Методика организации коллективного творчества в НОД изобразительного искусства как способ изучения и объединения индивидуальных работ детей в единую композицию
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Гладкова Валентина Александровна

Данная работа назначена в помощь воспитателям в изобразительном искусстве для развития у детей способности творчески работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped-proekt.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

Вид проекта: творческий

ТЕМА: Методика организации коллективного творчества в  НОД изобразительного искусства как способ изучения и объединения индивидуальных работ детей  в единую композицию.

 Срок реализации: в течение года

Возраст детей: 5 - 6 лет

                                    Автор: Гладкова Валентина Александровна, воспитатель группы предшкольной подготовки

2020 год

        Данная работа назначена в помощь воспитателям в изобразительном искусстве для развития у детей способности творчески работать в коллективе.

Актуальность

        Как необходимое условие в наше время все чаще рассматривается высокий уровень развития творческих способностей для выживания в постоянно меняющемся окружении. Особенно значима для современного ребенка способность творчески работать в коллективе.

        Современному педагогу на пути формирования коллективной направленности у дошкольника следует сделать ряд последовательных шагов: формировать у ребенка направленность на сверстников, создать у него ощущения собственной значимости для них, закреплять ощущение ребенка своей значимости для получения общего результата.

Проблема

        Особенно в коллективном творчестве дети в ДОУ не умеют коллективно работать в разных видах деятельности, решая эту проблему развития, педагоги должны основываться на следующих принципах:

1)творческая реализация каждого воспитанника;

2)учет индивидуальных особенностей детей;

3)комфортность пребывания ребенка в коллективе.

       Цель: Изучить особенности организации коллективного творчества детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Анализ психологических особенностей коллективного  творчества детей дошкольного возраста

2. Изучение особенностей  организации коллективной творческой деятельности детей дошкольного возраста

3. Выявление методических приемов организации коллективной творческой деятельности  детей дошкольного возраста.

4. Диагностическое исследование коллективной творческой деятельности детей дошкольного возраста.

5. Разработка методических рекомендаций по организации коллективной творческой детей дошкольного возраста.

Методы работы:

1.  Анализ специальной литературы

2. Тестирование

     Введение :

Понятие коллективного творчества

  • Анализируя различные точки зрения можно сказать, что в качестве главного критерия, отграничивающего "творчество" от "нетворчества', используют понятие "новизны" как характеристику некой деятельности. Согласно одному из распространенных определений, творчество рассматривается как деятельность, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие определенной значимостью.

Методические основы развития коллективной деятельности

  • Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в каждом детском саду создаётся перспективный план, отбираются темы, материалы, продумываются формы организации. Так, коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Наш любимый город»: на первом занятии создаётся город, на втором занятии на другом листе – транспорт, в конце занятия оба листа соединяются. На третьем занятии выполняют людей и дополняют город по своему желанию (деревьями, цветами, облаками, солнцем и пр.)

  • В процессе совместной художественной деятельности в НОД изобразительного искусства дошколята  приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. У детей формируются положительные взаимоотношения со сверстниками, умение сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. Виден процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения.

Этапы реализации проекта:

Проект рассчитан на учебный год и включает в себя следующие этапы:

1 этап подготовительный (август 2020 г. – сентябрь 2020 г.)

2 этап практический (сентябрь 2020 г. – май 2021г.)

3 этап заключительный (май 2021 г.)

Ресурсы проекта

  • Технические средства (музыкальный центр, компьютер, фотоаппарат, проектор)
  • Оформление приемной группы
  • Оформление  мини- выставок, стендов в ДОУ
  • Методическая литература  по теме проекта

Этапы реализации проекта

Этапы

Деятельность, мероприятия

1 этап работы-

подготовительный

Подготовка к проекту:

  • Определение цели и задач проекта
  • Разработка модели взаимодействия всех участников проекта (дети, воспитатель, родители)
  • Определение средств необходимых для реализации проекта (материалы и оборудование, методическая литература, ИКТ)
  • Определение содержания деятельности всех участников проекта (подбор бесед, конспектов, иллюстраций, консультаций)
  • Изучение методической литературы по «Коллективному творчеству»

Составление плана реализации проекта (разработка перспективных планов)

2 этап работы –

практический

Организация практической работы по теме:

  • План деятельности по достижению цели и поставленных задач;
  • Проведение коллективных занятий по изобразительной  деятельности, бесед, игр. Рассматривание иллюстраций.
  • Изготовление дидактических игр для дошкольников с участием родителей
  • Организация выставок, участие в конкурсах различного уровня

 Совместная продуктивная деятельность родителей и детей

3 этап работы –

заключительный

Подведение итогов:

  • Анализ педагогических наблюдений за развитием детей, формированием нравственных качеств
  • Анализ участия детей в конкурсах различного уровня
  • Анализ участия родителей в совместных мероприятиях

Отчет в виде презентации, фото – папок

   

Формы работы с детьми

  • Коллективные занятий по изобразительной  деятельности, беседы, игры
  • Организация выставок, участие в конкурсах различного уровня

Формы работы с родителями

  • Родительские собрания, открытые занятия для родителей и с родителями
  • Наглядные виды работы: информационные стенды, выставки детских работ, дидактических игр
  • Помощь родителей в изготовлении наглядного и дидактического материала

Ожидаемый результат

  • У дошколят  повысится уровень знаний .
  • Дети приобретут позитивные навыки общения друг с другом, смогут самостоятельно договариваются о совместной работе, ее содержании.
  • Активизируется участие детей и взрослых в выставках, конкурсах, мероприятиях различного уровня.

Продукт деятельности

  • Коллективные работы детей по изобразительному творчеству
  • Поделки, стен – газеты, продукт совместной деятельности детей и родителей
  • Иллюстрационный и дидактический материал
  • Дипломы и грамоты за участие в конкурсах на различном уровне

Этапы реализации по проекту

I этап  

        Успех любой деятельности  зависит от ее организации, а коллективная работа вообще невозможна без тщательно продуманной методики ведения, без четкого представления о композиции будущего коллективного произведения.

        В начале года дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;

II этап  

        Берутся самые интересные материалы, иллюстрации, фотографии, различные предметы, педагогические рисунки по данной теме.                        

        Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.

        Участники проектной деятельности должны быть мотивированы, и простого интереса здесь недостаточно. Нужно чтоб и педагог, и ребенок сформулировал причину, по которой они включаются в исследование.

        Проектная деятельность имеет конкретный характер, а следовательно, ярко выраженную социальную окраску. Объясняю новый материал. Даётся время для выполнения заданной темы коллективного творчества. В центре внимания — ребёнок.                

        Условием успеха над коллективными композициями являются представления детей о предмете изображения, их умение и навыки работы в заданной технике.  Дети начинают разговаривать друг с другом, сначала о деле, потом подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задания правильно;

III этап  

        Выполненные отдельно участниками рисунки не представляли сильной заинтересованности работами, объединив индивидуальные работы детей в единую композицию, был виден результат выполнения данной темы.  Каждый ребёнок видит свой уровень развития в общей композиции.

        На третьем этапе под руководством воспитателя дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, хвалят товарища. На занятиях изобразительного искусства организация коллективной деятельности требует от педагога больших  усилий, чем индивидуальная.

        Перед работой предлагаю выполнить опросник «Любите работать в группах».

Тест «НАСТРОЕНИЕ»

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  • Опрос детей на начало НОД .
  • Опрос детей на конец НОД.

- С каким настроением идешь на занятие?

- С каким настроением ушел с занятия?

  • Бал ребёнок ставит сам. Результат анализируется.  

  • Тест  «САМООЦЕНКА»

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Я1

Я2

  • «Я 1» перед занятием.
  • «Я 2» после занятия.
  • Оценивается по 10-бальной системе. Балл ребёнок ставит сам.
  • Результаты теста анализированы вместе с психологом школы.

Формы коллективного творчества детей

1. Совместно-индивидуальная

(ребенок-участник деятельности – выполняет часть работы индивидуально, а на завершающем этапе она становится частью общей композиции) .

2. Коллективно изобразительная деятельность на основе совместно-

последовательной формы организации

     (результат действия выполненного одним становится предметом        деятельности другого) .

3. Совместно-взаимодействующая

(формирования умений планировать координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда) .

Рекомендации для педагогов

        Взаимодействие детей и педагога осуществляется более свободно, вместе с тем дети имеют возможность видеть, как действует воспитатель, и обучаться без прямых указаний педагога, часто сковывающих детей, лишающих их самостоятельности, возможности высказать свое мнение.

        Созданная совместно с другими детьми работа позволит дошкольникам ярче представить происходящее, глубже пережить сюжет, лучше его запомнить.

        Готовую картину хорошо повесить в групповой комнате, в раздевальной, в вестибюле, в зале детского сада, чтобы можно было ещё и ещё полюбоваться своим произведением и чтобы его могли рассмотреть другие дети, родители, сотрудники ДОУ.

IV этап   Оценка результатов и отчетность

        Занятия изобразительным творчеством воспитанникам группы предшкольной подготовки формирует нравственные качества личности ребёнка: партнёрство, принятие позиции другого, взаимопомощь,  дружилюбие.

        Развивается самоконтроль, рефлексия, произвольность и другие волевые процессы. Из пассивного участника и потребителя знаний он становится открывателем, исследователем, творцом.

        Дети с удовольствием на занятии превратятся в дизайнеров интерьера.  Из простых материалов можно выполнить коллективное панно для украшения интерьера детского сада. Также можно организовать работу над коллективными композициями следующей тематики: "Ковер для Деда Мороза", "Рыбки плывут", "Бабочки", "Стрекозы летают над травой", "Осенний ковер", "Теплые зонтики", "Пушистые елочки","Град на острове стоит","В русской избе", "Зимующие птицы", "Хоккей", "Первый снег" и многими другими. Коллективная композиция "Ярмарка" стала проверкой знаний дошколят о народных художественных промыслах. Закрепляя пройденный материал, составляется композиция из изображений изделий, выполненных по мотивам разных художественных промыслов России, а  дети их классифицируют по видам промыслов и их систематизируют.    Вместе с коллективными панно или пространственными композициями в конце занятий изобразительного искусства появляются временные тематические выставки индивидуально выполненных детских работ, которые при продуманной организации и демонстрации на общем фоне становятся примером работы коллектива детей.

        Коллективное творчество - это эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Содержание изображаемого, несущее заряд мировоззренческих, эстетических, этических идей, способствует не только решению задач эстетического и художественного воспитания, но и активно воздействует на формирование сознания личности в  целом, а коллективная форма организации даёт возможность, формировать умения и навыки работать  вместе, строить общение,  развивает привычку к взаимопомощи, создаёт почву для проявления общественно ценных мотивов.

 Совместная деятельность НОД обобщение знаний детей предполагает систематизацию и закрепления большого объема знаний и умений ребят, это позволяет организовать работу детей в разных тематических группах, задания которые отражают темы непосредственно-образовательной деятельности  всего цикла, всего года дети с удовольствием занимаются коллективным творчеством. Многие дошколята в индивидуальной работе стесняются своих рисунков, в коллективном творчестве этого не происходит. Дети  с гордостью и интересом смотрят готовые коллективные творческие  работы. Особое удовлетворение детям доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них наиболее яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа, они понимают, что вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности. В процессе коллективной деятельности создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и воспитателем по поводу того, что они создают и как это лучше сделать. По завершении изображения дети все вместе радуются результатам совместной деятельности, радостные чувства их объединяют. Коллективные работы вызывают у ребят восхищение, поистине, как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».  

Полезные ресурсы

1.  Методическая литература.

2.  Фотографии.

3.  Коллективные творческие работы.

4.  Выставки.

.

       

                 

Приложения

Примерное тематическое планирование НОД

Месяц

Вид
деятельности

Название
НОД

Кол-во
часов

Сентябрь

Рисование с элементами
аппликации Рисование

Рисование с элементами
аппликации

Рисование пластилином

Рисование пластилином

«Букет цветов»

«Теплые зонтики»

 «Стрекозы летают над травой»

 «Урожай»

1

1

1

1

1

Октябрь

Рисование с элементами
аппликации

Рисование с элементами
аппликации

Рисование

Рисование и аппликация

«Цветы»

«Цветы для царевны Несмияны»

«Осеннее дерево»

«Золотая роща»

1

1

1

1

Ноябрь

Аппликация

Рисование и
Оригами

Рисование пластилином
(по 3-4 ребенка)

Лепка
(по 3-4 ребенка)

«Разноцветный полет»

«Лягушка – путешественница»

«Ветер по морю гуляет...»

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

1

1

2

1

Декабрь

Рисование и
Художественный труд

Аппликация обрывная
(3-4 ребенка) Рисование и
Художественный труд

Рисование
(3-4 ребенка)

«Первый снег»

«Зимний  день»

 «Новогодняя ёлка»

«Зимние забавы»

1

1

2

1

Январь

Рисование Аппликация объемная

Аппликация обрывная
(3-4 ребенка)

Аппликация из ниток

«Пушистые елочки» «Снежинки на окне

 

«Хоккей»

«Зимующие птицы»

1

1

2

Февраль

Рисование декоративное Аппликация объемная

«Сервиз для Федоры»

«Сирень»

Март

Рисование Рисование Рисование по парам

 Рисование 

« Под грибом»

 «Птичий двор»

«У лукоморья дуб зелёный»

1

1

2

Апрель

Лепка

Рисование по парам

 Рисование

«Космос»

«Космос»

«Расцвели красивые цветы»

1

1

1

Май

Рисование Рисование Рисование и
Художественный труд

«Мир животных»

«Первоцветы»

Создаем «Красную книгу природы»

Консультация для родителей

Воспитательные возможности

коллективной изобразительной деятельности

           Как известно, маленькие дети очень эмоциональны и с рождения наделены богатым воображением, способностью «оживлять» предметы и явления окружающего мира. Дети любят фантазировать и в процессе рисования, смешивая цвета и получая необычные оттенки, узнавая в своих линиях-каракулях зверей, растения, предметы.

Наша задача – сохранить и развить у ребенка этот бесценный творческий дар, умение видеть прекрасное вокруг и способствовать тому, чтобы приобретение знаний и умений в мире художественного творчества проходило без потери у детей таких замечательных качеств, как острота восприятия и эмоциональная отзывчивость.

            Рисование – это одно из самых больших удовольствий для ребенка. Приобретение изобразительных навыков чрезвычайно важно для него. Ученые придают большое значение так называемым мышечным ощущениям руки и именно с ними связывают развитие двигательного центра речи. Научно доказано, что тонкие движения пальцев рук (мелкая моторика) непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи. Таким образом, во время рисования развивается не только рука, но и речь ребенка. Рассказывая о своем рисунке, ребенок учится подбирать нужные слова, красиво и правильно формулировать свои мысли. Он становится более наблюдательным и работоспособным. Повышается концентрация внимания, развивается логическое и образное мышление, ведь ребенок рассматривает предметы разного цвета, формы, величины, учится подмечать в окружающем мире незаметные на первый взгляд детали, фантазирует.

           А ведь никто не будет спорить с тем, что фантазия – двигатель прогресса без фантазеров не было бы ни компьютеров ни автомобилей, ни простейших орудий труда. Именно благодаря умению фантазировать человечество вышло на современный уровень прогресса и, конечно, культуры искусства.

Сегодня одной из проблем педагогики является развитие креативных способностей учащихся. Наша общая задача – воспитать всесторонне гармонично развитого человека способного активно, творчески решать стоящие перед ним задачи , готового работать с полной отдачей сил. В решении этой задачи немалая роль принадлежит младшим школьникам, когда закладываются основы творческой деятельности. Обучение в современных условиях не может строиться без учета процессов, происходящих в обществе, и новейших тенденций в искусстве: все, что ребенок видит и слышит должно находить отражение на уроках.

            Коллективная работа создает для этого прекрасные условия, кроме того, воспитывающий эффект совместной работы в данном случае усиливается воздействием содержания изображаемого. Для развития творческого начала я рекомендую использовать в практической работе взаимодействие нескольких видов искусств в тесной связи с игрой, трудовой деятельностью и свободным творчеством. Детское творчество - это чудесная и загадочная страна.

              Помогая ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, мы делаем жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее. В наше время проблема творческих способностей, точнее их раннее пробуждение и развитие получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Жизнь детей должна быть заполнена творческой деятельностью, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других.

          Изобразительное искусство в этом возрасте должно быть особенно разнообразным и разнохарактерным, с привлечением различных техник, материалов (работа кистью и красками, тушью и палочкой, фломастером, карандашом, мелками, склеивание бумаги, складывание, сгибание, простая пластика, аппликация), вариантов заданий, сюжетов, ситуаций, сопоставлений, сравнений - все с учетом индивидуальности ребенка, отражением его личности в выполняемой работе.

            Занятия коллективным творчеством помогут ребятам обрести опыт творческого сотрудничества, способствуют формированию таких качеств, как терпение, умение считаться с мнением другого, уважительное отношение к труду товарища. В процессе изготовления коллективной работы обогащается эмоциональная сфера ребенка, в основе которой лежит ожидание неизвестного эффекта от завершения создаваемой работы. Сфера эмоций в младшем школьном возрасте играет немалую роль в развитии творческой деятельности. Одной из основных черт детей младшего школьного возраста является их обостренная чувствительность ко всему тому, чем мир воздействует на органы чувств, т.е. цвету, свету, форме, звуку, ритму.

              Потребность в коллективной деятельности всегда сопряжена с ярко выраженными положительными эмоциями, и потому крайне необходимо для ее развития создавать, укреплять, развивать чувство удовольствия, радости от творческой деятельности. Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывают в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника и развивая важнейшие организаторские, коммуникативные ,конструктивные, аналитические умения, а также формируют у детей ответственность, инициативность, самостоятельность. Знакомство детей с творчеством своих одноклассников делает их добрее, отзывчивее, внимательнее друг к другу, ко всему окружающему миру.

             Коллективная деятельность - это равноправное личностное взаимодействие учащихся, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потенциала и комфортности.

Консультация для педагогов

«Методика организации коллективного творчества в  НОД изобразительного искусства как способ изучения и объединения индивидуальных работ детей  в единую композицию»

.

           О том, как важно и необходимо обучать дошкольников совместному труду, работе, как сложна эта проблема на практике, говорили многие отечественные и зарубежные исследователи. По мнению ученых и практиков, коллективная деятельность на занятиях по рисованию. лепке, аппликации обладает широким спектром педагогических возможностей: развивает интерес к изобразительной деятельности и художественному труду, формирует культуру общения, позволяет получить практический опыт нравственных отношений, формирует и развивает творческие способности детей и личность ребенка в целом.

          В процессе создания коллективного продукта дети овладевают техническими и изобразительными (композиционными) умениями, учатся планировать, совместно и своевременно завершать свою и общую работу. Значительно расширяется диапазон общения: дети учатся договариваться, внимательнее относиться друг к другу, совершенствуются организационные навыки по самообслуживанию (совместная подготовка рабочего места, материала, уборка рабочего места и т.д.). Чтобы завершить работу, тоже необходимо договориться и распределить обязанности. У детей появляется чувство ответственности за общее дело, его успешность. Результат, как правило, радует всех участников деятельности. На общем фоне любая, даже слабая, детская работа выглядит эффектнее. Это способствует повышению самооценки детей, не достаточно хорошо владеющих изобразительными средствами, а также служит прекрасным стимулом к самосовершенствованию.

           Таким образом, коллективная изобразительная деятельность - эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач.

Совместную коллективную работу можно начинать с детьми 3-4 лет, а с возрастом лишь усложняется форма ее организации и содержание.

Выделяют шесть уровней развития коллективной деятельности детей от 3 до 7 лет.

          1. Ведущая роль взрослого несомненна. Дети действуют изолированно, по собственной инициативе в контакты не вступают; не всегда замечают действия соседа, его работу, выделяют свою. На этом уровне возможно присвоение чужого труда.

           2. Педагог по-прежнему подбирает определенную тематику, материал, организует совместную деятельность. Дети понимают общее задание. Большинство замечает работающего соседа, иногда подражает его действиям или критикует. По совету педагога дети помогают товарищу, однако редко используют общение, ограничиваются односложными фразами. За помощью обращаются только к педагогу. Узнают и называют как свою работу, так и работы товарищей, находящихся рядом; любуются общей и своей работой. Радуются положительной оценке, принимая ее больше в свой адрес. При направленном руководстве осознают уровень успеха своих действий и всего коллектива.

         3. Роль педагога по-прежнему доминирующая: он определяет задание, помогает, уточняет содержание работы каждого. Дети, проявляя самостоятельность при распределении материала, осознавая общий характер деятельности, все еще действуют индивидуально при выполнении совместной работы. При распределении материала иногда возникают конфликты. Критика действий товарища дополняется указаниями, как надо действовать. Дети обращаются за помощью и к педагогу, и к товарищу. По совету первого и по собственной инициативе оказывают помощь. Убирают только свое место.

          4. Педагог объясняет задание, способы его выполнения, помогает распределять работу, материалы. В процессе выполнения общего задания дети уже жалуются на товарища, что он работает один. Это – признак активных контактов. Появляются лидеры. Они не всегда хорошо владеют навыками, чаще их отличает повышенная активность. Дети радуются положительной оценке общей работы, понимают, что это результат общего труда, знают, какую работу выполнил каждый.

         5. Педагог выполняет роль консультанта: он принимает участие в выборе темы, помогает детям объединиться в подгруппы. При его направленном руководстве воспитанники способны самостоятельно обсуждать конкретное содержание будущей коллективной работы, выбирать материал, изобразительные и выразительные средства (цвет, композицию, пропорции, величины, положение в пространстве), способы действия, распределять обязанности, могут планировать совместные действия. Возникает проблема истинного и ложного лидера. В процессе совместной работы дети помогают друг другу и учат друг друга. За помощью обращаются к товарищу и только в сложных случаях – к педагогу. Бывают нетерпеливы к партнеру, работающему медленно. В таких случаях забирают материал и завершают работу товарища. Переживают за качество общей работы. С любопытством и повышенным интересом рассматривают результат работу другой группы, но способны дать объективную оценку. В самостоятельной деятельности играют, лепят с детьми, которые не только нравятся, но и умеют согласованно и и качественно работать.

          6. Дети самостоятельно определят замысел будущей совместной работы, объединяются в рабочие группы, учитывая возможность действий каждого. Подготавливают материал, обсуждают и планируют содержание, композицию, цвет, способы исполнения, т.е. этапы работы. Выслушивают и обсуждают предложения каждого участника, активно помогают друг другу, терпимы и терпеливы, поощряют и одобряют друг друга, радуются успехам товарищей, самокритичны. Некоторые дети по собственной инициативе выполняют работу товарища, которую он не успевает доделать. Каждый ребенок работает добросовестно.

Как правило, в основном дети младшей группы находятся на 1-м уровне; средней – на 2-3-м, старшей группы – также на 3 -м, подготовительной к школе группы – на 4-м уровне. Отдельные дети в возрасте 5-7 лет могут находиться на 5-6 уровнях развития коллективной деятельности.

В зависимости от уровней сформированности навыков коллективной деятельности у детей разного возраста педагогом выбирается форма организации коллективных работ.

Совместно-индивидуальная.

Дети самостоятельно, независимо друг от друга выполняют рисунок, поделку. В конце занятия воспитатель объединяет все работы в одну композицию. Эта форма работы, как единственно пока доступная, практикуется в младшей группе. Важную роль здесь играет предварительная работа воспитателя группы, который должен ввести детей в предполагаемую тему, сформировать у них яркие художественные образы.

Совместно-последовательная.

Дети работают в подгруппах, последовательно выполняя этапы работы.

Совместно-взаимодействующая.

Дети разделены на подгруппы: от результата работы одного зависит результат работы другого. Дети могут работать одновременно над одним заданием.

Перечисленные формы организации коллективных работ отличаются друг от друга по мере усложнения, могут сочетаться между собой, исходя из возраста детей и конкретной педагогической ситуации.

Приступая к разработке занятий педагог должен продумать этапы работы, последовательное усложнение взаимодействия детей, так как благодаря этому ребенок осваивает новые коммуникативные возможности, вступает в новые контакты с другими детьми, осваивает новые виды деятельности.

Подготовительный.

Задачи этого этапа: углубление знаний по теме будущей работы, формирование ярких образов, для чего можно использовать экскурсии, беседы, обсуждение прочитанных книг, рассматривание иллюстраций и репродукций.

Основной - выполнение работы. Он включает планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Цель данного этапа – не только предоставление детям возможности воплотить в композиции образы окружающей действительности, но и создание условий для их творческого взаимодействия.

Заключительный.

Его можно выделить условно. Это период взаимодействия детей с уже завершенной работой. В воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы. Выполненную композицию лучше всего на несколько дней оставить в группе. Она не раз привлечет внимание, станет объектом самых разнообразных разговоров, дискуссий, игр, будет стимулировать рождение новых творческих замыслов.

Коллективная работа может проводиться как на занятиях, так и в свободное от занятий время. Если задуманная композиция многопредметная, многопланова, то работе над ней можно посвятить 2-3 занятия.

Частота использования коллективных работ может варьироваться, но в основном зависит от возраста ребенка. оптимально использовать данную форму организации занятий не реже: 1 раза в месяц в младшей группе, 2-3 раза в месяц – в средней, 2-4 раза - в старшей, 5-6 раз в подготовительной к школе группе.

Коллективные занятия – эффективное средство развития детского коллектива и личности ребенка. Взаимоотношения ребенка с педагогом должно строиться по принципу сотрудничества, тогда результат коллективной работы порадует и взрослого и ребенка.

Конспект НОД коллективная работа по ИЗО в старшей группе «Осеннее дерево».


Цель: формирование у детей навыков использования нетрадиционных приёмов рисования, расширять представления детей о красоте золотой осени.

Задачи:

- познакомить детей с вариантами использования нетрадиционных техник рисования (отпечатками ладошек, штампа из мятой бумаги);

- развивать воображение, творческую инициативу и мелкую моторику рук;

- формировать интерес к занятиям по рисованию;

- формировать элементарные экологические представления;

- вызвать эмоциональный отклик;

- воспитывать любовь к природе;

- воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении работы.

Материалы и оборудование:

лист бумаги формата А3

акварельные краски

кисточки

лист бумаги для изготовления штампа

влажные салфетки

баночка для воды

ебольшая ёмкость для разведения краски

Методы и приёмы: практические - упражнять детей в рисовании, используя при этом нетрадиционные приемы, сюрпризный момент, физкультминутка, пальчиковая гимнастика

Наглядные - демонстрация осенних картин.

Словесные - беседа, объяснения, вопросы к детям, чтение стихотворения, слушание музыки.

Предварительная работа: прогулка по осеннему парку, рассматривание разноцветных осенних листочков (кленовых, березовых, дубовых,рассматривание иллюстраций, на которых изображены деревья в пору золотой осени.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребятки, сегодня к нам в окошечко залетел желтый листочек. А как вы думаете, почему он пожелтел?

Дети: Наступила осень.

Воспитатель: Молодцы ребята! А какая осень бывает?

Дети: Ранняя, золотая, поздняя.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим как изображают осень художники в своих картинах (ребята рассматривают картины И. Левитана, А. Васнецова, Е. Волкова и обвоспитателем)

Воспитатель: А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Дети выполняют физкультминутку.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (присесть)

Дунул ветер — полетели,

Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

И на землю тихо сели. (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (присесть)

Воспитатель: Ребята, давайте послушаем, как поэты описывают в своих стихах это время года.

Нельзя нам на свете прожить без чудес,

Они нас повсюду встречают.

Волшебный, осенний и сказочный лес

Нас в гости к себе приглашает.

Закружится ветер под песню дождя,

Листочки нам под ноги бросит.

Такая красивая это пора:

Пришла к нам опять Чудо-Осень. (М. Сидорова)

Воспитатель: Ребята, о какой осени говорится в стихотворении?

Дети: Золотой.

Воспитатель: Молодцы! И мы с вами сейчас нарисуем золотую осень. Но рисовать будем необычным способом: ладошкой. Повторяем правила работы с красками.

Воспитатель: Но для начала нам нужно размять наши пальчики и мы с вами выполним пальчиковую гимнастику «Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики, начиная с большого).

Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем («шагают» пальчиками Н. Нищева).

Дети рисуют осеннее дерево под музыку Шопена «Осенний вальс».

Воспитатель: Ребятки, вы только посмотрите, какое красивое и разноцветное, осеннее дерево у нас сегодня получилось.

А что вам понравилось больше всего? (игра «лови и говори»,кидаем мяч и по очереди делятся впечатлениями)


Конспект коллективного НОД по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.

на тему: «Золотая роща»

Задачи

  1. Образовательная

 Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных особенностей золотой кроны и стройного белоснежного ствола с тонкими ветками

  1. Изобразительная

  Совершенствовать технические умения. Уметь располагать отдельные элементы рисунка так, чтобы получилась общая композиция. Закреплять умения заполнять цветом очерченную деталь, не заезжая за контур. Закреплять умения рисовать необычным материалом ( губки, тряпочки ).

  1. Развивающая

 Развивать у детей интерес к изображению природы по мотивам лирического стихотворения. Развивать чувство цвета и композиции. Развитие мелкой моторики рук в прорисовывании тонких деталей.

  1. Воспитательная

 Прививать аккуратность в рисовании. Умение работать коллективно. Формировать эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования.

  1. Словарная работа

      Роща, крона, ствол, композиция,  золотая осень.

Подготовка к занятию.

Предварительная работа: Рассматривание репродукций, художественных открыток, слайдов с осенними пейзажами ( И.Левитан «Золотая осень»). Беседа с детьми о золотой осени. Работа по развитию речи на обогащение речи многозначными словами (золотые руки, золотое сердце, золотая голова, золотое слово, золотое слово, золотое время и т.д. ). Знакомство с искусством Золотой Хохломы, освоение несложных элементов кистевой росписи.

Оборудование.

Два больших листа бумаги для создания общей композиции, тонкие кисти, гуашь, цветные карандаши, губки, тряпочки, салфетки бумажные и матерчатые. Репродукции осенних пейзажей.

Содержание занятия.

Воспитатель обращает внимание детей на репродукцию картины И.Левитана «Золотая осень» и читает стихотворение В.Набокова «Берёзы»:

Стволы сквозь легкое зелёное сиянье

Белеют, тонкие, и воздух освежён

Грозой промчавшейся.

Чуть слышен перезвон.

Дробиться надо мной чуть слышное журчанье.

И по невидимым качается волнам,

Трава, вся в теневых лиловых паутинах,

Вся  ослепительных извилинах, а там,

Меж светлых облаков, роскошно лебединых,

Струится радуга и смутно с высоты

Мне улыбается, в лазури нежной тая,

Такая нежная невинная, святая,

Что, умиленные, склоняются листы,

Роняя длинные сверкающие слёзы,-

И это жизнь моя, и это край родной,

Родная красота…И льется надо мной

Сиянье легкое, зелёное, - берёзы…

Педагог проводит краткую беседу по содержанию стихотворения

« Ребята, вам понравилось стихотворение? Про какое дерево написано в нем? Красиво описал берёзу в стихотворении автор? А давайте с вами нарисуем целую рощу наших русских красивых стройных красавиц берёзок?» Дети: «давайте!» . Поясняет задачу : «Поэт в своём стихотворении рассказывает нам о летних зелёных берёзках, а мы с вами представим что эти берёзки нарядились в золотые осенние одежды и любуются друг другом».

Воспитатель « Мы начнем рисовать деревья со стволов, но нарисуем не обычным способом, а обводя наши ладошки на общем большом листе- это будут стволы». Воспитатель обводит с детьми ладошки на одном большом листе, так чтобы получились общая композиция, далее дети раскрашивают внутреннюю часть контуров ладошек, так чтобы они стали похожи на стволы берёз. Далее педагог объясняет: «Ребята к нашим стволам надо нарисовать золотую крону, посмотрите как можно это сделать.»   Показывает на отдельной заготовке как нарисовать крону с помощью губки или тряпочек методом примакивания и  приложения. Предлагает детям каждому к своему стволу нарисовать золотую крону, так чтобы получилась   осенняя берёзовая роща, выбрав чем работать тряпочками или губками, ещё раз объясняет порядок действия, так чтобы крона у берёзок получилась красивая и яркая. Воспитатель помогает детям при затруднениях, показывает, как сделать на своем образце.

Заключительная часть.

Пока общая работа высыхает, воспитатель приглашает детей на ковер, и предлагает им самим изобразить берёзовую рощицу. « Ребята, давайте поднимем ручки вверх, как веточки у берёзок, а теперь представим, что подул ветерок, и веточки закачались в разные стороны, а теперь  подул сильный холодный  ветер и берёзки ещё сильнее стали качаться всей своей кроной. Но вот ветерок стих, и веточки спокойно тянутся к последним лучикам осеннего солнышка.»

Воспитатель « вы все очень постарались, получилась очень красивая осенняя роща! Давайте повесим её на выставку, чтобы гости приходили к нам и любовались нашей замечательной работой!»

Конспект

непосредственно образовательной коллективной изобразительной деятельности.

Рисование.

Тема: «Аквариум»

Воспитатель Федулова Людмила Анатольевна

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №411»

г. Казань 2016

Цель: создание образа аквариума с уникальными рыбками. Создание условий для творческого применения освоенных ранее приемов работы с художественными материалами и средствами образной выразительности. Создание коллективной работы.

Задачи.

Образовательные:

  • учить детей самостоятельно находить способы изображения, художественные материалы и средства образной выразительности для раскрытия данной темы;

Развивающие:

  • развивать творческую инициативу и воображение, используя в своей работе разнообразные художественные материалы;

Воспитательные:

  • бережное отношение к окружающей природе и домашним питомцам.

Предварительная работа:

  • Чтение сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", рассматривание иллюстраций к этому произведению.
  • Рассматривание картинок и фотографий, иллюстраций и открыток с изображением морских, речных и аквариумных рыб для обогащения художественных впечатлений детей.
  • Беседы о жизни морских и речных рыб.
  • Подвижная игра «Море волнуется – раз, море волнуется – два...».
  • Рассматривание водных растений и сравнивание их с наземными (чем похожи, чем отличаются).
  • Зарисовки водорослей и рыб, рисование по представлению.
  • Украшение фигур рыб, вырезанных из цветной бумаги.

Материалы и оборудование.

Для педагога: Иллюстрации с изображениями рыб, оборудование для просмотра презентации, подборка слайдов диковинных рыб и водных обитателей, доска магнитная, музыкальный центр.

Музыка: П.И. Чайковский.

Для детей: Заготовка круглого бумажного аквариума большого формата, акварель, кисти, тряпочки, простые карандаши, восковые карандаши, маркеры, клей – карандаш.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Воспитатель: Все в сборе!

Мы можем начинать!

Но для начала,

Надо «Здравствуйте» сказать!  

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим!  (Передаем воздушный шарик – солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.

Эвристическая беседа

Воспитатель:Дети, подойдите ко мне. Посмотрите, что это?  Это подводный мир. Посмотрите , какие красивые рыбки плавают. Какие они красивые, разные. (педагог показывает слайды с диковинными рыбами. Обращает внимание на их яркую чешую, интересное строение, сходство с другими животными по форме, строению, окраске.)

Ребята, хотите поиграть с рыбками? Давайте своими ручками, и пальчиками покажем рыбок.

Физ. минутка

Рыбки плавает в водице

Рыбке весело играть,

Рыбка, рыбка  озорница,

Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла.

Рыбка хвостиком вильнула.

Быстро, быстро уплыла.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что рыбы могут жить не только в море, но и в аквариуме. У  кого есть аквариум? (ответы детей). Посмотрите, я принесла вот такой интересный аквариум, но в нем чего- то не хватает. Правильно, рыбок. У меня есть одна рыбка, но ей будет скучно одной. Давайте нарисуем для нее подружек.

 Практическая работа

Воспитатель: Подойдите, пожалуйста к своим столам. У вас есть гуашь, акварель, восковые карандаши и маркеры. Давайте попробуем с помощью этих материалов создать рыбок, а потом мы их поместим (приклеим) в этот пустой аквариум. Рыбки должны получиться разными. Чтобы ваша рыбка была не похожа на других, пользуйтесь разными материалами (дети под музыку рисуют рыбок).

Воспитатель: Дети, давайте мы заполним рыбками наш аквариум (дети приклеивают рыбок).

Самоанализ

Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Мы справились с заданием? У кого получились самые красочные рыбки? Как их название? У какого самые веселые?

Воспитатель: Вы сегодня все отлично поработали. Наше занятие подошло к концу. У нас еще остались рыбки, подарите их своим мамам, папам на память. До встречи на следующем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительное искусство как способ сохранения психологического здоровья детей

«Детство – тот порог, через который проходят все чувства, посещающие человеческое сердце». Слова эти сказанные К.Д. Ушинским напоминают каждому из нас: нет ничего прекраснее счастливого детства и нет ...

Презентация. Пути развития коллективного творчества в изобразительной деятельности.

Пути развития коллективного творчества в изобразительной деятельности....

Коллективное творчество в изобразительной деятельности дошкольников (консультация для воспитателей)

Дошкольное детство – важнейший этап становления ребенка. Именно в этот период развиваются все общие способности, которые будут нужны взрослому человеку в любом виде деятельности.Проблема приобще...

Методика организации коллективного творчества в НОД изобразительного искусства как способ изучения и объединения индивидуальных работ детей в единую композицию

Данная работа назначена в помощь воспитателям в изобразительном искусстве для развития у детей способности творчески работать в коллективе....

«Коллективное творчество в изобразительной деятельности как средство развития и воспитания дошкольников» «Весеннее дерево» в средней возрастной группе.

Создать положительную мотивацию к учебной деятельности, вызвать у детей эмоциональный отклик, развивать фантазию, формировать познавательную активность....