Хромотерапия
статья по рисованию
В статье рассматривается влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка.
Ключевые слова: цвет, дошкольник, психика, развитие.
Хромотерапия– это лечение цветом. Такая методика не имеет противопоказаний. Помогая нашему здоровью, в то же время раскрывает духовный потенциал и творческое «Я».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hromoterapiya.odt | 24.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Хромотерапия или воздействие цветом на эмоциональное состояние ребенка.
Аннотация.
В статье рассматривается влияние цвета на эмоциональное
состояние ребёнка.
Ключевые слова: цвет, дошкольник, психика, развитие.
Хромотерапия– это лечение цветом. Такая методика не имеет противопоказаний. Помогая нашему здоровью, в то же время раскрывает духовный потенциал и творческое «Я».
Что означает каждый цвет?
Например, красный цвет пробуждает волю к жизни, повышает работоспособность и физическую силу, способствует устранению депрессии.
Оранжевый цвет по праву считается самым радостным. Он помогает преодолеть депрессию и нервные срывы, благотворно влияет на мышечную систему. Данный цвет, кстати согревает и бодрит организм.
Желтый – создает веселое настроение, повышает умственные способности.
Зеленый цвет признан наиболее полезным. Он вызывает внутреннюю гармонию. Цвет повышает остроту зрения, благотворно влияет на сон, дарит спокойствие.
Голубой приведет Вас к состоянию альтруизма покоя. Он способствует устранению стрессов, неврозов, воспалительных процессов органов дыхания и переутомления. С точки зрения психотерапевтов данный цвет оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении. По утверждению специалистов, у него есть свойство создавать ощущение прохлады.
Фиолетовый цвет повышает творческую активность, иммунитет, помогает преодолеть нервные и психические расстройства, бессонницу, лечить головные боли.
Синий является «цветом здоровья»: успокаивает нервную систему, помогает умиротворению, что немаловажно для комфорта и сохранения психического здоровья детей, а также оказывает положительное воздействие на органы дыхания.
Применение данного цвета в спальне способствует более быстрому засыпанию, достаточному по продолжительности, спокойному и глубокому сну у малышей, а значит– хорошему отдыху. Это в значительной мере повышает уровень активности и работоспособности (если малыш уже детсадовского возраста). Ребенок быстрее овладевает знаниями, умениями и навыками. Синий цвет способствует формированию и развитию у детей основных психических процессов, навыков учебной деятельности.
Суть методики такова:
На расстоянии 1,5-2 метров на уровне глаз располагают лист бумаги определенного цвета. После того, как ребенок смотрит на него 10 минут, он должен описать свои эмоции. Малыша нужно попросить рассказать, что он чувствует, как изменилось его настроение. Можно узнать, какими свойствами, по мнению крохи, обладает этот цвет (теплый, мягкий, успокаивающий, колючий, острый, возбуждающий и т. д.).
Исследования швейцарского психолога Макса Люшера, выделили
психологию цвета в отдельную науку. Разработанный им цветовой тест
предназначен для изучения эмоционального состояния человека и его возможностей.
Цветоведение - это комплексная наука о цветах, она объединяет
систематизированные знания из разных наук, изучает природный феномен цветов и их воздействие на человека. Поэтому целесообразно использовать эти знания в практической работе.
Еще известный русский психиатр В. А. Бехтерев утверждал: «Умело подобранная гамма цветов, способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры!»
Положительное воздействие цвета на самочувствие и эмоциональное состояние человека заметили еще в древности.
В настоящее время хромотерапия активно применяется и в детских садах.
Использования метода хромотерапии при работе с детьми способствует решению следующих задач:
1. Повышает уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость;
2. Обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей;
3. Знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.
Все цвета определенным образом действуют на наше эмоциональное состояние. В одной обстановке хочется смеяться и радоваться, а в другой – становится грустно и уныло. Еще сильнее цвета действуют на детей.
И с некоторыми из них я вас сейчас познакомлю.
«Цветной дождь»
Создать шатер, домик из разноцветных лент, лучше атласных, так как они приятны на ощупь, когда ребенок гладит их ручками. С ленточками можно играть в дождик. Дети могут прятаться в этом домике. Располагать ленты следует, используя следующую мнемоническую фразу: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. Взвинченному возбужденному ребенку можно предложить охладиться, пробежать под холодными цветами ленточек. Грустному, расстроенному — погреться под теплыми лучами солнышко.
«Волшебный город»
Из кубиков построить дома для разноцветных жителей. В каждом доме живут жители такого же цвета. Почему волшебные существа выбрали тот или иной цвет. Рассказать, как от цвета меняется настроение, характер. Способствует активному развитию фантазии дошкольника.
«Зажечь радугу»
Предложить детям на полу или на столе, на большом листе бумаге сделать радугу. Ее можно сделать из кубиков, ленточек, разноцветных шарфиков. Загадать под радугой желание.
«Облачко феи»
Будут нужны разноцветные полупрозрачные легкие куски материи. Фея приглашает к себе в гости, лететь туда надо на разноцветных облаках. Дети укутываются, как в плащ, кусочками облака и сквозь полупрозрачные ткани видят, как меняется мир. Как краска накладывается на другую краску, и цвет меняется. Например, сквозь желтый кусок материи посмотреть на зеленый.
«Радужный мост» - на столе – лист ватмана, размеченный дугами. Детям предлагается «построить мост», т.е. выложить крышками дуги-дорожки воздушного моста (каждый ребенок выбирает цвет по своему настроению). Игра учит детей общению, взаимодействию друг с другом, умению придумать название своей волшебной страны, то как она выглядит, и кто в ней живет. Таким образом, на фоне положительного эмоционального состояния развивается и закрепляется как диалогическая, так и монологическая речь ребенка с ОНР.
Дидактический столик «Цветные домики»- детям предлагается выбрать домик такого цвета, который им больше всего нравится (желтый, зеленый, розовый) и расселить по этим домикам жильцов (материал согласно лексической теме). Дети делятся впечатлениями, рассказывают почему они выбрали тот или иной цветной домик и почему именно так расселили своих жителей, они придумывают каждый свою фантастическую историю.
В своей педагогической практике я активно использовала свои картины в качестве арт-объектов для занятий.
Диапазон применения был обширный.
- Занятия по развитию речи.
В круге мы придумывали потрясающе-фантастические истории по картине-каждый говорил 1 предложение, и так за 10 кругов наматывался клубок такого сюжета. Сейчас я очень жалею, что не записывала тогда-можно было издать :) книгу.
- Вечернее развлечение.
Под вечер, когда уже все дети устают, особенно гиперактивные дети -сажаю всех с кисточками перед картиной. И каждый у картины прорисовывает сверху озвученные задания: н-р покрась то, что тебе здесь нравиться; разукрась все, что здесь живое, все, что зеленое или оранжевое, и мн.др.
Практикой проверенно, даже самые буйные успокаивались.
- ФЭМП
Всеми любимый геометрический кот- бессменный лидер на занятиях по основным геометрическим фигурам.
На всех картинах есть, что посчитать, сложить и вычесть-и дети это делают с удовольствием-потому как нескучно, ярко, и конечно новое.
Заключение:
Таким образом, системное использование хромотерапии в воспитательно-образовательной деятельности позволяет не только оказывать положительное влияние на настроение и психоэмоциональное состояние ребенка, но и повышает эффективность исправления речевых нарушений, усвоения речевого материала и оказывает неоценимое воздействие на формирование личности ребенка в целом.
Литература
1. Маслова Е.Н. Логопедические игры на развитие внимания и усидчивости. Волгоград: ИТД «Корифей», 2011. 128 с.
2. Нищева Н.В. Разноцветные сказки: цикл занятий по развитию речи, формированию цветовосприятия и цветоразличения у детей дошкольного возраста: уч. методическое пособие конспект. Спб.: Детство пресс, 1999. 64 с.
3. Поваляева, М.А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. / сост. М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 349с.
4. Цуканова, С.П. Формируем навыки чтения. Раздаточные таблицы для обучения грамоте и развития техники чтения у старших дошкольников. Приложение к пособию «Я учусь говорить и читать» С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. – М.: Издательство ГНОМ, 2011. – 32 с.
5. www.12kgspb.caduk.ru/DswMedia/didigryi.docx
6. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/Разноцветные%20сказки.doc
7. http://vospitatel.com.ua/zaniatia/raznoe/cvetoterapiya.html
8. http://www.tenoten-deti.ru/articles/tsvetoterapiya/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Хромотерапия в здоровьесбережении дошкольников»
Консультация для воспитателей«Хромотерапия в здоровьесбережении дошкольников»...
Хромотерапия в коррекционной педагогике.
С детьми с общим недоразвитием речи необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения. Развитием цветовосприятия и цветоразличения у детей с ОНР должны заниматься и...
Хромотерапия в работе логопеда с использованием природного материала. (На примере лексической темы «Фрукты».)
Одним из направлений Арт-терапии является хромотерапия . Этот метод воздействия очень эффективен, потому что ребёнок не задумывается о конечном результате, он получает удовольствие от самого про...
Хромотерапия
Научные исследования последних лет показывают, что физически цвета одинаково влияют на всех без исключения людей, вне зависимости от отношения конкретного индивидуума....
Арттерапия включает в себя хромотерапию и изотерапию.
Хромотерапия изучает свойства цвета.Каждый цвет имеет свою целебную силу или негативно влияет на поведение детей . Изотерапия – использование разнообразных изобразительных средств, нетрадиц...
Конспект занятия по хромотерапии "Тайна зеленого цвета" для детей 5-6 лет
укрепление психофизического состояния детей при помощи цвета....