Программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования с дошкольниками "Разноцветный мир"
рабочая программа по рисованию (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_o.docx | 122.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Огромное значение в формировании личности дошкольника имеет изобразительная деятельность. Встречи с искусством на каждом занятии, обучение детей видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого ребенка, общая радость за сделанное на занятии - вот главные отличительные признаки учебно-воспитательного процесса на занятиях изобразительной деятельности. Влияние изобразительной деятельности на ребёнка ничем не заменимо. В её процессе получают развитие такие стороны личности, которые не могут формироваться в других видах деятельности. Ребёнок, изображая события и явления окружающего мира, учится наблюдать и понимать их, видеть их красоту, давать им эстетическую оценку. Эстетическое восприятие развивает мир чувств ребёнка, формирует его эмоциональную сферу. Эстетические чувства, формирующиеся в процессе изобразительной деятельности, оказывают влияние на поведение и поступки детей. Отображая жизненные факты в рисунке, ребёнок развивается в познавательном отношении, развиваются его память, мышление, воображение. Изобразительную деятельность можно назвать самым массовым увлечением детей дощкольного возраста. Практически все дети проявляют не только склонности, но и способности к изобразительному искусству; при благоприятных условиях эти способности могут успешно развиваться и совершенствоваться.
Изобразительная деятельность включается разнообразные занятия детей: в коллективные игры, в подготовку и проведение праздников и т. д. Дети готовят рисунки, а затем делаем небольшие выставки по темам: "Светофор - наш друг", "К сказке в гости", "Осень золотая" и т. д. В подарок мамам, папам дети готовят поздравительные открытки (с аппликациями), делают небольшие изделия из природного материала (шишек, веточек, желудей, ракушек и т. д.), готовят панно из засушенных листьев и цветов. Дошкольники любят лепить из пластилина, делать книжки - малышки.
Вся эта разнообразная деятельность служит основой для воспитания эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности повседневной жизни. В этой деятельности складываются взаимоотношения детей: они вместе обсуждают замыслы, планируют, как их осуществить, вместе действуют, помогая друг другу. Обдумывание общих замыслов, общая ответственность за дело и взаимопомощь в работе сближают ребят, способствуют формированию у них положительного отношения друг к другу. Сами изделия (открытки, книжки, панно и т. д.) делаются для коллектива объединения или для подарков родителям, своим товарищам, поэтому служат основой положительного поведения в реальных жизненных ситуациях. Изобразительная деятельность создаёт у ребёнка определённую установку на восприятие действительности. В этом смысле процесс не ограничивается задачами изображения, а захватывает и другие стороны духовной жизни ребёнка, влияя на его восприятие в целом.
Чаще всего дети любят рисовать. Наблюдения жизни являются обязательным условием занятий рисованием. Особое значение имеют наблюдения за поведением людей. Изображение человека углубляет представления ребёнка о людях, вызывает у него потребность в оценке эстетическими средствами нравственного смысла поведения. Сталкиваясь с различными поступками людей в школе, семье, ребёнок не всегда обращает внимание на эту сторону их поведения. Педагог учит детей наблюдать. Наблюдения, направленные на яркие случаи проявления нравственных качеств людей, способствуют накоплению нравственного опыта ребёнка. А реализация этих наблюдений в рисунках помогает создать у него потребность в нравственной оценке поведения человека.
Рисуя, дети часто выражают свои переживания: одни машут руками, громко разговаривают, поют, другие шепчут что-то потихоньку, у третьих изменяется выражение лица. В этом выражается сопереживание или перенесение переживаний другого на себя, способность поставить себя на место другого. А это всегда связано с анализом своих действий и ведёт, в конечном счёте, к самовоспитанию. Большое значение имеют темы детских рисунков. Эти темы могут быть самыми разнообразными. Но задания на темы, связанные с жизнью детей, следует считать наиболее важными для формирования личности ребёнка.
Наиболее сильное влияние изобразительной деятельности сказывается на развитии у дошкольников способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние человека, его чувства и переживания и, как следствие, на развитии у ребёнка способности к сочувствию людям. Занятия по изобразительному искусству помогают формировать у ребёнка способность выделять и эстетически оценивать нравственные стороны отношений человека к жизни, учит его понимать и ценить доброжелательное и заботливое отношение к себе и другим людям. Воспитание живой эстетической восприимчивости ребёнка к окружающему и необходимая помощь в его изобразительной деятельности, всяческое её поощрение и, наконец, продуманная организация общения ребёнка с искусством - всё это доступно и в семье, и в школе. И это будет прочным фундаментом дальнейшего эстетического развития формирующейся личности ребёнка.
Цели и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей посредством изобразительной деятельности.
I год обучения
Обучающая задача: Обучение техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов.
Результат: передают в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов
Развивающая задача: Развитие мелкой и общей моторики, ручной умелости посредством использования разнообразных техник и материалов.
Результат: значительно улучшилась координация рук, движение пальцев, общая моторика.
Воспитывающая задача: Способствовать формированию навыков сотрудничества.
Результат: проявляют доброжелательность, товарищество, умеют замечать затруднения сверстников и оказывать им помощь.
II год обучения
Обучающая задача: Сформировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, знакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации
Результат: соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм)
Развивающая задача: Развитие глазомера, чувства формы.
Результат: правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги.
Воспитывающая задача: Способствовать формированию навыков сотрудничества.
Результат: проявляют доброжелательность, товарищество, умеют замечать затруднения сверстников и оказывать им помощь.
III год обучения
Обучающая задача: Сформировать навыки выполнения творческой композиции, использования всей плоскости листа бумаги, выражение в рисунке смысловой связи между объектами, передача сюжета.
Результат: умеют выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке.
Развивающая задача: Развитие глазомера, чувства формы.
Результат: правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги.
Воспитывающая задача: Способствовать формированию навыков сотрудничества.
Результат: проявляют доброжелательность, товарищество, умеют замечать затруднения сверстников и оказывать им помощь.
После выполнения работы проходит обсуждение рисунков, панно, объемных изделий, где ребята высказывают свое мнения, делятся впечатлениями, учатся давать оценку с позиции художественно-эстетической ценности работ.
В процессе обучения используются различные методы работы с детьми: словесные (объяснение, рассказ, описание, рассуждение, беседа), наглядные (демонстрацию, показ образца, иллюстрацию) практические (наблюдение, опыт, упражнение).
Словесные методы направлены, как правило, на формирование теоретико-фактических знаний, а также на развитие словесно-наглядного мышления и речи учащихся. Наглядные методы обучения ориентированы на формирование образно-наглядного мышления, развитие памяти, познавательного интереса и эмоциональной сферы учащихся. Практические направлены на формирование практических умений, самостоятельного мышления учащихся, развитие навыков учебного труда в ходе выполнения ими практических заданий.
Формы деятельности учащихся: индивидуальные, групповые и фронтальные (коллективные, массовые). Формы организации обучения рассматриваются не только по количеству учащихся, участвующих в образовательном процессе, а по характеру связей между ними в процессе познавательной деятельности. Значительное внимание уделены коллективным работам, в процессе изготовления которых происходит обмен опытом, взаимопомощь и обучение друг у друга.
Большое внимание в программе уделено вопросам интернационального воспитания. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, будет способствовать воспитанию в ребятах любви к Родине, уважению к труду людей, создающих эту красоту.
Данная программа составлена на основе
- Программы ведения занятий в детской художественной школе
- Законов «Об образовании» Республики Татарстан и Российской Федерации;
- Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
Новизна программы состоит в том, что обучаются по ней дети с ограниченными возможностями здоровья совместно со здоровыми сверстниками. Программой предусмотрено применение ИКТ и Интернет технологий.
Программа рассчитана на воспитанников с ОВЗ и здоровых сверстников младшего школьного возраста (от 7 до11 лет). Срок обучения – 3 года. Программа составлена на 144часа. Занятия проводятся согласно учебно-тематического плана два раза в неделю по два часа. В основу программы заложена технология педагогической поддержки ребенка. На занятиях реализуется личностно - ориентированный подход в обучении.
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
• текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
• промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;
• итоговый – открытые занятия, выставки.
Мероприятия, праздники и выставки, являются промежуточными этапами контроля за развитием каждого ребенка, раскрытием его творческих и духовных устремлений. При анализе уровня усвоения программного материала воспитанниками педагог использует карты ЛВР обучающихся, где определяется усвоение программного материала и развитие других качеств ребенка.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (I г.о.)
Тема | В том числе | |||
Общее кол-во часов | Теория | Практика | Экскурсии | |
Вводное занятие. Знакомство с техникой безопасности. Игры на создание психологически непринужденной атмосферы. | 2 | 1 | 1 | |
Рисование. «Весёлое лето» (создание коллективного альбома) Игры на создание благоприятного эмоционального фона, сплочение группы. | 2 | 2 | ||
Рисование. «Деревья в нашем парке» | 2 | 1 | 1 | |
Аппликация. Аппликация из природного материала (листья) | 2 | 2 | ||
Рисование. «Наши руки не для скуки» Познакомить с возможностью создания образов, символов и эмблем на основе одинаковых элементов. | 2 | 2 | ||
Аппликация. «Цветочная клумба» Коллективная аппликация | 2 | 2 | ||
Лепка. «Весёлые человечки» предметная лепка. | 2 | 2 | ||
Рисование «Загадки с грядки» рисование предметное по представлению | 2 | 2 | ||
Аппликация. «Осень» аппликация из бумаги по мотивам стихотворения Алексея Плещеева | 2 | 2 | ||
Рисование. «Дымковские игрушки Декоративное рисование | 2 | 1 | 1 | |
Аппликация «Мамин портрет», посвященная дню матери | 2 | 2 | ||
Лепка из пластилина по мотивам дымковской игрушки «Лошадка» | 2 | 2 | ||
Аппликация «Веселые портреты» из цветной бумаги | 2 | 2 | ||
Декоративное рисование «Нарядные лошадки» | 2 | 2 | ||
Аппликация «Осенний натюрморт» Силуэтная аппликация | 2 | 2 | ||
Рисование. «Краски осени. Осенние листья». Рисование с натуры Контрольный срез. | 2 | 2 | ||
Оригами. Декоративная работа «Красивые цепочки» | 2 | 2 | ||
Лепка. «Печатаем» рисунки на пластилиновой основе | 2 | 2 | ||
Оригами. «Котенок» | 2 | 2 | ||
Аппликация. Чудо – платье» - составление узора из листьев, цветов, ягод для платья куклы | 2 | 2 | ||
Аппликация. «Узор из кругов и треугольников» - составление аппликаций из цветной бумаги и картона | 2 | 2 | ||
Рисование. «В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» | 2 | 1 | 1 | |
Рисование. Теплый и холодный цвет в живописи. Составление декоративной росписи «Сказочный букет», «Золотые рыбки» | 2 | 1 | 1 | |
Лепка. Мозаика из семечек и крупы на пластилиновой основе | 2 | 2 | ||
Аппликация «Цветные зонтики» из цветной бумаги и фольги. Симметрия. | 2 | 2 | ||
Лепка. Выкладывание пластилинового рисунка «Подводный мир» | 2 | 2 | ||
Рисование. «Веселый клоун» (с передачей движения) | 2 | 2 | ||
Аппликация. Из бумаги с элементами рисования «Снеговик в шапочках и шарфиках» | 2 | 2 | ||
Рисование с натуры. «Еловые веточки», рисование с натуры еловую ветку. | 2 | 2 | ||
Аппликация. Изготовление панорамных новогодних открыток «Ёлочки-красавицы». | 2 | 2 | ||
Оригами. Складывание украшения на ёлку из бумаги «Снежинка» | 2 | 1 | 1 | |
Аппликация. «Письмо в Великий Устюг» - изготовление открытки и письма Дедушке Морозу. Контрольный срез. | 2 | 1 | 1 | |
Лепка. Пластилиновая живопись «Зимние забавы» | 2 | 2 | ||
Рисование. «Белая береза под моим окном…» (зимний пейзаж) | 2 | 1 | 1 | |
Аппликация Моделирование на плоскости. Аппликация из кругов | 2 | 2 | ||
Лепка. «Рисуем» жгутиками из пластилина. Иллюстрация к стихотворению К.Чуковского «Бяка-закаляка» | 2 | 2 | ||
Оригами. Складывание животного «Собачка» | 2 | 2 | ||
Аппликация из ваты на бархатной бумаге. «Собачка». | 2 | 2 | ||
Рисование сюжетное. «Зайчишка - трусишка и храбришка» | 2 | 2 | ||
Рисование декоративное. Волшебные снежинки. Зимнее окошко» | 2 | 1 | 1 | |
Лепка из Соленого теста (тестопластика). «Звонкие колокольчики» | 2 | 2 | ||
Рисование. Декоративная роспись «Звонкие колокольчики» | 2 | 2 | ||
Лепка «Кошечка» | 2 | 2 | ||
Аппликация Поделка ко Дню Святого Валентина «Валентинка» | 2 | 2 | ||
Аппликация коллективная. «Заморский натюрморт» | 2 | |||
Рисование с опорой на фотографию. «Папин (дедушкин) портрет» | 2 | 2 | ||
Аппликация. «Галстук для папы» | 2 | 2 | ||
Оригами. Складывание фигурки лисы. | 2 | 2 | ||
Рисование. «Милой мамочки портрет» | 2 | 2 | ||
Аппликация. Открытка «Подарок маме», посвященная Международному женскому дню. | 2 | 2 | ||
Рисование декоративное. «Солнышко, нарядись!» | 2 | 2 | ||
Рисование. «Чудесные превращения кляксы» (кляксография). | 2 | 2 | ||
Рисование в технике «по мокрому» (с отражением) «Деревья смотрят в воду» | 2 | 2 | ||
Лепка. Мозаика из природного материала на пластилиновой основе. Контрольный срез. | 2 | 2 | ||
Рисование. По мотивам стихотворения И. Белякова «Подснежник проснулся» | 2 | 2 | ||
Аппликация из шерстяных ниток «Ниточка за ниточкой» Рассказ Г. Снегирева «Верблюжья варежка» | 2 | 1 | 1 | |
Оригами. Складывание из бумаги «Котёнок» | 2 | 2 | ||
Рисование цветными карандашами с элементами обрывной аппликации «По горам, по долам…» | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Лепка декоративная из пластилина или цветного солёного теста «Весенний ковер» | 2 | 1 | 1 | |
Аппликация сюжетная (иллюстрация к потешке), «А водица далеко, а ведерко велико…» | 2 | 2 | ||
Рисование в технике «по мокрому» (цветовая растяжка, лессировка). «Весеннее небо» | 2 | 2 | ||
Аппликация симметричная (силуэтная) из фактурной бумаги. «Деревья в луже» | 2 | 2 | ||
Аппликация. Лодочка. | 2 | 2 | ||
Аппликация. «Подснежник» | 2 | 2 | ||
Аппликация. Геометрическая мозаика. | 2 | 2 | ||
Рисование по замыслу. «Моя Родина» | 2 | 2 | ||
Аппликация коллективная. «Рюкзачок с кармашками» | 2 | 1 | 1 | |
Оригами. Конструирование из бумаги. «Воздушный змей» | 2 | 2 | ||
Итоговое занятие. «Бабочки летают» Аппликация силуэтная симметричная с элементами рисования. | 6 | 2 | ||
Итого: | 12,5 | 127,5 | 4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (II г.о.)
Тема | Общее кол-во часов | В том числе | ||
Теория | Практика | Экскурсии | ||
Вводное занятие. Знакомство с техникой безопасности. Игры на создание психологически непринужденной атмосферы. | 2 | 1 | 1 | |
Рисование коллективное «Поляна цветов, бабочек и грибов» | 2 | 2 | ||
Рисование ватными палочками «Подсолнух» | 2 | 2 | ||
Лепка на стекле «Грибочек» | 2 | 2 | ||
Лепка на стекле «Грибочек» продолжение работы | 2 | 2 | ||
Рисование «Фрукты» в технике монотипия | 2 | 1 | 1 | |
Аппликация. «Урожай» | 2 | 2 | ||
Рисование. «Деревенский пейзаж» | 2 | 2 | ||
Аппликация из природного материала (листья) | 2 | 2 | ||
Рисование. «Золотая осень» | 2 | 2 | ||
Рисование «Цветы маме» Посвященная дню матери | 2 | 2 | ||
Лепка на картоне «Наш аквариум» | 2 | 2 | ||
Лепка на картоне «Наш аквариум» | 2 | 2 | ||
Аппликация коллективная «Солнце» из ладошек | 2 | 2 | ||
Аппликация «Собачка» | 2 | 2 | ||
Рисование. «Осенний ковер» Печатаем листьями | 2 | 2 | ||
Лепка. «Лягушонок» | 2 | 2 | ||
Лепка. «Лягушонок» | 2 | 2 | ||
Рисование «Цветные мыльные пузыри» рисования мыльными пузырями. | 2 | 2 | ||
Аппликация. «Цыплята» из ватных дисков, с использованием пластилина | 2 | 2 | ||
Рисование. Граттаж. «Северное сияние» | 2 | 1 | 1 | |
Рисование. Граттаж. «Северное сияние» | 2 | 2 | ||
Лепка. «Петушок золотой гребешок» | 2 | 1 | 1 | |
Лепка. «Петушок золотой гребешок» | 2 | 2 | ||
Рисование. «Маки» по сырому | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Рисование «Моя дружная семья» | 2 | 2 | ||
Рисование. «Банка с яблоками» печать половиной яблока | 2 | 2 | ||
Аппликация. «Украсим елочку» коллективная работа | 2 | 2 | ||
Аппликация. «Украсим елочку» коллективная работа | 2 | 2 | ||
Аппликация коллективная «Зимушка зима» вырезания из бумаги елок и снежинок. | 2 | 1 | 1 | |
Рисование «Мои варежки» (рисуем узор на варежках) | 2 | 2 | ||
Аппликация «Грибочек» из салфеток | 2 | 2 | ||
Рисование «Снеговик» рисуем с помощью восковой тонкой свечи, затем заливаем краской. | 2 | 2 | ||
Лепка. «Зайчишка» | 2 | 2 | ||
Лепка. «Зайчишка» | 2 | 2 | ||
Рисование. «Узоры» ниткография | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Аппликация. «Ситцевая корова» аппликации из ткани. | 2 | 2 | ||
Рисование «Узоры на окне» рисуем с помощью восковой тонкой свечи, затем заливаем краской. | 2 | 2 | ||
Аппликация из салфетки «Дерево» | 2 | 2 | ||
Рисование. «Цветы» в технике монотипия на пене | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Аппликация. «Лодочка» | 2 | 2 | ||
Аппликация. «Валентинка» | 2 | 2 | ||
Рисование «Портрет папы, дедушки» | 2 | 2 | ||
Аппликация Открытка «Подарок папе (дедушке)» | 2 | 2 | ||
Лепка. «Цветы» | 2 | 2 | ||
Лепка. «Цветы» | 2 | 2 | ||
Аппликация Открытка «Подарок маме» | 2 | 2 | ||
Рисование «Портрет мамы» | 2 | 2 | ||
Аппликация «Ситцевые петушки» аппликации из ткани. | 2 | 2 | ||
Рисование «Солнечная картинка» рисуем с помощью восковой тонкой свечи, затем заливаем краской. | 2 | 2 | ||
Аппликация «Гусеница» из круглых модулей. | 2 | 2 | ||
Аппликация «Рыбки» из двусторонней цветной бумаги, объемные, из гармошек | 2 | 2 | ||
Лепка. «Уточка» | 2 | 2 | ||
Лепка. «Уточка» Контрольный срез | 2 | 2 | ||
Рисование. «Весна» рисование по представлению | 2 | 2 | ||
Аппликация «Цветочная поляна» коллективная работа | 2 | 2 | ||
Рисование. Граттаж. «Космос» | 2 | 1 | 1 | |
Рисование. Граттаж. «Космос» | 2 | 2 | ||
Лепка. На бумажной тарелке «Цветочная поляна» | 2 | 2 | ||
Рисование «Божья коровка» | 2 | 2 | ||
Аппликация. Поделка «Гвоздики» | 2 | 2 | ||
Аппликация открытка «9 мая» | 2 | 2 | ||
Рисование. «Деревья» | 2 | 2 | ||
Лепка. «Божья коровка» объемная | 2 | 2 | ||
Лепка. «Бабочка» объемные | 2 | 2 | ||
Аппликация «Жар птица» коллективная работа | 2 | 2 | ||
Рисование Граттаж цветной «Аквариум» | 2 | 2 | ||
Рисование Граттаж цветной «Аквариум» | 2 | 2 | ||
Итоговое занятие. «Яблоня» коллективная работа с элементами рисования, аппликации | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Итого: | 144 | 8 | 132 | 4 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (III г.о.)
Тема | Общее кол-во часов | В том числе | ||
Теория | Практика | Экскурсии | ||
Вводное занятие. Знакомство с техникой безопасности. Игры на создание психологически непринужденной атмосферы. | 2 | 1 | 1 | |
Рисование «Родная улица моя» | 2 | 2 | ||
Лепка на стекле «Кисть рябины» | 2 | 2 | ||
Лепка на стекле «Кисть рябины» продолжение работы | 2 | 2 | ||
Аппликация «Ваза для осеннего букета» | 2 | 2 | ||
Рисование натюрморт «Дары осени» | 2 | 1 | 1 | |
Рисование портрет «Красавица Осень» | 2 | 2 | ||
Аппликация «Сказочная птица» | 2 | 2 | ||
Рисование. Знакомство с хохломской росписью. Хохломские ложки | 2 | 1 | 1 | |
Рисование. «Кот в сапогах» (по сказке Ш. Перро) | 2 | 1 | 1 | |
Лепка на картоне «Стрекоза и муравей» | 2 | 2 | ||
Аппликация «Царство золотой рыбки» | 2 | 2 | ||
Рисование. Граттаж. «Животные мира жарких стран» | 2 | 2 | ||
Рисование. Граттаж. «Животные мира жарких стран» продолжение работы | 2 | 2 | ||
Оригами «Веселый зоопарк» | 2 | 2 | ||
Аппликация коллективная «Матрешка в хороводе» Контрольный срез | 2 | 2 | ||
Рисование по сырому «Корабли уходят в плавание» | 2 | 2 | ||
Аппликация. Сюжетная мозаика «Курочка ряба» | 2 | 2 | ||
Аппликация. Сюжетная мозаика «Курочка ряба» продолжение работы | 2 | 2 | ||
Рисование ватными палочками на цветном картоне | 2 | 2 | ||
Оригами. Композиция «Лиса с лисятами в лесу» | 2 | 1 | 1 | |
Рисование. «Дикие животные» | 2 | 2 | ||
Лепка. «Сказочный дворец» | 2 | 1 | 1 | |
Рисование с элементами аппликации «Наш календарь» | 2 | 2 | ||
Аппликация «Заснеженный дом» | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Рисование декоративное с элементами аппликации «Короны и кокошники» | 2 | 2 | ||
Рисование по мотивам кружевоплетения | 2 | 2 | ||
Аппликация из бумаги «Новогодние игрушки» | 2 | 2 | ||
Аппликация из бумаги «Новогодние игрушки» продолжение работы | 2 | 2 | ||
Рисование коллективное «Зимушка» Контрольный срез | 2 | 1 | 1 | |
Аппликация по замыслу «Избушка на курьих ножках» | 2 | 2 | ||
Аппликация «Цыпленок» из салфеток | 2 | 2 | ||
Лепка декоративная по мотивам дымковской игрушки «Нарядный индюк» | 2 | 2 | ||
Рисование декоративное с элементами аппликации и письма «Рыбки играют» | 2 | 2 | ||
Лепка. «Котишка» | 2 | 2 | ||
Рисование с элементами аппликации «Белый медведь» | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Аппликация сюжетная из бумаги и ткани | 2 | 2 | ||
Рисование по мотивам литературного произведения | 2 | 2 | ||
Аппликация из шерстяных ниток «Пушистые картинки» | 2 | 2 | ||
Рисование. Акварельными красками с элементами аппликации «Заря алая разливается» | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Аппликация из яичной скорлупы | 2 | 2 | ||
Аппликация. «Валентинка» | 2 | 2 | ||
Рисование «Я с папой (парный портрет в профиль)» | 2 | 2 | ||
Аппликация Открытка «Подарок папе (дедушке)» | 2 | 2 | ||
Лепка. «Бабочки» | 2 | 2 | ||
Рисование декоративное «День и ночь» | 2 | 2 | ||
Аппликация Открытка «Подарок маме» | 2 | 2 | ||
Рисование «Мы с мамой улыбаемся (парный портрет анфас)» | 2 | 2 | ||
Аппликация из цветной бумаги, ткани и фольги | 2 | 2 | ||
Рисование «Галактика» рисуем с помощью восковой тонкой свечи, затем заливаем краской. | 2 | 2 | ||
Аппликация «Летающие тарелки и пришельцы из космоса» из круглых модулей. | 2 | 2 | ||
Аппликация «Салфетка под конфетницу или вазу» | 2 | 2 | ||
Лепка. «Чудо-букет» | 2 | 2 | ||
Аппликация с элементами рисования и письма «Перо Жар-птицы» Контрольный срез | 2 | 1 | 1 | |
Рисование. «Весна» рисование по представлению | 2 | 2 | ||
Аппликация «Весна идет» коллективная работа | 2 | 2 | ||
Рисование. Граттаж. «Ночной город» | 2 | 1 | 1 | |
Рисование. Граттаж. «Ночной город» | 2 | 2 | ||
Лепка. По мотивам народных сказок | 2 | 2 | ||
Рисование «Попугай» | 2 | 2 | ||
Аппликация. Поделка «Водяная лилия» | 2 | 2 | ||
Аппликация открытка «9 мая» | 2 | 2 | ||
Рисование. «Весенняя гроза» | 2 | 2 | ||
Лепка. «Ёжики» объемная | 2 | 2 | ||
Лепка. «Бабочка» объемные | 2 | 2 | ||
Аппликация из мятой фактурной бумаги (бумажная пластика) | 2 | 2 | ||
Оригами Композиция «На реке» | 2 | 2 | ||
Рисование «Ветка сакуры» | 2 | 2 | ||
Итоговое занятие. «В гостях у сказки» коллективная работа с элементами рисования, аппликации | 2 | 0,5 | 1,5 | |
Итого: | 144 | 9 | 131 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (I г.о.)
Тема | Количество часов | Уровень деятельности | Методы и формы организации деятельности | Механизм отслеживания результатов | |
Теория | Практика | ||||
Вводное занятие 2 ч. Обсуждение плана, материальной базы. Организационные вопросы. Инструктаж по техники безопасности, организация рабочего места. Правила поведения на занятии. | 1 | 1 | Репродуктивный. | Беседа, инструктаж, демонстрация образцов, показ иллюстраций, | Беседа, наблюдение, методика Н.И. Лепской, диагностика Г.П.Миловановой, О.В.Овчинниковой |
«Весёлое лето» (создание коллективного альбома) Игры на создание благоприятного эмоционального фона, сплочение группы. | 2 | продуктивный | Игры, наблюдение, практическое задание | Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ | |
«Деревья в нашем парке» | 1 | 1 | продуктивный | Беседа, практическое задание | Беседы, анализ рисунков |
Рисование. «Наши руки не для скуки» Познакомить с возможностью создания образов, символов и эмблем на основе одинаковых элементов. | 2 | репродуктивный | Объяснение, практическая работа | Использование диагностических методик | |
Рисование «Загадки с грядки» рисование предметное по представлению | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Анализ рисунков | |
Рисование. «Дымковские игрушки Декоративное рисование | 1 | 1 | репродуктивный | Объяснение,практическое задание | Использование диагностических методик |
Декоративное рисование «Нарядные лошадки» | 2 | репродуктивный | Беседа, практическое задание | Использование диагностических методик | |
Рисование. «Краски осени. Осенние листья». Рисование с натуры Контрольный срез. | 2 | продуктивный | Игра-конкурс, практическое задание, рефлексия | Тест Торренса(креативности) | |
Рисование. «В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Рисование. Теплый и холодный цвет в живописи. Составление декоративной росписи «Сказочный букет», «Золотые рыбки» | 1 | 1 | продуктивный | Беседа, практическое задание, дидактические игры | Беседы, диагностика |
Рисование. «Веселый клоун» (с передачей движения) | 2 | продуктивный | Беседа, практическое задание | Использование диагностических методик | |
Рисование с натуры. «Еловые веточки», рисование с натуры еловую ветку. | 2 | продуктивный | Беседа, практическое задание | Использование диагностических методик | |
Рисование. «Белая береза под моим окном…» (зимний пейзаж) | 2 | репродуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Рисование сюжетное. «Зайчишка - трусишка и храбришка» | 1 | 1 | продуктивный | Диалог, практическое задание | Выставка детских творческих работ |
Рисование декоративное. Волшебные снежинки. Зимнее окошко» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Рисование. Декоративная роспись «Звонкие колокольчики» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Рисование с опорой на фотографию. «Папин (дедушкин) портрет» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Выставка детских творческих работ | |
Рисование. «Милой мамочки портрет» | 2 | продуктивный | Беседа, практическое задание | Выставка детских творческих работ | |
Рисование декоративное. «Солнышко, нарядись!» | 2 | репродуктивный | Диалог, практическое задание | Использование диагностических методик | |
Рисование в технике «по мокрому» (с отражением) «Деревья смотрят в воду» | 2 | репродуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Рисование. «Чудесные превращения кляксы» (кляксография). | 2 | репродуктивный | Игра-конкурс, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Рисование. По мотивам стихотворения И. Белякова «Подснежник проснулся» | 1 | 1 | репродуктивный | Беседа, метод иллюстрирования | Использование диагностических методик |
Рисование цветными карандашами с элементами обрывной аппликации «По горам, по долам…» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Беседы, диагностика | |
Рисование в технике «по мокрому» (цветовая растяжка, лессировка). «Весеннее небо» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Рисование по замыслу. «Моя Родина» контрольный срез | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Выставка детских творческих работ | |
Аппликация. Аппликация из природного материала (листья) | 2 | продуктивный | Игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения | Использование диагностических методик | |
Аппликация. «Цветочная клумба» Коллективная аппликация | 2 | продуктивный | Беседа, практическое задание | Использование диагностических методик | |
Аппликация. «Осень» аппликация из бумаги по мотивам стихотворения Алексея Плещеева | 2 | репродуктивный | Беседа, метод иллюстрирования | Использование диагностических методик | |
Аппликация «Мамин портрет», посвященная дню матери | 2 | продуктивный | Метод наблюдения, практ. работа | Выставка детских творческих работ | |
Аппликация «Веселые портреты» из цветной бумаги | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Аппликация «Осенний натюрморт» Силуэтная аппликация | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Аппликация. Чудо – платье» - составление узора из листьев, цветов, ягод для платья куклы | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Аппликация. «Узор из кругов и треугольников» - составление аппликаций из цветной бумаги и картона | 1 | 1 | продуктивный | Беседа, практическое задание | Беседы |
Аппликация из бумаги с элементами рисования «Снеговик в шапочках и шарфиках» | 2 | репродуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Аппликация. Изготовление панорамных новогодних открыток «Ёлочки-красавицы». | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Аппликация. «Письмо в Великий Устюг» - изготовление открытки и письма Дедушке Морозу. Контрольный срез. | 1 | 1 | продуктивный | Дидактические игры, практическое задание,рефлексия | Тест Торренса (креативности) |
Аппликация Моделирование на плоскости. Аппликация из кругов | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Аппликация из ваты на бархатной бумаге. «Собачка». | 2 | продуктивный | Метод наблюдения, практ. работа | Беседы | |
Аппликация Поделка ко Дню Святого Валентина «Валентинка» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Аппликация коллективная. «Заморский натюрморт» | 2 | репродуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик, наблюдение | |
Аппликация. «Галстук для папы» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Аппликация. Открытка «Подарок маме», посвященная Международному женскому дню. | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Аппликация из шерстяных ниток «Ниточка за ниточкой» Рассказ Г. Снегирева «Верблюжья варежка» | 1 | 1 | продуктивный | Рассказ, метод иллюстрирования | Использование диагностических методик |
Аппликация сюжетная (иллюстрация к потешке), «А водица далеко, а ведерко велико…» | 2 | репродуктивный | Объяснение, практ. работа | Беседы | |
Аппликация симметричная (силуэтная) из фактурной бумаги. «Деревья в луже» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Аппликация. Лодочка. | 2 | продуктивный | Игры на развитие внимания, памяти, воображения, практ. работа | Использование диагностических методик, наблюдение | |
Аппликация. «Подснежник» | 1 | 1 | репродуктивный | Беседа, практическое задание | Использование диагностических методик |
Аппликация. Геометрическая мозаика. | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Аппликация коллективная. «Рюкзачок с кармашками» | 2 | продуктивный | Объяснение, практич. работа | Беседы | |
Оригами. Декоративная работа «Красивые цепочки» | 2 | репродуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Оригами. «Котенок» | 2 | репродуктивный | Наблюдение, практическая работа | Использование диагностических методик. | |
Оригами. Складывание украшения на ёлку из бумаги «Снежинка» | 1 | 1 | репродуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик |
Оригами. Складывание животного «Собачка» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик. | |
Оригами. Складывание фигурки лисы. | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Беседы | |
Оригами. Складывание из бумаги «Котёнок» | 2 | репродуктивный | Игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения практ. работа | Использование диагностических методик | |
Оригами. Конструирование из бумаги. «Воздушный змей» | 2 | репродуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Лепка. «Весёлые человечки» предметная лепка. | 2 | продуктивный | Диалог | Использование диагностических методик | |
Лепка из пластилина по мотивам дымковской игрушки «Лошадка» | 2 | репродуктивный | Беседа, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Лепка. «Печатаем» рисунки на пластилиновой основе | 2 | репродуктивный | Объяснение, практ. работа | Беседы | |
Лепка. Мозаика из семечек и крупы на пластилиновой основе | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Лепка. Выкладывание пластилинового рисунка «Подводный мир» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Лепка. Пластилиновая живопись «Зимние забавы» | 1 | 1 | продуктивный | Беседа, практическое задание | Анализ работ |
Лепка. «Рисуем» жгутиками из пластилина. Иллюстрация к стихотворению К.Чуковского «Бяка-закаляка» | 2 | продуктивный | Рассказ, метод иллюстрирования | Выставка детских творческих работ | |
Лепка из Соленого теста (тестопластика). «Звонкие колокольчики» | 2 | репродуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Лепка «Кошечка» | 2 | продуктивный | Беседа, практическое задание | Использование диагностических методик | |
Лепка. Мозаика из природного материала на пластилиновой основе. Контрольный срез | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Тест Торренса (креативности) | |
Лепка декоративная из пластилина или цветного солёного теста «Весенний ковер» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Умеют лепить из соленого тесто | |
Итоговое занятие. «Бабочки летают» Аппликация силуэтная симметричная с элементами рисования. | 1 | 1 | Репродуктивный, творческий | Беседа. Показ образцов. Игра, рефлексия | Выставка детских творческих работ |
Воспитательно – валеологический блок: лагеря общения, посещение выставок, театра, мероприятий ДОМ, ГДТДМ | 6 | Творческий. | Игры, соревнования, выставки, творческие мастерские. | Наблюдение | |
Итого 144ч. | 12.5 | 131.5 |
Предполагаемые результаты (I г.о.)
№ | Тема | Механизм отслеживания | Предполагаемый результат | |||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
1 | Вводное занятие | Игра, беседа. | Самостоятельно организуют рабочее место, знает правила техники безопасности | Организуют рабочее место, но в процессе работы не может содержать его в порядке, владеет правилами техники безопасности | Подбор необходимых материалов и организация рабочего места с помощью педагога. В процессе работы могут не применять правила Т.Б. | |
2 | Рисование | Наблюдение, выставка, использование диагностических методик (методика Н.А. Лепской «5 рисунков», «Обведи контур», «Повтори рисунки», «Нарису что- нибудь», «Выставка картин», «Художественный салон», «Волшебное окошко» и д.р.) | Правильно используют освоенные приемы рисования, соблюдают пропорции, используют меткие детали. Передают в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее пространственное положение и цвет предметов. | Работают уверенно по показу, без показа или образца теряется, нарушает пропорции. | Задания выполняют неуверенно, прибегают к помощи взрослого, нарушают пропорции и симметрию рисунка. | |
3 | Аппликация | Практическое занятие, выставка, использование диагностических методик(методика Н.А. Лепской «5 рисунков», «Обведи контур», «Повтори рисунки», «Нарису что- нибудь», «Выставка картин», «Художественный салон», «Волшебное окошко» и д.р.) | Вырезают предметы, соблюдая их форму, строение и пропорции; создают несложную композицию. Подбор цветовых сочетаний. Аккуратность и правильность выполнения работы | Знают правила работы с ножницами, делает с помощью педагога или товарищей. | Не знают правил и не умеют держать и пользоваться ножницами. Не может сделать задание. | |
4 | Оригами | Наблюдение, практическое занятие. | Умеют сделать изделие, следя за показом педагога и слушают устные пояснения, сделать изделие по инструкционной карте | Делают с помощью педагога или товарищей | Не могут сделать | |
5 | Лепка | Практическое занятие, творческое задание, выставка. | Создают образ разных предметов и игрушек, объединяет их в коллективную композицию, точно передают формы в соотношение частей по величине, используют разнообразные приемы лепки (скатывание, раскатывание, вдавливание, сплющивание, прищипывание, оттягивание). Стремятся украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки. | Не всегда передают форму соотношение предметов по величине. В создании коллективных композиций обращаются за помощью к педагогу. Владеют основными способами лепки, но нуждается в отработке приемов (оттягивания, прищипывания), для украшения использует стек. | Не всегда точно передает форму и образ предметов игрушек, не владеют основными приемами лепки, не используют стек для украшения. В процесс работы обращаются постоянно за помощью к педагогу. | |
6 | Мероприятия отдела. | Наблюдение | Знают правила поведения при посещении массовых мероприятий, ПДД, ППБ. | Знают правила поведения при посещении массовых мероприятий, ПДД, ППБ, но не всегда выполняет их. | Нуждаются в напоминании правил поведения при посещении массовых мероприятий, ПДД, ППБ. Необходим контроль. | |
7 | Воспитательная задача: Способствовать формированию навыков сотрудничества. | Участие в конкурсах, выставках, знакомство с воспитанниками ДОМа. | Проявляют доброжелательность, товарищество, заботливость, замечают затруднения сверстников и оказывать им помощь. | Данные качества не достаточно выражены | Появление не наблюдаемых ранее недоброжелательности и агрессивности | |
8 | Развивающая задача: Развитие мелкой и общей моторики, ручной умелости посредством использования разнообразных техник и материалов | Наблюдение, практическое занятие | Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко. | Испытывают трудности при вырезании, конструировании из бумаги, при дорисовывании линий. Недостаточно развита и общая моторика, координация движений. | Затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ( II г.о.)
Тема | Количество часов | Уровень деятельности | Методы и формы организации деятельности | Механизм отслеживания результатов | |
Теория | Практика | ||||
Вводное занятие 2 ч. Обсуждение плана, материальной базы. Организационные вопросы. Инструктаж по техники безопасности, организация рабочего места. Правила поведения на занятии. Игры на создание психологически непринужденной атмосферы | 1 | 1 | Репродуктивный. | Беседа, инструктаж, демонстрация образцов, показ иллюстраций | Беседа, наблюдение, методика Н.И. Лепской, диагностика Г.П.Миловановой, О.В.Овчинниковой |
Рисование коллективное «Поляна цветов, бабочек и грибов» | 1 | 1 | продуктивный | Игры, наблюдение, практическое задание | Выставка детских творческих работ |
Рисование ватными палочками «Подсолнух» | 1 | 1 | продуктивный | Беседа, практическое задание | Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ |
Рисование «Фрукты» в технике монотипия | 2 | репродуктивный | Объяснение, практическая работа | Беседы, анализ рисунков | |
Рисование. «Деревенский пейзаж» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Беседы, анализ рисунков | |
Рисование. «Золотая осень» | 2 | продуктивный | Игры, наблюдение, практическое задание | Использование диагностических методик | |
Рисование «Цветы маме» Посвященная дню матери | 2 | продуктивный | Беседа, практическое задание | Выставка детских творческих работ | |
Рисование. «Осенний ковер» Печатаем листьями | 2 | репродуктивный | Объяснение, практическая работа | Беседы, диагностика | |
Рисование «Цветные мыльные пузыри» рисования мыльными пузырями. | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Рисование. Граттаж. «Космос» | 1 | 1 | репродуктивный | Объяснение, практическая работа | Наблюдение |
Рисование. Граттаж. «Космос» | 2 | репродуктивный | Объяснение, практическая работа | Выставка детских творческих работ | |
Рисование. «Маки» по сырому | 2 | продуктивный | Игры, наблюдение, практическое задание | Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ | |
Рисование «Моя дружная семья» | 2 | продуктивный | Беседа, практическое задание | Беседы, анализ рисунков | |
Рисование. «Банка с яблоками» печать половиной яблока | 2 | репродуктивный | Объяснение, практическая работа | Беседы, диагностика | |
Рисование «Мои варежки» (рисуем узор на варежках) | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Рисование «Снеговик» рисуем с помощью восковой тонкой свечи, затем заливаем краской. | 2 | продуктивный | Игры, наблюдение, практическое задание | Беседы, анализ рисунков | |
Рисование. «Узоры» ниткография | 2 | продуктивный | Игры, наблюдение, практическое задание | Выставка детских творческих работ | |
Рисование «Узоры на окне» рисуем с помощью восковой тонкой свечи, затем заливаем краской. | 2 | продуктивный | Беседа, практическое задание | Использование диагностических методик | |
Рисование. «Цветы» в технике монотипия на пене | 2 | репродуктивный | Объяснение, практическая работа | Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ | |
Рисование «Портрет папы, дедушки» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Выставка детских творческих работ | |
Рисование «Портрет мамы» | 2 | продуктивный | Игры, наблюдение, практическое задание | Выставка детских творческих работ | |
Рисование «Солнечная картинка» рисуем с помощью восковой тонкой свечи, затем заливаем краской. | 2 | продуктивный | Беседа, практическое задание | Беседы, анализ рисунков | |
Рисование. «Весна» рисование по представлению | 2 | репродуктивный | Объяснение, практическая работа | Использование диагностических методик | |
Рисование. Граттаж. «Космос» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Беседы, диагностика | |
Рисование. Граттаж. «Космос» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Анализ рисунков | |
Рисование «Божья коровка» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ | |
Рисование. «Деревья» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Рисование Граттаж цветной «Аквариум» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Беседы, диагностика | |
Рисование Граттаж цветной «Аквариум» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Анализ рисунков | |
Аппликация. «Урожай» | 2 | продуктивный | Игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения | Использование диагностических методик | |
Аппликация из природного материала (листья) | 2 | продуктивный | Беседа, практическое задание | Анализ работ | |
Аппликация коллективная «Солнце» из ладошек | 1 | 1 | репродуктивный | Беседа, метод иллюстрирования | Выставка детских творческих работ |
Аппликация «Собачка» | 2 | продуктивный | Метод наблюдена, практ. работа | Анализ работ | |
Аппликация. «Цыплята» из ватных дисков, с использованием пластилина | 2 | продуктивный | Метод наблюдена, практ. работа | Анализ работ | |
Аппликация. «Украсим елочку» коллективная работа | 2 | продуктивный | Метод наблюдена, практ. работа | Беседы, диагностика | |
Аппликация. «Украсим елочку» коллективная работа | 2 | продуктивный | Метод наблюдена, практ. работа | Выставка детских творческих работ | |
Аппликация коллективная «Зимушка зима» вырезания из бумаги елок и снежинок. | 2 | продуктивный | Метод наблюдена, практ. работа | Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ | |
Аппликация «Грибочек» из салфеток | 2 | продуктивный | Метод наблюдена, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Аппликация. «Ситцевая корова» аппликации из ткани. | 2 | продуктивный | Метод наблюдена, практ. работа | Выставка детских творческих работ | |
Аппликация из салфетки «Дерево» | 2 | продуктивный | Метод наблюдена, практ. работа | Беседы, диагностика | |
Аппликация. «Лодочка» | 2 | продуктивный | Метод наблюдена, практ. работа | Выставка детских творческих работ | |
Аппликация. «Валентинка» | 2 | репродуктивный | Объяснение, практическая работа | Анализ работ | |
Аппликация Открытка «Подарок папе (дедушке)» | 2 | репродуктивный | Объяснение, практическая работа | Выставка детских творческих работ | |
Аппликация Открытка «Подарок маме» | 2 | репродуктивный | Объяснение, практическая работа | Выставка детских творческих работ | |
Аппликация «Ситцевые петушки» аппликации из ткани. | 2 | продуктивный | Метод наблюдена, практ. работа | Беседы, диагностика | |
Аппликация «Гусеница» из круглых модулей. | 2 | продуктивный | Метод наблюдена, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Аппликация «Рыбки» из двусторонней цветной бумаги, объемные, из гормошек | 2 | продуктивный | Метод наблюдена, практ. работа | Выставка детских творческих работ | |
Аппликация «Цветочная поляна» коллективная работа | 2 | продуктивный | Метод наблюдена, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Аппликация. Поделка «Гвоздики» | 2 | продуктивный | Метод наблюдена, практ. работа | Беседы, диагностика | |
Аппликация открытка «9 мая» | 2 | репродуктивный | Объяснение, практическая работа | Анализ работ | |
Аппликация «Жар птица» коллективная работа | 1 | 1 | продуктивный | Метод наблюдена, практ. работа | Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ |
Лепка на стекле «Грибочек» | 1 | 1 | продуктивный | Диалог | Анализ работ |
Лепка на стекле «Грибочек» продолжение работы | 2 | продуктивный | Диалог | Анализ работ | |
Лепка на картоне «Наш аквариум» | 1 | 1 | репродуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик |
Лепка на картоне «Наш аквариум» | 2 | репродуктивный | Объяснение, практ. работа | Выставка детских творческих работ | |
Лепка. «Лягушонок» | 2 | продуктивный | Диалог | Анализ работ | |
Лепка. «Лягушонок» | 2 | продуктивный | Диалог | Беседы, диагностика | |
Лепка. «Петушок золотой гребешок» | 2 | продуктивный | Диалог | Анализ работ | |
Лепка. «Петушок золотой гребешок» | 2 | продуктивный | Диалог | Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ | |
Лепка. «Зайчишка» | 2 | репродуктивный | Объяснение, практ. работа | Анализ работ | |
Лепка. «Зайчишка» | 2 | репродуктивный | Объяснение, практ. работа | Анализ работ | |
Лепка. «Цветы» | 2 | репродуктивный | Объяснение, практ. работа | Анализ работ | |
Лепка. «Цветы» | 2 | репродуктивный | Объяснение, практ. работа | Анализ работ | |
Лепка. «Уточка» | 2 | продуктивный | Диалог | Беседы, диагностика | |
Лепка. «Уточка» контрольный срез | 2 | продуктивный | Диалог | Тест Торренса (креативности) | |
Лепка. На бумажной тарелке «Цветочная поляна» | 2 | продуктивный | Диалог | Выставка детских творческих работ | |
Лепка. «Божья коровка» объемная | 2 | продуктивный | Игра. Практ. работа | Использование диагностических методик | |
Лепка. «Бабочка» объемные | 2 | продуктивный | Игра. Практ. работа | Беседы, диагностика | |
Итоговое занятие. «Яблоня» коллективная работа с элементами рисования, аппликации | 1 | 1 | Репродуктивный, творческий | Беседа. Показ образцов. Игра. | Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ |
Предполагаемые результаты (II г.о.)
№ | Тема | Форма отслеживания результатов | Уровень | |||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
1 | Вводное занятие | Игра, беседа. | Самостоятельно организуют рабочее место, знает правила техники безопасности | Организуют рабочее место, но в процессе работы не может содержать его в порядке, владеет правилами техники безопасности | Подбор необходимых материалов и организация рабочего места с помощью педагога. В процессе работы могут не применять правила Т.Б. | |
2 | Рисование | Наблюдение, выставка, презентация детских работ родителям; использование диагностических методик («Выставка картин», «Художественный салон», «Волшебное окошко» и д.р.) | Стремятся верно и выразительно передавать в рисунке форму, пропорции, строение, цвет; умеют выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивают размером, цветом главное в рисунке. Рисунки разнообразны и не повторяют друг друга | Рисунки банальны, однообразны, часто повторяют друг друга | Воображение не развито, при выполнении заданий нуждаются в помощи. | |
3 | Аппликация | Практическое занятие, выставка, презентация детских работ родителям; использование диагностических методик(методика Н.А. Лепской «5 рисунков», «Обведи контур», «Художественный салон», «Волшебное окошко» и д.р.) | Проявляют фантазию. Уверенно, аккуратно выполняют работу. Работы эмоционально насыщены, оригинальные, яркие. | Воображение базируется на увиденном ранее. Умеют создавать простые композиции. | Воображение развито слабо. С помощью педагога и под его контролем выполняет аппликацию | |
4 | Оригами | Наблюдение, практическое занятие. | Умеют сделать изделие, следя за показом педагога и слушая устные пояснения, сделать изделие по инструкционной карте. | Делают с помощью педагога или товарищей | Не могут сделать | |
5 | Лепка | Практическое занятие, творческое задание, выставка. | Точно передают формы в соотношение частей по величине, используют разнообразные приемы лепки. Задания выполняют без помощи педагога. | Не всегда передают форму соотношение предметов по величине. В создании коллективных композиций обращаются за помощью к педагогу. | Не всегда точно передают форму и образ предметов. В процесс работы обращаются постоянно за помощью к педагогу. | |
6 | Мероприятия отдела. | Наблюдение | Знают правила поведения при посещении массовых мероприятий, ПДД, ППБ. | Знают правила поведения при посещении массовых мероприятий, ПДД, ППБ, но не всегда выполняет их. | Нуждаются в напоминании правил поведения при посещении массовых мероприятий, ПДД, ППБ. Необходим контроль. | |
7 | Воспитательная задача: Способствовать формированию навыков сотрудничества. | Участие в конкурсах, выставках, | Проявляют доброжелательность, товарищество, заботливость, замечают затруднения сверстников и оказывать им помощь. | Данные качества не достаточно выражены | Появление не наблюдаемых ранее недоброжелательности и агрессивности | |
8 | Развивающая задача: Развитие глазомера, чувства формы. | Наблюдение, практическое занятие | Правильно определяют величину изображения в зависимости от размера листа бумаги. | Не всегда передают форму соотношение предметов по величине. | Испытывают трудности. Обращаются постоянно за помощью к педагогу. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (III г.о.)
Тема | Количество часов | Уровень деятельности | Методы и формы организации деятельности | Механизм отслеживания результатов | |
Теория | Практика | ||||
Вводное занятие. Знакомство с техникой безопасности. Игры на создание психологически непринужденной атмосферы. | 1 | 1 | Репродуктивный. | Беседа, инструктаж, демонстрация образцов, показ иллюстраций, методика Н.И. Лепской | Беседа, наблюдение, методика Н.И. Лепской, диагностика Г.П.Миловановой, О.В.Овчинниковой |
Рисование «Родная улица моя» | 2 | продуктивный | Игры, наблюдение, практическое задание | Выставка детских творческих работ | |
Рисование натюрморт «Дары осени» | 1 | 1 | репродуктивный | Объяснение,практическое задание | Беседы, анализ рисунков |
Рисование портрет «Красавица Осень» | 2 | репродуктивный | Беседа, практическое задание | Выставка детских творческих работ | |
Рисование. Знакомство с хохломской росписью. Хохломские ложки | 1 | 1 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Беседы, анализ рисунков |
Рисование. «Кот в сапогах» (по сказке Ш. Перро) | 1 | 1 | продуктивный | Беседа, практическое задание, дидактические игры | Выставка детских творческих работ |
Рисование. Граттаж. «Животные мира жарких стран» | 2 | репродуктивный | Объяснение, практ. работа | Беседы, анализ рисунков | |
Рисование. Граттаж. «Животные мира жарких стран» продолжение работы | 2 | продуктивный | Диалог, практическое задание | Анализ рисунков | |
Рисование по сырому «Корабли уходят в плавание» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ | |
Рисование ватными палочками на цветном картоне | 2 | репродуктивный | Объяснение, практ. работа | Беседы, анализ рисунков | |
Рисование. «Дикие животные» | 2 | репродуктивный | Беседа, метод иллюстрирования | Выставка детских творческих работ | |
Рисование с элементами аппликации «Наш календарь» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Анализ рисунков | |
Рисование декоративное с элементами аппликации «Короны и кокошники» | 2 | продуктивный | Игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения | Беседы, анализ рисунков | |
Рисование по мотивам кружевоплетения | 2 | продуктивный | Беседа, практическое задание | Анализ рисунков | |
Рисование коллективное «Зимушка» Контрольный срез | 1 | 1 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Тест Торренса (креативности) |
Рисование декоративное с элементами аппликации и письма «Рыбки играют» | 2 | репродуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ | |
Рисование с элементами аппликации «Белый медведь» | 0,5 | 1,5 | продуктивный | Дидактические игры, практическое задание,рефлексия | Выставка детских творческих работ |
Рисование по мотивам литературного произведения | 2 | продуктивный | Метод наблюдения, практ. работа | Беседы, анализ рисунков | |
Рисование. Акварельными красками с элементами аппликации «Заря алая разливается» | 0,5 | 1,5 | репродуктивный | Объяснение, практ. работа | Выставка детских творческих работ |
Рисование «Я с папой (парный портрет в профиль)» | 2 | продуктивный | Рассказ, метод иллюстрирования | Анализ рисунков | |
Рисование декоративное «День и ночь» | 2 | продуктивный | Игры на развитие внимания, памяти, воображения, практ. работа | Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ | |
Рисование «Мы с мамой улыбаемся (парный портрет анфас)» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Анализ рисунков | |
Рисование «Галактика» рисуем с помощью восковой тонкой свечи, затем заливаем краской. | 2 | репродуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ | |
Рисование. «Весна» рисование по представлению | 2 | репродуктивный | Игры на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения практ. работа | Беседы, анализ рисунков | |
Рисование. Граттаж. «Ночной город» | 1 | 1 | продуктивный | Диалог | Использование диагностических методик |
Рисование. Граттаж. «Ночной город» | 2 | продуктивный | Беседа, практ. работа | Выставка детских творческих работ | |
Рисование «Попугай» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Беседы, анализ рисунков | |
Рисование «Ветка сакуры» | 2 | Репродуктивный, творческий | Беседа. Показ образцов. Игра, рефлексия | Беседы, анализ рисунков | |
Рисование. «Весенняя гроза» | 2 | продуктивный | Рассказ, метод иллюстрирования | Анализ рисунков | |
Аппликация «Ваза для осеннего букета» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ | |
Аппликация «Сказочная птица» | 2 | продуктивный | Игра-конкурс, практическое задание, рефлексия | Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ | |
Аппликация «Царство золотой рыбки» | 2 | продуктивный | Беседа, практическое задание | Выставка детских творческих работ | |
Аппликация коллективная «Матрешка в хороводе» Контрольный срез | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Тест Торренса (креативности) | |
Аппликация. Сюжетная мозаика «Курочка ряба» | 2 | продуктивный | Беседа, практическое задание | Использование диагностических методик | |
Аппликация. Сюжетная мозаика «Курочка ряба» продолжение работы | 2 | репродуктивный | Диалог, практическое задание | Выставка детских творческих работ | |
Аппликация «Заснеженный дом» | 0,5 | 1,5 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик |
Аппликация из бумаги «Новогодние игрушки» | 2 | репродуктивный | Беседа, метод иллюстрирования | Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ | |
Аппликация из бумаги «Новогодние игрушки» продолжение работы | 2 | продуктивный | Метод наблюдения, практ. работа | Анализ работ | |
Аппликация по замыслу «Избушка на курьих ножках» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Аппликация сюжетная из бумаги и ткани | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Анализ работ | |
Аппликация из шерстяных ниток «Пушистые картинки» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Аппликация из яичной скорлупы | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Анализ работ | |
Аппликация. «Валентинка» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Анализ работ | |
Аппликация Открытка «Подарок папе (дедушке)» | 2 | репродуктивный | Объяснение, практ. работа | Анализ работ | |
Аппликация Открытка «Подарок маме» | 2 | репродуктивный | Беседа, практическое задание | Анализ работ | |
Аппликация из цветной бумаги, ткани и фольги | 2 | продуктивный | Объяснение, практич. работа | Анализ работ | |
Аппликация «Летающие тарелки и пришельцы из космоса» из круглых модулей. | 2 | репродуктивный | Наблюдение, практическая работа | Использование диагностических методик | |
Аппликация «Салфетка под конфетницу или вазу» | 2 | репродуктивный | Объяснение, практ. работа | Анализ работ | |
Аппликация с элементами рисования и письма «Перо Жар-птицы» Контрольный срез | 1 | 1 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Тест Торренса (креативности) |
Аппликация «Весна идет» коллективная работа | 2 | репродуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Аппликация. Поделка «Водяная лилия» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Анализ работ | |
Аппликация открытка «9 мая» | 2 | продуктивный | Беседа, практическое задание | Анализ работ | |
Аппликация из мятой фактурной бумаги (бумажная пластика) | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ | |
Оригами «Веселый зоопарк» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Оригами. Композиция «Лиса с лисятами в лесу» | 1 | 1 | репродуктивный | Игра-конкурс, практ. работа | Выставка детских творческих работ |
Оригами Композиция «На реке» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Анализ работ | |
Лепка на стекле «Кисть рябины» | 2 | продуктивный | Беседа, практическое задание | Умеют рисовать деревья | |
Лепка на стекле «Кисть рябины» продолжение работы | 2 | репродуктивный | Объяснение, практическая работа | Выставка детских творческих работ | |
Лепка на картоне «Стрекоза и муравей» | 2 | продуктивный | Беседа, практическое задание | Использование диагностических методик | |
Лепка. «Сказочный дворец» | 1 | 1 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик, выставка детских творческих работ |
Лепка декоративная по мотивам дымковской игрушки «Нарядный индюк» | 2 | продуктивный | Беседа, практическое задание | Анализ работ | |
Лепка. «Котишка» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Лепка. «Бабочки» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Использование диагностических методик | |
Лепка. «Чудо-букет» | 2 | продуктивный | Объяснение, практ. работа | Анализ работ | |
Лепка. По мотивам народных сказок | 2 | репродуктивный | Объяснение, практ. работа | Анализ работ | |
Лепка. «Ёжики» объемная | 2 | репродуктивный | Объяснение, практ. работа | Выставка детских творческих работ | |
Лепка. «Бабочка» объемные | 2 | продуктивный | Беседа, практическое задание | Анализ работ | |
Итоговое занятие. «В гостях у сказки» коллективная работа с элементами рисования, аппликации | 0,5 | 1,5 | Творческий. | Игры, соревнования, выставки, творческие мастерские. | Выставка детских творческих работ |
Итого: | 9 | 131 |
Предполагаемые результаты (III г.о.)
№ | Тема | Механизм отслеживания | Предполагаемый результат | |||
Высокий | Средний | Низкий | ||||
1 | Вводное занятие | Игра, беседа. | Самостоятельно организуют рабочее место, знает правила техники безопасности | Организуют рабочее место, но в процессе работы не может содержать его в порядке, владеет правилами техники безопасности | Подбор необходимых материалов и организация рабочего места с помощью педагога. В процессе работы могут не применять правила Т.Б. | |
2 | Рисование | Наблюдение, выставка, конкурсы, презентация детских работ родителям; использование диагностических методик (методика Н.А. Лепской «5 рисунков», «Обведи контур», «Повтори рисунки», «Нарису что- нибудь», «Выставка картин», «Художественный салон», «Волшебное окошко» и д.р.) | Самостоятельно создают индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметны и сюжетные композиции. Проявляют самостоятельность, инициативу и творчество. | Работают уверенно по показу, без показа или образца теряется, нарушает пропорции. | Задания выполняют неуверенно, прибегают к помощи взрослого, нарушают пропорции и симметрию рисунка. | |
3 | Аппликация | Практическое занятие, выставка, конкурсы, презентация детских работ родителям; использование диагностических методик(методика Н.А. Лепской «5 рисунков», «Обведи контур», «Повтори рисунки», «Нарису что- нибудь», «Выставка картин», «Художественный салон», «Волшебное окошко» и д.р.) | Самостоятельно создают сюжетные и декоративные композиции. Изображают различные предметы, используя бумагу разной фактуры. | Делают работу с помощью педагога или товарищей. | Не знают правил и не умеют держать и пользоваться ножницами. Не может сделать задание. | |
4 | Оригами | Наблюдение, практическое занятие, презентация детских работ родителям. | Умеют сделать изделие, следя за показом педагога и слушая устные пояснения, сделать изделие по инструкционной карте. Самостоятельно создают композиции. | Делают с помощью педагога или товарищей | не может сделать | |
5 | Лепка | Практическое занятие, творческое задание, презентация детских работ родителям; выставка. | Создают различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур | Не всегда передают форму, пропорции, позы и движения фигур. В создании коллективных композиций обращаются за помощью к педагогу. | В процессе работы обращаются постоянно за помощью к педагогу. | |
6 | Мероприятия отдела. | Наблюдение | Знают правила поведения при посещении массовых мероприятий, ПДД, ППБ. | Знают правила поведения при посещении массовых мероприятий, ПДД, ППБ, но не всегда выполняет их. | Нуждаются в напоминании правил поведения при посещении массовых мероприятий, ПДД, ППБ. Необходим контроль. | |
7 | Воспитательная задача: Способствовать формированию навыков сотрудничества. | Участие в конкурсах, выставках, знакомство с воспитанниками ДОМа. | Проявляют доброжелательность, товарищество, заботливость, замечают затруднения сверстников и оказывать им помощь. | Данные качества не достаточно выражены | Появление не наблюдаемых ранее недоброжелательности и агрессивности | |
8 | Развивающая задача: Развитие мелкой и общей моторики, ручной умелости посредством использования разнообразных техник и материалов | Наблюдение, практическое занятие | Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко. | Испытывают трудности при вырезании, конструировании из бумаги, при дорисовывании линий. Недостаточно развита и общая моторика, координация движений. | Затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. |
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
№ | Наименование мероприятия | Сроки проведения |
Фестиваль музыкального творчества детей с ОВЗ “Мы все можем!” | Ноябрь-Декабрь | |
Выставка декоративно-прикладного творчества детей с ОВЗ “Время колокольчиков” | Май - Июнь | |
Акция “Уроки мужества”, посвященная дню защитника Отечества | В течение года | |
Акция “Молодежь - за здоровый образ жизни” | Октябрь | |
Акция “Пусть будет теплой осень жизни…”, посвященная Дню пожилого человека | Октябрь | |
Тропа доверия “Рука в руке” | Ноябрь | |
Акция “Помощь другу”, посвященная Всемирному дню инвалидов | Декабрь | |
Загородные лагеря общения и творчества | Школьные каникулы |
ЛИТЕРАТУРА
Педагога
- С. В. Аранова Обучение изобразительному искусству. – СПб., 2004.
- Н. А. Горяева «Первые шаги в мире искусства» - М. 2004
- М. Ф. Иваницкий «Школа изобразительного искусства - 3» - М.2005
4. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность» - М., 2007
- Б. Н. Неменский «Изобразительное искусство» - М., 2007
5. Л.А. Парамонова «Разивающие занятия с детьми» - М.,2006
6. Н.М. Сокольникова «Основы живописи» - Обнинск 2010
7. С.И. Соколова «Азбука оригами» - М., 2004 г.
- Ф. Уотт «Я умею рисовать» - М. «РОСМЭН», 2004г.
Учащихся:
- Р. Гибсон «Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы» - М.,2005
- Л.В. Иванова «Цветы оригами для моей мамы» - М.,2005
- И.М. Михайлова «Лепим из соленого теста» - М., 2004
4. Н.М. Сокольникова «Основы живописи» - Обнинск 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Радуга» для детей 3 – 7 лет Срок реализации 4 года
В программе «Радуга» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми 3-7 лет. Предлагается...
программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования "Юные художники" в старшей группе
прграмма по дополнительному образованию детей посещающих детский сад старшую группу...
Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Радуга» для детей 3 – 7 лет
Цель программы: развитие художественно – творческих способностей детей 3 – 7 лет.Задачи: · Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ас...
Программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования детей 6-7 лет.
Программа написана для детей подготовительной группы и содержит план работы кружковой деятельности по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования. Срок реализации Про...
Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Я-художник» для детей 3 – 7 лет
Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, руководителям кружков дополнительного образования, а так же родителям, интересующихся вопросами художествен...
Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования.Кружок «Разноцветные пальчики» для детей от 3 до 5 лет
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, ра...
Программа дополнительного образования по нетрадиционной технике рисования «Волшебные кляксы»
В программе «Волшебные кляксы» представлены материалы по обучению дошкольников нетрадиционной технике рисования, основанные на опыте работы в дошкольном образовательном учреждении с детьми...