Воспитатель Плоцких Лариса Львовна

Слайд 2

Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ В целях Государственной Стратегии развития воспитания на период до 2025 года предусматривается расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов , в частности, «…создание условий, методов и технологий для использования воспитания и социализации детей » . Использование ИКТ в дошкольном образовательном процессе: ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень; обладает стимулом познавательной активности; облегчает работу воспитателя; позволяет оживить совместную образовательную деятельность с детьми, вызвать положительный эмоциональный отклик с их стороны.

Слайд 3

Формы использования ИКТ в образовательной деятельности

Слайд 4

Возможности использования ИКТ в изобразительной деятельности

Слайд 5

Предметное рисование Предметное рисование – это изображение отдельно взятого предмета по представлению и с натуры . Общими задачами обучения рисованию отдельных предметов, является формирование следующих умений: изображать форму и строение предмета, передавать пропорциональное соотношение частей, изменение в связи с несложным движением; изображать некоторые характерные детали, делающие изображение выразительным, образным; передавать цвет предмета в соответствии с его содержанием и характером образа; развивать технические навыки в рисовании карандашами, красками и другими материалами.

Слайд 6

Использование ИКТ в предметном рисовании ИК технологии можно использовать во время предметного рисования: при проведении физкультминуток; при проведении гимнастики для глаз; для повышения мотивации к дальнейшей деятельности и развития познавательных способностей используя в водной части как сюрпризный момент (отрывок из мультфильма, сказки, документальных фильмов – о животных, растениях, о праздниках). схемы для рисования; видеоролики , презентации, обучающие рисованию; дидактические игры.

Слайд 7

Поэтапные схемы для рисования Поэтапное рисование — несложная методика, которая помогает развить творческие способности ребенка, вне зависимости от его природных данных . Наиболее подходит для старших дошкольников. Схему для поэтапного рисования на экране монитора можно использовать в образовательной деятельности, заменив ею рисование образца на доске, а также в свободной деятельности в распечатанном варианте. В группах детского сада есть альбомы и картотеки с поэтапными схемами для детей разного возраста. Поэтапные схемы можно использовать и в работе с родителями, предлагая им порисовать с детьми на досуге.

Слайд 8

Раскраски http:// www.super-raskraska.ru / https://raskras-ka.com/ https://paint-online.ru/ Использование программ для раскрашивания и рисования формирует у детей предпосылки дизайнерских умений. Они упражняются в выстраивании композиции, соблюдении пропорций, сочетании цветов в рисунке. Это формирует креативность ребенка, способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению.

Слайд 9

Мультимедийные презентации Мультимедийные презентации — наиболее часто используемая в детском саду форма ИКТ, к том числе и на занятиях по изодеятельности . Мультимедийные презентации дают возможность обеспечить «доступ к недоступному» . Например, провести знакомство с творчеством художника или народным декоративно-прикладным промыслом, произведения, которых мы не можем продемонстрировать детям в оригинале. Мультимедийная презентация способствует комплексному восприятию ребенком объекта для обучения рисованию , созданию обобщенного образа, представления о данном объекте . Например:

Слайд 10

Интерактивные дидактические игры Интерактивные дидактические игры применяются при обучении детей рисованию при объяснении приемов рисования и для их закрепления. Например: «Собери картинку » Цель: закрепление представлений о последовательности рисования . На экране демонстрируются набор деталей, которые необходимо собрать вместе, расположить на слайде так, чтобы получился определенный объект или предмет. «Движущиеся детали » Цель : формирование у детей представлений о связях между расположением деталей и действием объекта. Детям предлагается, например, нарисовать уточку, которая плывет вправо, влево, или смотрит вверх или опускает голову в воду, при этом обращаем внимание детей на то, что от расположения головы будут зависеть движения уточки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект тематической выставки в методическом кабинете "Обучение дошкольников предметному рисованию"

И в десять лет, и в семь, и в пять.Все дети любят рисовать.И каждый смело нарисуетВсе, что его интересует.Все  вызывает интерес:Далекий космос, ближний лес,Цветы, машины, сказки, пляски…Все...

Консультации для родителей "Освоение навыков письма с помощью рисования на песке"

   Известно, что человек использует для графического выражения своего восприятия окружающего мира так называемые первичные формы (архетипы)- это прямые и кривые линии, основные геомет...

Развитие творческих способностей у дошкольников с ЗПР с помощью рисования песком

Статья посвящена развитию творческих способностей у дошкольников  с задержкой психического развития с помощью нетрадиционных методов рисования. Подробно рассматривается метод работы на песоч...

Консультация на тему « Обучение младших дошкольников предметному рисованию»

      В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида : рисование отдельных предметов, сюжетное и декоративное. Ка...

Консультация для родителей "Развитие творчества детей с помощью нетрадиционных техник рисования"

Как научить ребенка рисовать? Над этим вопросом думают многие родители... Часто мам и папы даже не подозревают о том, что в этом вопросе им могут помочь предметы, сазалось бы совершенно не подходящие ...

Консультация для родителей дошкольников "Учим буквы с помощью манной крупы"

Консультация для родителей дошкольников "Учим буквы с помощью манной крупы"Согласитесь, что учить буквы только с помощью книг, перелистывая страницу за страницей, скучно и неинтересно для ре...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования в помощь малышам»

Рисовать совсем не сложно,Рисовать просто, легко.Было б только вдохновенье,Чем и где, и для кого… Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции...