Интегрированное занятие "Волшебница-зима" в подготовительной группе
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_izo_i_r.r.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию
«Волшебница- зима»
(в подготовительной к школе группе)
Цель: Познакомить с произведениями живописи: репродукциями картин И. Шишкина «Зима», И. Грабаря «Февральская лазурь», изображением родной природы в картинах художников.
Закрепить умение передавать в рисунке пейзаж, характерные особенности зимы.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей воспринимать содержание пейзажной картины с эстетической точки зрения; понимать красоту природы;
- формировать представления о выразительных средствах, используемых художником при создании картины;
- формировать умение выражать свои мысли ясно для окружающих, уметь вести беседу непринужденно;
- учить видеть особенности композиции картины.
Развивающие:
- развивать художественное восприятие, обучая видеть не только внешнюю сторону изображения, но и художественно-образный смысл картины.
- развивать связную речь, речевой слух;
- развивать умение удачно располагать изображение на листе, рисовать гуашью;
- развивать творческое воображение.
Воспитательные:
-воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к творчеству через изобразительное искусство, музыку, поэзию;
- воспитывать интерес детей к пейзажной живописи;
- воспитывать чуткое отношение к природе;
-воспитывать аккуратность при работе с гуашевыми красками.
Образовательные области: образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» с интеграцией образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально – художественная, продуктивная
Методы: беседа, показ.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: мольберт, репродукции картин И. Шишкина «Зима», И. Грабаря «Февральская лазурь», музыкальная запись произведений
из альбома «Времена года» «Декабрь» П.И. Чайковского и
«Времена года. Зима» (часть 2) А. Вивальди, мячик-снежок.
Раздаточный: тонированные листы бумаги А4, гуашь, кисти, карандаш.
Технические средства обучения: интерактивная доска, акустическая система
Предварительная работа: чтение художественных произведений, прослушивание музыкальных произведений о зиме, наблюдение за природой на прогулке.
Ход занятия
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Воспитатель: Крепче за руки возьмёмся,
И друг к другу повернемся,
Улыбнемся, шире круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей на занятие, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Воспитатель: ребята сегодня утром мне вспомнились строки из стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро». Хотите послушать? Садитесь на стулья я вам сейчас его прочитаю.
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит
Воспитатель: Ребята, скажите, какое время года описано в стихотворении?
Дети: Зима.
Воспитатель: Да вы правы, но зима, к сожалению, заканчивается, и я бы хотела, чтобы мы сегодня напоследок вспомнили о зиме и поговорили об этом замечательном времени года.
Воспитатель: У каждого времени года есть 3 месяца. Назовите зимние месяцы.
Детей: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: В какие игры больше всего любят играть дети зимой?
Дети: в снежки.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру «Снежок». Встаем в круг.
Передавая снежный ком, вы должны дать характеристику зиме одним словом. Например: «Какая зима? – снежная, холодная…».
Ответы детей: Белая, холодная, снежная, красивая, пушистая, вьюжная, загадочная, волшебная, сверкающая, суровая, морозная, серебристая, студёная, сказочная, непредсказуемая, неожиданная.
Воспитатель: Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная со снегом хрустящим, и с оттепелью, с метелями и с капелью. Пожалуйста, садитесь на стулья.
Воспитатель: Вы любите зиму?
Дети: Да
Воспитатель: А художники тоже любят зиму и свои впечатления передают красками. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с картинами художников, которые изобразили зиму. Все эти художники изобразили одно и то же время года в своих картинах, но их картины отличаются друг от друга. Для начала рассмотрим картину художника И.Шишкина. Какое время года изобразил художник на картине?»
Дети: Зима.
Воспитатель: Я предлагаю вам полюбоваться этой картиной под музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года».
Дети слушают музыку.
Воспитатель: Подходит ли музыка к этой картине? Какое настроение возникает у вас, когда смотрите па эту картину?
Дети: Стало немного грустно.
Дети: Печально.
Воспитатель: Композитор и художник одинаково грустят.
Дети: Кажется, что зима надолго, когда вокруг такой темный лес.
Воспитатель: Какими красками передана грусть, тоска в картине?
Дети: Серой краской, голубоватой.
Дети: Кажется, что лес спит.
Воспитатель:
«Околдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна».
- Да, сквозь такую непроходимую чащу не скоро пробьется солнце.
Выпал глубокий снег. Лес стоит темной стеной, серый, синеватый снег, бурелом — мы видим поваленные деревья. И на сосне — одинокая ворона.
«Темный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно».
«Чародейкою зимою Околдован лес стоит...»
- Как вы думаете, почему художник выбрал такие цвета?
Дети: Чтобы показать холод, дремучий лес.
Дети: Чтобы показать лес спящим.
Воспитатель: Художник хотел показать, что зимой природа засыпает, как бы замирает, находится в состоянии покоя. И в то же время он вселяет надежду, что это ненадолго, не навсегда. Можно ли это увидеть на картине?
Дети: Да. Мы видим узкую полоску голубого, чистого неба.
Дети: Кое-где пробиваются светлые лучи солнца.
Воспитатель: Мы немного взгрустнули. А сейчас взгляните на эту зиму. Ее написал художник И. Грабарь. Картина называется «Февральская лазурь». Здесь вы видите прекрасную березовую рощу. На переднем плане мы видим отдельно стоящие березы. Здесь художник находился очень близко, поэтому мы не видим верхушки березы, она изображена крупным планом, а вдали березовая роща, пронизанная ярким светом.
Воспитатель: Какое время здесь изобразил художник?
Дети: Здесь тоже зима.
Воспитатель: Да, это тоже зима, но это конец зимы, февраль. Светит яркое солнце. Посмотрите, какое ясное голубое небо, нежно-голубой цвет неба и яркие синие тени от деревьев показывают, что день стоит солнечный, придают ощущение света. Снег на солнце искрится и приобретает множество оттенков: от бледно-голубого, от сиреневого до синего. Даже на стволах и ветках берез кора имеет множество оттенков. Вся роща озарена светом яркого солнца. Представьте себя в этой роще, рядом с этими чудесными березами. Что можно услышать?
Дети: Потрескивание снега.
Дети: Веселый щебет птиц. Кажется, что сейчас зазвенит капель.
Воспитатель: Когда смотришь на эту картину, кажется, что скоро весна, отступает зима с метелями и морозами.
Рассмотрев эти картины, вы заметили, как много значат цвет, оттенки, которые подбираются художником для изображения природы. Глядя на эти картины, возникает естественное желание увидеть всю эту красоту в действительности, как увидели ее художники.
Воспитатель: Ребята, но ведь мы и сами можем передать характер, настроение зимы. Давайте попробуем нарисовать картину на зимнюю тему. Попробуем?
Дети: Да
Воспитатель: Но прежде чем мы приступим к рисованию давайте разомнемся:
Физкультминутка «Зима»
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Плавные движения руками.)
Я предлагаю вам пройти за свои рабочие места (Дети берут стульчики и проходят за столы)
3. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ.
Дети самостоятельно выполняют задание. Воспитатель следит за выполнением работы.
4. ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята сколько замечательных картин с изображением зимы у нас получилось. Настя, я предлагаю тебе выйти и выбрать ту картину, какая тебе понравилась и рассказать о ней. (Вызвать двух детей)
Воспитатель: - Ребята у вас получились чудесные зимние пейзажи. Глядя на ваши работы, мне сразу вспомнилось стихотворение Ивана Сурикова «Зима», которое очень точно отражает то, что вы нарисовали. Кто мне расскажет это стихотворение?
Дети:
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес – что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно
Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо!
Вот картина «Февральская лазурь», написал Игорь Грабарь. Посмотрите, как художник изобразил красоту природы. Какие краски он использовал?
Дети: Много голубого цвета, белого, холодных тонов.
Воспитатель: Как думаете, какой здесь изображен день?
Дети: солнечный, морозный
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: потому что небо голубое, оно бывает зимой только в мороз
Воспитатель: Правильно. Морозное солнечное утро. Небо, березы, снег все так и дышит холодной свежестью. Огромное лазурное небо. Кругом белым-бело. На снег падают тени от берез. От этого он кажется голубым.
Воспитатель: А вот на картине другого известного художника Исаака Левитана «Зимой в лесу» мы видим другую зиму. Какую?
Дети: Грустную, печальную и т.д.
Воспитатель: Почему вы так считаете?
Дети:
Воспитатель: Зима как-то непривычно изображена здесь – холодно, невзрачно. Какое-то все серое и неуютное.
-Рады приходу зимы и художники. Посмотрите на эту картину (слайд с репродукцией картины И. И. Шишкин "Зима") Вспомните, кто написал эту картину и как она называется. (ответы детей).Правильно, это картина И. И. Шишкина "Зима".
О чем рассказал нам художник, что его удивило? (красота зимнего леса, укутаннового снегом). Каккой это лес? (старый,дремучий, непроходимый, еловый бор.) Почему вы решили что это старый. дремучий лес? Посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Какие они? (огромные, мощные, с толстыми стволами, лесные богатыри). А что мы видим на земле? Что лежит под снегом? (огромные стволы упавших старых деревьев, кое где стволы елей уже наклонились, но они еще не упаали). А естль ли здесь маленькие елочки и кусты? Да. они чуть виднеются из-под снежных шубок. Холодно, морозно, и кажется, что все в этом лесу застыло, замерло. И только теплые коричневые тона стволов елей говорят о том, что лес заснул, но он живой. Видите ли вы здесь живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите ли вы кого-нибудь в этом сонном лесу? Вот какую еще загадку загадал нам художник. Это птица на ветке, кажется, что она тоже заснула.
Красив укрытый пушистым толстым ковром снега зимний лес. Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, спокойная или громкая, радостная, звонкая? Да, картина тихая, спокойная,негромкая. Вам понравилась картина?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие для подготовительной группы "Насекомые"
Интегрированное занятие для подготовительной группы "Насекомые"...
Интегрированное занятие в подготовительной группе "В поисках Кая"
Дети выполняют задания с помощью игр: "Уникуб", "Палочки Кюизенера", "Блоки Дьенеша"....
интегрированное занятие в подготовительной группе группе.
интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по рисованию ,развитию речи и музыкальному воспитанию....
"Здравствуй,зимушка-зима."Конспект интегрированного познавательного занятия. Подготовительная группа.
«ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА-ЗИМА"Конспект интегрированного познавательног...
Интегрированный досуг в подготовительной группе
Закрепляет знания детей о школе, школьных принадлежностях, развивать мелкую моторику рук, творческое воображение, формирует мотивацию к учебной деятельности....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Формирование представлений детей подготовительной группы об осенних изменениях в природе».
создание условий для закрепления знаний детей об изменениях в природе осенью....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе группе На тему: «Для чего нужны дома?».
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Виды детской деятельности: игровая, ...