"Путешествие капельки"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Ход занятия:
Дети заходят в зал и здороваются. ( СЛАЙД №1)
Воспитатель:Ребята! Посмотрите сколько гостей у нас сегодня. Мы очень рады гостям. Давайте подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение.
И ещё, улыбнитесь друг другу, дети.
«Доброе утро – я вам говорю.
Доброе утро – я всех вас люблю.
Желаю вам хорошо потрудиться.
Быть очень внимательными и не лениться!»
Воспитатель:Ребята, послушайте, что это за звуки? Что они вам напоминают? (Это капает сосулька, это шум дождя, это капель).
Воспитатель:Да, это шум дождя.
Воспитатель:Дети, я знаю сказку про капельку. У каждой капельки есть свое облачко. Вот они у нас здесь какие разные. Выбирайте себе любое и садитесь поудобнее. Закрывайте глазки и представьте себе то, о чем я буду рассказывать. (Дети садятся на пол, закрывают глаза и звучит музыка)
«Высоко – высоко в небе сидели как - то капельки на облаке. Вдруг грянул гром, сверкнула молния. Испугались капельки, задрожали и полетели вниз на землю. Часть капелек упали в реку, часть капелек просочились в землю, а часть попали к нам в детский сад. А вот одна капелька упала мне на ладонь.»Вот она. (Движением руки бросаем на экран.)
Воспитатель:Давайте рассмотрим, какая она? (Прозрачная, чистая, маленькая, живая, продолговатая, вытянутая, круглая, красивая.)
Воспитатель:А вот еще капельки. Давайте их соберем и поближе рассмотрим. А капельки – то не простые. Они еще и с картинками.
(Дети рассматривают картинки на обратной стороне капельки: 1. Сугроб, лед, снежинка, град. 2. Река, ручеек, дождь, озеро.)
Воспитатель:Ребята, а как вы думаете, что объединяет эти картинки? Что у них общего? (Снег – это вода. Лед – это вода. Река – это вода.)
Воспитатель:Правильно. Это все вода. Только в разном ее состоянии.
Воспитатель:А вот здесь, ребята, еще две картинки. На них вода тоже в разном состоянии. Посмотрите в каком состоянии здесь вода, а здесь? Теперь еще раз посмотрите на свои капельки. В каком состоянии находится вода на вашей картинке? Разместите их верно. (Дети подходят к мольберту и прикрепляют на магниты свои капельки.)
Воспитатель:Молодцы! Вы все правильно сделали. Вода бывает в твердом состоянии, как здесь. А бывает в жидком, как здесь. (Показывает указкой).
Воспитатель:Дети, но есть у воды еще одно состояние. Знаете какое? (нет). Хотите узнать?(да)
Воспитатель:Для этого нам необходимо заглянуть в научную лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (В лаборатории проводят опыты, эксперименты, исследования. Еще в лаборатории находятся разные приборы, пробирки, колбы. Там много разных веществ, которые изучают.)
Воспитатель:Совершенно верно. В нашей лаборатории тоже есть все необходимое для исследований и экспериментов. Но, прежде чем приступить к экспериментам, мы должны вспомнить правила, как нужно работать с водой.
«Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
Если разлилась вода,
Тряпка под рукой всегда.
Вы халаты одевайте
И одежду не морайте.»
(Дети одевают халаты и проходят за столы).
Воспитатель:Ребята. У каждого из вас на столе лежит зеркальце. Возьмите и посмотритесь в него. Какие вы у меня красивые! А теперь поднесите зеркальце ко рту и хорошенько - хорошенько подышите.
Воспитатель:Что вы видите?
(Зеркальце запотело.)
Воспитатель:Как вы думаете почему?
Воспитатель:Давайте продолжим опыт и узнаем. Потрите по нему пальчиком. Какой стал пальчик? (Мокрый, влажный, скользкий).
Воспитатель:А знаете почему?
Воспитатель:Это произошло потому, что зеркальце холодное, а дыхание теплое. А в результате соединения холодного с теплым, образуется пар. А мокрый пальчик потому, что пар содержит воду. И такое состояние воды называется газообразным. Давайте повторим.(Газообразным.)
Воспитатель:Ребята, скажите, а где в природе мы можем наблюдать газообразное состояние воды?
(Летнем утром на реке, чайник кипит, зимой у на идет пар изо рта, в бане, у утюга есть функция отпаривание).
Воспитатель:Молодцы! А еще, ребята, такому состоянию воды люди нашли применение. Знаете какое?(нет). Изобрели паровоз и пароход.
Воспитатель:Вы все видели на небе облака? Облака – это тоже вода в газообразном ее состоянии. И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру путешествие. Я превращусь в облако, а вас превращу в капельки.
«Посылаю я вас детки мои на землю. Пролейтесь веселым дождиком. Напоите землю, оживите деревья, цветы. Погуляйте, попрыгайте и возвращайтесь обратно. (Дети прыгают, танцуют). Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (игра «Ручеек»). Встретились ручейки, стали большой рекой (перестраиваются цепочкой). Плывут капельки в большой реке, путешествуют и попала река в большой океан (дети делают хоровод и двигаются по кругу). Плавали – плавали капельки, а потом вспомнили, что мама – облако наказывала вернуться домой. А тут, как раз, солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (Дети поднимают руки вверх). Испарились капельки под лучами солнца и вернулись к маме – облако. Похвалила она их, что хорошо себя вели, прохожим за воротники не залетали, не брызгались. Теперь побудьте со мной. Я без вас соскучилась.»
Воспитатель:Понравилась вам путешествие? (да)
Воспитатель:А знаете как называется это путешествие капелек? (нет).
«Ходят капельки по кругу». Если посмотреть на их путешествие, то получится такая схема. Называется она – «Круговорот воды в природе»(СЛАЙД).
Воспитатель:А сейчас Лиза прочитает вам стихотворение.
«В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда.
То в снег превратится, то в лед,
Растает и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь,
Вас окружает везде и всегда,
Это волшебница наша вода!»
Воспитатель:А теперь продолжим наши эксперименты с волшебницей водой.
Воспитатель:Ребята, а вы знаете какими свойствами обладает вода?
(Вода не имеет запаха, не имеет вкуса, не имеет цвета, не имеет формы.)
Воспитатель:Правильно. А теперь давайте проверим эти свойства в нашей лаборатории.
ОПЫТ № 1
«Вода не имеет цвета».
Воспитатель:Перед вами три стакана. В первом стакане – молоко, во втором – сок, а в третьем стакане – вода.
Воспитатель:Скажите, пожалуйста, в каком из них вода?
(Дети ставят перед собой стакан с водой.)
Воспитатель:А что в этом стакане? А в этом? (Молоко, сок).
Воспитатель:Скажите, какого цвета сок? (желтого)
Воспитатель:Какого цвета молоко? (белого)
Воспитатель:А можно ли сказать, что вода белого и желтого цвета? (Нет.Вода не имеет цвета)
Воспитатель:А сейчас закройте глазки, а я спрячу игрушки, открывайте глазки. Где игрушка? (Кладем игрушку в стаканы.)
(В стакане с водой)
Воспитатель:А как вы догадались? (Мы ее увидели)
Воспитатель:Что можно сказать о воде? (Она без цвета)
Воспитатель:Без цвета, значит, какая? (Бесцветная, прозрачная, потому, что через нее все видно.)
Воспитатель:А как вы думаете, а в других стаканах есть игрушки?
Воспитатель:Ребята, а вода всегда бесцветная и прозрачная? (нет)
Воспитатель:Как нам это проверить?
Воспитатель:Цвет воды зависит от того, что в нее попадает. Докажем это?
Воспитатель:Добавим в воду краску. (Добавляем краску разного цвета).
Воспитатель:Что произошло?
Воспитатель:Какой вывод из этого следует? (Вода приобрела цвет той краски, которую в нее добавили).
Воспитатель:Правильно. Вода бесцветная, прозрачная, но изменяет свой цвет в зависимости от того, что в нее добавлено. А вывод следует сделать такой: «Вода не имеет цвета».
Воспитатель:Вот символ этого свойства воды.
ОПЫТ № 2
«Вода не имеет форму?»
Воспитатель:Что у меня в руках? (Показываю кубик. Какой он формы? Мячик?)
Воспитатель:Ребята, скажите, а имеет ли вода форму? (не имеет)
Воспитатель:Докажем это. Перед вами стаканы с подкрашенной водой, перелейте ее в пустую емкость.
Воспитатель:Что мы видим? Какую форму приобрела вода? (Вода принимает форму того сосуда, в которую ее налили.)
Воспитатель:Значит, какой мы делаем вывод: «Вода не имеет формы».
Воспитатель: Вот символ этого свойства:
ОПЫТ № 3
«Вода не имеет запаха». (Музыка)
Воспитатель:Ребята, давайте с вами помечтаем. Представьте себе, что мама печет пирожки – вспомните запах печеных пирожков, вкусно. (Вдыхаем через нос запах.)
Воспитатель: А теперь, вспомните запах апельсинов. Вдохните его. (Упражнение на дыхание)
Воспитатель:А как приятно пахнут цветы. Вдохните этот чудесный запах. (Дети вдыхают – 2 раза)
Воспитатель: А как пахнут мамины духи? (Упражнение на дыхание)
Воспитатель:А теперь понюхайте воду. Чем пахнет вода? (Вода не пахнет)
Воспитатель:Значит делаем вывод: «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: Вот символ этого свойства:
Воспитатель:А теперь давайте поиграем в игру. А правило такое, понюхать и отгадать, чем пахнет? (Добавить в воду масло пихты, масло розы.)
ОПЫТ № 4
«Вода является растворителем».
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, и скажите, что лежит у вас на столе? (Сахар, соль, кофе, масло.)
Воспитатель:Положите в стакан с водой соль – размешайте, сахар – размешайте, кофе – размешайте, масло – размешайте.
Воспитатель: Скажите, что произошло со всеми этимивеществами?(Соль, сахар, кофе – растворились, масло - нет)
Воспитатель: Значит, сделаем вывод: «Вода является растворителем». Но не все вещества растворяются в воде.
Воспитатель: Вот символ этого свойства:
Воспитатель:Дети, существуют и другие свойства воды, т.к. вода – волшебница.
Воспитатель:А сегодня мы вами увидим еще одно волшебство и водичка нам в это поможет. Возьмите листочки и просто смочите их водой. Вода оживит листочки, на них появятся те кому нужна вода. (Дети берут губки, мочат их в воде и аккуратно смачивают листочки.)
Воспитатель:Возьмите, пожалуйста, губки, аккуратно намочите их и также аккуратно смочите ей ваши листочки. Покажите, что у вас получилось?
Воспитатель:Давайте организуем выставку ваших работ и назовем ее «Кому нужна вода».
Воспитатель: А Максим прочитает нам стихотворение.
«Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек,
И поэтому всегда,
Всем, везде нужна вода!»
Воспитатель:Спасибо, ребята. Вы сегодня были очень активными, старались. Я очень довольна вами.
Воспитатель:А теперь, скажите мне, чем мы с вами сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось? Что было самым трудным?
Воспитатель:И наша капелька не осталась безучастна к вашей работе и просит принять маленькие подарочки. (Детям в пакетиках раздаю сок.)
- Благодарим всех за внимание.
- До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное занятие «Путешествие капельки».
уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, всех предметов, кот...
Интегрированое занятие в старшей группе "Путешествие капельки". Экология + развитие речи.
На занятии дети в увлекательной форме знакомятся с круговоротом воды в природе, упражняются в составлении сложных предложений, развивают графические навыки. Занятие способствует развитию воображения, ...
КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ/старшая гриппа/."ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ"
Познавательное игра- занятие ,ознакомление с окружающей средой....
Конспет занятия " Путешествие капельки"
Конспект занятия "Путешествие капельки" с приёмами мнемотехники.(интектуального тренинга)...
Интегрированное занятие "Путешествие капельки"
Детей знакомят с круговоротом воды в природе. В гости приходит капелька, с которой дети путешествуют, исполняя песни, пляски, игры и хороводы....
Конспект развлечения- авторской сказки "Путешествие капельки"
Маленьким детям даётся понятие о круговороте воды в природе...
Сказка про капельку "Путешествие капельки"
Сказку "Путешествие капельки" можно использовать при проведении тематической недели "Праздник воды и земли" в средней группе по речевому развитию .Цель: формировать нач...