Методическая разработка. Авторское многофункциональное пособие для общего развития детей раннего возраста «Чудо ширма»
методическая разработка (младшая группа)

Ширма является важным атрибутом театрализованных представлений, она вызывает неподдельный восторг и любопытство у детей. Дети с удовольствием разыгрывают русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка» и др., с использованием кукол бибабо. Управление куклой требует от ребенка выдержки, терпения, определенных мышечных усилий, нужно помочь ребенку сосредоточить свое внимание на выполнении куклой ритмичного действия. Ребенок учится различать, сравнивать, устанавливать сходство предметов по их признакам: по качеству материала, по цвету, форме, величине. Ширма способствует созданию условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ. Что является весьма актуальной проблемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx31.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 87 Центрального района Санкт-Петербурга

ОГРН 1037843002812; ИНН 7825430060; КПП 784201001

191144, Санкт-Петербург, ул. Кирилловская, д 12, литер А, тел/факс 271-38-74

E-mail: http://

Методическая разработка

Авторское многофункциональное пособие для общего развития детей раннего возраста «Чудо ширма»

Разработала:

Захарова Анастасия Анатольевна, воспитатель группы раннего возраста

Санкт-Петербург

2025 г.


Актуальность разработки

Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о внешнем мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое.

Причем все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребенка, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

В организации такой деятельности помогает использование личностно-ориентированной технологии. Основой личностно-ориентированной технологии является эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.

Предметная деятельность становится ведущей в этом возрасте, именно в ней происходит развитие всех сторон психики и личности ребенка. Поэтому очень важно сохранять любопытство, максимально ослаблять психологические препятствия, сдерживающие его, такие как адаптация к детскому саду.

Адаптационный период в детском саду – серьезное испытание для детей раннего возраста: стрессовые ситуации, вызванные адаптацией, надолго «выводят из строя» эмоциональное состояние ребенка.

Очень важно, чтобы переход из семейной стабильной среды в детский сад, был плавным, мягким, без травмы. В этот период необходимо заложить основы доброжелательных отношений между детьми в группе, создать предпосылки эмоционального комфорта для каждого ребенка. Надо стремиться создать такую игровую среду и такую игровую деятельность, в которой ребенок, увлекшись, забылся бы о своих переживаниях и, играя, последовательно совершенствовался.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение являются результатом их переработки. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития ребенка.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира. Необходимо предоставить ребёнку для восприятия, как можно больше разнообразных сенсорных впечатлений, а также обучить его перцептивным действиям – осматриванию, выслушиванию, ощупыванию и т.д.

В процессе сенсорного развития происходит:

• Целостное развитие органов чувств ребенка;

• Формирование сенсорных процессов;

• Побуждение к эмоциональным эстетическим переживаниям.

Чтобы решить все эти задачи, я сделала многофункциональную ширму.

Ширма является важным атрибутом театрализованных представлений, она вызывает неподдельный восторг и любопытство у детей. Дети с удовольствием разыгрывают русские народные сказки «Колобок», «Теремок», «Репка» и др., с использованием кукол бибабо. Управление куклой требует от ребенка выдержки, терпения, определенных мышечных усилий, нужно помочь ребенку сосредоточить свое внимание на выполнении куклой ритмичного действия. Ребенок учится различать, сравнивать, устанавливать сходство предметов по их признакам: по качеству материала, по цвету, форме, величине.

Ширма способствует созданию условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ. Что является весьма актуальной проблемой.

Предпосылки создания пособия: Возможность использования многофункциональной ширмы на занятиях, в театрализованной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности воспитанников. Дети самостоятельно могут использовать ширму в игре. Самостоятельно придумывать и разыгрывать сюжеты сказок.

Вид: учебно-методическое пособие.

Предназначение: от 1,5 до 3лет.

Цель: реализация современных требований к организации образовательного процесса в ДОУ, создание условий, способствующих успешной адаптации детей к дошкольному учреждению, активизации и совершенствованию познавательно-исследовательской сферы, сенсорно-моторное развитие детей.

Задачи:

1. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей при знакомстве и действий с пособием, включая все виды восприятия.

2. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, форму, величину; побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства и действия с ним.

3. Развивать познавательную, исследовательскую активность.

4. Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.

5. Развитие коммуникативных способностей.

6. Работать над звукопроизношением и связной речью.

#1040;ктивизировать эмоциональную сферу путем использования театрализованной деятельности, рассматривания иллюстраций к произведениям художественной литературы, игры на музыкальных инструментах.

8. Воспитывать положительные эмоциональные отношения и интерес к музыке, театральной деятельности.

Описание пособия:

Ширма изготовлена из труб пвх и материала разной фактуры на ощупь. Состоит из трех подвижных секций, которые скреплены между собой.

Чтобы создать легкую и безопасную для детей конструкцию, мы определились с размерами изделия, его дизайном, подготовить следующие материалы и инструменты для работ:

-пластиковые трубы с диаметром 2,5 см (по 4 на каждую секцию);

-фитинги-уголки (по 4 элемента для соединения на каждую секцию);

-двойные специальные крепежи (для стыковки секций);

-одинарная опора (для «ножек» под раму);

-аппарат для сварки пластиковых труб;

-рулетку;

-маркер;

-пилу для укорачивания пластиковых труб;

-ножницы;

-прочную ткань;

-крепления на «липучке»;

1 и 3 секция – «Цвет» и "Познавательная ". Знакомство и закрепление основных цветов. Раскрывает понятия «один/много», «большой/маленький»; закрепляем названия животных и их малышей; повторяем названия предметов и соотносим с геометрическими фигурами;

2 секция – «Театр».

Это возможность игры в театр, стоя в полный рост;

На ширме простое и удобное крепление деталей, все снимается и заменяется. Боковины ширмы можно расположить под разными углами. Для хранения ширма складывается в плоское состояние. Ширма устойчиво стоит на полу. Одежда ширмы: ткань, закреплены на липкой ленте. Ткань легко снимается и стирается.

При изготовлении ширмы выдержаны следующие условия создания:

1. Ширма должна быть обучающей и развивающей.

2. Ширма должна быть многофункциональной.

3. Ширма должна быть привлекательной для детей.

4. Ширма должна соответствовать гигиеническим требованиям.

5. Ширма должна быть удобна для детей и педагога.

Пособие: доступное; безопасное; трансформируемое; содержательно-насыщенное; полифункциональное.

Характеристика данного изделия

Дидактическая ценность – игровые средства используются как средство обучения ребенка

Трансформируемость – возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов

Безопасность – соответствует всем элементам и требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования

Вариативность – наличие различных пространств для деятельности детей и уединения, свобода выбора разнообразных материалов, игр и игрушек; - периодическая сменяемость материалов, стимулирующих разнообразную детскую активность.

Зонирование пространства – каждая зона пространства располагает детей к нескольким видам деятельности.

Примеры использования:

  1. Дидактическое упражнение «Сказочный домик»

Во время прослушивания сказки на ширму при помощи липучек прикрепляются главные герои.

  1. Дидактическая игра «Волшебное дерево»

В центре ширмы прикрепляется рисунок дерева. Дети размещают на нем разноцветные помпоны нужного цвета. Можно просить детей размещать помпоны определенного цвета.

  1. Дидактическая игра «Угадай, на чём играет Петрушка»

Педагог загадывает загадку про Петрушку, отгадав загадку, педагог прикрепляет карточку с изображением петрушки в окошко домика, где живет Петрушка. Затем показывает несколько музыкальных инструментов, на которых «будет играть» Петрушка (1-2), называет их, извлекает звук («Вот как они звучат!»). «Петрушка будет вам играть, а вы скажете, на чём он играет». Педагог убирает инструменты за ширму, где Петрушка «извлекает звуки», а дети определяют инструмент, педагог приглашает одного ребенка прикрепить карточку с изображением того инструмента, на котором играл Петрушка. В конце игры дети объединяются в оркестр, и исполняют знакомое музыкальное произведение на музыкальных инструментах.

  1. Дидактическая игра «Оркестр»

На ширме прикреплены картинки с изображением шумовых инструментов. Задача детей взять такие же инструменты что и на картинке. Если дети верно выбрали инструменты, то им предоставляется возможность исполнить музыкальную импровизацию на этих инструментах.

  1. Дидактическая игра «Времена года»

На полотно прикреплено дерево. К игре прилагаются дополнительные детали: осадки (дождь, снег, солнышко, тучки, листики, фрукты, цветочки, птицы, насекомые). Предметы, характеризующие деятельность детей в данное время года. Дети самостоятельно могут составить определенное время года.

Каждое время года представлено моделью дерева с характерными для него признаками и окружающей средой.

  1. Игра на детских музыкальных инструментах: кармашки с различными

детскими музыкальными инструментами, предметами кухонной утвари для

творчества и игры в оркестре.

  1. Дидактическая игра «Одень куклу» на полотне закреплено тело девочки. Дети называют части тела, в определённом порядке одевают куклу, называют предметы одежды. Можно менять прическу.

Достигнутые результаты.

Ширма помогает формировать игровые навыки, обогащать социальный опыт, развивать творчество, связную речь, воображение, мелкую моторику, воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, дружелюбие, создавать обстановку положительного психологического климата.

Совершенствуя развивающую среду группы, используя ширму, можно добиться эффективного развития игровой, познавательной, двигательной, музыкально-театрализованной деятельности детей раннего возраста. Для этого нужны только желание, стремление к творчеству и фантазия.

В результате проведенной работы в группе созданы благоприятные условия для успешной адаптации, организована развивающая игровая среда, в которой ребёнок:

• легко адаптируется к условиям детского сада;

• увлекаясь, забывает о своих переживаниях;

• в играх развиваются и совершенствуются навыки ребенка;

• получает положительные эмоции;

• учится быть дружелюбным;

Заключение.

В группе созданы условия для организации театрализованной деятельности: постоянно пополняем и обновляем атрибуты, вызывая эмоциональный отклик детей. Ввожу в образовательную деятельность и в повседневную жизнь, игры-инсценировки с сюжетными игрушками, используем и фольклорный материал. Ежемесячно планирую демонстрацию сказок с использованием разных видов театрализованной деятельности и в соответствии с комплексно-тематическим планом.

Главным итогом моей работы считаю, что через театрализованную деятельность я налаживаю эмоциональное общение, сопровождаемое улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу, что помогает им прожить этот период жизни более полноценно.

Список используемых источников:

  1. Методическая разработка, дидактическое пособие
  1. Раннее развитие. Альманах
  1. Театр для детей, родителей, педагогов -#1090;еатрализованная-деятельность-в-детском-саду/
  2. Театр своими руками: кукольный, настольный, пальчиковый. -

Список литературы:

  1. Антипина Е.А. (Кукольный театр в детском саду», М.: ТЦ Сфера, 2010г. (сценарии с нотным приложением)
  2. Артѐмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада. - М.:КНОРУС, 2003
  3. Бережнова. О.В. Жанры детского фольклора-Орел: Издательский дом Орлик,2004-116с.
  4. Ветлугина — М.: Просвещение, 1981 Коленчук, И. В. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность // Искусство в школе/ И. В. Коленчук. — N С. 64–66.
  5. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя дет.сада/ Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина/ Под ред.Л.А.Венгера, -М., Просвещение, 1989.
  6. Гончарова О.В. «Театральная палитра», М.: ТЦ Сфера, 2010г. (программа художественно-эстетического воспитания)
  7. Губанова Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников», М.: Вако, 2011г. (методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей)
  8. Касаткина Е.И. Дидактические игры для детей раннего возраста. Методическое пособие для реализации комплексной образовательной программы «Теремок» /Под ред. И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. – М.:Издательский дом «Цветной мир», 2018. - 80 с.
  9. Караманенко Т.Н., Карманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: музыкальных руководителей - СПб.: 2003г.
  10. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие; Сфера - Москва, 2012. - 144 c.
  11. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Пособие для педагогов дошкольных учреждений; Владос - Москва, 2002. - 176 c
  12. Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста; Мозаика-Синтез - Москва, 2007. - 160 c.
  13. Смирнова Е. О., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Развитие предметной деятельности и познавательных способностей. Игры и занятия с детьми раннего возраста; Мозаика-Синтез - Москва, 2008. - 164 c.
  14. Сорокина Н.Ф., Миланович Л. Кукольный театр для самых маленьких.
  15. Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации; Мозаика-Синтез - Москва, 2007. - 112 c.
  16. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года); Мозаика-Синтез - Москва, 2010. - 280 c.
  17. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года); Мозаика-Синтез - Москва, 2010. - 828 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование авторских дидактических пособий для сенсомоторного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с природой

Об использовании авторских пособий для сенсомоторного развития детей раннего возраста в процессе ознакомления с природой...

«Авторские пособия для сенсомоторного развития детей раннего возраста

laquo;Авторские пособия для сенсомоторного развития детей раннего возраста...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Книги из фетра как средство развития детей раннего возраста"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАКниги из фетра как средство развития детей раннего возраста...

Методическая разработка всероссийского уровня по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста «Нетрадиционные техники рисования»

Пояснительная записка.В последние годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют фор...

Методическая разработка «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей раннего возраста»

                                  Методическая разработка «Театрализованная деятельность как сред...

Методическая разработка диагностических методик для оценки психомоторного развития детей раннего возраста

Комплект диагностических методик для изучения личностных особенностей детей раннего возраста с 6 мес. до 3 лет....