ДОП "Волшебные краски"
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Дополнительная образовательная программа "Волшебные краски" (3-4 года)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_-kruzhok-_volshebnye_kraski._elaeva_e.e.docx | 87.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск
«Центр развития ребенка – детский сад № 46»
Рассмотрена и одобрена Утверждаю
на заседании педагогического Заведующая МАДОУ
совета № 6 от «Центр развития ребенка –
«31» августа 2021 г. детский сад № 46»
Протокол № 6 от _________ Н. Н.Комарова
«31» августа 2021 г. Приказ № от 31.08.2021г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА)
«Волшебные краски»
Возраст детей 3 - 4 года
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Елаева Е.Е.
Саранск, 2021 – 2022гг.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 5 |
3. | Учебно – тематический план | 9 |
4. | Содержание изучаемого курса | 11 |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 19 |
6. | Список литературы | 26 |
7. | Приложения | 28 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа «Обучение детей нетрадиционным техникам рисования» (далее – Программа) |
Руководитель программы | Воспитатель Елаева Елена Евгеньевна |
Организация-исполнитель | МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 46» г.о. Саранск |
Адрес организации исполнителя | г. Саранск, Пр. 70 лет Октября д. 82 |
Цель программы | Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования. |
Направленность программы | Художественно – эстетическое развитие |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет руководитель дополнительного образования |
Ожидаемые конечные результаты программы | - Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности - Формировать умение оценивать созданные изображения. - Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов. - Развивать творческие способности детей - Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности - Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Волшебные краски»
Пояснительная записка.
- Направленность программы.
Данная программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучение нетрадиционным техникам рисования. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
- Новизна.
Программа «Волшебные краски» по нетрадиционным техникам рисования имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования.
- Актуальность программы.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
- Отличительные особенности программы.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
- Педагогическая целесообразность программы.
Необходимость в создании данного направления существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости.
Выбор нетрадиционных техник в изготовлении общей работы в качестве основного приёма, оказывает наилучшее воздействие, и способствует развитию атмосферы сотворчества в процессе создания единого коллективного продукта. Игровое творчество выступает как стимулятор интереса к изобразительной деятельности и развивает коммуникативную культуру дошкольников.
В силу индивидуальных особенностей, развитие коммуникативных способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Таким образом, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
- Цель программы.
Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
7. Задачи:
-познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
-прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
-отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка.
-создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
8. Возраст обучающихся.
Возраст детей участвующих в реализации данной образовательной программы: 3 – 4 года.
Состав группы: постоянный.
Особенности набора обучающихся: свободный.
9. Срок реализации программы.
Продолжительность образовательного процесса:
- Одноступенчатый образовательный процесс – 1 год.
10. Форма детского образовательного объединения.
Кружок: групповая с индивидуальным подходом.
Режим организации занятий:
Программа рассчитана на 32 занятий в год.
Занятия проводятся 1 раз в неделю 15 минут во второй младшей группе (воспитанники 3 – 4 года).
11. Ожидаемые результаты.
К концу учебного года в результате прохождения программного материала дети должны знать:
- о разнообразии техник нетрадиционного рисования;
- о свойствах и качествах различных материалов;
- о технике безопасности во время работы.
Дети должны уметь:
- договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
- анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
- создавать индивидуальные работы;
- использовать различные техники и способы создания рисунков;
- аккуратно и экономно использовать материалы.
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки;
- расширению и обогащению художественного опыта;
- формированию предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умению взаимодействовать друг с другом;
- формированию навыков трудовой деятельности;
- активности и самостоятельности детей в изо деятельности;
-умению находить новые способы для художественного изображения;
-умению передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
Структура образовательного процесса.
Программа «Веселый художник» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
- Познавательное развитие: игры по художественному творчеству.
- Художественно - эстетическое развитие: прослушивание музыкальных произведений.
- Социально-коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений, желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам; развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.
- Речевое развитие: чтение стихов и рассказов.
- Физическое развитие: физкультминутки.
12. Формы подведения итогов реализации программы.
- Для отслеживания динамики освоения образовательной программы осуществляется промежуточная и итоговая диагностика по методике Г.А. Урунтаевой «Диагностика изобразительной деятельности дошкольников».
- Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
- Тематические выставки в ДОУ.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 - 4 ЛЕТ
№ п/п | Наименование модулей, разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | |||
Кол-во занятий | Мин. | ||||
«Мой любимый дождик» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Осеннее дерево» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Ветка рябины» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Осенние листья» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Колобок катится по дороге» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Аленький цветочек» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Кукла неваляшка» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Волшебный цветочек» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Красивые салфетки» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Дерево зимой» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Звездочки на небе» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Дед Мороз» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Ёлочка красавица» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Зимний лес» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Вьюга» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Снеговик» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Плюшевый медвежонок» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Маленький тигренок» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Мои любимые рыбки» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Маленький друг» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Веселые осминожки» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Веточка мимозы» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Ночь и звезды» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Веселые матрешки» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Солнышко» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Жар - птица» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Улитка на прогулке» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Украсим кукле платьице» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Носит одуванчик желтый сарафанчик» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Божьи коровки» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Мой веселый звонкий мяч» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
«Радуга дуга» | 1 | 15 | 5 мин. | 10 мин. | |
Итого: | 32 | 480 | 160 мин. | 320 мин. |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Наименование модулей, разделов и тем | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
№1 | «Мой любимый дождик» (рисование подтёками +аппликация) . | Совершенствовать умения в данной технике. Развивать чувство цвета, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность. Силуэты дождика, акварель, кисти. | Демонстрация наглядных пособий. Беседа. | Рассматривание иллюстраций с изображением дождя. | Презентация «Программа дополнительно образования «Веселый художник»» |
№2 | «Осеннее дерево» (аппликация +рисование ватными палочками). | Учить детей самостоятельно рисовать узор на листе бумаги по представлению или по замыслу, развивать воображение, мелкую моторику, пополнять словарный запас, воспитывать эмоционально положительное отношение к рисованию. | Наблюдение за осенней природой во время прогулок | Чтение стихов, развлечение «Осень». | |
№3 | «Ветка рябины» (рисование пальчиками). | Учить рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиком. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки. | Наблюдение, демонстрация наглядных пособий. | Рассматривание иллюстраций с рябиной .. | Анкетирование «Что рисует ваш ребенок» |
№4 | «Осенние листья» (рисование отпечатками листьев). | Познакомить с техникой печатания листьями, развивать цветовосприятие, учить смешивать краски прямо на листьях при печати. | Беседа про диких животных, внешний вид. | Рассматривание изображений с осенним лесом. | |
№5 | «Колобок катится по дороге» (рисование пальчиками). | - Закреплять у детей технические навыки рисования; -продолжать учить выстраивать композицию рисунка, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире; - развивать у детей воображение, творчество; - воспитание у детей интереса и любви к природе. | Беседа, показ. | Рассматривание иллюстраций, мультфильмов. | Беседа «Как ребенку справляться с обязанностями дома». |
№6 | «Аленький цветочек» (печать дном пластиковой бутылочки) | • Познакомить детей с техникой рисования дном пластиковой бутылки; проявлять интерес к продуктивной деятельности. • Учить аккуратно обмакивать дно бутылки в гуашь, ставить оттиск на бумаге. • Развивать воображение, цветовое восприятие, чувство композиции, творчество, познавательные способности детей. • Воспитывать художественный вкус и интерес к изобразительному искусству. | Беседа, показ. | Рассматривание иллюстраций с цветами, чтение сказок. | |
№7 | «Кукла неваляшка» (рисование кистью). | Учить изображать предмет, состоящий из двух частей одинаковой формы, но разной величины. Учить закрашивать изображение. Дополняя предмет дополнительными деталями . Лист тонированной бумаги, акварель, кисти. | Наблюдение, объяснение, игровая ситуация. | Рассматривание иллюстраций с изображением кукол неваляшек. | Анкета для родителей «Выявление интересов и знаний родителей по вопросам художественно-эстетического развития дошкольников» |
№8 | «Волшебный цветочек» (рисование пальчиками). | Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Лист бумаги, гуашь. | Беседа, показ. | Рассматривание иллюстраций с цветами. | |
№9 | «Красивые салфетки» (рисование кистью). | Учить рисовать узоры на салфетках круглой формы. Закрепить умение сочетать элементы декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые). Развитие чувства композиции. Лист тонированной бумаги круглой формы, гуашь, кисти. | Рассказ педагога, дидактическая игра «Сложи узор» | Рассматривание иллюстраций. | Обсудить с детьми пословицы. |
№10 | «Дерево зимой» (рисование одноразовыми вилками). | Обучение детей методам и приёмам нестандартной технике рисования. Развитие творческого мышления и воображения при создании рисунка нетрадиционным методом. Воспитание аккуратности, самостоятельности, внимательности при работе с гуашью и вилкой. | Беседа, дидактическая игра «Времена года» | Репродукции картин на тему «Зима» | Наблюдение за изменениями окраски листвы по картинкам |
№11 | «Звездочки на небе» (монотипия, рисование пальчиками). | Познакомить детей с техникой – монотипия. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать аккуратность. Листы бумаги, гуашь, кисти. Создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук. | Рассказ педагога, дидактическая игра «Сложи узор из полосок» | Загадывание загадок. | |
№12 | «Дед Мороз» (гуашь). | Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования. Воспитывать аккуратность. Листы бумаги красного и белого цвета, гуашь, кисти. | Наблюдение, объяснение, игровая ситуация. | Подвижная игра, рассматривание иллюстраций. | |
№13 | Коллективное рисование «Ёлочка красавица» (рисование ладошкой). | Учить рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиком. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки. | Показ способов, действий. Беседа. | Рассматривание картин с изображением деревьев. Чтение художественной литературы. | Прочитать с детьми худ. Произведения про елочку. |
№14 | «Зимний лес» (рисование белым по черному +ватные палочки). | Расширять знания о временах года, развивать эстетическое восприятие окружающего мира, воспитывать любовь к родному краю, закреплять умение рисовать методом тычка, альбомный лист, гуашь, кисть тонкая, кисть жёсткая, баночка с водой, салфетки, иллюстрации. | Рассматривание иллюстраций. | Знакомство с приметами о зиме. | Индивидуальная беседа «О развитии способностей к изобразительной деятельности» |
№15 | «Вьюга» (рисование по - мокрому). | Развивать воображение и интерес к художественному творчеству. Учить создавать красочную композицию; Совершенствовать технические навыки; Формировать умение самостоятельно подбирать цветовую гамму красок по предложенному цвету. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику рук, листы цветной бумаги тёмных оттенков; | Демонстрация наглядных пособий. Беседа. | Рассматривание иллюстраций с изображением вьюги. | |
№16 | «Снеговик» (оттиск пенопластом). | - Учить детей рисовать нетрадиционным способом оттиск пенопластом, располагать изображение на листе бумаги; - Дать информацию о последовательности рисования пенопластом; - Развивать творческий подход к работе, мелкую моторику пальцев рук; - Способствовать формированию самостоятельности. - Воспитывать эмоционально-положительное отношение к рисованию, стремление к достижению результата; Пенопласт,краски, бумага. | Беседа, показ, объяснение, создание игровой ситуации. | Рассматривание иллюстраций, мультфильмов. | Индивидуальная беседа «Использование различного материала в изобразительной деятельности» |
№17 | «Плюшевый медвежонок» (рисование поролоном). | Учить рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиком. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки. | Беседа про любимые игрушки, внешний вид. | Рассматривание изображений с игрушками. | |
№18 | «Маленький тигренок» (рисование пальчиками). | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Альбомный лист, гуашь. | Рассматривание иллюстраций. Показ образца. | Просмотр мультфильма про тигренка.. | Совместная работа с детьми на свободную тему. |
№19 | «Мои любимые рыбки» (рисование пальчиками). | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. | Наблюдение, демонстрация наглядных пособий. | Рассматривание рыбок в аквариуме. | |
№20 | «Маленький друг» (тычок жесткой кистью). | Познакомить с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Учить имитировать шерсть животного, используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. | Беседа про любимые игрушки, внешний вид. | Рассматривание изображений с игрушками. | Консультация «Как занять ребенка». |
№21 | Коллективное рисование «Веселые осминожки» (рисование ладошками). | - Учить дорисовывать детали объектов полученных в ходе спонтанного изображения для придания им законченности и сходства с реальными образами; - развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности, поощрение детского творчества | Наблюдение, демонстрация наглядных пособий. | Рассматривание водорослей в аквариуме. | |
№22 | «Веточка мимозы» (рисование пальчиками). | Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путём использования точки как средства выразительности; закрепить знания и представления о цвете (жёлтый), форме (круглый), величине (маленький), количестве (много). Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. Вызвать желание сделать в подарок маме красивый букет. | Наблюдение, демонстрация наглядных пособий. | Рассматривание иллюстраций с изображением мимозы. | |
№23 | «Ночь и звезды» (набрызг, печать поролоном по трафарету). | Развивать воображение и интерес к художественному творчеству. Учить создавать красочную композицию; - Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм; - научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон; - расширять представление детей о строении сложных предметов; - развивать мелкую моторику рук | Демонстрация наглядных пособий. Беседа. | Рассматривание иллюстраций с изображением звездного неба. | Консультация «Как развивать воображение в рисовании ». |
№24 | «Веселые матрешки» (рисование пальчиками). | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Вызвать у детей желание нарисовать красивые сарафаны для матрешек. | Наблюдение, объяснение, игровая ситуация. | Рассматривание иллюстраций с изображением матрешек. | |
№25 | Коллективное рисование «Солнышко» (рисование ладошками). | Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами; вызвать желание сделать коллективную работу, рисовать всем вместе. | Наблюдение, демонстрация наглядных пособий. | Рассматривание иллюстраций с изображением солнца. | |
№26 | «Жар - птица» (печать ладошкой). | Учить рисовать ладошкой, совершенствовать технику рисования пальчиком. Развивать композиционные умения. Воспитывать аккуратность. Листы бумаги, гуашь, кисти, салфетки. | Рассматривание иллюстраций. Показ образца. | Просмотр мультфильма про жар – птица.. | Консультация: «Как научить ребенка оценивать свои рисунки» |
№27 | «Улитки на прогулке» (рисование пальчиками). | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами. | Наблюдение, объяснение, игровая ситуация. | Рассматривание иллюстраций с изображением улиток. | |
№28 | «Украсим кукле платьице» (рисование фломастерами). | Учить детей составлять узор из знакомых элементов (полосы, точки, круги). Развивать творческое начало, эстетическое восприятие, воображение. Альбомный лист, фломастеры. | Рассказ педагога, дидактическая игра «Сложи узор» | Чтение художественной литературы. | |
№29 | «Носит одуванчик желтый сарафанчик» (рисование пальчиками). | Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично точки на всю поверхность листа. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке. Лист тонированной бумаги, гуашь. | Беседа, показ | Рассматривание иллюстраций с цветами | Совместная работа с детьми на свободную тему. |
№30 | «Божьи коровки» (рисование пальчиками). | Учить детей пальчиком рисовать кружочки, черного цвета. Развивать мелкую моторику. Лист тонированной бумаги, гуашь, кисти. | Рассматривание иллюстраций. | Рассматривание иллюстраций с изображением насекомых. | |
№31 | «Мой веселый звонкий мяч» (рисование кистью). | Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Альбомный лист, гуашь, кисть. | Демонстрация наглядных пособий. Беседа. | Подвижная игра, рассматривание иллюстраций. | Анкетирование «Что рисует ваш ребенок» |
№32 | «Радуга дуга» (рисование кистью). | Создание образа сказочной радуги и цветных королевств (по выбору, развитие творческого воображения. Альбомный лист, гуашь, кисть. | Наблюдение, объяснение, игровая ситуация. | Рассматривание иллюстраций с изображением явлений в природе. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.
Индивидуальная, групповая.
2. Приемы и методы организации.
Эмоциональные методы:
- поощрение;
- порицание;
- учебно-познавательная игра;
- создание ярких наглядных образных представлений;
- создание ситуации успеха;
- свободный выбор заданий.
Познавательные методы:
- опора на жизненный опыт;
- создание проблемной ситуации;
- выполнение творческих заданий.
Социальные методы:
- создание ситуации взаимопомощи;
- поиск контактов и сотрудничества;
- заинтересованность в результатах;
- взаимопроверка.
В художественно-эстетическом развитии применяются общепедагогические методы. Общепедагогические методы – это методы использования слова (словесные методы), которые включают в себя: описание, комментарии и замечания, беседа, разбор, пояснение, указания.
- словесные методы – описание, объяснение учебного материала;
- методы наглядного воздействия: показ, демонстрация учебных видеофильмов, рисунков, схем и т.д.;
- игровые методы – создание игровых ситуаций.
Нетрадиционные техники:
Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. Оттиск поролоном. Монотипия предметная. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение.
Нетрадиционные техники рисования.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Оттиск поролоном.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
Монотипия предметная.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Тиснение.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.
Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.
3. Дидактический материал.
№ п/п | Наименование |
1 | Плакаты: «Фрукты», «Овощи», «Азбука цвета», «Цвета» |
2 | Репродукции картин Альбом пейзажной живописи «Четыре времени года» Альбомы репродукций. « Четыре времени года» |
3 | Изделия декоративно-прикладного искусства |
Технологические карты: «Шаг за шагом», «Море», «Зоопарк», «Игрушки», «Природа», «Космос» | |
4 | Альбомы с декоративными росписями |
4. Техническое оснащение занятий.
Материально – техническое обеспечение программы:
Кабинет - помещение, предназначенное для специальных занятий с необходимым для этого оборудованием.
Художественные материалы и инструменты:
№ п/п | Наименование |
Кисти:
| |
Карандаши:
| |
Краски акварель | |
Гуашь | |
Цветная бумага | |
Цветной картон | |
Белый картон | |
Ножницы | |
Трафареты | |
Ватные палочки | |
Поролоновые печатки; | |
Матерчатые салфетки | |
Стаканы для воды | |
Подставки под кисти; | |
Клей –карандаш Клей ПВА |
Список литературы
Список литературы для педагогов
1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998. – 256с.
4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
7. ФионаУотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003. – 96с.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. /Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
10. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
11. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
12. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
13. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
14. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
17. Урунтаева Г.А. «Диагностика психологических особенностей дошкольника» - М.: ACADEMIA, - 1999. – 96с.
Список литературы для детей и родителей
1. Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги» ;Академия развития 2001г
2. Дружинина, М. Разноцветные стихи / И. Дружинина. – М.: Олма Медиа Групп, 2012. -128.
3. Остер, Г. Все лучшие сказки для самых маленьких / Г. Остер. – М. : АСТ, 2016. – 160с.
4. Ремезова Л.А. «Играем с цветом»; Москва «Школьная пресса» 2004г
5. Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»;Москва издательство «ГНОМ и Д» 2001г
6. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки»; Академия развития 2006г.
Приложения
Приложение 1
Картотека пальчиковых игр
«Перелетные птицы»
Тили-тели, тили-тели -
С юга птицы прилетели!
Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.
Прилетел к нам скворушка -
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж -
Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с
мизинца левой руки.
Все вернулись, прилетели,
Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.
Песни звонкие запели!
Указательным и большим пальцами делают клюв –
«птицы поют».
«Овощи»
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке:
Дети делают ладошки «корзинкой».
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Сгибают пальчики, начиная с большого.
Наша Зина - молодец!
Показывают большой палец.
«Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
Поочередно соединяют большой палец с остальными.
Новогодние игрушки
Праздник приближается,
Елка наряжается.
Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.
Мы развешали игрушки:
Бусы, шарики, хлопушки.
Поочередно соединяют большой палец с остальными.
А здесь фонарики висят,
Блеском радуют ребят.
Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».
«Насекомые»
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!
(прячем руки за спину)
«Домашние животные»
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья?
Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами!
Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!
(прячем руки за спину)
«Лето»
(загибаются пальцы по одному на каждый счет)
Вот за что люблю я лето?
Лето солнышком согрето.
Два – в лесу растет трава.
Три – ромашки – посмотри!
А четыре - это лес,
Полный сказок и чудес.
Пять – купались мы опять.
Шесть – пора грибов поесть.
Семь – малины я поем.
Восемь – сено мы покосим.
Девять – бабушка идет,
Землянику нам несет.
Десять – все вокруг в листву одето.
Вот за что люблю я лето!
Приложение 2
Консультация для родителей
«Нетрадиционные техники рисования в второй младшей группе»
Рисование - интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием разных материалов создаются живописные и графические изображения. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
. Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
. Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
. Внимания и усидчивости;
. Мышления;
. Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна, неповторима. Кроме того, совместная деятельность, увлечённость общим делом способствуют речевому развитию ребёнка и через межличностное взаимодействие.
Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши… Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Предполагаемый результат:
- формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
- владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
- умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.
Для развития творческих способностей детей мы использовали следующие способы нетрадиционного рисования:
1. Рисование пальчиками — нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии. Краски (использовала гуашь) разводятся до густоты сметаны. При смене красок пальчики моют водой и вытирают салфеткой.
2. Рисование ладошкой- нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка.
Прикладывая ладошку к бумаге, можно сжать или растопырить пальцы.
3. Рисование с помощью штампа (в качестве штампа использовала фигуры из поролона) — нанесение краски на поверхность специальной формы. Прикладывание красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска.
В качестве штампа можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного материала или вырезать шаблоны нужной формы.
Перед начало занятия следует подготовить рабочее место. На столе должно быть самое необходимое. Вначале (при рисовании пальцами или ладонями) - лист бумаги и одна краска для каждого ребенка. Когда дети научатся рисовать красками аккуратно (вытирать руки салфеткой, не пачкать краской стол, одежду) можно предлагать несколько красок
В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры.
Консультация для родителей
«Нетрадиционные техники рисования, рисуем дома»
"Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить,
а огонь, который надо зажечь"
Уважаемые родители, рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей, можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более привлекательной, интересной.
Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома?
Рисование солью, мыльными пузырями, разбрызгиванием так далее. Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой? Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать.
Сколько дома ненужных интересных вещей (расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, зубная щётка, свечи и так далее). А ведь всем этим можно рисовать: и зубной щёткой, и ватой, мятой бумагой, печатать разными предметами, создавать композиции свечкой.
Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Многие видели по телевизору технику рисования песком, а дома можно использовать соль. Она обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в обращении.
Дети любят рисовать и мыльными пузырями. Рисовать можно способом выдувания, а какое удовольствие дети получают, «расчесывая краску».
Рисование с ребенком с использованием нетрадиционных техник:
- Способствует снятию детских страхов
- Развивает уверенность в своих силах
- Развивает пространственное мышление;
- Учит детей свободно выражать свой замысел;
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
- Учит детей работать с разнообразным материалом;
- Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
- Развивает мелкую моторику рук;
- Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Виды нетрадиционного рисования многообразны, я хочу предложить Вашему вниманию лишь некоторые, которые вы можете использовать дома.
Тычок жесткой полусухой кистью.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Скатывание бумаги.
Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка )до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Набрызг.
Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
В итоге, занятия нетрадиционными техниками рисования способствуют развитию всесторонне развитой, уверенной в своих силах творческой личности.
Фантазируйте вместе с детьми, творите, возможно вы совместно с детьми придумаете свою технику рисования.
Список детей на кружок:
- Адушкина Диана
- Андронов Матвей
- Аникина Ева
- Волвенкина Кира
- Гребнева Виктория
- Егунов Егор
- Егупова Виктория
- Железнов Сергей
- Живаев Михаил
- Каргин Евгений
- Кузнецов Серафим
- Кулагина София
- Лушкин Егор
- Пантюшина Алена
- Пермяков Марк
- Платонов Владислав
- Слатвицкая Ева
- Трофимов Алексей
- Тюгаев Илья
- Фирстова Дарья
- Харитонов Кирилл
- Чинаров Егор
- Эсанова Сумая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в средней группе «Волшебные краски»
Конспект занятия по рисованию нетрадиционными способами: ватными палочками, губкой, пальчиком, деревянными палочками.Дети передают впечатления увиденные на экскурсии по родному городу....
Игры с красками.
Памятка для родителей....
Рисование красками по сказке «Петух и краски».
На данном занятии у детей формируются представления о внешнем виде петуха. Идет закрепление правильности , держать кисть между большим и средним пальцами, придержива...
Конспект развлечения с красками и карандашами в средней группе "Петух и краски"
Конспект развлечения с красками и карандашами в средней группе "Петух и краски"...
Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «В гостях у сказки «Петух и Краски» (по мотивам сказки В. Г. Сутеева «Петух и Краски»)
Цель: способствовать развитию художественных способностей дошкольников через интеграцию изобразительной и театральной деятельности. Задачи:· развив...
НОД по развитию речи в средней группе "Волшебные краски" по сказке В.Г.Сутеева" Петух и краски"
Комплексное занятие «Волшебные краски» по сказке В.Г. Сутеева «Петух и краски».Предварительная работа: знакомство детей с цветами, развитие цветового восприятия, зна...
Проект "Танцующие краски" (техника рисования красками на воде)
Как известно, все дети талантливы.Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Через освоение нетрадиционной техники рисования на воде - "Эбру", происходит всестороннее, гармонич...