Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у дошкольников
статья по рисованию (средняя группа) на тему
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у дошкольников.
«Ум ребенка – на кончиках его пальцев»
В. И. Сухомлинский
Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.
Цель работы по развитию творческих способностей средствами нетрадиционных техник и приемов рисования: сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.
Сегодня в обучении детей изодеятельности перед педагогами стоит одна задача - развитие у дошкольников творческих способностей, но способности, как известно, на пустом месте не рождаются, а чтобы ребенок мог творчески созидать, предстоит кропотливая работа.
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. У детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.
Так или иначе, но создание творческой атмосферы зависит от желания и умения взрослого создавать условия для развития детского творчества. Если сам педагог не любит рисовать, лепить, творить - детям будет сложно чему-то у него научиться.
В процессе работы исключительно важное значение, нужно придать творческому и эстетическому развитию детей. Но творить без определенных знаний детям не так-то и легко. Поэтому в ходе игр, познавательных бесед, наблюдений, чтения художественной литературы и рассматривания к ней иллюстраций, надо донести до детей красоту окружающего мира, воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте природы, показывать разнообразие форм, цветов, совершенство строения. Полученные во всех видах деятельности знания помогают детям глубже раскрывать свои художественные способности. В свободное от занятий время приглашать детей поиграть с красками, водой и бумагой. Дети охотно отзываются, так как им интересно играть в такие игры, они испытывают радость, восторг. Занятия такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить название цветов и их оттенков. Игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное воображение, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения. А такие черты характера необходимы подрастающему человеку и сейчас, и в будущем, кем бы он ни стал - художником, строителем, педагогом или физиком. Многое зависит от нас, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир.
Надо расширяет кругозор детей и обогащать впечатления в процессе наблюдений, рассматривая произведения изобразительного искусства, и образцы нетрадиционной и техники рисования. Знакомит детей со свойствами и качествами разнообразных предметов, из которых можно изготовить материал для необычных занятий. Прогулка является неотъемлемой частью для последующих занятий, например, сбор листья, наблюдение за птицами, рассматривание ветки ёлки и т. п.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая восхищает и удивляет детей. Существуют множество методов рисования нетрадиционной техникой: «Монотипия», «Печатание листьями», «Рисование нитками», «Печатание бумагой», « Рисование мыльной пеной», «Рисование методом наката», « Рисование ребром картона», « Рисование с помощью соли», «Рисование методом напыления», « Рисование кляксами», «Клеевая техника», « Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами», « Рисование ногами», « Рисование по кругу», «Мятый рисунок», «Рисование по клейстер», « Рисование по стеклу», «Рисование методом тычка», « Печатание спичечным коробком», «Оттиск поролоном», «Пуантилизм», «Эбру» и т.д.
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу «зла» и «добра». На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни.
Пусть творчество доставит радость вам и вашим детям!
Использованная литература
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.
Доронова Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности.// Ребенок в детском саду. - 2005. - № 1.
Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – Москва «Росмэн», 2008. – 96с.
Сахарова О. М. Я рисую пальчиками: Издательский дом «Литера», 2008. – 32с.
Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увликательное рисование методом тычка с детьми 3 – 7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: «Издательство Гном и Д», 2008. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: «Мы творим прекрасное» (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников)
проект "Мы творим прекрасное" (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников....
«Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей дошкольников»
Сообщение на тему:«Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей дошкольников» «Именно творческая деятельность человека делает егосуществом...
Проект на тему: «Творим необычное обычным» (Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников)
Известно утверждение, что рисование – «это глубоко своеобразная сфера духовной жизни детей, самовыражения и самоутверждения, в которой ярко раскрывается индивидуальная ...
Опыт работы «Использование нетрадиционные техники рисования для развития творческих способностей младших дошкольников»
Проблема формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста актуальна для педагогов и психологов, не только занимающихся теоретическим изучением особенностей развития детей дошкольного ...
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольников
Рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к художественному творчеству. Не надо давать еще в неумелую руку ребенка карандаш или кис...
Презентация: Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников
Презентация: Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей дошкольников...
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей, инициативы у дошкольников с нарушениями зрения
Развитие творческих способностей у дошкольников через нетрадиционные техники рисования. ...