Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства.
статья по рисованию

Герасенко Елена Владимировна

В статье рассказывается о овладении детьми дошкольного возраста навыками рисования, обогащения техники рисования через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством. Яркие образы народных игрушек помогают обеспечить положительное эмоциональное состояние ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_konferentsiya.docx15.51 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства.

Наличие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием способствует развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Знакомство с искусством способствует расширению и развитию у детей художественных представлений, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

Однако, анализ детских работ показывает плохое владение инструментом, своей рукой, часто дети плохо владеют рациональными способами движения руки при рисовании – все это вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передавать задуманное. В конце концов это может привести к потере интереса к художественной деятельности.

Поэтому важным условием обучения детей является овладение техникой рисования.

В современной системе эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности необходимым условием является использование народного декоративно-прикладного искусства в работе с детьми. Ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств. Кроме того, сюжеты предметов народного искусства доступны для понимания детей. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, познавательной, эстетической ценностью, оказывает сильное воздействие на ребенка, который (по выражению К.Д. Ушинского) мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

В настоящее время народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей, способствует развитию у них художественно-творческих способностей. При овладении декоративно-прикладным искусством, у детей дошкольного возраста происходит формирование правильных способов действия кистью и карандашом, развитие формообразующих движений рисующей рукой. В связи с этим хочется обратить внимание на обучение детей филимоновской, дымковской, городецкой и другими росписями.

В младшем дошкольном возрасте при знакомстве с филимоновской, дымковской игрушкой ребенок овладевает навыками рисования линий в разных направлениях, у него формируются двигательные навыки, закрепляется умение рисовать декоративные элементы – точки, кружки, полоски, волнистые линии. В старшем дошкольном возрасте при знакомстве с каргопольской, семеновской, полхов-майданской игрушкой обогащается техника детского рисования: развиваются композиционные умения, совершенствуется навык работы с цветом. Дети знакомятся с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов, учится придумывать узоры.

Сначала дети используют образцы для прямого воспроизведения. Освоение одних и тех же навыков, и умений не препятствует развитию индивидуальности, напротив, помогают в творческом решении задач.

Рисование ярких цветочных узоров отвлекает детей от печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Занятия по изобразительной деятельности являются важным средством всестороннего развития детей и способствуют их умственному, нравственному и эстетическому воспитанию. Занятия основаны на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности. Дети используют свои работы для оформления интерьера группы, слушают народную музыку, сказки, потешки, пословицы, загадки, рассматривают изделия народных мастеров.

Литература

  1. Комарова Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144 с.
  2. Народное искусство в воспитании детей: учеб. пособие к

Программе воспитания и обучения в детском саду / Т. С. Комарова, Т. А. Ратанова, Г. В. Быховец, Г. П. Новикова, М. Н. Братухина: – Москва : Пед. о-во России, 2005. – 108 с.

  1. Гайдукова И.Б. Можно ли научить творчеству//Образование. – 2001. – 101-103 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Актуальность художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами народного декоративно – прикладного искусства."

Предлагаемая   мною  программа.  "Знакомство  детей  младшего дошкольного   возраста  с  хохломской  росписью" — одно из педагогических условий р...

Педагогическая разработка на тему: «Развитие художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративного-прикладного искусства»

Актуальность  данной разработки состоит в том, что произведения народного прикладного искусства играют важную роль в художественном развитии детей старшего возраста: в развитии их воображения, фа...

Приобщение детей дошкольного возраста к народному декоративно – прикладному искусству

реферат для воспитателей старших возрастных групп детского сада...

Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством

Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно об...

Разработка программы развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства

Современное общество нуждается в творческих людях. Развитие творческой активности начинается с дошкольного детства. Это определяет актуальность данной программы. Программа включает цикл занятий по дек...

Доклад на тему: Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами народного декоративно - прикладного искусства.

Доклад на тему: Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами народного декоративно - прикладного искусства.«Творчество является уделом всех, ...  оно является норма...