Развитие творческих способностей ребёнка с помощью техники рисования песком на световом столе.
статья по рисованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рисование песком на световом столе | 36.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей ребёнка с помощью техники рисования песком на световом столе.
Аннотация
Концепция дошкольного образования предусматривает развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей: физической, психической и эмоциональных сферах. Согласно требованиям ФГОС ДО акцент делается не на знаниях, умениях и навыках, а на формирование общей культуры дошкольника, в воспитании целостной, творческой личности ребенка. Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественного творчества, предоставляющих ребёнку возможность творить самому. Особый интерес у детей и взрослых вызывает техника рисования песком. Рисование песком, новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. Играя с песком, ребенок учится строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения. А это помогает развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие.
Актуальность
Какой материал для рисования привлекает ребёнка? Практика работы с детьми свидетельствует, что детям нравится такие средства для рисования, которые позволяют: не ограничивать движения; свободно манипулировать изобразительными средствами; оставлять чёткий, яркий цвет; быстро получить изображение; легко исправить неточности в рисунке; играть, трансформировать рисунок в другое изображение; экспериментировать с художественным материалом; выразить по средствам изобразительных материалов своё состояние, настроение, проявлять творчество.
Всем этим запросам отвечает такой материал, может быть нетрадиционным рисованием, как песок. В песок, как среду для игры и появления творчества ребёнок погружается с первых лет жизни. Ребёнка песке, прежде всего, привлекают те приятные сенсорные ощущения, которые он получает от манипулирования песком: пересыпая, сжимания в руках, разгребания, рисования, прессования. Данные ощущения сенсорная память сохраняет долгие годы, и во взрослом состоянии оставляет человека неравнодушным к нему. Этот, знакомый с детства материал, характеризуется одновременно сыпучестью, податливостью, возможностью трансформации, что позволяет использовать его ребёнку для воплощения своих дизайнерских задумок. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребёнка. Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, даёт свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребёнок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.
В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают. Занятия на световых столах развивают сенсорные ощущения. Упражнения благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребёнка. У детей развивается мелкая моторика, интерес, внимание и усидчивость. Необыкновенное создание образов вызывает у детей желание безудержно творить, как творят настоящие художники. В отличие от рисования на бумаге, тут не нужен резерв чистой бумаги на случай необходимости исправления ошибок. Достаточно всего лишь разровнять песок – и можно начинать сначала. Трудно переоценить развивающий потенциал использования песка – это и замечательный сенсорный материал, стимулирующий развитие мелкой моторики руки, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и изумительный материал для изобразительной творческой деятельности, великолепное средство для развития познавательных процессов (внимания, образного мышления, творческого воображения) и поддержки позитивного настроения и преодоления негативных эмоциональных состояний. Для ребёнка рисование песком – это погружение в сказку, мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Создание ребёнком картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает его творчество, создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу.
Основная цель: развитие творческих способностей с помощью техники рисования песком на световом столе.
Задачи:
Образовательные: обучать техническим приёмам и способам изображения с использованием песка на световом столе. Формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета. Знакомить детей с особенностями песка, его свойствами.
Развивающие: развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность. Развивать мелкую моторику. Развивать навыки саморелаксации, эмоциональных состояний. Развивать умение совестно работать со сверстниками, планировать деятельность.
Воспитательные: вызывать интерес к рисованию песком на световом столе. Воспитывать аккуратность, самостоятельность. Воспитывать художественно – эстетический вкус.
В процессе рисования песком на световых столах используются разнообразные методы обучения:
Наглядные методы. Метод иллюстрации предполагает рассматривание фотографий, графических изображений, песочных рисунков (взрослых и детей) предметов, которые предстоит рисовать песком.
Метод демонстрации включает в себя как непосредственное наблюдение за процессом рисования педагога, так и мультимедиа презентаций и фотографий песочной анимации (большая роль в качестве наглядной демонстрации способов песочного рисования отводится показу видеороликов, в которых представлен процесс рисования песочных картин, как с детьми, так и взрослыми, в том числе просмотр мультфильмов, сказок, снятых в технике песочной анимации.
Словесные методы. Слушание (стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок, потешек, музыки) – направлено на художественно-эстетическое развитие и более глубокое восприятие детьми определённой темы. Пояснение, комментирование процесса выполнение приёма взрослым и детьми. Беседа с детьми. Рассказ (сочинение историй, сказок). Рефлексия занятия, анализ песочных картин.
Практические методы. Выбор приёмов рисования адекватных содержанию изображения. Анимация, предполагающая изменение формы предметов согласно развивающемуся сюжету. Графические игры и упражнения. Пальчиковые игры и упражнения. Показ педагога изобразительных приёмов. Рисование с ребёнком приёмом «рука в руке». Самостоятельное рисование песком на световом столе. Сотворчество, реализуемое в процессе коллективных форм рисования.
В качестве основного инструмента рисования выступает рука. Получить изображение на песке можно, использовать следующие приёмы рисования: рисование по песку – светлым по тёмному (разгребание песка) достигается на песочном фоне световыми линиями и пятнами. Фон – тонкий, равномерный слой песка, наносится путём равномерного рассеивания песка над поверхностью стола. Изображение получают, нанося различного рода точки (прикосновения подушечками пальцев или другими материалами), линии на поверхности светового стола (пальцами, боковой стороной или внутренней части ладони, а также другими материалами). Самым простым способом рисования является приём «отпечатки». Отпечатки могут наноситься кулачком, боковой поверхностью ладони, подушечками пальцев. Чаще всего дети для рисования используют указательный палец, но со временем рекомендуется подключать и все остальные пальцы, как правой, так и левой руки. Тонкий слой песка при и использовании данного приёма разгребается, раздвигается, образуя белый просвет, той формы, какая была задумана рисующим.
Рисование песком - тёмным по светлому (насыпание песка, «вырезание» формы или «отсечение» лишнего). Данный приём более традиционный для техник рисования (карандашами, красками, при котором изобразительный материал оставляет за собой след, в то же время для детей более сложный, требующей тонкой координации движений рук и пальцев. На белый «световой лист» насыпается песок любым образом: густым, толстыми, тонкими, фигурными линиями, щепоткой. Движение песочных масс может осуществляться так же путём «набрасывания» песка на световое поле: толкающими движениями песок рассыпается по поверхности рисунка. Так же получение тёмной фигуры, формы можно достичь за счёт «вырезания», «отсечения» лишнего на тёмном песочном фоне и оставления на светлом (вырезанном фоне) наружного изображения.
Перечисленные способы изображения создают уникальные условия для самовыражения рисующего. Его задача отобрать адекватный задуманному сюжету приём. В случае неудачного изображения песочная техника позволяет осуществить коррекцию, исправить недочёты (присыпать, убрать лишний песок).
Технические приёмы рисования песком: рисование кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами; несколькими пальцами одновременно; симметрично двумя руками, насыпая песок из кулачка и отсечение лишнего; скользя ладонями по поверхности песка, выполнять зигзагообразные и круговые движения, поставив ладонь на ребро; создавать печатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, рёбрами ладоней всевозможные узоры.
Материально-техническое обеспечение. Для рисования на световых столах используется кварцевый песок. Для придания цвета изображению - цветной песок (в зависимости от темы изобразительной деятельности или детского замысла). Периодически песок необходимо обрабатывать (прокаливать, подвергать воздействию специальных ламп), что позволит свести к минимуму распространение инфекции и болезнетворных бактерий через песок.
Поскольку песок частично высыпается со световых столов его необходимо постоянно подсыпать. А в целях оперативной уборки иметь щетки с совком для подметания. Так же для рисования можно использовать и другие сыпучие материалы, в частности, соль, сахар, манку и другие. Изобразительная деятельность осуществляется на световых столах с прозрачным матовым пластиком с подсветкой (подсветка может иметь различные оттенки). Дети работают индивидуально, парами или коллективно на световых столах. Стол устанавливается таким образом, чтобы ребёнок мог работать стоя, и у него была возможность подойти к столу. Стол должен соответствовать росту детей. Желательно иметь фотоаппарат для фиксации нарисованных детьми картин на световых столах. Фотографии позволят сохранить песочные картины и позволят познакомит с творчеством родителей и сверстников. Рисунки из песка, как правило, создаются руками, однако для рисования можно использовать и дополнительные материалы, оставляющие на песке интересные следы: палочки, кисточки, формочки, трафареты, массажные мячики и другие предметы с зазубринками. Материалы для рисования могут быть самыми различными: использование кондитерского шприца, ситечка, соломинка (для выдувания), использование счётных палочек и декоративных украшений, пропускающие свет для выкладывания композиции. Необходимо позаботиться, чтобы эти предметы не царапали поверхность стола. Комната, где ведутся занятия, должна иметь достаточный уровень затемнения, что достигается светотеневых штор или жалюзи. У детей должна быть возможность вымыть руки после работы с песком.
Организационное обеспечение. При организации занятий рисования песком необходимо соблюдение следующих условий:
Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребёнку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливать жёстких правил и рамок. Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребёнка. Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельности. Необходимо поддерживать ребёнка в поисках ответов на вопросы; ценить его инициативу и мнение. Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений. Перед началом занятия необходимо обсудить с детьми порядок, правила поведения и правила безопасности работы с песком. Во время рисования песком затемняется освещение, это позволяет детям легче и глубже погрузиться в сказочную, таинственную атмосферу, стать более открытым новому опыту, познанию и развитию. Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребёнка.
Каждое занятие с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.
В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к рисованию, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.
Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.
Основная часть – непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учётом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Обязательным является проведение физкультминутки (в зависимости от физического состояния воспитанников).
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков сверстников; раскрытие творческого замысла. После подведения итого образовательной деятельности детские работы фотографируются для оформления фотовыставки.
Вывод. Рисование и игры на световом столе, не только несёт массу полезного, но и можно уверенно сказать, что дети от этих занятий получают огромное удовольствие, и с охотой выполняют разные задания. Через практические занятия с песком дети познают окружающий мир, укрепляют здоровье, общаются между собой, развиваются и получают умения, навыки и положительные эмоции.
Информационно – методическое обеспечение:
Мариэлла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ.] - М.: ИНТ, 2010 - 94 с.: ил. Редактор русского издания И.А. Качанова .
Грабенко Т.М., Зинкевич - Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
Белоусова, О.А. «Обучение дошкольников рисованию песком» Текст/ - О.А. Белоусова. Журнал «Старший воспитатель» №5/ 2012г.-76с.
Жителева,С.С. «Песочная терапия» /С.С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду.-2006.-№4.-С.65-68
Интернет – ресурсы:
vospitanie.ru/tvorchestvo/risovanie_peskom_dlya_detej_obuchenie.html
https://www.maam.ru/detskijsad/obuchenie-detei-risovaniyu-peskom-na-svetovyh-stolah.html
https://pups.su/podelki/risovanie-peskom.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие творческих способностей ребёнка при помощи рисования"
Консультация о том, как помочь своему ребёнку раскрыть свои творческие способности средствами рисования...
Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования метода рисования песком
Актуальной проблемой, остро стоящей на сегодняшний день, является отсутствие необходимых изобразительных умений у дошкольников. Это приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так ...
Консультация для родителей «Развитие творческих способностей ребёнка посредством нетрадиционных техник рисования»
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественн...
Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования метода рисования песком
Актуальной проблемой, остро стоящей на сегодняшний день, является отсутствие необходимых изобразительных умений у дошкольников. Это приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так ...
Творческий отчет (из опыта работы) «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования»
На организованной деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эсте...
Нетрадиционная техника рисования песком на световых столах
Рисование песком "Бабочка"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа развития творческих способностей одарённых детей посредством техники рисования песком «Живой песок»
Дополнительная общеразвивающая программа «Живой песок» разработана на основе программ "Песочная терапия" Большебратская Э.Э...