Хеппенинг в работе с детьми раннего возраста
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Маланова Елена Константиновна

Предварительный просмотр:

МКДОУ Воскресенский детский сад № 7 «Сказка»

«Использование

 хеппенинга

в работе с детьми раннего возраста»

F:\фото детские работы ясли\P3150513.JPG

Подготовила воспитатель:

Маланова Елена Константиновна

воспитатель высшей категории

 группы раннего возраста

2022 г.

«Детский рисунок, процесс рисования –

 это частица духовной жизни ребенка.

 Дети не просто переносят на бумагу что-то

из окружающего мира, а живут в этом мире,

 входят в него, как творцы красоты,

наслаждаются этой красотой».

В.А. Сухомлинский

На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности. Задачей в современной педагогике выступает реализация в воспитательном процессе самоценности периода раннего возраста как базисной основы всего последующего развития ребенка. В последнее время сделано много для возрождения педагогики раннего детства: создаются новые программы, методики, разрабатываются развивающие технологии.

ФГОС дошкольного образования направляет деятельность педагогов на создание условий в образовательном процессе, направленных на поддержку инициативы и познавательной активности.  Новизна подходов к образовательной деятельности стимулирует педагогов к поиску эффективных средств для выстраивания профессиональной деятельности. Познакомившись с новой методической, педагогической литературой, уделив внимание формам, подходам организации совместной деятельности, я обратила внимание на современную личностно-ориентированную развивающую  технологию, которая направленна на максимальное развитие (а не на формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных и творческих способностей ребенка – хеппенинг. Эта форма работы меня очень заинтересовала.

Что же такое хеппенинг?  Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью.

Хеппенинг особенно актуален при работе с детьми раннего возраста по нескольким причинам:

- во-первых, импровизация и отсутствие четкого сценария естественно для детей раннего возраста;

- во-вторых, результат деятельности заведомо успешен, что усиливает интерес к деятельности;

- в-третьих,  хепенинг позволяет экспериментировать с красками, веществами, предметами, что является естественной потребностью детей 2-3 лет;

- в-четвертых, хепенинг направлен на поддержку детских инициатив и формирование познавательных действий воспитанников.

В своей практике применяю хепенинг при работе с детьми 2-3 лет. Я выбрала форму изобразительного хепенинга, потому что работа с изобразительными материалами доступна детям раннего возраста и создает возможности для экспериментирования с разными материалами, веществами, предметами.

Хеппенинг в работе с детьми 2-3 лет направлен на:

- формирование представлений о свойствах и качествах некоторых веществ, предметов (песок, краски, бумага и др.);

- поддержку и развитие детской творческой и познавательной инициативы;

- формирование сенсорных эталонов (цвет, форма, объем, фактура);

- формирование предпосылок к развитию воображения;

- развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, пространственной ориентировки;

- развитие изобразительных навыков;

- воспитание интереса к творческой и познавательной деятельности;

- создание ситуации успеха для каждого ребенка.

Хеппенинг применяем в рамках совместной деятельности взрослых и детей и в свободной творческой деятельности.

При организации творческой и познавательной деятельности в форме хеппенинга я выделила определенные этапы работы:

1.Подготовка материалов для экспериментирования и творчества.

2.Спонтанное творчество детей/наблюдение за деятельностью детей (поддержка детских инициатив или инициирование деятельности с материалами).

3. Совместное «создание образа» (рассматривая продукт спонтанного творчества, педагог вместе с ребенком «находят» и озвучивают те образы, которые «угадываются» в рисунке). Процесс «оживления» образа осуществляется при помощи дополнения рисунка отдельными элементами (игрушечные глазки), дорисовывания отдельных элементов. При этом образы должны быть понятны ребенку.

 Главное отличие хепенинга от использования методов нетрадиционного рисования заключается в том, что педагог не ставит перед ребенком задачу изобразить что-то конкретное (бабочку, цветок или травку), а насыщает среду материалами и дает возможность ребенку в спонтанном рисовании с помощью линий выразить свои эмоции. При этом образы могут возникнуть самые неожиданные, а могут не возникнуть вообще.

На этапе создания образа педагог становится участником хепенинга, используя речь и изобразительные средства, помогает увидеть в линиях образы. Зрительное восприятие детей третьего года жизни основывается на опыте предметной деятельности и связи образа предмета со словом. Дети третьего года жизни уже способны увидеть образ, похожий на знакомые ему предметы. Поэтому педагог, фантазируя сам, опирается на опыт детей. Из практики могу сказать, что момент превращения линий в конкретные образы

очень привлекает детей, вызывает положительные эмоции, способствует развитию воображения.

Материалы для деятельности в формате хепенинга разнообразны, набор материалов может быть ограничен только фантазией взрослых, которые создают условия для детей, соображениями безопасности, возможностями воспитанников.

Нетрадиционное рисование в технике  хеппенинг успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений. Рисунки в нетрадиционной технике хеппенинг получаются на порядок быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу. Такие занятия добавляют уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют огромное удовольствие.

Главной целью хеппенинга является развитие творческих способностей детей раннего возраста.

Хеппенинг является замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается, можно создать «манную» картинку; ладошка может превратиться в слоника; клякса может стать деревом, морковка с картофелем могут удивить необычными узорами. Занятия проводятся один раз в неделю, индивидуально с каждым ребенком. Дети, недавно начавшие посещать детский сад, впервые попробовали свои силы в рисовании. Процесс рисования пальчиками вызывает у малышей много любопытства, интереса, а также чувство радости, что, в свою очередь, положительно сказывается на процессе адаптации ребят к детскому саду.

В работе со своими малышами я использую различные виды хеппенинга:

- рисование пальчиками,

- рисование кулачком,

- рисование ладошкой,

- рисование на подносе (гречка, манка, цветной песок)

- рисование тычками, ватными палочками,

- рисование смятой бумагой.

Каждый из этих видов – это маленькая игра для ребенка. Использование их позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее; развивает воображение; дает полную свободу для самовыражения.

В совместной деятельности с малышами я часто использую такой метод, как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики – получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок – получаются цветы и снежинки.

В процессе такой работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти рук), зрительно – двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.

Мой опыт работы по внедрению хеппенинга с детьми раннего возраста показал следующее: в отличии от традиционного и обычного нетрадиционного рисования у детей гораздо больше возможностей проявить и развить свои творческие способности, фантазию, воображение.

Ребенок учится работать разными материалами:

-  Ощупывая материалы и фактуру, он развивает мелкую моторику;

- В процессе работы ребенок знакомится с объемом, фактурой и пространством;

-  Ребенок работает с цветом, учится их смешивать, развивает художественный вкус;

- Рисование с стиле хеппенинг успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений.

В этом виде деятельности нет слова «нельзя». Увидели шишки, листики, ягоды, чайные пакетики – все это может пригодиться. Рисунки в технике хеппенинга, получаются на порядок быстрее обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, когда они только на стадии становления. Такие занятия добавляют уверенности в себе и в своих силах, да и просто огромное удовольствие.

В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь. Пусть творчество доставляет нашим детям только радость!

Таким образом, одна из форм личностно-ориентированной технологии – хеппенинг -  обеспечивают условия для развития индивидуальности ребенка , максимально развивают индивидуальные познавательные способности ребенка раннего возраста, на основе имеющегося у него жизненного опыта.

Используя в своей работе хеппенинг, я еще больше убедилась в том, что дети свободнее раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.

Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

Пусть дети наши рисуют, творят, фантазируют!  Не каждый из них станет художником, но рисование доставит им удовольствие, они познают радость творчества, научатся видеть прекрасное в обычном. Нужно запомнить одно простое правило – бездарных детей нет, есть нераскрытые  дети. А помочь раскрыть таланты должны мы, взрослые!

Пусть наши дети живут с душой художника!

Список использованной литературы

  1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. — 2006. — № 3.
  2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования .Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2008.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.-М.2013.
  4. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование  Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2013.
  5. Денисова М.Ю. «Чудесные ладошки»: развиваем художественно-творческие способности, мышление и воображение.-Белый ветер, 2011.
  6. Галигузова Л. Н. Воспитание и развитие детей от 2до 3лет: методическое пособие для педагогов ДОУ, М.: Просвещение, 2007.
  7. Мартынова Е. В. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7-Волгоград: Учитель 2012.
  8. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. ООО издательство «Детство-пресс», 2011.

        Источники иллюстраций:  

  • фотографии из личного архива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»

Игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучение их различным действиям и средствам общения....

Теоретический материал к городскому методическому объединению педагогических работников групп раннего возраста по теме: «Игровая деятельность в планировании работы с детьми раннего возраста»

Игра один из тех видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное жизненное явление, она привлекает внимание богатой политрой разнообразных чувств и переживаний играющих, их увлеченностью. Пр...

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

Методическая разработка «Система работы с детьми раннего возраста по формированию сенсорных эталонов». Семинар-практикум для воспитателей групп раннего возраста

Мастер класс по теме: «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей в ясельной группе с использованием фольклора».Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, педагогич...

Из опыт работ с детьми раннего возраста "Использование элементов театрализованной деятельности с детьми раннего возраста".

В период раннего детства маленький ребенок активно познаёт окружающий мир. В детском саду он приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Возможности организ...