"ТАНЦУЮЩИЕ КРАСКИ"
план-конспект занятия по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Непосредственно образовательная деятельность

для детей 5- 7 лет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tantsuyushchie_kraski_nod.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Жемчужинка»

ТАНЦУЮЩИЕ КРАСКИ

непосредственно образовательная деятельность

для детей 5- 7 лет

Подготовила

Королева Алёна Алексеевна, воспитатель.

п. Харп, 2021 г

Технологическая карта

Тема

Танцующие краски

Образовательные области

Художественно-эстетическое, познавательное, речевое развитие

Предварительная работа

Рассматривание калейдоскопа; рассказывание сказки «Цветные стеклышки»

Используемые технологии

  1. Здоровьесберегающие технологии
  2. Технология развивающего обучения
  3. Технология познавательно-исследовательской деятельности
  4. Технология личностно-ориентированного подхода
  5. Информационно-коммуникативные технологии

Методы, приёмы и формы работы

  1. Наглядный (показ техники рисования на воде, использование калейдоскопа при обозначении проблемной ситуации)
  2. Словесный (приветственное слово, загадывание загадки, создание проблемной ситуации, беседа, рассуждения, вопросы/ответы, стихотворение)
  3. Практический (художественно-творческая деятельность, физминутка)
  4. Индивидуальная и подгрупповая формы работы

Цель занятия

Формирование представлений детей о нетрадиционной технике рисования «эбру»

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Формировать умение использовать в творческой деятельности технику «эбру» (рисование на воде);

расширить словарь (использовать понятие «эбру»)

продолжать формировать предпосылки УУД

Продолжать развивать:

художественное творчество, воображение, фантазию;

желание экспериментировать, проявлять яркие чувства и эмоции;

умение формулировать выводы. Совершенствовать художественно-эстетическое восприятие.

Воспитывать:

творческую самореализацию, индивидуальность;

уважительное отношение друг к другу в процессе совместной деятельности;

аккуратность.

Оборудование

Мультимедийное оборудование, столы, лотки для воды, краски, деревянные палочки с острыми кончиками, кисточки, листы для акварельных красок, салфетки бумажные, салфетки влажные, калейдоскопы.

Ожидаемые результаты

Дети умеют использовать в работе нетрадиционную технику рисования «эбру»

Повышен познавательный интерес к экспериментированию с красками на воде

Структура непосредственно - образовательной деятельности

Этап

Длительность

Задачи этапа

Методы, формы

и приемы работы

Деятельность
педагога

Деятельность

детей

Результат

1 этап:  организационный

(психологический мотивационно-побудительный настрой)

3минуты

Приветствие, установление зрительного, слухового контакта, введение в  проблемную ситуацию

Словесный:

вводно – организационное слово воспитателя;

формулировка проблемной ситуации

Эмоциональная поддержка детей

Загадывание загадки

Создание проблемой ситуации

Участие в приветствии

Ответы на загадку, предложения решения проблемной ситуации

Психологическая готовность

Желание участвовать в совместной деятельности.

2 этап

Содержательный,

деятельностный

25 минут

Расширять представления о нетрадиционном способе рисования,

развивать аналитическую деятельность, смекалку; воображение, творческие способности

Наглядный (просмотр видеоролика «Рисунки на воде-«эбру», организация предметно-пространственной среды: использование калейдоскопа, показ техники рисования на воде)

Словесный

(беседа, рассказ, вопросы, выводы, рассуждения).

Практический

(художественно-творческая деятельность,

физминутка)

Показ видеоролика, показ техники рисования на воде.

Постановка вопросов, рассказ о технике «эбру», беседа.

Организация деятельности детей.

Активизация речевой, познавательной деятельности детей

Организация физминутки.

Просмотр видеоматериала, просмотр техники рисования на воде, рассуждения, ответы на вопросы.

Экспериментирование красками на воде.

Создание рисунка.

Творческая деятельность.

Формулирование выводов, рассматривание рисунков рассказ о них.

Сформировано представление о технике рисования на воде «эбру».

Повышен интерес к экспериментированию с красками на воде, к нетрадиционной технике рисования.

3 этап

Заключительный

2минуты

Развивать умение оценивать собственную деятельность (самооценка), оценивать деятельность сверстников.  Стимулировать детей к самостоятельному формулированию выводов в результате проведенного мероприятия.

Словесный (выводы, вопросы, обсуждение, стихотворение)

Наглядный (сюрпризный момент)

Вопросы к детям, прочтение стихотворения, использование сюрпризного  момента

Ответы

Выводы

Самооценка

Положительно -эмоциональный отклик от полученных результатов, от совместной деятельности.

Умение проводить самооценку деятельности.

Приобретение навыка использования в работе технику рисования «эбру»

Ход занятия

Воспитатель использует приветственное слово

Организационный этап.

Воспитатель. Возьмемся за руки и встанем в круг.

Сегодня я превращу вас в настоящих волшебников.

Дует на них с ладошки и шепчет заклинание.

«Стоит кисточкой взмахнуть, чудеса произойдут.

Внимание! Внимание!
Дорогие зрители,
Чудеса сейчас придут
Интересно будет тут!
Я на вас погляжу,
Да историю расскажу!
Вы на ус всё намотайте,
И во всем мне помогайте!
Не грусти, улыбнись!
Встреча дарит нам сюрприз!

Приглашает детей сесть полукругом на коврике перед экраном.

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку

В глубь трубы всмотрись: как в сказке,
Там в узор сложились краски.
Трубочка — не микроскоп.
А цветной… 
(Калейдоскоп)

Да, верно.

Достаёт из сумочки калейдоскоп, смотрит в него и огорченно произносит

Ой, ой, ой. Что же произошло? Где же мои любимые яркие узоры

отдает калейдоскоп детям.  Дети смотрят и не видят красивых узоров.

Ребята, что с моим любимым калейдоскопом.

Слушает высказывания детей, при необходимости задает 1-2 наводящих вопроса.

Проблемная ситуация

Воспитатель. А вы мне поможете вернуть краски в мой любимый калейдоскоп? Как мы это можем сделать?

высказывания детей

Значит мы поможем моим любимым стеклышкам вернуть хорошее настроение, мы же теперь волшебники?

Дети: Да

Воспитатель: Замечательно. Знаете, а у меня есть одна идея.  Давайте посмотрим на наш экран.

Деятельностный этап

Включается видеоролик «Рисование на воде- «эбру»»

Во время просмотра ролика педагог задает детям следующие вопросы и слушает ответы (ребята, что делает девочка? А на чем она рисует? Разве такое возможно –рисовать на воде? А на что похож ее рисунок? Можно ли сравнить его с узором в калейдоскопе?)

Воспитатель. Ребята, приглашаю вас к моему волшебному столу.

Становятся вокруг стола

Ребята, что у меня на столе? (краски, вода, палочки)

Как вы думаете, что мы со всем этим будем делать? (рисовать)

Можно ли рисовать по воде? (нет) Почему? (краска растворяется в воде).

Но мы же с вами волшебники сегодня? Предлагаю, с помощью волшебного рисования вернуть в калейдоскоп краски.  А волшебство заключается в том, что рисовать мы будем на воде, эта техника называется «эбру».

Повторите, как называется техника рисования на воде «эбру».

Слово «эбр» означает «похожий на облака» или «ветер и облака». Сейчас я вам покажу и расскажу, как это делается.

Мы с вами поколдуем над красками, и они станут тоже волшебными (говорит и дует вместе с детьми на краски)

Эбру — это техника, в которой краски танцуют на воде, переплетаясь между собой, создают удивительные узоры.

         У меня в лотке не простая вода, которая течет из-под крана, а тоже волшебная. Потрогайте аккуратно ее. Что вы чувствуете, на что похожа эта вода?

На столе должны лежать салфетки

 Эта вода с крахмалом, специальная для нашего рисования. Запомнили? С чем наша вода волшебная?

Краски будут ложится на поверхность такой воды и танцевать.

Ну что, я буду рисовать, а вы внимательно наблюдайте и запоминайте.

Педагог делает загадочный вид, произносит волшебные слова

«С неба радуга явись, краской с нами поделись»»

Воспитатель начинает показ техники рисования, сопровождая объяснением

Сначала для нашего волшебного узора я создам фон. Это можно сделать как с помощью кисточки. Краску берем сначала не очень яркую и разбрызгиваем, создаем фон. А теперь берем вот такую специальную палочку, набираем на кончик краску и аккуратно капаем ее на воду. Старайтесь не прокалывать воду. Набираю краску и опускаю ее на воду, только чуть – чуть прикасаясь к воде. Ой, какое чудо,  капли краски растекаются по поверхности воды! Обязательно каждый раз надо протирать палочку, только после этого набираем другой цвет. Смотрите, я создаю вот такой узор, накладывая как будто одни цвет краски на другой. Берем следующий цвет и повторяем тоже самое. Обратите внимание, как краска растекается, во что она превращается?

Дети должны ответить, что в круг.

Правильно. Именно так и ложится краска в эбру, и из кругов мы будем создавать узор.  Цвета могут быть такие, какие вам нравятся. Вода постоянно изменяется и, воспринимая настроение художника, ведет себя все время по-разному. По-разному ведут себя и краски на поверхности воды, характер красок все время меняется, это настоящее волшебство!

Теперь начинаю водить палочкой по воде в разных направлениях, снизу вверх, справо-налево, змейкой.  Что делают краски? (танцуют) Во что они превращаются (в узоры)

Из круга можно рисовать цветок (показывает), стебель и листья, или дерево, или птичку. Все что вы хотите, то и рисуете. Изображаете свое настроение. Мой рисунок уже готов

Воспитатель заканчивает свой рисунок

Ребята, как сохранить мой рисунок?

Теперь лист бумагу аккуратно кладу на поверхность воды и слегка провожу по его краям палочкой, чтобы рисунок лег равномерно. Так рисунок в эбру отпечатывается на бумаге. Все вместе досчитаем до 5 и…

Вынимаю лист строго по краю лотка, чтобы ушла с листа лишняя вода. Посмотрите на воду, где рисунок?

Обращается к одному из детей и перекладывает лист на его руки. Показывает лист бумаги

Похоже это на волшебство?

А теперь прежде чем вы начнете создавать свое волшебное чудо, предлагаю превратиться вам  в яркие краски и танцевать, как танцуют краски на воде в технике эбру.

Физминутка.

Раздает детям цветные ленточки и включает песню

Чтобы пальцы не скучали

Мы им краски в руки дали

Краски все соединились

Разбежались, покружились.

Эбру стиль теперь у нас

Это ярко, это класс!!

Ну что отдохнули, размялись?

А сейчас, предлагаю вам создать пары, пройти к столам, договориться, какой рисунок или узор вы будете создавать, поколдовать над красками и  начать волшебное рисование.  И во время вашего творчества вы спокойно можете общаться друг с другом, не мешая другим.  

                           

Дети начинают работу. Воспитатель рядом с ними, при необходимости помогает.

После окончания рисования воспитатель предлагает детям показать друг другу свои рисунки.

Воспитатель: Ребятааа, какие же красивые у вас узоры (предлагает положить рисунки на стол поверх ткани) Посмотрите, вот так вернисаж получился, настоящая выставка узоров ярких!

А помните, о чем мы договаривались в начале нашей встречи, кому хотели помочь?

А как нам вернуть узоры в калейдоскоп? (слушает предложения, затем предлагает

подуть на рисунки и произнести волшебные слова)

Радуга с неба явись

узорами с нами поделись

Вынимает из сумочки калейдоскоп и удивленно сморит в него, радуется, показывает его детям.

Урааа получилось!

Воспитатель просит детей рассказать о своих ощущениях, о рисунках.

Заключительная часть

Воспитатель.Научившись этой технике, можно рисовать даже пейзажи, натюрморты и портреты, а рисунки переносить не только на бумагу, но и на ткань, дерево. Ребята, а какой скоро праздник наступит, кого мы будем поздравлять? (Женский день 8 марта). Можно ли подарить мамам эти рисунки? Вы можете их дополнить: дорисовать или использовать аппликацию. Только после того как они полностью высохнут.

Приглашает детей встать в круг

Ребята, как называется техника, с которой мы сегодня познакомились?

Чем она отличается от других техник рисования?

Кто запомнил, что необычного в воде?

Что нужно сделать, чтобы рисунок сохранился?

Обращается к определенным детям

Скажите, вам было трудно сегодня? Справились ли вы? Понравилось ли вам занятие? Чем понравилось?

Обращается к 2 детям с вопросом, кто, по их мнению, создал самый волшебный рисунок, чей рисунок понравился больше

Какие у вас сейчас ощущения? Улучшилось ли ваше настроение?

Скажите, как бы вы назвали нашу сегодняшнюю встречу?

Вы, ребята, молодцы, хорошо поработали и у вас получились очень красивые рисунки.

А я приготовила вам…

Подходит к заранее приготовленной корзине, накрытой ярким платком или тканью, в которой находятся калейдоскопы.  Дари детям калейдоскопы и читает стихотворение

В руках игрушка. Мир цветных событий. 
А я — кудесник, фокусник, волшебник. 
В калейдоскопе — череда открытий 
И творчества непонятый учебник. 
Раз — поворот... Мелькание осколков... 
Живые капли на ветвях повисли. 
Я возвращаюсь в лето ненадолго 
По тайной тропке мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс .Эбру - танцующие краски.

нетрадиционные техники в рисовании...

Мастер класс для педагогов и специалистов ДОУ по теме: «Танцующие краски»

ЦЕЛЬ: Повышение мотивации педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования,   профессионального мастерства  , получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.З...

Конспект мастер-класса с воспитанниками старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности и их родителями «Танцующие краски ЭБРУ» (Нетрадиционная техника рисования на воде, как новый вид арт-терапии )

Данная практика содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности. Таким образом, рисование становится Арт-терапией, где каждый участник процесса чувствует себя настоящим творцом и ...

Конспект по нетрадиционному рисованию в технике эбру на тему "Танцующие краски"

Конспект предназначен для детей подготовительной к школе группы...

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы «Танцующие краски Победы»

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в нетрадиционной технике рисования «Эбру»....

Буклет "Танцующие краски на воде - эбру"

буклет для родителе об использовании техники "Эбру" в домашних условиях...