«Украсим масмак чувашским узором»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Егорова Марина Николаевна

конспект  по декоративному рисованию в старшей группе  комбинированной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ukrasim_masmak.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по декоративному рисованию

в старшей группе

комбинированной направленности

«Украсим масмак чувашским узором».

Цель: Обобщение знаний детей о смысловых значениях элементов чувашской вышивки на головной повязке «Масмак».

Образовательные задачи:

  1. Формировать умение создавать линейный орнамент путём повторения и чередования образов-символов узоров в строгой их очерёдности в четырёх частях полосы бумаги.
  2. Продолжать обучать детей рисовать чувашские узоры, изображающие горы, животных.
  3. Закреплять знания детей об элементах чувашского костюма («масмак» - головная повязка).

Развивающие задачи:

  1. Обогатить словарь детей следующими словами и выражениями: «масмак», «головная повязка», «звери у крутой горы», «звери ходят по горам».
  2. Развивать у детей глазомер и художественный вкус при создании орнаментальной композиции.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать культуру поведения.
  2. Продолжать создавать условия для развития индивидуальности ребёнка и способности его к самовыражению.
  3. Воспитывать познавательный интерес и желание составлять узоры по мотивам чувашского искусства.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: шкатулочка с оригиналом вышитой головной повязки масмак, алгоритмы создания орнамента «Крутые горы со зверями» и «Звери у крутой горы».

Раздаточный материал: полосы бумаги красного цвета размером 5*20 см, гуашевые краски 5 цветов (синий, черный, белый, зеленый, желтый), непроливайки, салфетки, кисточки № 3 пони или белка, подставки.

Ход занятия:

Воспитатель в чувашском национальном костюме встречает детей.

- Ребята, сегодня я пришла к вам не с пустыми руками, а с красивой шкатулочкой. Что же в ней? (воспитатель открывает шкатулку, достаёт из неё повязку масмак). Вы знаете, что это такое? (дети отвечают).

- Ребята, есть чувашская легенда о масмак. Послушайте её. Согласно чувашской легенде маленькая девочка Масмак и мама спустились за водой к речке. После грозы над рекой они увидели красивейшую радугу. Её яркие цвета очень обрадовали девочку. Масмак и мама долго любовались радугой. Когда они пришли домой, девочка попросила кусочек белого холста и стала вышивать красными, синими, желтыми, зелеными, черными нитками красивые узоры, похожие на радугу. Девочка подарила эту повязку с чудесной вышивкой маме и мама с огромным удовольствием сразу же одела ее. Прохожие останавливались и с удивлением спрашивали: «Ах, какая красота! Кто же это вышивал?» «Моя доченька Масмак», — гордо отвечала мать. С этого дня головную вышитую повязку в народе стали называть масмак.

- Ребята, а кто носил головную повязку масмак? (ответы детей – чувашские женщины).

- Для чего носили масмак? (ответы детей – для красоты, как оберег).

Воспитатель показывает, как одеть масмак.

- Люди считали, что небо дает им силы, посылает свет, тепло, освещает мир и стали носить масмак, как бы их жизнь связана с небом, с небесным миром.

Рассматривание головной повязки масмак с узорами гор и животных.

- В старину, 100-150 лет назад, в дремучих чувашских лесах и бескрайних полях водилось бесчисленное количество различных зверей: лисиц, волков, медведей. И то, что люди видели вокруг себя, в том числе и зверей, они передавали с помощью вышивки узорами.

Воспитатель показывает образцы с последовательным алгоритмом. Обратить внимание детей на последовательность создания композиции, чередование и повторение элементов чувашского узора.

- Ребята, на столах лежат полоски бумаги красного цвета для головной повязки масмак. Я предлагаю вам украсить их чувашским узором «Звери у крутой горы» или «Звери ходят по горам» и подарить своим мамам, чтобы они оберегали их и приносили добро и счастье.

Самостоятельная деятельность детей.

По ходу работы воспитатель уточняет знание детьми об используемых цветах, значений цветов чувашской вышивке. Напоминает о творческом подходе к сочетанию цветов в композиции.

Красный – цвет восходящего солнца;

Желтый – цвет спелых колосьев;

Зеленый – цвет зелени чувашских лесов и лугов;

Синий – цвет голубой воды;

Белый – цвет чистого воздуха;

Черный – цвет плодородной земли.

По окончании работы воспитатель проводит анализ и рассматривание декоративных композиций с «прочтением» содержания.

- Ребята, кто хочет рассказать о своей головной повязке масмак. Что нарисовали? Какие элементы узора вы использовали? Что обозначают эти узоры? (Выслушивает ответы 2-3 детей. Я украсила масмак чувашским узором. На моём узоре есть земля, небо, горы. По горам ходят дикие животные (или возле гор гуляют звери).

- Все головные повязки получились разными, красивыми. Я думаю, что они очень понравятся вашим мамам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чувашские узоры в оформлении

Оформление центральной стены музыкального зала к национальным чувашским праздникам...

Перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с чувашскими узорами

Система работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения через чувашские дидактические игры и упражнения....

Конспект ООД"Оформление новогодних игрушек чувашским узором"

Разукрашивание новогодних игрушек элементами чувашского узора....

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Украсим полотенце или салфетку чувашскими узорами»

Формировать умение рисовать элементы чувашских узоров. Уточнить и расширить знания и представления детей о чувашском орнаменте. Закрепить смысловое назначение узоров, изображающих двор...

Конспект ОД в о второй младшей группе по художественно – эстетическому развитию «Украсим салфетку чувашским узором.»

Образовательные задачи: учить создавать образ – символ чувашского узора, изображающего солнце, располагая элементы узора и приклеивая их к основе.Развивающие задачи: развивать умение детей распо...