Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования "Волшебные краски"
рабочая программа по рисованию (младшая группа)
Кружковая работа для группы 2-3 года "Волшебные краски"
Цель: развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_kruzhkovoy_deya-ti.docx | 36.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на педагогическом УТВЕРЖДЕНО: заведующий
совете №__ МДОУ №49
Протокол №__от__.__.2020г. _________________/Серяпина Ю.А./
Программа
дополнительного образования
по нетрадиционной технике рисования
на 2020-2021 учебный год
«Волшебные краски»
Разработали: воспитатели,
Наренкова Ю.А.,
Гришина О.В.
г.п. Родники
2020г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка 3
Актуальность 4
Цель 4
Задачи 4
Техники нетрадиционного рисования 6
Ожидаемый результат 6
Тематическое планирование 7
Список литературы 15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мама краски мне купила,
Ну, а кисточку - забыла.
Только я не унываю –
Пальцы в краску окунаю,
На бумагу их кладу,
Ловко линии веду.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Актуальность кружковой программы состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Таким образом, пришло решение составить программу «Волшебные краски», которая не подменяет занятия по изобразительной деятельности детей по основной программе, а дополняет их в виде кружковой работы.
Цель: развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
развивающие:
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
• Развивать творческие способности детей.
воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
обучающие:
• Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
• Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
Направленность данной дополнительной программы: учить передавать образную выразительность изображаемых предметов, развивать эстетическое восприятие, развивать пространственное мышление, тактильную память, мелкую моторику, вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту создаваемых работ, знакомство детей с нетрадиционными изобразительными технологиями.
Практическое значение: техники рисунка кистью, ладошкой, работы с губкой, обеспечивают повышение эффективности усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания образа и закономерностей композиции и колорита.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной программы 2-3 года.
Структура программы: Предлагаемая программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема.
Структура занятия:
1. Вступительная беседа (1-2 мин).
Во время вступительной беседы у ребенка создается творческое настроение, через знакомство с художественными образами, произведениями, музыкой. Предполагается активное участие ребенка в разговоре: он не только, выполняет роль слушателя, но и делится с педагогом своими знаниями и идеями. По мере того, как ребенок овладевает навыками работы с различными материалами, ему предлагается выбор того или иного материала для изображения созданного им образа.
2. Выполнение задания (10 мин).
3. Заключительная часть (2-3 мин).
Во время заключительной части происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний обмен мнениями: детей и педагога.
Программа « Волшебные краски» реализуется в кружковой работе. Предполагает проведение одного кружкового занятия в неделю в течение 10 мин.
Способы и формы работы с детьми
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка по нетрадиционному рисованию. Общее количество занятий в год -35, время занятий 10 мин. Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 2-3 года и рассчитана на год.
В процессе совместного рисования использовали различные методы и приемы: словесные (художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); наглядные; практические; игровые.
Форма занятий – подгрупповая
В ходе реализации кружковой программы «Волшебные краски» дети знакомятся с основными техниками нетрадиционного рисования:
Нетрадиционные техники рисования, как пальчиком, ладошкой, тычком (ватная палочка), прижми и отпечатай (поролон). Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (ватная палочка). Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.
Ожидаемые результаты:
Основное внимание следует уделять не столько сформированности конкретных представлений, развитию умений, сколько проявлению творчества, инициативности, самостоятельности в создании образа.
По итогам учебного года дети должны:
- Проявлять интерес к эстетически привлекательным образам
(репродукции картин, книжным иллюстрациям, красивым предметам быта).
- Достаточно хорошо владеть такими техниками нетрадиционного рисования, как рисование пальчиками, ладонью, рисование тычком, ватными палочками.
- Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.
- Делать фон для своей будущей работы.
Перспективный план работы кружка «Волшебные краски» нетрадиционная техника рисования на 2020-2021 учебный год
Октябрь | Тема | Цель | Оборудование |
1 неделя | «Чудо краски» (смешивание красок) | Познакомить с красками и их волшебными свойствами. | Гуашь, бумага |
2 неделя | «Листопад, листья по ветру летят» | Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования ладошками. | Гуашь желтого, красного, зеленого цвета, листья, бумага |
3 неделя | «Тучка и дождик» | Вовлекать детей в игровое творчество с педагогом (формировать положительно отношение к рисованию). Формировать представление о синем цвете. | Предложить способ рисования губкой (тучка) и пальчиком (дождик) |
4 неделя | «Рябинка» | Вовлекать в игровое творчество с педагогом (п.и. «Птички в гнездышках»). Развивать чувство композиции, мелкую моторику рук. Упражнять в рисовании пальчиком. Воспитывать аккуратность, внимательность. Закреплять представление о красном цвете. | Листы с нарисованной веточкой, гуашь оранжевого цвета |
5 неделя | «Покормим Петушка горошком» | Вовлекать в игровое творчество с педагогом (рассказывание сказки в сокращении «Петушок и хитрая лиса», развивать моторику пальцев рук (п.и. «Петушок»). Продолжать формировать интерес к изобразительному искусству. Формировать представление о зеленом цвете. | Листы для рисования, гуашь зеленого цвета. РНС «Петушок и хитрая лиса» |
Ноябрь | |||
1 неделя | «Разноцветные бусы» | Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать цветовосприятие. | Ватные палочки, бусы |
2 неделя | «Колоски для мышонка» | Формировать умение рисовать пальчиком в определенной последовательности, развивать интерес к изобразительному искусству. Воспитывать аккуратность при работе с красками. | Желтая гуашь, картинки с изображением колоска |
3 неделя | «Как на тоненький ледок, выпал беленький снежок» (рисование ватными палочками) | Упражнять в рисовании ватными палочками. Развивать творческое воображение и чувство композиции. | Ватные палочки, белая гуашь |
4 неделя | «Цветы для любимой мамочки» | Упражнять детей в рисовании пальчиком. Воспитывать желание поздравлять любимых мам, вызвать у детей желание нарисовать для мамы красивую открытку с цветами. | Гуашь красного, синего, желтого, зеленого цвета |
Декабрь | |||
1 неделя | «Зимой и летом одним цветом» | Закреплять представление о зеленом цвете. Учить детей правильно держать кисточку, аккуратно набирать краску, закрашивать рисунок сверху вниз в пределах контура | Раскраски елочка, кисти, гуашь зеленого цвета |
2 неделя | «Зимушка-зима» (рисование ватными палочками) | Упражнять в рисовании ватными палочками, в нанесении рисунка по всей поверхности листа (снежинки в воздухе и на ветках дерева) | Гуашь белого цвета, ватные палочки |
3 неделя | «Зайчик» (рисование пальчиками) | Учить закрашивать пальчиком по контору. Развивать чувство композиции | Изображение зайчика на листах, гуашь белого цвета |
4 неделя | «Елочка нарядная на праздник к нам пришла» (рисование ладошками) Коллективная работа | Упражнять в технике печатания ладошками. Развивать творчество, воображение. | Белая бумага формата А3, гуашь зеленого цвета |
Январь | |||
1 неделя | « Птички - невелички» | Закреплять умение изображать птичек способом – печатания, дорисовывать хвостик, глаза, формировать творческое воображение. | ½ альбомного листа с нарисованной кормушкой, гуашь серого, желтого и черного цветов, штампы, кисточка № 2 |
2 неделя | «Мои варежки» (рисование пальчиками). | Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать элементарный узор, нанося рисунок равномерно в определённых местах. | Изображение варежки на белой бумаге, гуашь цветная |
3 неделя | « Снежинки - пушинки » | Знакомить детей со способом рисования крупой, вызвать интерес к созданию образа пушистой снежинки, развивать творческое воображение, моторику рук, воспитывать чувство прекрасного. | на мольберте зимний пейзаж и снежинки, манная крупа в мисочках, салфетки, клей. |
4 неделя | 4.«Я слепил снеговика» (рисование методом тычка). | Познакомить с нетрадиционной техникой рисования методом тычка | Изображение снеговика на ½ листа, ватные палочки, гуашь белого цвета. |
Февраль | |||
1 неделя | «Моя любимая чашка» (рисование ватными палочками). | Закреплять умение украшать простые по форме предметы, по возможности равномерно на всю поверхность | Шаблон чашки, ватные палочки, гуашь разных цветов |
2 неделя | « Украшаем галстук для папы» | Закреплять умение украшать элементы одежды, формировать умение рисовать пальчиком | Вырезанные из плотной бумаги галстуки гуашь разноцветная |
3 неделя | «Самолёт» (рисование штампом). | Познакомить с нетрадиционной техникой рисования штампом. Закреплять представление о цвете. | Готовые шаблоны самолетиков из паралона гуашь разноцветная. |
4 неделя | «Вишнёвый компот» (оттиск пробкой). | Познакомить с нетрадиционной техникой рисования оттиск пробкой. Учить рисовать ягоды на силуэте банки. | Листы белой плотной бумаги, шаблон вырезанной банки, пробки разноцветная гуашь |
Март | |||
1 неделя | «Веточка мимозы» (рисование пальчиками). | Упражнять в технике рисования пальчиками, создавая изображение путем использования точки, как средство выразительности. | Белая плотная бумага ½ гуашь желтая, зеленая. |
2 неделя | « Платье в горошек для куклы Маши » | Вызывать у детей интерес к украшению одежды. Закреплять умение рисовать пальчиком. Воспитывать аккуратность при работе с красками. | Игрушки – куклы в разных платьях, кукла Маша в платье «в горошек», шаблоны платьев, вырезанные из плотной бумаги, гуашь разных цветов, салфетки. |
3 неделя | «Солнышко лучистое» (рисование ладошками) (коллективная работа). | Продолжать знакомить с техникой печатания ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки лучики. | Бумага формата А3 , гуашь желтого цвета |
4 неделя | « Красные тюльпаны» | Уточнить правила рисования ладошками – использовать краски аккуратно, не пачкать одежду и предметы. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги, крепко прижимать ладошку к листу. Воспитывать старательность. | Картинка с изображением тюльпана, ½ альбомного листа, гуашь красного цвета, влажные салфетки. |
5 неделя | «Петушок» (рисование ватными палочками). | Учить украшать простую игрушку по форме, по возможности равномерно на всю поверхность. | Изображение петушка на бумаге, разноцветная гуашь, ватные палочки. |
Апрель | |||
1 неделя | « Море волнуется раз, море волнуется два» | Закреплять умение рисовать губкой. Формировать умение рисовать по мокрому листу. Формировать готовность детей рисовать волнистые линии, развивать творческие способности. | ½ альбомного листа бумаги, гуашь синяя, голубая и зеленая, губки, кисточки №2, влажные салфетки. |
2 неделя | «Звездное небо» (рисование пальчиками). | Учить создавать композиции. Развивать чувство ритма. | Бумага синего цвета, желтая гуашь. |
3 неделя | «Рыбки» | Вовлекать в игровое творчество (пальчиковая игра « Рыбки»). Закреплять умение закрашивать равномерно рисунок, украшать точками, кружочками, полосочками (по желанию детей), используя различные инструменты. | Шаблоны рыбок, палитра с гуашью разных цветов, ватные палочки, кисточки №2, губки, штампы. |
4 неделя | «Укрась яичко» (рисование ватными палочками). | Упражнять в рисовании ватными палочками. Воспитывать аккуратность | Ватные палочки изображение яйца, гуашь разноцветная |
5 неделя | «Травка зеленеет» (рисование ладошками) | Упражнять в технике печатанья ладошкой. Закрепить умение заполнить отпечатками всю поверхность листа. | Белая бумага, зеленая гуашь |
Май | |||
1 неделя | «Мишка косолапый по лесу идет» (рисование методом тычка) | Продолжать учить закрашивать по контуру тычком полусухой кистью. Учить находить сходство с игрушкой и радоваться полученному результату | Ватные палочки, изображение мишек гуашь коричневого цвета. |
2 неделя | «Праздничный салют» (рисование ватными палочками). | Закрепить умение рисовать ватными палочками. Развивать чувство ритма. | Бумага, ватные палочки, разноцветная гуашь. |
3 неделя | «Носит одуванчик желтый сарафанчик» | Учить передавать в рисунке красоту цветущего луга, упражнять в рисовании одуванчиков способом печатания, вызвать желание дорисовать рисунок, воспитывать умение радоваться своему рисунку; развивать эстетическое восприятие и творческое воображение. | ½ альбомного листа, гуашь зеленого, жёлтого цветов, штампы, кисточки, на ковре круги с одной стороны зеленого цвета, с другой – жёлтого. |
4 неделя | «Облачко на стебельке» | Продолжать формировать представление об одуванчике: «Подрастет, нарядится в беленькое платьице». Создать желание нарисовать одуванчик похожий на облако, используя ватные палочки. Развивать творческие способности. | ½ альбомного листа голубого цвета, гуашь белая, зеленая, кисточки № 2, салфетки, ватные палочки. |
Список литературы:
- Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2- М.: Издательство Скрипторий 2003», 2008
- Лыкова И.А. Цветные ладошки
- Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Радуга» для детей 3 – 7 лет Срок реализации 4 года
В программе «Радуга» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 3-7 лет. Предлагается...
программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования "Юные художники" в старшей группе
прграмма по дополнительному образованию детей посещающих детский сад старшую группу...
Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Радуга» для детей 3 – 7 лет
Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 7 лет.Задачи: · Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ас...
Программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования с дошкольниками "Разноцветный мир"
Цель: развитие творческих способностей посредством изобразительной деятельности. ...
Программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования детей 6-7 лет.
Программа написана для детей подготовительной группы и содержит план работы кружковой деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. Срок реализации Про...
Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Я-художник» для детей 3 – 7 лет
Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующихся вопросами художествен...
Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования "Мир в красках" для детей 3-7лет
Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 7 лет....