Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Русская матрешка"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Цель: приобщение детей к декоративно - прикладному искусству России через знакомство с игрушкой - матрешкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_matreshka.docx | 339.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Русская матрешка»
Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой – матрёшкой.
Задачи:
- познакомить детей с историей создания русской матрешки;
- вызвать желание стать художниками мастерами и разукрасить силуэт матрёшки;
- развивать у детей познавательный интерес к матрешке, как к сувениру, символу страны;
- развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении игрушки – матрешки;
- воспитывать любовь к народному искусству.
Оборудование и материалы: белые силуэты матрёшек с альбомный лист, акварель, стаканы с водой, восковые мелки, влажные салфетки, бумажные салфетки, стаканчики с кисточками, деревянные матрешки, презентация «Русские матрешки».
Ход занятия:
Воспитатель:
Пять девчонок деревянных, круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах здесь, на выставке живут,
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толста, а внутри она пуста.
Разнимается на две половинки, (показ)
В ней живет еще одна куколка в серединке.
Эту куколку открой – будет третья во второй. (Показ)
Половинку отвинти, плотную, притертую
И сумеешь ты найти куколку четвертую. (Показ)
Вынь ее, да посмотри, кто в ней прячется внутри? (Показ)
Прячется в ней пятая, куколка пузатая.
Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.
Вот, поставленные в ряд, сестры-куколки стоят.
Воспитатель: Нравятся вам матрешки? А хотите узнать, как матрешки появились в России?
А теперь я расскажу вам откуда же пришла наша русская матрёшка, а вы смотрите, и слушайте (показ слайдов презентации «Русская матрёшка). Появилась первая матрёшка в России 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка - розовощекая девочка с льняными волосами, в простой крестьянской одежде - в сарафане, переднике, с петухом. Матрешку сразу очень полюбили взрослые и дети. А вы знаете, почему игрушку назвали - матрешкой?
Дети. (Ответы)
Воспитатель: Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!», так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой. Воспитатель: Сегодня появились самые разнообразные матрешки- персонажи из русских народных сказок, стали появляться матрешки- мужчины. Матрешки стали отличаться по росписи, размерам, количеством вкладышей (от 8 до 60 шт.). Производством матрешек занимаются во многих городах и селах нашей страны: в г. Семенове, в селе Полхов – Майдан, в г. Сергиевом Посаде (Загорске), Твери и других городах. Наиболее известны три вида матрёшек, слушайте и смотрите:
Семёновская матрёшка.
-Мы из тихого, зеленого городка Семёнова!
Мы в гости к вам пришли,
И букет цветов садовых
Вам в подарок принесли.
Воспитатель: в городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название - Семёновская матрёшка. Расписывают ее следующим образом. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают «наводку» черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губы, очеркивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке. Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Когда наводка готова, роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И лакируют. И вот перед нами яркая матрешка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. А на голове у матрешки что?
Дети: Платок.
Воспитатель: посмотрите, как платок завязан?
Дети: на узелок.
Воспитатель: дети, посмотрите и скажите - какие цвета в росписи используют художники?
Дети: жёлтый, зелёный, малиновый, красный.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас вы все вставайте, и с матрёшкой поиграйте!
Физкультминутка "Нарядные Матрешки"
Хлопают в ладошки дружные матрешки (хлопают в ладоши).
На ногах сапожки, (руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед) топают матрешки (топают ногами).
Влево, вправо наклонись (наклоны телом влево – вправо),
Всем знакомым поклонись (наклоны головой влево - вправо).
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых, вы похожи словно сестры (руки к плечам, повороты туловища направо – налево).
Ладушки, ладушки, веселые матрешки (хлопают в ладоши).
Сергиев – Посадская матрешка.
«Я из Сергиева – Посада!
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой».
Воспитатель: Сергиев – Посадские матрешки одеты в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан. Они всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.
Воспитатель: дети, посмотрите и скажите - какими цветами раскрашена матрёшка?
Дети: желтый, красный, синий.
Полхов - Майданская матрёшка.
«Мы матрешки из Полхов – Майдана!
Можем стать звездой экрана.
Украшен наш наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными».
Воспитатель: Вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа - грунтовка клейстером и наводка – выполняются так же, как и у Семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами и фартука. Вместо этого – условный овал, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. Пышные розы, георгины, колокольчики, розаны, ягодки украшают эту матрешку. Форма данной матрешки более вытянутая, голова небольшая.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, какими по характеру могут быть Матрешки?
Дети: веселые, озорные, игривые, радостные, праздничные, добрые, ласковые.
Воспитатель: У каждой матрешки есть автор и живут они в разных городах. И матрешек они расписывают разных и даже на мотив русских народных сказок. Дети, посмотрите и назовите: на мотив каких сказок расписаны эти матрешки?
Дети: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».
Воспитатель: Сегодня матрешку знают во всем мире. Дарят ее на память о нашей стране. Она стала русским сувениром. Посмотрите, какие они нарядные и красивые. (Показ). Как вы думаете, из чего сделаны матрешки?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Да, они деревянные. Их сначала вытачивают на станке, затем грунтуют крахмалом, расписывают и покрывают лаком. (Показ иллюстраций). Вот как получаются эти яркие и веселые игрушки.
Воспитатель: Посмотрите, у меня есть силуэты матрешек. Они не раскрашены, поэтому выглядят не нарядно, не ярко. Хотите сегодня стать мастерами – матрешечниками и украсить силуэты красивым узором?
Дети(Ответы)
Воспитатель: Сейчас мы с вами как настоящие мастера будем создавать своих матрешек, и я приглашаю вас на фабрику по росписи матрешек. Для этого уже все готово. Проходите на свои места, садитесь правильно: спинка ровная, коленки под столом дружат, рукава засучены и приступайте к работе (поощрять детей за проявление творческой активности, напоминать про осанку и по правила работы с кистью).
Воспитатель: Перед началом работы проведем пальчиковую гимнастику:
Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
Раз, два, три, четыре, пять –
Не сидится им опять. Постучали, повертели,
И работать захотели.
Воспитатель:
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Показ с объяснением.
Выполнение работы
Воспитатель: Очень любят все матрешки разноцветные одежки! (Приглашаются дети рассмотреть работы).
Кем вы были сегодня на занятии? Какую матрешку мы рассматривали? О каких матрешках вы узнали сегодня на занятии? Как называются матрешки, которых мы рассматривали? Чему вы сегодня научились? Какая матрешка получилась самая веселая? Какая матрешка получилась самая нарядная? У какой матрешки самый яркий сарафан? У какой матрешки самый красивый платочек?
Дети (Ответы)
Молодцы! Очень красиво расписали матрешек, каждая Матрёшка хороша по-своему и они символизируют любовь и дружбу. Вы настоящие мастера!
Воспитатель: Мы узнали сегодня много интересного: познакомились с историей, видами и особенностями росписей матрешек и вы расписали шаблоны матрешек. Мне очень понравилось, вы были активными, и хочу сказать спасибо вам, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по рисованию "Украсим платочек для матрешки"
Занятие предназначено для детей младшей группы....
Конспект занятия по рисованию в старшей группе Тема: «Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи»
Программные задачи: Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги). Закрепить умение детей создавать декоративную композици...
Конспект занятие по рисованию в старшей группе. Рисование с элементами аппликации. «Нежные подснежники»
Задачи:Научить детей воплощать в художественной форме свои представления о первоцветах (подснежники, пролески). Совершенствовать аппликативную технику. Формировать композиционные умения. Развивать чув...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования
Рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции, они с огромным желанием рисуют, творят и соч...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему "Матрешки".
Конспект занятия по рисованию в старшей группе на тему "Матрешки". ...
Конспект занятия по рисованию в средней группе "Матрешка"
Конспект занятия по рисованию в средней группе "Матрешка"...
Конспект занятия по рисованию в старшей группе с использованием техники правополушарного рисования "Грачи прилетели" план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Цель: формировать восприятие живописи и красок весны, эмоциональное развитие дошкольников.Задачи занятия: Образовательная: познакомить детей со способами изображения весны в творчестве ...