Конспект ООД по изобразительной деятельности в старшей группе, на тему: «Огни ночного города. Арзамас ночью» техника рисования по мокрому слою бумаги
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Изучение с детьми техники рисования по мокрому слою бумаги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_mokromu_sloyu_bumagi_st._gr.docx | 883.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №46»
Конспект ООД
по изобразительной деятельности
в старшей группе, на тему:
«Огни ночного города. Арзамас ночью»
техника рисования по мокрому слою бумаги
Подготовила и провела:
воспитатель высшей категории:
Чагина Светлана Леонидовна
г. Арзамас
2022 г.
Цель: закрепить с детьми приёмы работы гуашью по мокрому слою бумаги.
Задачи:
- побудить воспитанников в рисовании выразительной передачи светящихся в темноте предметов: окон домов, фонарей, фар автомобилей, используя технику рисования гуашевыми красками по мокрому слою бумаги;
- расширить представления детей о жанрах живописи - пейзаже;
- формировать положительный эмоциональный отклик к процессу работы, развивать фантазию и воображение;
- совершенствовать навыки работы с гуашевыми красками, кистью, палочкой - тампоном: начинать работу с погружения листа бумаги, полностью в емкость с водой. Ожидание короткого времени, чтобы с поверхности листа стекла лишняя вода. Размещается влажный лист бумаги на клеёнке, обязательно, заранее продумав его расположение - вертикальное, или горизонтальное. После чего воспитанники приступают к нанесению изображения гуашевыми красками, используя палочку - тампон или кисть (по их усмотрению);
- для того чтобы работу получить более выразительной, дорабатывают её после тщательного просыхания, используя восковые мелки, пастель, фломастеры, маркеры;
- прорисовывать отдельные и дополнительные детали, не увлекаясь, так как рисунок потеряет эффект необычности и загадочности;
- воспитывать патриотические чувства к своей малой родине – городу Арзамасу.
Средства:
1. магнитная доска, магниты;
2. иллюстрации с изображением ночного города Арзамаса;
3. мольберт, магниты;
4. образцы, выполненные педагогом заранее в технике по мокрому слою бумаги, ночного города;
5. емкости с теплой водой по 1 на стол, где сидят 2 ребенка;
6. рулон бумажных полотенец;
7. ведро для использованных полотенец;
8. на каждого ребенка: лист плотной бумаги формата А4; клеенка - салфетка, подставка для кистей и палочки - тампона, поролоновая палочка – тампон, кисть с толстым ворсом, стаканчики с водой, набор гуашевых красок, бумажные салфетки, для просушки кистей; наборы восковых мелков, пастель, фломастеры, маркеры;
9. отдельные столы для просушки работ и анализа.
Способы: мотивация – предварительная беседа, рассказ педагога с рассматриванием иллюстраций ночного города; вопросы воспитателя к детям, ответы воспитанников, дополнения педагогом; показ ребенком техники рисования по мокрому слою бумаги с пояснением педагога; пальчиковая гимнастика, упражнение «На корабле»; продуктивная самостоятельная деятельность детей; индивидуальная дифференцированная работа педагога; анализ работ: вопросы детей и воспитателя, ответы воспитанников, дополнения педагога; рефлексия – использование художественного слова (стихотворения).
Предварительная работа: Беседы о нашем городе Арзамасе, с рассматриванием иллюстраций, картинок, наборов открыток с его достопримечательностями. Дидактическая игра на магнитах «Достопримечательности города Арзамаса».
Чтение произведений А. П. Гайдара, нашего земляка – известного писателя.
Наблюдения у окна за предметами в вечерние части суток.
Знакомство с приёмами работы гуашью по мокрому слою бумаги на ООД «Живопись по мокрому слою бумаги», с передачей лёгкости и пушистости шерсти животных, мокрых деревьев и кустарников, мягкой, шерстяной одежды и др.
Ход ООД
Педагог находится возле магнитной доски, где на магнитах прикреплены иллюстрации с изображением ночного города. Чтобы привлечь внимание детей, подает сигнал, использует знакомую детям считалочку.
Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять, приглашаю вас опять!
Воспитанники собираются возле педагога полукругом, чтобы обзор иллюстраций был виден всем.
Воспитатель: Какие необычные иллюстрации находятся на нашей доске…
Пауза, которая дает детям внимательнее их рассмотреть. Продолжает…
Воспитатель: А что такого необычного мы заметили в них?
Выслушиваются ответы детей.
Воспитатель: Очень часто, с вами в вечерние часы суток стоя у окна, наблюдали за предметами, как интересно они выглядят. Некоторые и отдельные детали предметов нам не удавалось полностью рассмотреть (обращает внимание на иллюстрации). Как и на иллюстрациях, которые перед вами. Так, например, деревья мы с вами чётко, почти не видим, нет линий стволов, ветвей, крон деревьев. Если деревья находятся вдалеке, то их изображение отображено тёмным пятном. При наблюдении, мы с вами тоже замечали, как цвета предметов быстро менялись: фасады домов, автомобили яркой окраски выглядели в темноте по – другому, как будто были окрашены краской нейтральных тонов – серой, бежевой, тусклой и темной. Но яркими жёлтыми пятнами светились, лишь окна домов, а свет автомобильных фар, фонарей рассеивался в темноте.
При рассматривании иллюстраций именно на это обращает внимание детей педагог.
Воспитатель продолжает: А вот обратите внимание на работы, которые находятся на мольберте.
Дети с воспитателем переходят к мольберту, где на магнитиках прикреплены 3 рисунка, выполненные заранее педагогом в технике по мокрому слою бумаги.
Воспитатель: Может быть кто – то из вас догадался, как нарисовал художник их?
Выслушиваются ответы детей. Педагог делает вывод.
Воспитатель: Я раскрою вам маленький секрет, данные работы выполнила я. Наблюдая вместе с вами у окна за нашим городом, прогуливаясь вечерами по его улицам, паркам, скверам, рассмотрев данные иллюстрации и фотографии. Они были сделаны фотографами и художниками, которые живут в нашем городе. И мне так захотелось высказать свои впечатления и любовь к нашему городу, через мои рисунки. Пришла домой и возникло желание заняться творчеством. Теперь данные работы перед вами. Как вы думаете, они у меня удачно получились? Вам нравится? (ожидается реакция детей). Здесь, нарисовала аллею в парке с деревьями, кустарниками и фонарями. На следующих работах отобразила массив жилых домов нашего микрорайона, с несущейся машиной по дороге. А вот вид из моего окна. А для рисования моих картин, как вы и догадались, выбрала технику рисования по мокрому слою бумаги.
Воспитатель: А как вы думаете почему, я выбрала, именно эту технику?
Выслушивает ответы детей. Продолжает.
Воспитатель: А к какому жанру живописи относятся мои работы? (ответы детей). Правильно, пейзаж, а чтобы быть точнее, городской пейзаж. Так как на работах художников и фотографов, изображены композиции, характерные для города. А вам хотелось бы нарисовать свою картину вечернего города и ещё раз соприкоснуться с техникой по мокрому слою бумаги? Что бы вы хотели нарисовать? Может уже кто – то поделится с нами.
Педагог дает возможность поделиться всем желающим, кто и что хочет нарисовать. Дети, которые не определились с темой рисунка, советует подумать, пока продолжается обсуждение.
Воспитатель: Но прежде чем нам приступить к работе, необходимо вспомнить последовательность выполнения данной техники. За отдельным столиком всё для этого приготовлено. Кто из детей желает и хорошо усвоил работу по мокрому слою бумаги, и может её показать?
Дети подходят к отдельно стоящему столу, где находится оборудование для показа, его обступают со всех сторон (обзор, чтобы был удобен для всех детей). Предлагает тем детям, у которых достаточно хорошо сформированы навыки изобразительной деятельности, приступить к показу. Комментирует последовательность работы, в основном педагог:
- работа начинается с погружения листа бумаги в ёмкость с водой;
- после чего лист быстро вынимается, некоторое время ожидаем, чтобы с поверхности листа стекла лишняя вода;
- быстро его размещаем на салфетке – клеёнке, обязательно, продумав заранее расположение листа бумаги - вертикальное, или горизонтальное. Вытираем руки бумажным полотенцем;
- на следующем этапе - приступаем к нанесению изображения сюжета гуашевыми красками. Напоминаю, что на столе находятся два предмета: палочка – тампон и кисть. Для тонирования листа и рисования более объёмных предметов, можно использовать палочку – тампон, для более мелких деталей – кисть;
- рисуем сюжет быстро и размашисто, так как уже знаем, что именно по мокрому слою, передаётся красота, необычность, лёгкость, пушистость и поэтичность задуманной работе. Краска слегка размывается. И вода, как мы уже с вами, тоже отмечали ранее, обладает свойствами быстро испаряться;
- Когда рисунок будет вами закончен, что мы не должны делать? (если дети не ответят, напоминает воспитатель). Ни в коем случае лист бумаги не отдираем от клеенки, так как он поменял свои свойства и может порваться. Оставляем его на клеенке до полного просыхания;
- А чтобы ваша работа получилась наиболее выразительной, можно добиться при условии повторного обращения к ней. Для этого мы прорисовываем, но уже другими материалами: восковыми мелками, пастелью, маркерами, фломастерами, отдельные детали предметов. Это могут быть силуэты деревьев, зданий, машин, фар, фонарей и др.;
Воспитатель: Поэтому, когда работа наша просохнет, мы к ней вернемся во вторую половину дня и сделаем её более выразительной и законченной. Теперь жду предложения, на каком транспорте мы сейчас отправимся к своим рабочим местам?
Так как дети имеют множество в арсенале, разученных ранее, пальчиковых упражнений и игр, выслушиваются ответы детей: «Пожарники», «Моряки», «Пилоты», «Лошадки», и педагог останавливается на одной из них.
Вместе произносят текст, с имитацией движений:
Упражнение: «На корабле».
На корабле из дальних стран, - ладони соединяются, изображая «нос»
корабля;
Плывёт отважный капитан - покачиваются из стороны в сторону;
Из тесной рубки у штурвала, - имитируют «штурвал», управляя им
(рулят);
В бинокль видел он не мало - пальцы соединяются в «кольцо», имитируют
«бинокль» и смотрят по сторонам;
Воспитатель продолжает: Но что все в бинокль увидели свои рабочие места, поплыли к ним?
Дети повторно изображают, что они управляют штурвалом и отправляются рисовать. Во время работы, педагог следит и оказывает индивидуальную дифференцированную помощь. Если необходимо, дает общие советы – напоминания.
Воспитатель: Кто закончил работу, можно её вместе с клеенкой перенести на столы у окна, пусть они подсыхают, для дальнейшего к ним возвращения. А пока, приводите свои рабочие места в порядок.
Как все работы перекочуют к столам у окна, педагог всех детей приглашает подойти полюбоваться.
Воспитатель: Ребята, поделитесь, своими мыслями и впечатлениями, что вы нарисовали, почему? Всё ли у вас получилось задуманное? Какие трудности вы испытывали при работе? Какие планы на вечер, что вы хотите доработать, прорисовать? Какие материалы будите использовать?
Воспитатель выслушивает каждого ребенка (желаемого высказаться), добивается, используя наводящие вопросы (если необходимо), чтобы ребятишки рассказали о своём экспериментировании с данной техникой, какие испытывали затруднения, чтобы в дальнейшем педагогу на это обратить внимание, использовать в индивидуальной работе с детьми.
Рефлексия: Воспитатель предлагает послушать стихотворение, при рассматривании картин, нарисованных детьми, на которых они изобразили своё дорогое и любимое сердцу место в нашем городе:
Воспитатель: Арзамас наш хорош,
Лучше места не найдёшь!
Арзамас наш красив,
Утром, днем и ночью!
Арзамас наш любим,
Мы его благодарим,
Что у нас есть земля,
Чтоб быть счастливыми всегда!
Использованная литература:
- Доронова Т.Н. Художественное творчество детей 2- 7 лет: методическое пособие для воспитателей. Радуга. Москва «Просвещение» 2011;
- Комарова Т. С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей: книга предназначена для педагогов дошкольных учреждений, начальной школы, художественных студий и кружков. Российское педагогическое агентство. Москва 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе на тему: «Дымковская лошадка»
Конспект занятия по изобразительной деятельности в детском саду...
Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшей группы на тему “Цветы для мамы” (техника «Ниткография»).
Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшей группы на тему: “Цветы для мамы” (техника «Ниткография»)....
Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшей группы на тему: “Волшебные цветы для мамы” (техника «Ниткография»).
Обучение новому прийому рисования при помощи шерстяных ниток - ниткография. Развитие творчества и эстетического вкуса....
Конспект изобразительной деятельности в старшей группе " Праздничный салют. День Победы" (выполнено в нетрадиционной технике: рисование втулкой и пучком ватных палочек)
Занятие очень насыщенное: дети рассказывают о своих прадедах, не вернувшихся с войны, играют в разведчиков, поют песни. В заключении дети рисуют салют в небе....
ТРИЗ В ИЗО Изобразительная деятельность в старшей группе на тему: «Золотая Осень» коллаж – коллективная работа (техника «по-сырому»)
Цель:Продолжать знакомить детей с формой кроны и окраской осенних листьев разных пород деревьев.Учить передавать в рисунке колорит, характерный для «Золотой осени», подбирая нужные ц...
Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшей группы на тему: “Цветы для мамы” (техника «Ниткография»).
Цель: с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую рад...
Конспект занятия по изобразительной деятельности для старшей группы на тему: “Цветы для мамы” (техника «Ниткография»).
Цель: с помощью нетрадиционной техники рисования развивать у детей стойкий интерес к изобразительной деятельности. Формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую рад...