Программа рисуем на песке.
рабочая программа по рисованию (старшая группа)
Программа может быть использована воспитателями, родителями, педагогами доп. образовния. Содержит тематическое планирование занятий попесочной анимации надва года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roogramma_pesok_i_svetovoy_planshet.docx | 67.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Солнышко»
Углубленная совместная деятельность детей и взрослого по теме
«Рисуем на песке и световом планшете».
для детей 4-6 лет
Воспитатель: Костенко Ольга Геннадьевна
г. Тихвин
Содержание:
1. Актуальность.
2. Цель, задачи.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание работы с детьми 4-5лет. Диагностика.
5. Содержание работы с детьми 5-6 лет. Диагностика.
6. Литература.
Актуальность
Сегодня мы живём в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.
Игра с песком как способ развития и самотерапии ребёнка известен с древних времён. Человек выступает в песочнице как «созидатель» - один жизненный сюжет меняет другой, старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения человек достигает душевного равновесия.
Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. По сравнению с другими материалами для творчества – глиной, пластилином, красками – он имеет ряд преимуществ.
Создание песочных композиций в отличие, например, от рисунка не требует особых умений.
Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Эти мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях.
Песочной терапией называется один из методов воздействия на человеческое сознание, возникший в рамках аналитической психологии. Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала.
Что же происходит с ребёнком, когда он играет в песок? Часто словами ребёнок не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.
Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения. А самое главное, он «приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке всё заканчивается хорошо! Этот опыт в виде «концентрата» попадает в бессознательное ребёнка . Некоторое время бессознательное активно приспосабливает новый материал в имеющуюся систему мировосприятия. И затем наступает момент (срок для каждого индивидуален), когда мы можем заметить в поведении ребёнка определённые изменения. Проигрывая на песке ситуации из жизни, дети стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Они учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.
Рисование песком – искусство ещё молодое. Изобретателем его считается мультипликатор из Канады Кэролин Лиф, создавшая в 70-х гг. 20 века песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». Позже ее опытом пользовались многие аниматоры, создавая динамичные фильмы без монтажа.
Игра с песком и игрушками является естественным занятием ребёнка, поэтому выполнение заданий приносит ему помимо новых знаний, ещё и положительные эмоции (радость, удивление). Во -первых, развивается исследовательский интерес, который служит основой для познавательной активности и желания учиться, экспериментировать, работать самостоятельно.
Во – вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».
В – третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В – четвёртых, совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
В – пятых, световой стол для рисования песком является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их вовне и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребёнок играючи находит решения для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счёт того, что на каждом занятии ребёнок неоднократно создаёт рисунок из песка – стирает его, создаёт новый, и снова и снова…благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения – это даёт ребёнку осознание того, что всё может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего начнётся новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит.
Таким образом, жизнь человека как общественного существа начинается с игр в песок, и на склоне лет человек, занимаясь с землёй, обретает душевное равновесие и спокойствие, находит гармонию с миром и с самим собой.
Отсюда становится ясной цель программы: реализация самостоятельной творческой деятельности детей посредством привлечения к песочной анимации. Достигнуть поставленной цели можно, решив следующие задачи.
Задачи приоритетной образовательной области.
«Художественно-эстетическое развитие»
Создавать условия для самостоятельной творческой деятельности детей посредством организации рисования песком.
Задачи в интеграции образовательных областей.
«Социально-коммуникативное развитие»
Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками посредством применения парных и одгрупповых форм организации рисования песком.
«Познавательное развитие».
Развивать воображение и творческую активность при помощи игровых приемов песочной анимации.
«Речевое развитие».
Способствовать овладению речью как средством общения и культуры через применение парных и одгрупповых форм организации есочного риссования, обсуждение роцесса и результатов работы.
Создавать условия для самостоятельной творческой деятельности детей посредством организации работы с песком.
Новизна программы заключается в интеграции психологического и художественного эффектов песочной анимации. Программа рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
⎯ребенок умеет распределять песок по световому столу
Ребенок применяет стилизацию
Заполняет песком контуры рисунка
Пользуется различными предметами для проведения разных типов линий
Изображает предмет пальцами, создаёт фон для изображения
Фантазирует на заданную тему
Применяет вспомогательные предметы в декоре рисунка
Добивается законченности работы
Объясняет результаты своей работы
Может работать в коллективе
Определяет порядок выполнения песочной анимации
Знает основные свойства песка
Для родителей:
⎯ родители вовлечены в педагогический процесс ДОУ;
⎯ укреплена заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Для педагогов:
⎯ обобщен и распространен педагогический опыт по теме углубленной работы.
Программа рассчитана на 2 года обучения (дети 4-6 лет).
Подгруппа может насчитывать 6-10 детей.
Форма организации занятий – групповая. Периодичность занятий - 1 раз в неделю (итого 32 занятия за учебный год), во второй половине дня.
Длительность занятий
-15 минут - дети 4-5 лет;
-20 минут - дети 5-6 лет.
Способы определения результативности:
В начале учебного года – сентябрь и в конце учебного года – май проводится
диагностика познавательной сферы. Оценка познавательного развития определяется по трём уровням: сформирован, не сформирован, на стадии формирования.
Условия работы с детьми:
1. Согласие и желание ребенка.
2.Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.
Формы подведения итогов: наблюдение на занятиях, свободное общение с ребёнком, индивидуальные игровые упражнения, диагностические беседы.
Оборудование «педагогической песочницы»
1.. Песок – инновационный материал для детского творчества. Абсолютно безопасен для детей – аллергиков.
2. Световой планшет или стол с подсветкой.
3.Антистатик в баллончике( необходим для того, чтобы песчинки не склеивались между собой)
4. дополнительные приспособления – художественные кисти, палочки, сито, шаблоны;
5.бросовый материал: камешки, ракушки, большие пуговицы.
Правила работы с песком повторяем перед каждым занятием:
1. Перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;
2. Категорически нельзя бросаться песком; Нельзя брать его в рот.
3. Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;
4. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
5. После игры надо убрать все на свои места.
При работе с техникой песочной анимации необходимо уделить особое внимание отработке художественных навыков работы с песком.
Приемы работы с песком:
- «Солим» фон – захватываем песок в кулак, делаем ладонь «лодочкой» и равномерно высыпаем песок.
- Позитив и негатив – изображение насыпается на светлом фоне, или же на полностью засыпанном песком темном фоне создаются светлые изображения при помощи раздвигания песка в нужные стороны.
- Сыплем из кулачка – захватываем песок в кулак и высыпаем его тонкой струйкой из нижней части кулака.
- Отодвигаем песок – выделение светлых мест рисунка. На засыпанном фоне отодвигаем песок в стороны пальем или ладонью.
- Процарапывание ногтем – применяется для прорисовки тонких деталей.
- Отпечатки пальцев – фактурный эффекто прикосновения к песку подушечками пальцев.
Для обыгрывания рисунка или его украшения можно использовать дополнительные материалы:
- Мелкие игрушки. Ими моно «заселить» песочный остров,побродить по нарисованной дорожке и т.д..
- Стеклянные шарики –могут быть как частью рисунка так и отправными точками при рисованиии геометрических фигур.
- Шаблоны из бумаги. Используют для получения правильного силуэта
Учебно – тематический план
Месяц | Лексическая тема | Возраст и кол-во часов 4-5 5-6 | |
Сентябрь | Знакомство с песочницей. Свойства песка. | 0,15 | 0,20 |
Геометрические фигуры «Бусы» | 0,15 | 0,20 | |
Цифры и буквы. | 0,15 | 0,20 | |
Цифры и буквы. | 0,15 | 0,20 | |
Октябрь | «Осенние листья» | 0,15 | 0,20 |
«Осеннее дерево» | 0,15 | 0,20 | |
«Овощи и фрукты» | 0,15 | 0,20 | |
«Что нам осень принесла» | 0,15 | 0,20 | |
Ноябрь | «Перелетные птицы» | 0,15 | 0,20 |
«Лошадка» | 0,15 | 0,20 | |
«Жираф » | 0,15 | 0,20 | |
Древний мир «Динозавры» | 0,15 | 0,20 | |
Декабрь | «Снеговик» | 0,15 | 0,20 |
«Морозные узоры» | 0,15 | 0,20 | |
«Елочные игрушки» | 0,15 | 0,20 | |
«Нарядная елка» | 0,15 | 0,20 | |
Январь | «Зимний лес» | 0,15 | 0,20 |
«Зимний пейзаж» | 0,15 | 0,20 | |
«Зимние забавы» | 0,15 | 0,20 | |
«Необычные превращения» | 0,15 | 0,20 | |
Февраль | «Фантазии на тему Как зажигаются окна» | 0,15 | 0,20 |
«Волшебный цветок» | 0,15 | 0,20 | |
«Кошка» (или собака) | 0,15 | 0,20 | |
«Волшебная птица» | 0,15 | 0,20 | |
Март | «Золотая рыбка» | 0,15 | 0,20 |
8 марта «Цветы для мамы» | 0,15 | 0,20 | |
«На морском дне» | 0,15 | 0,20 | |
«Сказочный герой» | 0,15 | 0,20 | |
Апрель | «Сказочные животные » | 0,15 | 0,20 |
«Космос. Ракета» | 0,15 | 0,20 | |
«Дикие животные» | 0,15 | 0,20 | |
Фантазии на тему«Разговор в весеннем лесу» | 0,15 | 0,20 | |
Май | «Салют» | 0,15 | 0,20 |
«Первые цветы» | 0,15 | 0,20 | |
«Бабочка» | 0,15 | 0,20 | |
«Деревья в цвету» | 0, 15 | 0,20 | |
Итого | 9 ч. | 12ч. |
Содержание работы с детьми 4-5 лет
Задачи:
1.Снижение психофизического напряжения.
2.Развитие зрительного и тактильного восприятия.
3.Развитие внимания и наблюдательности.
4.Развитие слуховой и зрительной памяти.
5.Развитие мышления и речи.
6.Развитие мелкой моторики.
7.Развитие творческих способностей.
8.Развитие коммуникативных навыков. Умение работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива.
мес. | Название | Содержание |
Сентябрь | Знакомство с песком. Свойства Песка. | 1.Знакомить с оборудованием для песочной анимации. 2.Знакомить с правилами безопасного обращения с песком. 3.Создавать условия для самостоятельного творчества детей при помощи песочного рисования |
Геометрические фигуры | 1. Повторить названия геометрических фигур. 2.Учить их изображать способом «сыплем из кулачка», тренировать в рисовании двумя руками одинаковых фигур. 3. Учить дополнять изображение стеклянными шариками. | |
Цифры и буквы | 1.Рассмотреть изображения цифр и букв. 2. Тренировать их изображать разными способами. 3.Нарисованные цифры и буквы выкладывать по контуру мелким природным материалом. | |
Цифры и буквы. | 1 .Рассмотреть изображения цифр и букв, повторить их названия. 2.Учить их изображать способом отсечения лишнего. 3. Учить дополнять изображения мелким материалом по контуру. | |
Октябрь | Осенние листья. | 1.Рассмотреть форму осенних листьев. 2.Учить изображать лист дерева способами отсечения лишнего и «сыплем из кулачка» 3.Показать прием изображения листика при помощи насыпания песка на шаблон. 4. Показать способ насыпания песка «солим фон». |
Осеннее дерево. | 1.Рассмотреть дерево, обсудить его внешние характерные признаки. 2.Учить изображать дерево способами отсечения лишнего и «сыплем из кулачка». Дополнять изображение «отпечатками пальцев». 3.Напомнить технику насыпания ровного фона при помощи способа «солим фон». 4.Создавать условия для самостоятельного творчества детей при помощи песочного рисования | |
Овощи и фрукты. | 1.Повторить названия фруктов и овощей, обсудить их форму. Рассмотреть натюрморты из овощей и фруктов. 2.Поощрять желание детей изображать натюрморты из овощей и фруктов при помощи способов отсечения лишнего и «сыплем из кулачка», дополнять изображения любыми знакомыми способами. | |
«Что нам осень принесла» | 1.Повторить, что нам осень принесла(фрукты, овощи, ягоды, грибы) 2.Поощрять желание детей создавать изображение осенних даров при помощи знакомых способов. | |
Ноябрь | «Перелетные птицы». | 1.Рассмотреть изображения птиц, обсудить их характерные внешние признаки. 2.Учить изображать птицу силуэтным и линейным рисованием –расчищением и рисованием подушечками пальцев. |
«Лошадка» | 1.Рассмотреть изображение лошади, обсудить ее характерные внешние признаки.. 2.Учить изображать лошадь способом отсечения лишнего, дополнять изображение при помощи приема линования песка - показываем гриву и хвост. | |
«Жираф». | 1.Рассмотреть изображение жирафа, обсудить его характерные внешние признаки,среду обитания. 2.Учить изображать жирафа способом отсечением лишнего и «сыплем из кулачка». Тренировать применять трафареты. 3.Повторить прием «позитив - негатив». | |
Древний мир «Динозавры» | 1.Рассмотреть изображения динозавров, обсудить их характерные внешние признаки. 2.Учить изображать динозавров любым известным способом рисования на песке. 3.Обогащать изображение приемом линования песка. 4.дополнять изображение различными мелкими деталями. | |
Декабрь | «Снеговик» | 1. Вспомнить из каких основных частей состоит снеговик. 2.Напомнить приемы создания ровного фона «солим фон» 3.Побуждать изображать снеговика при помощи способа насыпания песка, расчищения песка подушечками пальцев .дополнять изображение раличными деталями(веточки, бусинки) 4.Поощрять желание детей самостоятльно создавать заданный образ. |
«Морозные узоры на стекле» | 1.Рассмотреть фотографии морозных узоров. 2.Напомнить технику создания фона «солим из кулачка». 3.Поощрять стремление рисовать узоры разными способами. | |
«Елочные игрушки» | 1.Рассмотреть разные елочные игрушки, обсудить их форму. 2.Поощрять желание детей изображать елочные игрушки знакомыми способами. | |
«Нарядная елка» | 1.Рассмотреть нарядную новогоднюю елку, обсудить ее форму . 2. Показать прием изображения игрушек на елке способом отодвигания песка. 3.Поощрять желание детей изображать елку знакомыми способами. | |
Январь | «Зимний пейзаж» | 1.Рассмотреть картинки с зимними пейзажами.(сельский, городской) 2.Поощрять желание детей нарисовать зимний пейзаж, пользуясь приемами «позитив – негатив», «сыплем из кулачка», дополнять изображение линованием песка (тонкие ветки, птицы, снежинки) |
«Зимний лес» | 1. Рассмотреть пейзажи с изображением снежного леса. 2.Напомнить технику создания ровного фона способом «солим фон». 3. Поощрять желание детей изображать различных животных, создавая сказочный сюжет про зимний лес. | |
«Зимние забавы» | 1.Рассмотреть изображения зимней горки, лыжников, детей с санками. 2. Использовать технику создания ровного фона, выделяя сугробы. Тренировать в изображении фигуры человека 3. Дополнять фигуры человека счетными палочками (лыжи,санки). | |
«Необычные превращения» | 1.Показать как один предмет превращается в другой в процессе рисования. 2.Игра «На что похоже». 3. Поощрять желание детей фантазировать в процессе рисования разными способами, побуждать к составлению сказки по своему изображению. | |
Февраль | «Городской пейзаж». Фантазии на тему «Как зажигаются окна» | 1.Обобщить знания о родном городе, архитектуре. 2. Побуждать к придумыванию и созданию истории «Как зажигаются окна». 3.Поощрять желание детей изображать композицию различными знакомыми способами. |
«Волшебный цветок» | 1.Рассмотреть изображения реальных и сказочных цветов, сравнить их.. 2.Напомнить технику создания ровного фона способом «солим фон». 3.Поощрять желание детей изображать сказочный цветок знакомыми способами и придумывать про него сказки и волшебные истории. | |
«Котик» (или собачка) | 1.Рассмотреть изображение кошки и собаки. 2. Сравнить их внешний вид. Обсудить его особенности. 3.Поощрять желание детей изображать кошку /ил собаку знакомыми способами, показывать в рисунке шерсть способом процарапывания песка счетной палочкой. 4.Организовать общение детей о своих домашних питомцах. | |
«Волшебная птица» | 1.Рассмотреть изображения птиц реальных и сказочных.. 2.Обсудить строение птицы и ее характерные особенности. 3. Поощрять желание детей изображать волшебную птицу известными способами, дополняя изображение дополнительными элементами. | |
Март | «Золотая рыбка» | 1. Рассмотреть иллюстрации в книжках АПушкина «Золотая рыбка». 3.Наомнитьь различные техники рисования песком. 4. Поощрять желание детей изображать золотую рыбку знакомыми способами, дополняя изображение деталями. |
8 марта «Цветы для мамы» | 1.Рассмотреть изображения цветов, обратить внимание на весенние первоцветы (мускарики, примула, мимоза) 2. Поощрять стремление детей к самостоятельному созданию композиции, следуя очередности «фон-цветы-стебли- листья. | |
«Приключение в подводном мире» | 1.Рассмотреть изображения различных рыб, морских обитателей, водорослей. 2.Создать фон при помощи насыпания песка двумя кулачками. 3. Поощрять стремление детей к творческой самостоятельности в выборе сюжета, деталей. | |
«Любимый сказочный герой» | 1.Напомнить техники создания ровного фона способом «солим фон» 2.Поощрять желание детей рисовать ими задуманный образ, дополнять изображение деталями. | |
Апрель | Сказочные животные. | 1.Обратиться к образам сказочных животных, рассмотреть иллюстрации В.Васнецова. 2. Поощрять самостоятельность в выборе приёмов насыпания фона. 3.игровое упражнение «Превращение круга». Показ анимации по созданию сказочного животного «от круга» 4.Поощрять самостоятельность детей в изображении животных. |
Космос. Космонавт «Ракета», «Комета» | 1.Рассмотреть изображения ракеты. 2.рассказать о первом полете в космос Юрия Гагарина и примерном устройстве ракеты. 3.обсудить внешние особенности ракеты 4.поощрять желание детей изображать ракету знакомыми способами. | |
Весна. Дикие животные «Медведь» «Заяц» | 1.напомнить о жизни диких животных в весенний период. Обсудить их поведение и внешний вид. 2. упражнение «Превращение пятна». 3. Предложить по выбору ребенка создать на песке образ дикого животного. | |
Весна. «Разговор деревьев, кустарников» | 1.Напомнить приемы создания линейных рисунков на песке. 2.Поощрять желание к созданию сказки о весеннем пробуждении природы. | |
«Салют». 9 мая | 1.Рассказать об истории праздника День Победы 2. Рассмотреть фото праздничных салютов. Обсудить способы изображения салюта песком. 3. Поощрять желание детей изображать салют знакомыми способами, дополнять изображение деталями. | |
Май | Лужок. Насекомые «Гусеница-бабочка» | 1.Поговорить о насекомых, напомнить их строение, рассмотреть изображения пчел, ос, бабочек, гусениц. 2.создание песочной картины с применением способа «солим фон», дополнять изображение деталями. |
Лужок. Цветы «Цветочная поляна» | 1.Рассмотреть изображения весенних цветов(тюльпан, нарцисс,одуванчик) 2. Учить изображать цветы способом «сыплем из кулачка», дополнять изображение при помощи приёма отодвигания песка . |
Диагностика детей 4-5 года (сентябрь-май)
Оценка познавательного развития определяется по 3 уровням: сформирован, не сформирован, на стадии формирования
2019-2020г. | |||
Начало года | Конец года | ||
Умеет подготовить и убрать рабочее место | сформирован | 24% | 79% |
на стадии формирования | 57% | 17% | |
не сформирован | 19% | 4% | |
Навыки работы с кинетическим песком | сформирован | 38% | 83% |
на стадии формирования | 48% | 13% | |
не сформирован | 14% | 4% | |
Игровые действия с предметами-заместителями | сформирован | 24% | 87% |
на стадии формирования | 43% | 9% | |
не сформирован | 33% | 4% | |
Уровень выполнения заданий игры | сформирован | 14% | 79% |
на стадии формирования | 48% | 17% | |
не сформирован | 38% | 4% | |
Вступает во взаимодействие со сверстниками | сформирован | 10% | 83% |
на стадии формирования | 57% | 13% | |
не сформирован | 33% | 4% |
Содержание работы с детьми 6-7 лет
Цель: психолого – педагогическая поддержка художественно – творческого и эмоционального развития ребёнка в изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Образовательные:
• формировать познавательную активность через ознакомление с техниками рисования песком.
• дать детям общее представление об искусстве песочной анимации и обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка.
• формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета.
• знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость); тренировка мелкой моторики рук;
2. Развивающие:
• развивать у детей мотивацию к овладению песочным рисунком_и познавательную активность -развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний; гармонизация психоэмоционального состояния.
• развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, формирование коммуникативных навыков, планировать деятельность.
• способствовать формированию сенсорных эталонов, развивать тактильную чувствительность. Мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие.
3. Воспитательные:
• вызвать устойчивый интерес к художественной деятельности, -воспитывать чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире,
• формировать желание детей выражать свои мысли и чувства в изобразительной деятельности,
• воспитывать усидчивость, аккуратность, самостоятельность.
4. Психотерапевтические:
• поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка,
• поддерживать способность получать позитивные эмоции от процесса манипулирования песком и от рисования,
• гармонизировать психоэмоциональное состояние детей,
• учить детей отражать свои негативные эмоциональные состояния на песке.
Диагностика детей 6-7 лет (сентябрь-май)
Оценка познавательного развития определяется по 3 уровням: сформирован, не сформирован, на стадии формирования
2020-2021г. | |||
Начало года | Конец года | ||
Умеет подготовить и убрать рабочее место | сформирован | 48% | 76% |
на стадии формирования | 38% | 20% | |
не сформирован | 14% | 4% | |
Ребенок умеет распределять песок по световому столу | сформирован | 48% | 80% |
на стадии формирования | 33% | 16% | |
не сформирован | 19% | 4% | |
Ребенок применяет стилизацию, пользуется приёмами работы с песком | сформирован | 24% | 72% |
на стадии формирования | 43% | 24% | |
не сформирован | 33% | 4% | |
Пользуется различными предметами при создании изображения | сформирован | 33% | 80% |
на стадии формирования | 48% | 16% | |
не сформирован | 19% | 4% | |
Может работать в коллективе | сформирован | 48% | 76% |
на стадии формирования | 38% | 20% | |
не сформирован | 14% | 4% |
Динамика достижения детей в освоении программы «Рисуем на песке» (6-7 лет)
Модуль 1
• Самостоятельно называет техники рисования песком.
• Рисует пальцами, ладонью, кулаком, создавая композицию, анимацию.
• Движения рук точны, характер, сила, амплитуда, скорость и ритмичность движения соответствует графической задаче изображения несложных форм, объединяя в рисунке несколько изображений в сюжетную картину.
• Выражает эмоции не только через рисунок, но и словом (знакомство с «языком»песочной графики (пятно, точка, прямая, кривая, спиральные линии)
и рисование предметов на основе простейших геометрических
фигур (круг, прямоугольник, треугольник).
• Способен одновременно работать пальцами двух рук.
Модуль 2 • Увлеченность в рисовании на песке, желания рисовать по собственному замыслу.
• Умеет дорисовывать отдельные формы, включая фантазию и творческое мышление.
• Умеет передавать особенности человеческого тела взрослого человека и ребенка.
• Дорисовывая предложенные пятна, линии, точки, получая при этом новый образ, при этом выбирает тип изображения (светлый, темный).
• Создает индивидуальные и коллективные рисунки, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
• Изображает предметы и явления, сюжетные изображения по представлению; передавая их выразительно, путем создания отчетливых форм, использования разных техник песочной анимации.
• Эмоциональное состояние в процессе рисования песком всегда характеризуются стабильностью, уравновешенностью, позитивным настроем, стремлением в рисунке на песке выразить свои эмоции, чувства.
• Умеет придумывать мини – сказки и истории, включая фантазию и творческое мышление.
Программа работы на световом планшете с детьми 6-7 лет.
мес. | Название | Содержание | время |
Сентябрь | Знакомство с песочным человеком. | 1.Повторить правила безопасного обращения с песком. 2.Создавать условия для самостоятельного творчества детей при помощи песочного рисования | 20мин |
Геометрические фигуры | 1. Повторить названия геометрических фигур. 2.Учить их изображать способом «сыплем из кулачка», тренировать в рисовании двумя руками одинаковых фигур. 3. Тренировать в работе с трафаретами. | 20мин | |
Цифры и буквы | 1.Рассмотреть изображения цифр и букв. 2. Тренировать их изображать разными способами. 3.Нарисованные цифры и буквы выкладывать по контуру мелким природным материалом. | ||
Цифры и буквы. | 1 .вспомнить изображения цифр и букв, повторить их названия. 2.Учить их изображать способом отсечения лишнего. 3. Учить дополнять изображения мелким материалом по контуру. | 20мин | |
Октябрь | Осенние листья. | 1.Рассмотреть форму осенних листьев. 2.Учить изображать лист дерева способами отсечения лишнего и «сыплем из кулачка» 3.Показать прием изображения листьев при помощи трафаретов. 4. Показать способ насыпания песка «солим фон». | 20мин |
Осенний пейзаж. | 1.Рассмотреть осенние пейзажи, обратить внимание на форму деревьев. 2.Учить изображать пейзаж способами отсечения лишнего и «сыплем из кулачка». Дополнять изображение «отпечатками пальцев». 3.Напомнить технику насыпания ровного фона при помощи способа «солим фон». 4.Создавать условия для самостоятельного творчества детей при помощи песочного рисования | 20 мин | |
Овощи и фрукты. | 1.Повторить названия фруктов и овощей, обсудить их форму. Рассмотреть натюрморты из овощей и фруктов. 2.Поощрять желание детей изображать натюрморты из овощей и фруктов при помощи способов отсечения лишнего и «сыплем из кулачка», дополнять изображения любыми знакомыми способами. Поощрять создание сказочного «портрета» выбранного фрукта или овоща. | 20 мин | |
Осенний дождь. | 1.Рассмотреть изображения осенних пейзажей. 2.Поощрять желание детей создавать различные пейзажи, учить передавать песком эффект дождя. | 20 мин | |
Ноябрь | Создание композиции по сказке Сутеева «Под грибом» | 1.Вспомнить сказку, сюжет, главных героев. 2.Побуждать к созданию композиции на песке всеми известными способами. Учить применять в работе трафареты. | 20 мин |
«Гости в Песочной стране» | 1.Рассмотреть предложенные игрушки изКиндер-сюрпризов.Предложить детям придумать сказку про понравившиеся игрушки. 2.Предложить изобразить сказку на песке, используя на планшете игрушке. 3. Обратить внимание, как смена фона на планшете влияет нанстроениекомпозиции. | 20 мин | |
Путешествие в пустыню. | 1.В кучках песка дети находят фигурки южных животных, пальмы. Рассматривают их. 2.Учоздавать пейзаж с заданными животными. Дополнять изображение мелкими деталями. | 20 мин | |
Путешествие на Север. | 1.Рассмотреть изображения пейзажей севера, животных севера, их особенности. 2.Учить изображать белого медведя, пингвина, моржа на льдине. 3.Обогащать изображение приемом линования песка. | 20 мин | |
Декабрь | Снеговик. | 2.Напомнить приемы создания ровного фона «солим фон», тренировать выравнивать фон подручными средствами. 3.Побуждать изображать снеговика при помощи способа насыпания песка, расчищения песка подушечками пальцев .дополнять изображение раличными деталями(веточки, бусинки) | 20 мин |
«Сказка об умном мышонке». | 1.Создаем ровный фон любым известным способом. На фоне откапываем «норку». 2.Побуждать с созданию композиции по стихотворению. 3.Поощрять стремление использовать разные способы изображения. | 20 мин | |
Елочные игрушки. | 1.Рассмотреть разные елочные игрушки, обсудить их форму. 2.Поощрять самостоятельность детей изображать елочные игрушки знакомыми способами. | 20 мин | |
Нарядная елка. | 1.Рассмотреть нарядную новогоднюю елку, обсудить ее форму . 2. Показать прием изображения игрушек на елке способом отодвигания песка. 3.Поощрятьсамостоятельность детей изображать елку знакомыми способами. | 20 мин | |
Январь | Зимний пейзаж. | 1.Рассмотреть картинки с зимними пейзажами.(сельский, городской) 2.Поощрять желание детей нарисовать зимний пейзаж, пользуясь приемами «позитив – негатив», «сыплем из кулачка», дополнять изображение линованием песка (тонкие ветки, птицы, снежинки) | 20 мин |
Зимний лес. | 1. Рассмотреть пейзажи с изображением снежного леса. 2.Напомнить технику создания ровного фона способом «солим фон». 3. Поощрять желание детей изображать различных животных, создавая сказочный сюжет про зимний лес. | 20 мин | |
Зимние забавы. | 1.Рассмотреть изображения зимней горки, лыжников, детей с санками. 2. Использовать технику создания ровного фона, выделяя сугробы. Тренировать в изображении фигуры человека 3. Дополнять фигуры человека счетными палочками (лыжи,санки). | 20 мин | |
Грамматика в Песочной стране. | 1.Предложить детям на планшете выложить из счетных палочек любую букву. Вспомнить слово, начинающееся на эту букву. 2. Предложить сделать изображения предметов, с выложенной буквой. 3.Поощрять самостоятельность детей. | 20 мин | |
Февраль | Городской пейзаж. Фантазии на тему «Снежинки над городом» | 1.Обобщить знания о родном городе, архитектуре. 2. Побуждать к придумыванию и созданию истории «Снежинки над городом». 3.Поощрять желание детей изображать композицию различными знакомыми способами. | 20 мин |
Волшебный цветок. | 1.Рассмотреть изображения реальных и сказочных цветов, сравнить их. 2.Напомнить технику создания ровного фона способом «солим фон». 3.Поощрять желание детей изображать сказочный цветок знакомыми способами и придумывать про него сказки и волшебные истории. | 20 мин | |
Домашние животные. | 1.Рассмотреть изображение домашних животных. 2. Сравнить их внешний вид. Обсудить его особенности. 3.Поощрять желание детей изображать домашних животных знакомыми способами, показывать в рисунке шерсть способом процарапывания песка счетной палочкой. | 20 мин | |
Волшебная птица. | 1.Рассмотреть изображения птиц реальных и сказочных.. 2.Обсудить строение птицы и ее характерные особенности. 3. Поощрять желание детей изображать волшебную птицу известными способами, дополняя изображение дополнительными элементами. | 20мин | |
Март | Аквариум. | 1. Рассмотреть фотографии аквариумных рыб, водорослей. 2.Напомнить различные техники рисования песком. 3. Поощрять желание детей изображать аквариум с рыбками знакомыми способами, дополняя изображение деталями. | 20 мин |
8 марта «Цветы для мамы» | 1.Рассмотреть изображения цветов, обратить внимание на весенние первоцветы (мускарики, примула, мимоза, тюльпан) 2. Поощрять стремление детей к самостоятельному созданию композиции, следуя очередности «фон-цветы-стебли- листья. | 20 мин | |
Иллюстрация к сказке «Три медведя» | 1.Вспомнить сказку, обговорить отличительные черты персонажей.. 2. Поощрять стремление детей к творческой самостоятельности в выборе сюжета, деталей. | 20 мин | |
Любимый сказочный герой. | 1.Напомнить техники создания ровного фона способом «солим фон» 2.Поощрять желание детей рисовать ими задуманный образ, дополнять изображение деталями. | 20 мин | |
Апрель | Сказка «Теремок». | 1.Вспомнить сказку и ее главных героев. 2. Поощрять самостоятельность в выборе приёмов работы. 3.игровое упражнение «Кто, кто, в Теремочке живет». 4.Поощрять самостоятельность детей в изображении животных. | 20 мин |
Космос. | 1.Просмотр презентации о космосе.. 2.обсудить форму планет, звезд, Солнца 4.поощрять желание детей изображать космический пейзаж знакомыми способами. | 20 мин | |
Весна. Дикие животные. | 1.напомнить о жизни диких животных в весенний период. Обсудить их поведение и внешний вид. 2. упражнение «Выходит медведь из берлоги». 3. Предложить по выбору ребенка создать на песке образ дикого животного. | 20 мин | |
Весна. «Разговор деревьев, кустарников» | 1.Напомнить приемы создания линейных рисунков на песке. 2.Поощрять желание к созданию сказки о весеннем пробуждении природы. | 20 мин | |
«Салют». 9 мая | 1.Рассказать об истории праздника День Победы 2. Рассмотреть фото праздничных салютов. Обсудить способы изображения салюта песком. 3. Поощрять желание детей изображать салют знакомыми способами, дополнять изображение деталями. | 20 мин | |
Май | Насекомые. «Гусеница-бабочка» | 1.Поговорить о насекомых, напомнить их строение, рассмотреть изображения пчел, ос, бабочек, гусениц. 2.создание песочной картины с применением способа «солим фон», дополнять изображение деталями. 3.Обратить внимание, что при изображении бабочки рисунок выполняется двумя руками. | 20 мин |
Лужок. Цветы «Цветочная поляна» | 1.Рассмотреть изображения весенних цветов(тюльпан, нарцисс,одуванчик) 2. Поощрять при изображении цветов самостоятельность . | 20 мин |
Литература:
1.Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком. Справочник воспитателя. 2012 - №5
2.Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детейдошкольного возраста. СПб.:Детство –пресс, 2011
3.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,Грабенко Т.М. Чудеса на песке. СПб.:Речь, 2006
4.Сапожникова О.Б. Песочная терапия в развитии дошкольников. М.:Сфера, 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисуем на песке!
В летний период многие семьи отправляются к морю. Морской песок привлекает детей и взрослых ......
"Пишем и рисуем на песке"
Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, ...
"Рисуем на песке"
технология рисования на песке...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПСИХОЛОГА "РИСУЕМ НА ПЕСКЕ"
Занятие с песком...
Конспект совместной деятельности с детьми младшей группы «Мы рисуем на песке»
Предлагаю Вам конспект занятия c песком для детей 3-4 лет. Данный материал будет интересен воспитателям и родителям ....
Программа объединения дополнительного образования научно-технической направленности (художественное творчество) для детей 6-8 лет «Рисуем на песке»
Программа объединения дополнительного образования научно-технической направленности для детей 6-8 лет "Рисуем на песке" разработанная на основе парциальной образовательной программы "Ри...
Программа «Рисуем на песке»
Программа дополнительного кружка...