Арт-терапия. Рисование в зип пакете (для детей раннего возраста)
план-конспект занятия по рисованию (младшая группа)

Ширинкина Ольга Владимировна

Овладение нетрадиционными для дошкольного образования художественными техниками способствует повышению выразительности художественных образов в рисунках дошкольников, поддержанию их положительного отношения к изобразительной деятельности, способствует удовлетворению потребности детей в художественном выражении, развитию детского изобразительного творчества. Отбор и последовательность введения нетрадиционных художественных техник в практику дошкольного образования основывается на том, что овладение каждой предыдущей техникой является и выступает, как пропедевтический этап в освоении более сложных художественных задач и направлено на развитие детского изобразительного творчества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_terapiya.docx415.98 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапия. Рисование в зип пакете (для детей раннего возраста)

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно - продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. 
Поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно педагогических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов дошкольных учреждений. Для этого необходимо наряду с традиционными методами и способами изображения включать и нетрадиционные техники рисования.

Приобщая детей к искусству необходимо использовать различные техники нетрадиционного рисования. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению и фантазированию. 

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности. 

В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

Овладение нетрадиционными для дошкольного образования художественными техниками способствует повышению выразительности художественных образов в рисунках дошкольников, поддержанию их положительного отношения к изобразительной деятельности, способствует удовлетворению потребности детей в художественном выражении, развитию детского изобразительного творчества. Отбор и последовательность введения нетрадиционных художественных техник в практику дошкольного образования основывается на том, что овладение каждой предыдущей техникой является и выступает, как пропедевтический этап в освоении более сложных художественных задач и направлено на развитие детского изобразительного творчества. 

Обучать нетрадиционной технике рисования необходимо соблюдая возрастные особенности детей. 

Педагогу необходимо помочь ребенку найти себя, предложить ему как можно больше разных способов самовыражения. Рано или поздно, но он обязательно выберет свой путь, который позволит ему в полной мере показать себя. Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. 

Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Поэтому особое внимание необходимо уделять обсуждению детских работ, обязательно вводить в практику анализ рисунка ребенка в индивидуальной беседе с ним. При этом стараться оценивать достижения ребенка в соответствии с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументировать оценку и придавать ей позитивный характер, чтобы открыть путь к исправлению ошибок. 

Каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. 

"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.

Рисование в пластиковых пакетах с замком zip-lock

Необходимые материалы:

  • пластиковый пакет с замком zip-lock или файлы;
  • скотч;
  • пальчиковые краски  или гуашь;
  • лист бумаги;
  • губки;
  • ватные палочки;
  • ролики с разными насадками

Ход работы:

Точечно нанести краску на лист бумаги и положить в пакет. Застегнуть замок  и для надежности заклеить край скотчем. Зафиксировать пакет для рисования на столе при помощи клейкой ленты и предложить исследовать ребенку.

Показать ребенку,  как смешивать краску в пакете. Обратить внимание, как образуются новые цвета и оттенки. Для первого эксперимента лучше взять основные цвета — красный, жёлтый, синий и вместе наблюдать,  как рождается новый цвет. При смешивании красной и желтой краски получится - оранжевая. Если смешать синюю и жёлтую - зелёная, синюю и красную -фиолетовая.

C:\Users\Ольга\Desktop\948177819062ef81a2bc49f13be0a758.jpg

В конце занятия аккуратно извлеките рисунок из пакета.

Еще один вариант:

Если в пакет положить небольшие кусочки губки, получается интересный эффект.

Для этого смочите губку, разрежьте на несколько частей и поместите в пакет поверх листа с краской.

Застегните замок и предложите ребенку поиграть с пакетом. Пусть он хлопает, сжимает, стучит. В итоге вы получите красочный неповторимый рисунок!

C:\Users\Ольга\Desktop\risovanie-gubkoj-v-pakete3-1.jpg

Так же можно сделать сенсорный пакет для рисования. Налейте краску в пакет и предложите рисовать ребенку пальчиком или ватной палочкой.  Когда пакет полностью изрисуете, размажьте краску и начните все сначала. Это забавно и весело!

C:\Users\Ольга\Desktop\risovanie-palochkoj-na-pakete-s-kraskoj.jpg

Помимо этого могут использоваться любые нестандартные оборудования для такой техники рисования: скалки, массажные мячи, ролики с разными насадками.

C:\Users\Ольга\Desktop\c9afa876f8a3468dc1ca4997367f6309.jpg

Конспект занятия «Дождик, дождик, пуще»

Техника выполнения: рисование пальчиками в зип пакете.

Цель: обучение умению наносить пальцем ритмичные мазки под словесное сопровождение в зип пакете.

Задачи:

  1. Познакомить детей с новой техникой рисования: учить рисовать капельки на листе бумаги при помощи пальчиков.
  2. Познакомить детей с синим цветом.
  3. Развивать мелкую моторику рук и сенсорную чувствительность.
  4. Создание положительного эмоционального настроя в группе детей.

Оборудование и материалы: листы с изображением большой тучи, синяя краска, влажные тряпочки, зонтик, зип пакет, скотч.

Содержание работы:

Организационный момент.

Педагог показывает детям большой зонтик, спрашивает:

 - Что это? Для чего он нужен?

Вдруг он (зонтик) видит большую нарисованную тучу, беспокоится, что может пойти дождь.  Дети показывают, как идет дождик: сначала это маленькие капельки (дети указательными пальцами изображают капельки), потом капельки становятся больше (дети изображают капельки ладошками), а потом начинается ливень (дети быстро машут ладошками). Дождик понемногу затихает (действия производятся в обратном порядке) и совсем заканчивается.

Физкультминутка «Дождик…».

- А мы с вами дождя не боимся, он добрый, теплый.

Дождик, лей, лей, лей

На меня и на людей (дети изображают движение дождя пальчиками, показывают ладошкой на себя).

Дождик, дождик, пуще (дети изображают дождь ладошками).

Травка будет гуще (дети приседают на корточки, показывают руками, как растет трава).

Этап художественного творчества.

Педагог сообщает детям, что художник оставил им краску.

- Какого она цвета? (синяя)

        Воспитатель интересуется, что можно нарисовать синей краской, предлагает детям нарисовать теплый синий дождик. Он напоминает, что рисовать нужно пальчиками (показывает): нанести краску одноразовой ложкой на лист бумаги в хаотичном порядке; затем воспитатель вкладывает лист бумаги в зип пакет; дети рисуют пальчиком по поверхности зип пакета дождик.        Воспитатель хвалит детей, уточняет, краску какого цвета они использовали, как рисовали капельки.

Игра «Спрячься под зонтом»

Звучит музыка. Дети по словесному сигналу педагога «гуляют» по комнате или прячутся под зонтом. Сидя под зонтом, вместе с детьми, педагог предлагает малышам подразнить дождик:

«Дождик, дождик, пуще, дадим тебе гущи.

Дадим тебе ложку, хлебай понемножку» (дети повторяют слова потешки, воспитатель протягивает из-под зонта руку, проверяет, не прошел ли дождик).

 А дождик уже закончился!

 Обсуждение рисунков.

Выставка работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования с участием родителей и детей раннего возраста «Забавные отпечатки»

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятел...

Песочная терапия как средство снятия тревожности у детей раннего возраста

К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка! »....

Методическая разработка по теме " Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей раннего возраста"

Дети с раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве.Рисование, аппликация нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятель...

Конспект НОД по рисованию Тема: «Ягодки поспели» Для детей раннего возраста группы

Образовательные области:социально – коммуникативное;познавательное развитие;речевое развитие;художественно – эстетическое.Задачи:Учить детей рисовать ягоды рябины методом « тычка» ватной палочкой.Разв...

Телесная терапия как метод для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям Дома ребенка (обобщение педагогического опыта).

Сложности адаптации детей в Домах ребенка.Использование метода телесной терапии для успешной адаптации малышей.Игровые упражнения с детьми раннего возраста....

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Ребёнок раннего возрас...