"Путешествие капельки"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Шпякина Юлия Валерьевна

Ход занятия:

Дети заходят в зал и здороваются. ( СЛАЙД №1)

Воспитатель:Ребята! Посмотрите сколько гостей у нас сегодня. Мы очень рады гостям. Давайте подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение.

И ещё, улыбнитесь друг другу, дети. 

«Доброе утро – я вам говорю.

Доброе утро – я всех вас люблю.

Желаю вам хорошо потрудиться.

Быть очень внимательными и не лениться!»

Воспитатель:Ребята, послушайте, что это за звуки? Что они вам напоминают? (Это капает сосулька, это шум дождя, это капель).

Воспитатель:Да, это шум дождя. 

Воспитатель:Дети, я знаю сказку про капельку. У каждой капельки есть свое облачко. Вот они у нас здесь какие разные. Выбирайте себе любое и садитесь поудобнее. Закрывайте глазки и представьте себе то, о чем я буду рассказывать. (Дети садятся на пол, закрывают глаза и звучит музыка)

«Высоко – высоко в небе сидели как - то капельки на облаке. Вдруг грянул гром, сверкнула молния. Испугались капельки, задрожали и полетели вниз на землю. Часть капелек упали в реку, часть капелек просочились в землю, а часть попали к нам в детский сад. А вот одна капелька упала  мне на ладонь.»Вот она. (Движением руки бросаем на экран.)

Воспитатель:Давайте рассмотрим, какая она? (Прозрачная, чистая, маленькая, живая, продолговатая, вытянутая, круглая, красивая.)

Воспитатель:А вот еще капельки. Давайте их соберем и поближе рассмотрим. А капельки – то не простые. Они еще и с картинками

(Дети рассматривают картинки на обратной стороне капельки: 1. Сугроб, лед, снежинка, град. 2. Река, ручеек, дождь, озеро.)

Воспитатель:Ребята, а как вы думаете, что объединяет эти картинки? Что у них общего? (Снег – это вода. Лед – это вода. Река – это вода.)

Воспитатель:Правильно. Это все вода. Только в разном ее  состоянии. 

Воспитатель:А вот здесь, ребята, еще две картинки. На них вода тоже в разном состоянии. Посмотрите в каком состоянии здесь вода, а здесь? Теперь еще раз посмотрите на свои капельки. В каком состоянии находится вода на вашей картинке?  Разместите их верно. (Дети подходят к мольберту и прикрепляют на магниты свои капельки.)

Воспитатель:Молодцы! Вы все правильно сделали. Вода бывает в твердом состоянии, как здесь. А бывает в жидком, как здесь. (Показывает указкой).

Воспитатель:Дети, но есть у воды еще одно состояние. Знаете какое? (нет). Хотите узнать?(да)

Воспитатель:Для этого нам необходимо заглянуть в научную лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (В лаборатории проводят опыты, эксперименты, исследования. Еще в лаборатории находятся разные приборы, пробирки, колбы. Там много разных веществ, которые изучают.)

Воспитатель:Совершенно верно. В нашей лаборатории тоже есть все необходимое для исследований и экспериментов. Но, прежде чем приступить к экспериментам, мы должны вспомнить правила, как нужно работать с водой.

«Коль с водой имеем дело,

Рукава засучим смело.

Если разлилась вода, 

Тряпка под рукой всегда.

Вы халаты одевайте

И одежду не морайте.»

(Дети одевают халаты и проходят за столы).

Воспитатель:Ребята. У каждого из вас на столе лежит зеркальце. Возьмите и посмотритесь в него. Какие вы у меня красивые! А теперь поднесите зеркальце ко рту и хорошенько - хорошенько  подышите. 

Воспитатель:Что вы видите? 

(Зеркальце запотело.)

Воспитатель:Как вы думаете почему?

Воспитатель:Давайте продолжим опыт и узнаем. Потрите по нему пальчиком. Какой стал пальчик? (Мокрый, влажный, скользкий).

Воспитатель:А знаете почему? 

Воспитатель:Это произошло потому, что зеркальце холодное, а дыхание теплое. А в результате соединения холодного с теплым, образуется пар. А мокрый пальчик потому, что пар содержит воду. И такое состояние воды называется газообразным. Давайте повторим.(Газообразным.)

Воспитатель:Ребята, скажите, а где в природе мы можем наблюдать газообразное состояние воды? 

(Летнем утром на реке, чайник кипит, зимой у на идет пар изо рта, в бане, у утюга есть функция отпаривание).

Воспитатель:Молодцы! А еще, ребята, такому состоянию воды люди нашли применение. Знаете какое?(нет). Изобрели паровоз и пароход. 

Воспитатель:Вы все видели на небе облака? Облака – это тоже вода в газообразном ее состоянии. И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру путешествие. Я превращусь в облако, а вас превращу в капельки.

«Посылаю я вас детки мои на землю. Пролейтесь веселым дождиком. Напоите землю, оживите деревья, цветы. Погуляйте, попрыгайте и возвращайтесь обратно. (Дети прыгают, танцуют). Скучно им стало по одиночке  прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками  (игра «Ручеек»). Встретились ручейки, стали большой рекой (перестраиваются цепочкой). Плывут капельки в большой реке, путешествуют и попала река в большой океан (дети делают хоровод и двигаются по кругу). Плавали – плавали капельки, а потом вспомнили, что мама – облако наказывала вернуться домой. А тут, как раз, солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (Дети поднимают руки вверх). Испарились капельки под лучами солнца и вернулись к маме – облако. Похвалила она их, что хорошо себя вели, прохожим за воротники не залетали, не брызгались. Теперь побудьте со мной. Я без вас соскучилась.»

Воспитатель:Понравилась вам путешествие? (да)

Воспитатель:А знаете как называется это путешествие капелек? (нет).

«Ходят капельки по кругу». Если посмотреть на их путешествие, то получится такая схема. Называется она – «Круговорот воды в природе»(СЛАЙД).

Воспитатель:А сейчас Лиза прочитает вам стихотворение.

«В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда.

То в снег превратится, то в лед,

Растает и снова в поход.

По горным вершинам, 

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь, 

В природу вглядитесь,

Вас окружает везде и всегда,

Это волшебница наша вода!»

Воспитатель:А теперь продолжим наши эксперименты с волшебницей водой. 

Воспитатель:Ребята, а вы знаете какими свойствами обладает вода?

(Вода не имеет запаха, не имеет вкуса, не имеет цвета, не имеет формы.)

Воспитатель:Правильно. А теперь давайте проверим эти свойства в нашей лаборатории.

ОПЫТ № 1

«Вода не имеет цвета».

Воспитатель:Перед вами три стакана. В первом стакане – молоко, во втором – сок, а в третьем стакане – вода.

Воспитатель:Скажите, пожалуйста, в каком из них вода? 

(Дети ставят перед собой стакан с водой.)

Воспитатель:А что в этом стакане? А в этом? (Молоко, сок).

Воспитатель:Скажите, какого цвета сок? (желтого)

Воспитатель:Какого цвета молоко? (белого)

Воспитатель:А можно ли сказать, что вода белого и желтого цвета? (Нет.Вода не имеет цвета)

Воспитатель:А сейчас закройте глазки, а я спрячу игрушки, открывайте глазки. Где  игрушка? (Кладем игрушку в стаканы.)

(В стакане с водой)

Воспитатель:А как вы догадались? (Мы ее увидели)

Воспитатель:Что можно сказать о воде? (Она без цвета)

Воспитатель:Без цвета, значит, какая? (Бесцветная, прозрачная, потому, что через нее все видно.)

Воспитатель:А как вы думаете, а в других стаканах есть игрушки?

Воспитатель:Ребята, а вода всегда бесцветная и прозрачная? (нет)

Воспитатель:Как нам это проверить?

Воспитатель:Цвет воды зависит от того, что в нее попадает. Докажем это?

Воспитатель:Добавим в воду краску.  (Добавляем краску разного цвета). 

Воспитатель:Что произошло?

Воспитатель:Какой вывод из этого следует? (Вода приобрела цвет той краски, которую в нее добавили).

imageimageimageimageВоспитатель:Правильно. Вода бесцветная, прозрачная, но изменяет свой цвет в зависимости от того, что в нее добавлено. А вывод следует сделать такой: «Вода не имеет цвета». 

Воспитатель:Вот символ этого свойства воды.          

 

 

 

ОПЫТ № 2

«Вода не имеет форму?»

Воспитатель:Что у меня в руках? (Показываю кубик. Какой он формы? Мячик?)

Воспитатель:Ребята, скажите, а имеет ли вода форму? (не имеет)

Воспитатель:Докажем это. Перед вами стаканы с подкрашенной водой, перелейте ее в пустую емкость.

Воспитатель:Что мы видим? Какую форму приобрела вода? (Вода принимает форму того сосуда, в которую ее налили.)

imageimageimageВоспитатель:Значит, какой мы делаем вывод: «Вода не имеет формы».

imageВоспитатель: Вот символ этого свойства: 

 

ОПЫТ № 3

«Вода не имеет запаха». (Музыка)

Воспитатель:Ребята, давайте с вами помечтаем. Представьте себе, что мама печет пирожки – вспомните запах печеных  пирожков, вкусно. (Вдыхаем через нос запах.)

Воспитатель: А теперь, вспомните запах апельсинов. Вдохните его. (Упражнение на дыхание)

Воспитатель:А как приятно пахнут цветы. Вдохните этот чудесный запах. (Дети вдыхают – 2 раза)

Воспитатель: А как пахнут мамины духи? (Упражнение на дыхание)

Воспитатель:А теперь понюхайте воду. Чем пахнет вода? (Вода не пахнет)

Воспитатель:Значит делаем вывод: «Вода не имеет запаха».

Воспитатель: Вот символ этого свойства:

Воспитатель:А теперь давайте поиграем в игру. А правило такое, понюхать и отгадать, чем пахнет? (Добавить в воду масло пихты, масло розы.)

 

 

ОПЫТ № 4

«Вода является растворителем».

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, и скажите, что лежит у вас на столе? (Сахар, соль, кофе, масло.)

Воспитатель:Положите в стакан с водой  соль – размешайте, сахар – размешайте, кофе – размешайте, масло – размешайте.

Воспитатель: Скажите, что произошло со всеми этимивеществами?(Соль, сахар, кофе – растворились, масло - нет)

imageimageimageimageВоспитатель: Значит, сделаем вывод: «Вода является растворителем». Но не все вещества растворяются в воде. 

Воспитатель: Вот символ этого свойства: 

Воспитатель:Дети, существуют и другие свойства воды, т.к. вода – волшебница.

Воспитатель:А сегодня мы  вами увидим еще одно волшебство и водичка нам в это поможет. Возьмите листочки и просто смочите их водой. Вода оживит листочки, на них появятся  те кому нужна вода. (Дети берут губки, мочат их в воде и аккуратно смачивают листочки.)

Воспитатель:Возьмите, пожалуйста, губки, аккуратно намочите их и также аккуратно смочите ей ваши листочки. Покажите, что у вас получилось?

Воспитатель:Давайте организуем выставку ваших работ и назовем ее «Кому нужна вода».

Воспитатель: А Максим прочитает нам стихотворение.

«Не умыться, не напиться без воды.

Листику не распуститься без воды.

Без воды прожить не могут

Птицы, зверь и человек,

И поэтому всегда, 

Всем, везде нужна вода!»

Воспитатель:Спасибо, ребята. Вы сегодня были очень активными, старались. Я очень довольна вами.

Воспитатель:А теперь, скажите мне, чем мы с вами сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось? Что было самым трудным?

Воспитатель:И наша капелька не осталась безучастна к вашей работе и просит принять маленькие подарочки. (Детям в пакетиках раздаю сок.)

- Благодарим всех за внимание. 

- До свидания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие «Путешествие капельки».

уточнить представления детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, всех предметов, кот...

Интегрированое занятие в старшей группе "Путешествие капельки". Экология + развитие речи.

На занятии дети в увлекательной форме знакомятся с круговоротом воды в природе, упражняются в составлении сложных предложений, развивают графические навыки. Занятие способствует развитию воображения, ...

КОНСПЕКТ ИГРОВОГО ЗАНЯТИЯ/старшая гриппа/."ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ"

Познавательное  игра- занятие ,ознакомление с окружающей средой....

Конспет занятия " Путешествие капельки"

Конспект занятия "Путешествие капельки" с приёмами мнемотехники.(интектуального тренинга)...

Интегрированное занятие "Путешествие капельки"

Детей знакомят с круговоротом воды в природе. В гости приходит капелька, с которой дети путешествуют, исполняя песни, пляски, игры и хороводы....

Конспект развлечения- авторской сказки "Путешествие капельки"

Маленьким детям даётся понятие о круговороте воды в природе...

Сказка про капельку "Путешествие капельки"

Сказку "Путешествие капельки" можно использовать при проведении тематической недели "Праздник воды и земли" в средней группе по речевому развитию .Цель:  формировать  нач...