Проектная деятельность по обучению старших дошкольников нетрадиционным техникам рисования
план-конспект занятия по рисованию

Нургалиева Анастасия Михайловна

Проектная деятельность по обучению старших дошкольников нетрадиционным техникам рисования

 

Подготовила: воспитатель Нургалиева Анастасия Михайловна

 

«Дело не только в том, чтобы научить детей видеть и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее — необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседнев­ных человеческих отношениях»

Б.М. Неменский

 

Воспитать творческого человека без красоты невозможно. Пре­красное — вечный источник ду­ховности, вдохновения, творчества. «Дело не только в том, чтобы научить детей видеть и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее — необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседнев­ных человеческих отношениях» (Б.М. Неменский).

На современном этапе развития до­школьной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изоб­разительной деятельности. Одним из методов, способствующих активизации проявлений у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру и собственного художественного творчества, является педагогический проект. Он направлен на творческое экспериментирование с изоматериалами, познание их свойств, а также освоение нетрадиционных изобразительных техник.

Включение в работу с детьми не­традиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благо­даря работе с разными живописными материалами.

Кроме того, осуществляется сти­муляция познавательных интересов ребенка (использования предметов, которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе, — можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок березки).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_tvorchestva_i_fantazii.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность по обучению старших дошкольников нетрадиционным техникам рисования

Подготовила: воспитатель Нургалиева Анастасия Михайловна

«Дело не только в том, чтобы научить детей видеть и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее — необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневных человеческих отношениях»

Б.М. Неменский

Воспитать творческого человека без красоты невозможно. Прекрасное — вечный источник духовности, вдохновения, творчества. «Дело не только в том, чтобы научить детей видеть и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее — необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневных человеческих отношениях» (Б.М. Неменский).

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изобразительной деятельности. Одним из методов, способствующих активизации проявлений у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру и собственного художественного творчества, является педагогический проект. Он направлен на творческое экспериментирование с изоматериалами, познание их свойств, а также освоение нетрадиционных изобразительных техник.

Включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами.

Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребенка (использования предметов, которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе, — можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок березки).

Происходят развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация речевой деятельности детей. (Чем я еще смогу нарисовать? Что я смогу нарисовать этим материалом?)

За счет использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приемов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша), создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности. Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы условия, которые используются в полном объеме.

Проект «Мир творчества и фантазии»

Цель — развивать творческие способности старших дошкольников средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

  • познакомить детей с несколькими нетрадиционными техниками рисования;
  • учить выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать;
  • учить сочетать несколько приемов для передачи выразительности образа;
  • прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками, развивать фантазию, творчество;
  • развивать мелкую моторику;
  • формировать связную речь и коммуникативные способности.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: старшие дошкольники, родители, педагоги.

Нетрадиционные техники рисования:

  • тычок жесткой полусухой кистью;
  • рисование пальчиками, ладошкой;
  • восковые мелки + акварель;
  • печать по трафарету;
  • отпечатки листьев.

Формы проведения:

  • образовательная деятельность;
  • совместная деятельность со взрослыми и самостоятельная деятельность детей;
  • консультирование родителей;
  • выставки.

Методы и приемы обучения нетрадиционному рисованию:

  • создание игровой ситуации;
  • показ воспитателя;
  • использование движения руки;
  • сравнение двух техник;
  • проговаривание последовательности работы;
  • при рисовании нетрадиционными техниками широко используются стихи, загадки, а также игры.

Методические рекомендации:

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, их желания и интересы.

С возрастом ребенка расширяется содержание, усложняются элементы, выделяются новые средства выразительности.

Техническое оснащение:

Листы бумаги, гуашь, трафареты, кисточки с коротким ворсом (тычки), тампоны, ватные палочки, фломастеры, печатки, штампы (подручный материал, растения, листья), акварель, восковые мелки, цветные карандаши, салфетки, емкости для воды.

Работа с детьми по проекту

I этап — подготовительный

Задачи:

  • изучить литературу по теме;
  • провести мониторинг освоения детьми нетрадиционных техник рисования;
  • разработать систему занятий по освоению нетрадиционных техник рисования;
  • создать развивающую среду и соответствующую материальную базу;
  • вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ для эффективности развития творческих способностей детей.

II этап — основной

Задачи: развивать художественно-творческие способности у детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных техник и живописных материалов через систему занятий, совместной деятельности со взрослыми, а также самостоятельной деятельности.

Перспективным планом предусмотрено одно занятие в месяц и один раз самостоятельная деятельность или творчество со взрослым.

Работа по взаимодействию с родителями включает проведение групповых и индивидуальных консультаций, оформление советов-рекомендаций, выставок детских и совместных работ.

Индивидуальная работа построена на результатах мониторинга уровня освоения нетрадиционных техник рисования (обобщение показателей оценки освоения изобразительной деятельности произведено с опорой на исследования, разработки и диагностические методики Д. И. Воробьевой, Г. Г. Григорьевой, Т. Г. Казаковой, Т. С. Комаровой, И.А. Лыковой.)

III этап — творческий

Задачи: выявить уровень художественно-творческих способностей детей, выработанный в ходе занятий нетрадиционными техниками и живописными материалами.

На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям: обобщающее творческое занятие, выставка детских работ, заключительный мониторинг определения уровня освоения детьми нетрадиционных техник рисования.

Предполагаемые результаты проектной деятельности:

  • дети владеют несколькими нетрадиционными техниками рисования, умело сочетают их и подбирают для этого соответствующий материал;
  • ребята проявляют творчество при выборе тематики и техники выполнения работ;
  • на достаточном уровне развита мелкая моторика, объяснительная речь и коммуникативные способности.

Литература

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть I. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть II. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

3. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2008.

4. Ковалицкая Л. М. Методика формирования навыков изобразительной деятельности в ДОУ: Пособие для педагогов ИЗО / Л. М. Ковалицкая. — М.: АРКТИ, 2008. (Развитие и воспитание).

5. Козакова Р. Т. Занятия по рисованию с дошкольником — М.: ТЦ «Сфера», 2008.

6. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. — М.: Педагогическое общество России, 2005.

7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. — СПб.: КАРО, 2008.

8. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. — СПб.: КАРО, 2007.

9. Утробина К. К., Утробин Р. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3—7 лет. — М.: ГНОМ и Д, 2004.

10. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. — Ярославль: Академия развития: Академия холдинг, 2004.

11. Шайдурова Н. В. Методика обучения рисования детей дошкольного возраста. Учебное пособие. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование ИКТ в обучении дошкольников нетрадиционным техникам рисования»

Цель:Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования, помочь реализовать себя, уметь соединять в рисунке различные материалы для получения выразител...

«Использование ИКТ в обучении дошкольников нетрадиционным техникам рисования»

Цель:Развитие творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования, помочь реализовать себя, уметь соединять в рисунке различные материалы для получения выразительного образа....

Перспективное планирование по обучению младших дошкольников нетрадиционным техникам рисования

Перспективный планпо обучению дошкольников младшего возрастарисованию с использованием нетрадиционных  техник рисованияв младшей  группе...

Конспект занятия по изо - деятельности в старшей группе Нетрадиционная техника рисования мятой бумагой «Осеннее дерево»

Цель: Обучение детей нетрадиционной технике рисования, уточнить и обобщить знания об осени.Программные задачи:Обучающая:- учить передавать в рисунке строение дерева - ствол и крону деревьев.-Познакоми...

Методическая разработка по продуктивной деятельности.Тема: "Кляксы наши друзья" (старшая группа) нетрадиционная техника рисования

Развитие интегративных качеств личности дошкольника в процессе освоения нетрадиционной техники рисования - кляксографии. Повысить интерес к изо деятельности. Развивать творческую активность, желание р...