НОД по рисованию в старшей группе "Городецкая роспись"
презентация к уроку по рисованию (старшая группа)

Меркулова Екатерина Михайловна

Призентация к занятию по рисованию "Городецкая роспись" и план-конспект к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentaciya_microsoft_office_powerpoint_16.pptx1.84 МБ
Microsoft Office document icon gorodeckaya_rospis_0.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

городецкая роспись НОД по изобразительному искусству в старшей группе Подготовила педагог дополнительного образования Меркулова Екатерина Михайловна .

Слайд 2

Родина городецкой живописи, а точнее, росписи по дереву— старинный волжский город. И в Городце и во многих окрестных деревнях, прильнувших к речке Узоле , мастеровые люди издавна славились умением плести деревянное кружево. Богатейшая резьба украшала избы—ладные да высокие, прялки, посуду, игрушки.

Слайд 5

Прялки

Слайд 6

Эскизы росписи «Свидание» Эскизы росписи «Свадьба»

Слайд 7

Детская мебель

Слайд 8

Конь -качалка

Слайд 13

Никогда ни с кем не спутаешь вороного городецкого чудо-коня, изображенного всегда в профиль с поджатой крючком ногой, с лебединой выгнутой шеей. А цветы? Городецкие розаны — их там называют купавками --— фантастической окраски и такой живой упругости, что кажется, бутоны вот-вот лопнут, раскроются…

Слайд 15

подмалёвок оттенёвка разживка

Слайд 16

подмалёвок оттенёвка разживка

Слайд 17

Варианты выполнения мотива «купавка»

Слайд 18

Варианты выполнения мотива «листок» подмалёвок оттенёвка разживка

Слайд 19

Работы детей

Слайд 20

Работы детей



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по изобразительному искусству в старшей группе.

                    Подготовила: Меркулова Екатерина Михайловна. 

                                  Педагог дополнительного образования

МАДОУ ЦРР – д/с № 27 «Росинка»

г. Ступино. Московская область.

Тема: «Городецкая роспись».

Цель:   Познакомить с типами цветочного орнамента.

   Познакомить с историей возникновения Городецкого                  

   промысла.

   Научить писать элементы росписи: цветок ( розан ,купавка)  листок.

Задачи: Развивать интерес и любовь к народному искусству.  

     Закреплять умение строить композицию рисунка

     Учить выделять яркий народный колорит, композицию узора, точки,

     чёрточки, оживки, рисовать элементы кистью.

      Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

Материалы: листы ФА 4, карандаш, гуашь, кисть «белка»№5, №1, баночка с водой, салфетка, шаблоны посуды.

                     

                 Ход занятия .       (слайд 1)

  1. Организационный момент.

Ребята посмотрите на эти деревянные расписанные изделия.

Это городецкая роспись.

Городецкая роспись, как её нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что не в сказке сказать.

Жёлтый вечер, чёрный конь и купавки как огонь.

Птицы смотрят из ларца.

Чудо роспись Городца.

  1. Основная часть.

Изложение новой темы.

На берегу Волги, раскинулся древний город Городец –древнейший русский город - крепость  .      (слайд 2 )

Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами .

Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке.  ( слайд 3, 4)

Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества.

 Был промысел прялок    ( слайд 5) 

Поверхность донца прялки делилась на ярусы. В верхней части донца воссоздаётся главный сюжет. Это могли быть сцены застолья, гуляний изображались поездки и выезды.

Второй ярус разделял верхний и нижний ярусы - поясок. Там рисовали гирлянды цветов или крупный цветок с расходящимися от него листьями.

Существовали и другие варианты, орнаментальная полоса изображалась с мотивами птиц и кошек.

В нижней части изображались сцены сражения – это были целые картины. (слайд 6).

В то же время была фабрика фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта:

детские стулья, столы,(слайд 7), конь – качалка, (слайд 8)           

шкатулки, чашки  (слайд 9)             

разделочные доски ,блюда, хлебницы  (слайд 10 )  

В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева.  (Слайд 11,12) 

Ребята скажите мне, какие цвета в росписи используют городецкие мастера? Фон жёлтый – цвет дерева.

Цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный, оранжевый насыщенного тона и его оттенки. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение.    

Эти  2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.

Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера?

Ответы детей (розан, купавка, ягодка, листья, лошадка, птицы).

               Существует несколько видов композиций

1.Цветочная роспись                      

2.Цветочная роспись с включением мотивов конь и птица    

(слайд  13,14).       

Давайте рассмотрим  этапы росписи розана    (слайд 15).

Первый этап росписи – подмалёвок. Берётся один цвет и прорисовывается расположение основных элементов узора, (цветы). Так все цветы в своей основе имеют круг, по краю которого рисуются лепестки.

Второй этап – оттенёвка.

Мазками другого цвета рисуются полудуги создающие впечатление лепестков сказочного цвета.

Когда вся композиция намечена

Третий этап – оживка.

Расписываются мелкие детали: точки окаймляющие центр цветка, края лепестков, прожилки на листочках и так д. Разживка выполняется белым и чёрным цветом.

    Физминутка

Спал цветок и вдруг проснулся.

Спать не захотел:

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

  1. Практическая работа.

Сегодня мы научимся выполнять элементы цветочной росписи. На экране вы видите образцы написания элементов росписи , их поэтапное выполнение:

Цветок - «Купавка»       (слайд 16).   

Варианты выполнения мотива «купавка»   (слайд 17).                                                                         

«Листок» и варианты его выполнения.        (слайд 18).

У вас на столе лежат шаблоны посуды городецкого промысла, заранее покрашенные в жёлтый цвет.

Каждый цветок выполняется двумя разными оттенками одного цвета. Берём розовый цвет и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Затем красным цветом рисуем скобки вокруг подмалёвка.

Нарисуем ещё и купавки и ягодки по краям нашего розана  а так же зелёные листья, создавая композицию .Выбираем цвет самостоятельно. Можно взять голубой или синий. Заключительный этап росписи   - нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью, выполним последний этап «оживка».

      (слайд 16)

      Детские работы ( слайд 19, 20).

                                     

  1. Итог.

Дети читают стихи выученные заранее.

Городецкие узоры

 Сколько радости для глаз

Подрастают мастерицы

Может быть и среди нас.

Кто рисует Городец

         Ах какой он молодец!

И листочки и цветы –

Это всё для красоты.

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоты той нет конца

Это всё для Городца.

Экспресс выставка детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по рисованию в старшей группе "Роспись ложки"

Рисование по мотивам хохломской росписи....

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Роспись барельефов дымковским узором»

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Роспись барельефов дымковским узором"...

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе"Роспись жостовского подноса"

Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров жостова....

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование. Городецкая роспись деревянной доски»

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Декоративное рисование. Городецкая роспись деревянной доски»...

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью»

Образовательные задачи:- вызвать у детей желание расписывать посуду по мотивам хохломской росписи.- на основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию,...

Конспект НОД по декоративному рисованию в старшей группе «Роспись кувшинчиков хохломской росписью»

Образовательные задачи:- вызвать у детей желание расписывать посуду по мотивам хохломской росписи.- на основе знаний о хохломском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию,...