Методическая разработка на тему "ИЗО деятельность как средство развития детей раннего возраста"
методическая разработка по рисованию (младшая группа)
Методическая разработка
на тему: «ИЗО деятельность как средство развития детей раннего возраста»
Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. И в этом ему может помочь только взрослый.
Малыши познают окружающий мир чувственным путём, исследуя его с помощью разнообразных действий. Приобщение детей к художественной деятельности начинается с познавательных и предметно-практических действий с разнообразными материалами: ребёнок экспериментирует с бумагой, карандашом, пластилином, красками, погремушкой, колокольчиками. Задача педагога – подвести своих воспитанников к пониманию, что при помощи красок, карандаша можно изобразить множество вещей окружающего мира, помочь детям усвоить простейшие элементы рисунка (мазок, линия) и основные цвета, способствовать развитию движений руки.
При этом он делает «открытия»: узнаёт, что краска оставляет след на бумаге, кусочек пластилина может принять причудливые формы, звучащие игрушки и предметы издают разнообразные звуки.
Для того, чтобы ребенок смог овладеть этой деятельностью, для него необходимо общение со взрослым и специально организованное обучение.
Занимаясь изобразительной деятельностью с маленькими детьми, необходимо учитывать особенности раннего возраста, знать методику, специфику деятельности и возможности развития детей в ее условиях.
У малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно), ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край и т. п. Часто отсутствие умений сердит и расстраивает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное. А вот рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом.
Способы вовлечения дошкольников в процессы восприятия и продуктивного творчества разнообразны. Доминирующими должны стать сказочно-игровые формы преподнесения нового материала, сказочные повествования, игровые ситуации.
Занятие рисованием предполагает совместное творчество взрослого и ребенка. Чтобы заинтересовать малыша, надо показать ему способы действий с изобразительным материалом. Основная задача взрослого – научить ребенка действовать, помочь на начальном этапе, а затем направлять его активность. При этом необходимо давать определенную свободу выбора, ведь цветок может быть желтого или синего цвета, а елочка может быть большая или маленькая, грибы могут расти в самых разных местах картинки. Именно такой метод придает ребенку больше уверенности в себе, так как ребенок может воплотить задуманное в реальность.
Пусть каждый ребенок выберет тот вариант, который ему нравится больше всего, и воплотит его в своем творчестве. Именно таким путем, вовлекая детей в практическую деятельность, пробуждая в них желание попробовать различные варианты воплощения задуманного сюжета, можно вызвать в них эстетическое чувство, научить видеть красоту.
Педагог должен стремиться эмоционально зарядить детей, превратить занятие в увлекательное приключение. Готовые рисунки следует внимательно рассмотреть, постараться найти уникальные особенности, одобрить, а маленького автора похвалить за старание. Нельзя забывать, что детям раннего возраста необходимо постоянное внимание взрослого, его похвала, одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, стимулирующих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому не стоит бояться перехвалить малышей.
Одним из распространенных методов изо деятельности в раннем возрасте является нетрадиционно техника рисования. С помощью нетрадиционной техники рисования развиваются творческие способности детей, развивается мелкая моторика, восприятия цвета и целостной картины мира.
Целью занятий по нетрадиционной технике рисования является создание социокультурной и развивающей среды, обеспечивающей создание условий для художественного развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития и развития инициативы на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Задачами являются:
-охрана и укрепления психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка;
- создание благоприятных условий для художественного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Виды и особенности нетрадиционной техники
в раннем возрасте
Рисование для ребёнка — это игра. Дети с удовольствием и интересом выводят на бумаге разные линии, точки, штрихи. Дайте им возможность они изрисовали бы всё вокруг. Как только ребёнок поймёт, что карандаш, ручка оставляют след на бумаге, его жизнь становится краше и ярче. А жизнь, особенно детство, должна быть красочной и счастливой.
Каждый рисунок начинается с простого прикосновения к листу бумаги. Точка, штрих, линия, пятно — это стихия, из которой возникают образы, а образы — это фантазия. Особенно, если учитывать, что воображение у детей очень хорошо развито. Для выполнения заданий по рисованию используются разнообразные художественные материалы и техники. Это расширяет знания детей об особенностях этих материалов, а знакомство с некоторыми техниками обогащает навыки и умения малышей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka._izo_deyatelnost_kak_sredstvo_razvitiya_detey_rannego_vozrasta.docx | 344.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
на тему: «ИЗО деятельность как средство развития детей раннего возраста»
Изобразительная деятельность зарождается в раннем возрасте. Если вовремя создать условия для ее появления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка. И в этом ему может помочь только взрослый.
Малыши познают окружающий мир чувственным путём, исследуя его с помощью разнообразных действий. Приобщение детей к художественной деятельности начинается с познавательных и предметно-практических действий с разнообразными материалами: ребёнок экспериментирует с бумагой, карандашом, пластилином, красками, погремушкой, колокольчиками. Задача педагога – подвести своих воспитанников к пониманию, что при помощи красок, карандаша можно изобразить множество вещей окружающего мира, помочь детям усвоить простейшие элементы рисунка (мазок, линия) и основные цвета, способствовать развитию движений руки.
При этом он делает «открытия»: узнаёт, что краска оставляет след на бумаге, кусочек пластилина может принять причудливые формы, звучащие игрушки и предметы издают разнообразные звуки.
Для того, чтобы ребенок смог овладеть этой деятельностью, для него необходимо общение со взрослым и специально организованное обучение.
Занимаясь изобразительной деятельностью с маленькими детьми, необходимо учитывать особенности раннего возраста, знать методику, специфику деятельности и возможности развития детей в ее условиях.
У малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу (на карандаш надавливают слабо, на кисточку слишком сильно), ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край и т. п. Часто отсутствие умений сердит и расстраивает малышей, они оставляют попытки нарисовать задуманное. А вот рисование пальчиками и ладошками дарит малышам незабываемые ощущения непосредственного взаимодействия с красками, впечатления от манипуляций с цветом.
Способы вовлечения дошкольников в процессы восприятия и продуктивного творчества разнообразны. Доминирующими должны стать сказочно-игровые формы преподнесения нового материала, сказочные повествования, игровые ситуации.
Занятие рисованием предполагает совместное творчество взрослого и ребенка. Чтобы заинтересовать малыша, надо показать ему способы действий с изобразительным материалом. Основная задача взрослого – научить ребенка действовать, помочь на начальном этапе, а затем направлять его активность. При этом необходимо давать определенную свободу выбора, ведь цветок может быть желтого или синего цвета, а елочка может быть большая или маленькая, грибы могут расти в самых разных местах картинки. Именно такой метод придает ребенку больше уверенности в себе, так как ребенок может воплотить задуманное в реальность.
Пусть каждый ребенок выберет тот вариант, который ему нравится больше всего, и воплотит его в своем творчестве. Именно таким путем, вовлекая детей в практическую деятельность, пробуждая в них желание попробовать различные варианты воплощения задуманного сюжета, можно вызвать в них эстетическое чувство, научить видеть красоту.
Педагог должен стремиться эмоционально зарядить детей, превратить занятие в увлекательное приключение. Готовые рисунки следует внимательно рассмотреть, постараться найти уникальные особенности, одобрить, а маленького автора похвалить за старание. Нельзя забывать, что детям раннего возраста необходимо постоянное внимание взрослого, его похвала, одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, стимулирующих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому не стоит бояться перехвалить малышей.
Одним из распространенных методов изо деятельности в раннем возрасте является нетрадиционно техника рисования. С помощью нетрадиционной техники рисования развиваются творческие способности детей, развивается мелкая моторика, восприятия цвета и целостной картины мира.
Целью занятий по нетрадиционной технике рисования является создание социокультурной и развивающей среды, обеспечивающей создание условий для художественного развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития и развития инициативы на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Задачами являются:
-охрана и укрепления психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка;
- создание благоприятных условий для художественного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Виды и особенности нетрадиционной техники
в раннем возрасте
Рисование для ребёнка — это игра. Дети с удовольствием и интересом выводят на бумаге разные линии, точки, штрихи. Дайте им возможность они изрисовали бы всё вокруг. Как только ребёнок поймёт, что карандаш, ручка оставляют след на бумаге, его жизнь становится краше и ярче. А жизнь, особенно детство, должна быть красочной и счастливой.
Каждый рисунок начинается с простого прикосновения к листу бумаги. Точка, штрих, линия, пятно — это стихия, из которой возникают образы, а образы — это фантазия. Особенно, если учитывать, что воображение у детей очень хорошо развито. Для выполнения заданий по рисованию используются разнообразные художественные материалы и техники. Это расширяет знания детей об особенностях этих материалов, а знакомство с некоторыми техниками обогащает навыки и умения малышей.
Рисование пальчиками
Возраст: от двух лет
Средства выразительности: пятно, точка, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
На первых занятиях используется один цвет и один пальчик. Затем занятия усложняются введением новых цветов, новых отпечатков (овальные).
Рисование ладошкой
Возраст: от двух лет
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск печатками
Малышам очень нравится создавать свои произведения с помощью различных штампов и печаток. Используя различные пуговицы, камешки, бусинки, малыши получают огромное удовольствие, знакомятся с цветом и пятном.
Средства выразительности:
пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Тычок жесткой полусухой кистью
Возраст: любой
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не
опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
В заключении хотелось бы отметить, что способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в дошкольном образовании, имеется множество статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов в этом возрасте, так и по развитию разных видов способностей общей и специальной направленности.
Занятия изобразительной деятельностью способствуют формированию изобразительных умений и навыков, так как аккуратность и тщательность выполнения работы во многом зависит от усвоения навыков. Навыки по технике рисования связаны с развитием руки ребенка – координацией, точностью, плавностью, свободой движений. Овладевая изобразительно-выразительными средствами в раннем возрасте, ребенок приобщается к элементарной творческой деятельности. Он получает возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.
Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Так как самоценным является не конечный продукт – рисунок, формирование уверенности в себе, в своих способностях. И то, что занятия рисованием приносят детям только положительные эмоции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему «Сказки как средство воспитания ребенка раннего возраста».
Сказка помогает ребёнку разобраться в самых важных понятиях о том, как жить, на чём основывать отношения к своим и чужим поступкам....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Книги из фетра как средство развития детей раннего возраста"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАКниги из фетра как средство развития детей раннего возраста...
Методическая разработка - Проект "Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей"
Театрализованная деятельность в детском саду - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....
Методическая разработка Опытно-экспериментальной работы по сенсорному развитию детей раннего возраста посредством дидактических игр
выявить базовый уровень сенсорного развития детей раннего возраста...
Методическая разработка образовательной деятельности по музыкальному развитию детей раннего возраста «В гостях у зайчика»
Предлагаемая методическая разработка содержит различные виды деятельности, которые можно использовать для развития детей раннего возраста: это игры, игровые упражнения, танцы с листиками и орешками. В...
Методическая разработка всероссийского уровня по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста «Нетрадиционные техники рисования»
Пояснительная записка.В последние годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют фор...
Методическая разработка диагностических методик для оценки психомоторного развития детей раннего возраста
Комплект диагностических методик для изучения личностных особенностей детей раннего возраста с 6 мес. до 3 лет....