Творческий проект " Мир глазами ребенка"
проект по рисованию (средняя группа)
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Как утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому, необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты; и постараться, как можно раньше дать детям возможность проявить их на практике. Развивая с помощью взрослых творческие способности, ребенок создает новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) различными изобразительно - выразительными средствами, поэтому необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее станет деятельность его воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_glazami_rebenka.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «МИР ГЛАЗАМИ РЕБЕНКА»
Тип проекта: познавательно - творческий, среднесрочный.
Участники проекта: воспитанники средней группы 4-5 лет.
Срок реализации: сентябрь 2021-октябрь 2021гг.
Актуальность темы
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
• Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.).
• Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
• Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
• Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость) ;
• Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово “Нельзя”, можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает. Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Цель проекта: Формирование у дошкольников элементов учебной деятельности, развитие художественного творчества и активизации творческого потенциала посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
1. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
2. Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
3. Познакомить дошкольников поближе с нетрадиционным рисованием.
4. Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
5. Поощрять инициативность и самостоятельность при выборе материала и техники изображения, помочь детям почувствовать радость творчества.
6.Развитие у дошкольников творческих способностей, через нетрадиционные техники рисования.
7.Обеспечение участия воспитанников в конкурсном движении округа и города по развитию детского творчества.
8. Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.
Основное содержание и методы реализации проекта
Этапы реализации проекта:
1) Подготовительный этап:
1. Определение проблемы, цели и задач проекта.
2. Изучение нормативной базы: Закон РФ “Об образовании”, “Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении”, “Семейный кодекс РФ”, “Декларация прав ребенка”, “Конвенция о правах ребенка” и др.
3. Изучение литературы, подбор материала (теоретическое обоснование), разработка конспектов и сценариев мероприятий, составление перспективного плана, нахождение и установление эффективных связей с родителями.
4. Диагностика.
2) Реализация проекта
1. Отбор наиболее доступных нетрадиционных техник изображения.
На занятиях по рисованию познакомить детей с техникой раздувание краски, рисования пальчиками, методом тычкования, рисование солью, рисование музыки, рисование манкой, рисование поролоном. Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Учить использовать в рисовании различные материалы: ватные палочки, трубочки для коктейля, манку, клей ПВА, поролон.
2. Ознакомление детей с нетрадиционными художественными техниками.
- Учить создавать выразительные образы животных, птиц, людей, используя различные техники и материалы.
- Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
Основные формы работы с детьми: совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение за природой; рассматривание и обсуждение привлекательных предметов; физкультминутки; оформление выставки.
Принципы реализации проекта: Учет ведущей, игровой деятельности дошкольников; своевременность развития творчества детей; индивидуального и дифференцированного подхода; интеграции образовательных областей; доступности; постепенности; взаимосвязь участников образовательного процесса.
Работа с педагогами:
Консультации:
1. “Подготовка детей к школе через развитие творческих способностей с помощью нетрадиционной техники рисования”.
2. “Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве.
2. Мастер-класс для воспитателей “Волшебные краски”.
Работа с родителями:
Консультации:
1. “Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии креативности детей”
2. “Развивайте творчество детей”.
3. Беседа с элементами практикума “Рисуя – играем”.
4. Подбор и изготовление нетрадиционных пособий и материалов для изобразительной деятельности.
5. Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т.д.).
Совместная деятельность с детьми:
1. Развлечения по изобразительной деятельности «В стране красок” (Приложение №1).
2. Выставка рисунков “Чудеса своими руками”.
3. Оформление альбома “Чудеса своими руками”.
Перечень творческих игр и упражнений на развитие творческого воображения.
Игры на развитие фантазии и образного мышления: три краски, чернильные пятна, закончи рисунок, дорисуй кружок, волшебные очки.
Упражнения на развитие зрительного воображения: нарисуй с помощью фигур, чудесный лес, истории из мешка, быстрые превращения, рисунки на спине, я – уникальный, волшебный карандаш, придумай сказку, что снится дереву?
Непосредственная образовательная деятельность
Сентябрь
1. Тема “Осенние мотивы” (раздувание краски)
Задачи:
1. Познакомить с новым способом изображения - раздувание краски, показать его выразительные возможности.
2. Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования, когда изображаемый объект получается путем свободного нанесения пятен краски и воздействия на них посредством активной работы легких (выдувание рисунка), что дает случайный, непредсказуемый эффект.
3. Развивать мышцы рта, тренировать дыхание.
4. Развивать воображение, фантазию, интерес к нетрадиционным способам рисования.
Материал к занимательной деятельности: репродукция с осенними пейзажами, альбомный лист, дополнительный лист, набор гуашевых красок, кисть, трубочка для коктейля, стаканчик с водой, салфетка, фартук.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с осенними пейзажами разучивание стихотворений об осени игры с листьями на прогулках экскурсия в парк в период золотой осени.
2. Тема “Ветка рябины” (рисование пальчиками)
Задачи:
1. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности.
2. Помочь детям осознать ритм как изобразительно – выразительное средство.
3. Закрепить прием вливания одного цвета в другой.
4. Учить технике пальчикового рисования, развивать мелкую моторику рук.
Материал к занимательной деятельности: альбомный лист в форме овала черного цвета, дополнительный лист, гуашевых красок, кисть, трубочка для коктейля, стаканчик с водой, салфетка, фартук, гроздь рябины.
Предварительная работа: наблюдения за рябиной во время прогулок.
Октябрь
1. Тема “Осенний пейзаж” (метод тычкования)
Задачи:
1.Учить использовать в рисовании жесткие кисти для изображения крон деревьев, разных животных.
2. Развивать чувство композиции.
Материал к занимательной деятельности: Ватные палочки, репродукция с осенними пейзажами, альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетка.
2. Тема “Цветик - разноцветий” (смешивание цветов)
Задачи:
1. Закрепить представления о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими (основными) и ахроматическими цветами.
2. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов получения.
3. Закрепить навык закрашивания внутри контура.
4. Развивать чувственно - эмоциональное восприятие окружающего мира.
Материал к занимательной деятельности: Спектральный круг, альбомный лист, с контуром изображения цветка, выполненным восковым карандашом, дополнительный лист для смешивания красок, палитра, разноцветные ленточки по количеству детей, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетка.
Предварительная работа: рассматривание иллюстрации с изображением радуги, закрепление знания последовательности расположения цветов в радуге.
Ноябрь
1. Тема “По выбору” (рисование манкой)
Задачи:
1. Научить новому приему оформления изображения.
2. Закрепить навыки рисования гуашью, умение смешивать на палитре краску.
3. Побуждать детей к творческой активности.
Материал к занимательной деятельности: Палитра, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетка, манка.
2. Тема “Музыкальный рисунок” (рисование музыки)
Задачи:
1. Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования
2. Совершенствовать умение соотносить цвет с музыкой, опираясь на различие наиболее ярких средств музыкальной выразительности (темп, динамику, ритм и др.)
3.Стимулировать композиционные навыки в компоновке общего панно.
Материал к занимательной деятельности: альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой.
Предварительная работа: прослушивание классических и народных мелодий в сочетании со звуками живой природы.
Декабрь
1. Тема “Витражи для окошек в избушке Зимушке-зимы” (клеевые картины)
Задачи:
1. Формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать ее красоту в художественных образах прозы и поэзии.
2. Познакомить детей со словом “витраж” и техникой его выполнения.
3. Закрепить умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон белой гуашью для получения боле светлого оттенка.
Материал к занимательной деятельности: репродукция с зимними пейзажами, альбомный лист, набор гуашевых красок, палитра, простой карандаш, клей ПВА, салфетка, кисть, стаканчик с водой.
Предварительная работа: Чтение сказки Г.-Х. Андерсена “Снежная королева”, рассматривание репродукций с зимними пейзажами.
3) Заключительный этап
1. Диагностика (результативно-сравнительный анализ)
2. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Развивать умение выбирать самостоятельно технику.
3. Выставка “Мир глазами ребенка”;
4. Оформление альбома “Чудеса своими руками”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "Театр -глазами детей"
В проекте представлен опыт работы с воспитанниками по созданию условий для самовыражения средствами искусства, приобщение дошкольников к театральному искусству. ...
Воспитатель года 2017. Конкурсный материал. Пояснительная записка к методической разработке Проект "Природа глазами ребенка"
Пояснительная записка...
Исследовательско - творческий проект «Почему глаза не мерзнут зимой?»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Ярсалинский детский сад «Солнышко» Исследовательско - творческий пр...
Познавательно-творческий проект «Театр глазами детей»
Данный проект позволит обогатить знания детей об истории театра, его видах, профессиях людей, работающих в театре, раскроются творческие способности детей, расширится кругозор и обогатится словарь дет...
Творческий проект "Космодром глазами детей"
Актуальность проекта: Дети дошкольного возраста – это возраст почемучек. Они активно познают мир, открывают для себя, что-то новое, неизведанное, их всегда привлекает тема «Космоса» ...
Познавательно-творческий проект «Природа глазами ребенка»
Проектная деятельность в ДОУ обладает определенной структурой, признаками, выполняет несколько функций, не заменяет образовательную и воспитательную программу, используемую для детей дошкольного возра...
Творческий проект "Театр глазами детей"
Формирование умения коллективно и согласованно взаимодействовать друг с другом...
- Мне нравится (1)