Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей, инициативы у дошкольников с нарушениями зрения
статья по рисованию
Развитие творческих способностей у дошкольников через нетрадиционные техники рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей, инициативы у дошкольников с нарушениями зрения
Все дети любят рисовать. В рисовании раскрывается их внутренний мир. Рисуя, ребенок отражает не только, то что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.Творчество для детей — это отражение душевной работы.
Выдающийся педагог Евгения Александровна Флёрина дала следующее определение детского творчества: «Детское изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому».
Наиболее благоприятной для развития творческих способностей у детей является изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования. Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Я работаю в группе для детей с нарушениями зрения. Мои воспитанники в силу своих зрительных возможностей испытывают трудности в изображении предметов и явлений окружающей действительности. Онине могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов. При нарушении зрительных функций у дошкольников возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления), происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, их точности, темпа. Дети с косоглазием и амблиопией испытывают значительные трудности в цветоразличении при определении насыщенности цвета, оттенков и светлоты предметов.
У детей с ОВЗ плохо развита мелкая моторика. У них не получается нарисовать тот или иной предмет, красиво отобразить то или иное явление, поэтому дети теряют интерес к рисованию, не проявляют инициативу.
Осваивание как можно больше разнообразных изобразительных техник рисования помогаетдетям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, помогает увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.У ребенка обогащается и развивается внутренний мир. Дети с нарушениями зрения начинают все больше проявлять инициативу, которая связана с любознательностью, изобретательностью. По инициативе ребенка возникаетсамостоятельная продуктивная деятельность, например,сделать подарок маме, изготовить поделку и пр.Поэтому моей задачей являетсяразвивать самостоятельность,инициативу не нарушая замысла ребенка,используя подсказки, привлекая внимание к объекту, задавая вопросы.
Работая с детьми, имеющими нарушения зрения, необходимо учитывать зрительные возможности каждого ребенка. Это требует особого индивидуального подхода к каждому слабовидящему дошкольнику (имеется в виду освещенность рабочего места, дозировка зрительной нагрузки, правильное изготовление пособий с учетом остроты и характера зрения ребенка, правильное расположение учебного материала на столе для рисования в зависимости от окклюзии).
Так какие же нетрадиционные способы рисования можно использовать с детьми с ОВЗ?
Нетрадиционные способы рисования.
- «Пальчиковая живопись»
- «Рисование ладошками»
- «Отпечатывание»
- «Точечный рисунок»
- «Тычок жесткой полусухой кистью»
- «Свеча и акварель»
- «Рисование по сырому»
- «Кляксография»
- «Тампонирование»
- «Граттаж»
Я работаю с детьми младшего, среднего дошкольного возраста, поэтому начинаю знакомить ихс простым способом изображения – это пальчиковая живопись. Она вызывает у детей особое удовольствие. Маленьким детям легче контролировать движение собственного пальчика, чем кисточки или карандаша. Ребенок обмакнув пальчик в краску,оставляет следы на листе бумаге (пятнышки, точки). Сначала предлагаю детям краску одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки. Стараюсь показать разные приемы рисования пальчиками: можно просто ставить отпечатки пальчиками, потом сравнить отпечатки от мизинца и большого пальчика (например, капельки дождя, нарисованные мизинцем и ягодки винограда, нарисованные большим пальцем), можно пальчиком проводить разные линии (ручеек, стебелёк у цветочка, заборчик, травка), можно обмакнуть несколько пальчиков (каждый в свой цвет) и рисовать ими одновременно, это хорошо развивает координацию у детей с нарушениями зрения.
Затем предлагаю детям рисовать ладошкой. Дети обмакивают ладонь в краску и ставят отпечаток на бумаге. Для развития воображения предлагаю детям внимательно посмотреть на отпечатанную ладошку и подумать, на что это похоже, какие недостающие детали можно добавить. Дети всегда рисуют с большим интересом, удовольствием, проявляют фантазию. В ладошке дети увидели птичку,цветок в вазе. С помощью ладошек мы рисовали сюжетныекартинки,а если переворачивать ладошку по-разному,можно дорисовыватьразные детали и воплощать любые задумки.
Для развития воображения и художественного творчествая знакомлю детей с разнообразными изобразительными материалами и средствами.
Например, поролоновая губка – прекрасное средство для детского рисования. Ребенок обмакивает поролон в краску и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета можно взять другие мисочки и поролон. Использование оттиска губкой дает возможность получить необычное изображение, что нельзя выполнить только кистью.
Очень интересно детям рисовать отпечатками листьев. На прогулке мы с детьми собираем листья с разных деревьев, которые отличаются по форме и размеру и в дальнейшем используем их в работе. Листья покрываем краской, и окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем, снимаем и получается аккуратный цветной отпечаток растения.
Вместо листьев предлагаю детям для рисования использоватьразрезанные яблоки, лук, а также листья пекинской капусты. Дети так же покрывают овощи красками разных цветов, затем прикладывают его окрашенной стороной для получения отпечатка. Недостающие деталидорисовывают кисточкой.
Овладели мы и техникой рисования «Восковые мелки (свеча) и акварель». Мы рисовали белыми восковыми мелками изображения, а затем сверху закрашивали лист акварельной краской. Элементы, нарисованные восковыми мелками или свечой, оставались не закрашенными краской и перед ребенком "ниоткуда" появлялся рисунок. Особое волшебство, заключалось тогда, когда ребенок не знал, что я нарисовала свечой.
Очень интересные и оригинальные работы получаются при использовании способа рисования по мокрому листу. Ребенок смачиваетводой поверхность листа и сразу начинает рисовать по мокрому фону акварельными красками. Можно сочетать разные краски. Рисовать по мокрому фону можно все что угодно, здесь инициатива исходит от ребенка, как подскажет его фантазия. Даже простое раскрашивание различными цветами вылилось у нас в замысловатый красивый узор.
Можно по мокрому листу нарисовать только фон для будущего рисунка, а можно нарисовать, например, весенний пейзаж, используя при этом разные техники рисования: отпечатки листьев пекинской капусты - деревья, а фон, ручейки и первые цветы рисовать по мокрому листу.
В процессе работы я шаг за шагом от простого к сложному старалась научить детей использовать нетрадиционные способы изображения в своих рисунках.
Замечательная нестандартная техника рисования – граттаж – очень интересна всем детям независимо от возраста – разница лишь в том, что детям младшего дошкольного возраста исходный материал готовлю сама, а дети постарше делают самостоятельно. Рисунок выполняется процарапыванием острой палочкой по покрытой свечой и тушью поверхности.Такое рисование вызвало у детей много положительных эмоций. Они проявляли своё воображение, собственную фантазию.
Все перечисленные выше приемы можно использовать как отдельно, так и вместе. Их можно объединить с любой другой техникой рисования.
Опыт моей работы показывает, что обязательно нужно установить доверительный контакт с родителями группы, активно включать их в образовательную деятельность посредством обучения их нетрадиционным приемам изобразительной деятельности. В связи с этим пригласила родителей в педагогическую мастерскую «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их ролью в развитии детей дошкольного возраста с нарушением зрения». Моей задачей былонаучить детей и родителей совместно создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования.
В конце хочется подвести итог: нетрадиционные техники изображения, раскрывают перед детьми с нарушениями зрительных функций большие возможности для выражения разнообразных эмоций, способствуют развитию воображения, творчества, дети проявляют инициативу, самостоятельность, оказывают благотворное влияние на развитие личности, поведения и общения.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Мы творим прекрасное» (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников)
проект "Мы творим прекрасное" (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников....
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у дошкольников
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у дошкольников...
«Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей дошкольников»
Сообщение на тему:«Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей дошкольников» «Именно творческая деятельность человека делает егосуществом...
Проект на тему: «Творим необычное обычным» (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников)
Известно утверждение, что рисование – «это глубоко своеобразная сфера духовной жизни детей, самовыражения и самоутверждения, в которой ярко раскрывается индивидуальная ...
Опыт работы «Использование нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей младших дошкольников»
Проблема формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста актуальна для педагогов и психологов, не только занимающихся теоретическим изучением особенностей развития детей дошкольного ...
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников
Рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к художественному творчеству. Не надо давать еще в неумелую руку ребенка карандаш или кис...
Презентация: Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников
Презентация: Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников...