План-конспект занятия по рисованию “В гостях у дымковской росписи”
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Анасенкова Ольга Анатольевна

План-конспект занятия по рисованию “В гостях у дымковской росписи”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_dokument11.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия “Дымковская история”

2

Вид непосредственной образовательной деятельности: Интегрированная.

Интегрируемые образовательные области: «Познание»,  «Коммуникация»,

«Художественное творчество», «Музыка».

Форма деятельности: Совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.

Цель: Развивать творческие способности дошкольников средствами дидактической игры.

Программные задачи:

  • Развивать образное, ассоциативное мышление дошкольников через применение дидактических игр в художественной деятельности;
  • Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности;
  • Закреплять знания дошкольников о характерных особенностях росписи дымковской игрушки;
  • Развивать умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами;
  • Приобщать детей к истокам русской народной культуры;
  • Активизировать познавательную и речевую деятельность детей;
  • Умение обобщать и делать выводы.

Материалы и оборудование:

  • дымковские игрушки, шаблон дымковской барышни, изображение берёзы на поляне на листе бумаги (формата А1) для создания единой композиции;
  • гуашь, кисть №4, тычки разных размеров, салфетка;

  • д/и «Ребус», д/и «На что похоже?», д/и «Спой узор»;

  • музыкальные отрывки: Глинка «Камаринская», «Во поле берёза стояла», тихая расслабляющая музыка.

Предварительная работа с детьми:

  • Чтение художественной литературы: сказка о Дымке, заучивание стихов о Дымковской игрушке;

  • Просмотр видеопрезентаций: «Народные промыслы», «Дымка»;

3

- Посещение музея русского быта «Горница»;

  • Рассматривание дидактического материала «Народные промыслы»;

  • Частичное украшение шаблона дымковской барышни.

Работа с родителями:

  • Создание альбома «Дымковская игрушка»;

  • Книжка-малышка «Моя любимая матрёшка»;

  • Создание выставки «Народные промыслы».

Ход НОД:

  • Здравствуйте, дети! Вы любите путешествовать? Я вам предлагаю отправиться в увлекательное путешествие, и начнется оно с посещения музея русского быта и народного творчества.

Дети заходят в музей «Русская изба» и звучит русская народная музыка.

  • Посмотрите на меня, друг на друга. Улыбнитесь. От вашей улыбки стало светлее, а может быть оттого, что здесь находятся старинные вещи и удивительные игрушки.

В любой порядочной избушке Есть много дымковской игрушки. Какие чудные зверюшки!

-Узнаете их?

Дети: Это конь. Куда-то скачет всадник смелый,

А конь под ним прекрасный, белый!

Это индюк. Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный, Крылья важно распустил Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост.

Это петух. Какие яркие цвета,

Какие перья у хвоста.

-Тише, тише! Послушайте, дети! Игрушки что-то говорят. Давайте послушаем историю, которую они хотят нам рассказать.

Включается аудиозапись с голосами игрушек.

—Ребята! Беда! Беда! В некотором царстве, в волшебном государстве есть игрушечный город, в котором жили-были веселые, яркие, нарядные игрушки. Все мы жили в своей стране весело и свободно. Но однажды случилось вот

4

что. К нам в город прилетела злая, старая колдунья. Она похитила самую красивую игрушку и заточила ее в темнице своего мрачного подземелья. Все жители игрушечного города стали грустными и унылыми.

-Как же нам помочь игрушкам?

Включается аудиозапись с голосом Бабы-Яги.

—Ха-ха-ха! Не каждый может с этим справиться! А освободить свою игрушку вы сможете, если сумеете пройти все испытания! Подсказка находится в вашей избе-рисовальне. Ну что, еще есть смельчаки, которые хотят помочь игрушкам? Ха-ха-ха!

-Ребята, вы готовы помочь? Дети: Да.

-А где же находится изба-рисовальня? Дети: Это наша изостудия.

-Скорее идем туда!

Педагог и дети входят в изостудию. На доске расположены, пять кругов красного, желтого, синего, оранжевого и зеленого цвета (цвета дымковской росписи) с цифрами и стрелками.

Дети находят подсказку. В красном круге под номером один написано задание для первого испытания.

1- Узнайте, какую игрушку похитила и заточила в своем подземелье колдунья? Для этого ответьте на вопросы.

Дети находят зону с красным вопросом и разгадывают ребус. Отвечая на каждый вопрос, находят слово с ответом и выкладывают в определенном порядке, чтобы отгадать ключевое слово.

-Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать. 1.На какой фон наносятся яркие узоры? (белый) 2.Из чего лепят игрушки? (глина)

  1. Каким узором украшают мастера игрушку? (геометрическим)
  2. Как называется старинная слобода, из которой пришли эти удивительные игрушки?(Дымково)
  3. Как называется праздник, который проходит на берегу реки Вятка? (свистунья)
  4. Как называется город, рядом с которым находится Дымково? (Вятка)

Белый глинА

геометрический

дЫмково свистуНья

вЯтка

-Какие вы молодцы! Вы выполнили задание первого испытания. Вы правильно отгадали название игрушки - это барыня. Барыню похитила колдунья. Что же нам делать дальше?

5

Дети: Нужно узнать второе задание.

Двигаясь по стрелке дети показывают на синий круг с цифрой два. Там написано задание.

  1. - Д/и«На что похоже?» Рассмотри знаки-символы в дымковской росписи и определи - на что похоже?

Дети находят зону для выполнения этого задания по знаку «синий знак вопроса». Рассматривая каждый символ, дети называют свои варианты сравнительно- ассоциативных определений.

Красный круг - солнце в закате, тепло, забота.

Оранжевое кольцо -  бублик, венок, хоровод, объединение, дружба.

Синяя волнистая линия - волна, мама качает на руках, ласка, льется песня колыбельная.

Зеленая прямая линия - дорога, линия горизонта, бесконечность. Разноцветная клетка - вспаханное поле, труд, клетчатая ткань.

Рядом с каждым знаком дети выкладывают найденные ассоциативные картинки.

-И с этим испытанием вы справились. Молодцы! Какое же следующее испытание нам нужно пройти?

Дети: Третье.

Дети показывают на желтый круг. Там написано задание для третьего испытания.

  1. - Д/и «Спой узор» Составь дымковский узор на полосе и спой его.

-Дети, это музыкальное задание.

Дети находят зону для выполнения этого задания по знаку «желтый скрипичный ключ».

-Здесь находится много разных элементов дымковской росписи, нужно правильно составить дымковский узор в полосе. Давайте вспомним: как чередуются элементы, по какому принципу?

Дети: Они повторяются. Чередуется крупный и мелкий элемент, теплого цвета и холодного.

-Правильно, нужно чередуя, повторять, чтобы получилась красивая мелодия. Это задание выполняется по подгруппам. Дети делятся на группы и выполняют задание. Потом по очереди пропевают узоры.

-И с музыкальным заданием вы справились прекрасно. Молодцы! Переходим к следующему испытанию. Читаем задание на оранжевом круге с цифрой четыре.

  1. -  Украсьте барышню дымковским узором.

-Мы хорошо потрудились и прежде, чем приступить к выполнению этого задания, мы немного отдохнем. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза.

Психогимнастика, концентрация внимания. Тихо звучит музыка.

-Представьте себе что-то прекрасное, доброе, хорошее, что было в вашей жизни или может быть то, о чем вы еще только мечтаете. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью, как спокойно становится вашей душе. Вас обвивает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе,

согревающее душу настроение. Пусть эти теплые чувства, радостное настроение отразятся в образах ваших игрушек. Откройте глаза и приступайте к работе. Постарайтесь сделать свои игрушки необычайно- красивыми. Используйте для этого разные художественные средства и детали. Музыка продолжает звучать, дети занимаются основным действием - собственным творчеством.

-Ребята, как хорошо вы выполнили задание четвертого испытания. Молодцы! А пока краска подсыхает, посмотрим, какое будет последнее задание.

5- Звучит музыка - загадка. Звучит русско-народная хороводная «Во поле береза стояла»

-Дети, какая звучит музыка? О чем она нам подсказывает? Что нам делать с украшенными Барышнями?

Дети предполагают, что барышни водят хоровод вокруг березки. Берут свои рисунки и располагают их на готовом фоне - поляна с березкой.

-Ребята, посмотрите, каждый из вас привнес свое творчество в единую картину. Как вы думаете, чем похожи - барышня и березка?

Дети: Они обе красивые, обе в белых нарядах, у обеих есть косы.

.

Звучит волшебная музыка и в дверь заходит девочка, одетая в костюм дымковской барышни. Она читает стихи.

Дымковские барыни Всех на свете краше, А гусары баловни - Кавалеры наши.

Наши руки крендельком, Щеки будто яблоки.

С нами издавна знаком Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки знатные, Складные, да ладные, Мы повсюду славимся, Мы и вам понравимся.

А за то, что вы меня освободили, дарю я вам, ребята, свою подружку -

дымковскую игрушку! Спасибо вам!

-Дети мы помогли освободить нашу барышню. Вы справились! Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комплексного занятия по рабочей программе преподавателя МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа им. С.В. Рахманинова» Кимбург Татьяны Викторовны, по теме "Декоративное рисование элементов хохломской росписи"

План-конспект урока для детей третьего года  обучения, 5-6-летнего возраста, в МБОУ ДОД "Детская музыкальная школа им. С.В. Рахманинова". Цель урока: Закрепить у дошкольников знания особенно...

"Обучение детей рисованию узоров по мотивам Дымковской росписи."

В презентации представлены цели и задачи по ознакомлению с росписью, краткое описание истории возникновения игрушки,элементы узоров, образцы росписи и последовательность рисования....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» на тему «Рисование пластилином по мотивам дымковской росписи - «Игрушки»

Закрепить знания о дымковских игрушках; способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного.Показать различные способы работы с пластилином.Закрепить знания элементов дымк...

План-конспект занятия по рисованию в средней группе "Дымковский конь"

План-конспект занятия по рисованию в средней группе "Дымковский конь"...

План-конспект комплексного занятия по рисованию «Шуба для медведя» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: развитие творческих способностей.Задачи:Закрепить навыки рисования различными материалами и способами;умение правильно держать кисть и рисовать концом;воспитывать аккуратность....

План- конспект открытого занятия по рисованию «Осеннее дерево»

Конспект открытого занятия по рисованию "Осеннее дерево" с использование нетрадиционной техники рисования губчатыми штампами в младшей группе....

План-конспект интегрированного занятия по рисованию «Осенние деревья» в старшей группе.

Цель: Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники рисования «оттиск, отпечаток листьями»; способствовать развитию речи.Задачи: 1.Познакомить с новым видом нетрадиционн...