Программа кружковой деятельности
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Данная программа рассчитана для занятий с детьми 3-5 лет, во внеурочное время, как дополнительное занятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_chikal_2018-2019.docx | 56.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 17 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
Принята Утверждена
Решением Педагогического совета приказом от _________ № ___
протокол от ___________№ ____ _______________________
подпись руководителя
Программа
кружковой деятельности
с детьми второй младшей группы
«Ознакомление
с русским народным творчеством»
Составила воспитатель высшей
квалификационной категории
Тамара Олеговна Чикал
Санкт-Петербург,
2020 год
Содержание
Список литературы | 4 4 4 5 5 6 7 8 9 10 10 18 18 19 19 19 20 |
Паспорт программы
- Наименование программы: Программа кружковой деятельности с детьми второй младшей группы «Ознакомление с русским народным творчеством»
- Образовательное учреждение: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
- Составил: воспитатель высшей квалификационной категории Чикал Тамара Олеговна
- Основания для разработки программы – введение в работу ДОУ бесплатной кружковой работы с детьми
- Целевая аудитория: дети 3-4 лет
- Цель: формирование и развитие у ребенка личностных качеств на основе русского народного творчества, русских народных традициях, изделий народных мастеров.
- Направление работы: русское народное творчество
- Вид деятельности: ознакомление, практические занятия
- Срок реализации: 1 год (октябрь 2018- май 2019 года)
1 Целевой раздел
- Пояснительная записка
Программа работы кружка воспитателя составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». /Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой/, опираясь на общеобразовательную программу государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 17 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга и в соответствии с нормативными законодательным актам:
- ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации17.10.2013 г. № 1155);
В работе с детьми использованы также следующие парциальные программы и технологии:
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998
- Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002
- Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005
- Разина Т.М. Русское народное творчество. Москва. 1993
- Рондели Л.П. Народное декоративно-прикладное искусство. Москва. 1984
- Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003
- Актуальность
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова – «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся, какими вырастут наши дошкольники. Не получим ли мы, в их лице, потерянное поколение, не имеющее никаких нравственных ценностей? Эта проблема натолкнула на мысль – приблизить детей к знакомству с русским народным творчеством. Эта работа поможет воспитать детей на материале истории нашего народа, позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Знакомство с работами народных мастеров позволит воспитать в малышах те нравственные качества, которые у некоторых взрослых сейчас отсутствуют. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребенку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А, значит, любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребенка.
- Цель и задачи
Цель программы: Формирование и развитие у ребенка личностных качеств на основе русского народного творчества, русских народных традициях, изделий народных мастеров.
Задачи программы:
- Приобщать детей к народному творчеству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству, как эталону красоты;
- Уметь использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы
- Развивать эстетическое, образное восприятие, эстетические чувства
- Развивать творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь
- Способствовать знакомству классической закономерности народного искусства (колорит, содержание, чередование и т.д.)
- На основе освоения опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу
- Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству, как эталону красоты
- Принципы и подходы к формированию программы
- Систематичности
- Реалистичности
- Активности
- Контролируемости
- Последовательности
- Индивидуального подхода в обучении
- Доступности материала, его повторности
- Построения программного материала от простого к сложному
- Наглядности
- Методы и приемы
Обеспечивают самостоятельный творческий поиск детей.
- Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий)
- Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)
- Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения)
- Частично-поисковый
- Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход мероприятия)
- Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка, родителя и ребенка в едином творческом процессе)
- Мотивационный (убеждение, поощрение)
- Жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
- Разделы программы
- Знакомство детей с нетрадиционными способами рисования
- Знакомство с работами народных мастеров (визуальный обзор: дымковская игрушка, филимоновская свистулька, городецкая роспись, русская матрешка)
- Знакомство с историей возникновения Дымковской игрушки, русской Матрешки
- Показать детям разнообразие Дымковских игрушек
- Знакомство с цветовой гаммой, используемой мастерами при изготовлении Дымковской игрушки
- Знакомство с элементами росписи
- Самостоятельная роспись плоскостных изображений
- Лепка и обработка Дымковской барыни
- Роспись барыни (как заключительное занятие по кружку, совместно с родителями)
- Знакомство с русскими традициями (проводы Масленицы)
- Изготовление куклы-Масленицы
- Знакомство с русской матрешкой, цветовой гаммой, используемой для ее росписи, орнаментом
- Самостоятельная роспись плоскостного изображения Матрешки
- Посещение мини-музея
- Использование дидактических игр (по теме русское народное творчество) в самостоятельной деятельности
- Последовательность работы
Материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой мероприятия. Изучение материала начинается с несложных заданий, с дальнейшим его расширением, обогащением и совершенствованием.
Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие, происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, физминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей.
Весь процесс работы кружка делится на два этапа:
I этап – Подготовительный
Задачи:
- Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов
- Развивать умение видеть (с подачи воспитателя), понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла
- Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно -выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства
- Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии
II этап – практический.
Задачи:
- С помощью воспитателя переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании
- Использовать при лепке различные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа
- При помощи воспитателя строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть
- С помощью воспитателя составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей
- Использовать в работе новые инструменты, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.
- Ожидаемый результат
Дети второй младшей группы смогут:
- узнавать и называть знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства.
- Находить и называть отличительные признаки Дымковской игрушки от других видов искусств
- Самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях кружка.
Главный ожидаемый результат: подготовка малыша к следующему этапу освоения знаний в рамках русского народного творчества
- Содержательный раздел
- Тематический план работы кружка
Месяц | Неделя | Тема | Цель, задачи | Материал |
октябрь | 1 неделя | «Волшебные ватные палочки» | Цель: Помочь детям овладеть нетрадиционным методом рисования. (Метод «тычок» ватными палочками) Задачи:
| Ватные палочки, гуашь, контурное изображение игрушки, кисти, салфетки |
2 неделя | «Катятся колечки по дорожке» | Цель: Научить детей рисовать предметы круглой формы и прямые тонкие линии Задачи:
| Гуашь, кисти, чистый лист бумаги, салфетки | |
3 неделя | «Платочек для Матрёшки» | Цель: Помочь детям соединить в одном рисунке все, полученные ранее, умения при рисовании определённых деталей (колечки, прямые линии, точечки тычком) Задачи:
| Гуашь, кисти, изображения платочков на листе бумаги, салфетки, демонстрационный материал | |
4 неделя | «Сказка о волшебных игрушках» Обзорное занятие - беседа | Цель: Познакомить детей с изделиями русских народных мастеров (Дымковская игрушка, Филимоновская свистулька, русская Матрёшка, кукла Масленица) Задачи:
| Демонстрационные иллюстрации, фигурки, сделанные руками мастеров, запись музыкальных фольклорных произведений, подборка художественного слова | |
ноябрь | 1 неделя | «Дымково – сказочная страна» беседа с детьми в форме рассказывания сказки | Цель: Познакомить детей с Родиной Дымковской игрушки Задачи:
| Иллюстрации, готовый план беседы, подборка художественного слова |
2 неделя | «Многоцветие Дымки» | Цель: Дать детям знания о том, какими цветами пользовались мастера при росписи Дымковских игрушек Задачи:
| Рабочая тетрадь, карандаши, иллюстрации Дымковской игрушки, подборка художественного слова | |
3 - 4 неделя | «Дымковские узоры» | Цель: Познакомить детей с элементами росписи дымковской росписи Задачи:
| Рабочая тетрадь, гуашь, кисть, ватные палочки, салфетки, крупная печатка, подборка художественного слова | |
декабрь | 1 неделя | «Всадники» | Цель: Научить детей расписывать плоскостное изображение игрушки Задачи:
| Рабочая тетрадь, гуашь, кисть, салфетка, демонстрационный материал, фоновая запись DVD., подборка потешек по тематике |
2 неделя | «Уточка с утятами» | Цель: Закреплять умение расписывать плоскостное изображение игрушки Задачи:
| Рабочая тетрадь, гуашь, кисть, салфетка, демонстрационный материал, фоновая запись DVD., подборка потешек по тематике | |
3 неделя | «Наряд крестьянки» | Цель: Познакомить детей с новыми элементами росписи, на примере платья крестьянки (колечки, полоски, точечки) Задачи:
| Рабочая тетрадь, гуашь, кисть, салфетка, демонстрационный материал, фоновая запись DVD., подборка потешек по тематике | |
4 неделя | «Наряд барыни» | Цель: Закреплять умение расписывать плоскостное изображение игрушки Задачи:
| Рабочая тетрадь, гуашь, кисть, салфетка, демонстрационный материал, фоновая запись DVD., подборка потешек по тематике | |
январь | 1 неделя | «Петя, Петя, петушок» | Цель: Показать детям, как можно использовать знакомые элементы орнамента для создания узора, на примере росписи петушка (волнистые линии) Задачи:
| Рабочая тетрадь, гуашь, кисть, салфетка, демонстрационный материал, фоновая запись DVD., подборка потешек по тематике |
2 неделя | «Весёлое шествие Дымковских игрушек» | Цель: Закреплять умение расписывать плоскостное изображение игрушки Задачи:
| Рабочая тетрадь, гуашь, кисть, салфетка, демонстрационный материал, фоновая запись DVD., подборка потешек по тематике | |
февраль | 1 Неделя | «Широкая Масленица» (история возникновения народного праздника) Беседа с детьми | Цель: Познакомить детей с русским народным праздником Масленица Задачи:
| Демонстрационный материал, подборка художественного слова |
2 неделя | «Ой, блины, мои блины!» беседа-сказка (материал преподносится в игровой форме) | Цель: Познакомить детей с ритуалом – печь блины на масленицу и сжигание соломенной куклы Задачи:
| Демонстрационный материал, соломенная кукла Масленица, подборка частушек | |
3 неделя | «Моя кукла – Масленица» изготовление куклы из ниток | Цель: Приблизить детей к истокам русских народных традиций Задачи:
| Кукла из ниток, нитки разных цветов, подборка музыкального фона | |
4 неделя | «День народных игр» (празднование народного праздника) | Цель: Доставить детям удовольствие Задачи:
| Подборка музыкального оформления, фольклора | |
март | 1 - 2 Неделя | «Сударыня – барыня» (лепка барыня) | Цель: Дать детям знания об этапах лепки барыни Задачи:
| Глина, дощечка, стека, баночка с водой, тряпочка, таблица – алгоритм лепки барыни, фигурка или иллюстрация барыни, музыкальное оформление |
3 неделя | «Сударыня-барыня» (покрытие изделия) | Цель: Дать детям знания об этапах изготовления барыни Задачи:
| Готовая фигурка из глины, белила, кисть, салфетка, музыкальное оформление | |
4 неделя | «Сударыня-барыня» (роспись барыни) – совместное занятие с родителями | Цель: Научить детей правильно расписывать Дымковскую игрушку при помощи взрослого Задачи:
| Готовая фигурка, гуашь, кисть, «тычки» разных диаметров, ватные палочки, иллюстрации Дымковской барыни, музыкальное оформление | |
апрель | 1 Неделя | «Румяные Матрёшки» (знакомство с русской Матрёшкой) беседа | Цель: Познакомить детей с Родиной русской Матрёшки, как и кто её изготавливает Задачи:
| Иллюстрации с изображением русской Матрёшки, набор деревянных Матрёшек, подборка художественного слова |
2 неделя | «Узорные строчки» | Цель: Познакомить детей с алгоритмом росписи Матрёшки Задачи:
| Гуашь, кисть, салфетка, демонстрационный материал с узором, музыкальный фон | |
3 неделя | «Весёлые портреты» | Цель: Начинаем обучение рисованию лица человека (по готовому контуру, в облегчённом варианте) Задачи:
| Цветные карандаши, заготовки лица, музыкальный фон | |
4 неделя | «Весёлые сестрички» (изготовление матрёшек из бумаги) | Цель: Научить детей мастерить Матрёшек из бумаги Задачи:
| Заготовки Матрёшек, клей, кисточка, салфетка, музыкальный фон | |
май | 1 Неделя | Посещение мини-музея Экскурсия по теме «Народное творчество» | Цель: Приобщение детей к культуре, посредством посещения группового мини-музея Задачи:
| Групповой музей, экспонаты народного творчества |
2 неделя 3 неделя 4 неделя | Дидактические игры «Разрезные картинки» (тема русское народное творчество) | Цель: Закрепление, полученного в течение года, материала через самостоятельную игру Используемые приёмы: помощь, показ, напоминание | Набор дидактических игр |
- Методы оценки результативности программы
- Количественный анализ:
- посещаемость
- фиксация занятий в программе кружка (фото, отчеты)
- отслеживание результата (наблюдение)
- практические материалы
- Качественный анализ:
- формирование новых навыков и умений
- анализ успешности деятельности в достижении
- сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы
Форма подведения итогов – открытое мероприятие с родителями «Роспись дымковской игрушки»
- Работа с родителями
Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.
Работа с родителями предполагает:
- индивидуальные консультации
- беседы
- рекомендации
- папки-раскладки
- информационные стенды
- показ открытого занятия
- выставки детского творчества
- анкетирование по вопросам художественного развития детей.
- Организационный раздел
- Расписание занятий
Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю, по 20 минут, во 2-ой половине дня. Форма работы – групповая.
Дети в мероприятиях участвуют по желанию. Весь материал преподносится малышам в форме рассказывания сказки, с использованием художественного слова (потешек, прибауток…) и музыкального оформления.
Предложенная программа является вариативной, то есть, при возникновении необходимости, допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
- Материально-техническое обеспечение
- Демонстрационный материал по теме «Изделия русских народных мастеров»
- Необходимый материал для проведения практической части занятий кружка
- Картотеки потешек, загадок, прибауток, сказок, легенд, игр
- Конспекты (для итогового занятия и посещения музея)
- видеомагнитофон, аудиотехника, ноутбук
- Мини-музея
Список литературы
- Алехин А.Д. Матрешки. Книжка-картинка. Москва. 1988
- Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Москва. Агар, 1998
- Богусловская И.Я. Русская глиняная игрушка. СПб. 1975
- Корабельников В.А. Рисуем орнамент (по методике Е.Г. Ковальковской). Москва. ФМиЗХ, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружковой деятельности «Говорушка»
Программа кружковой деятельности«Говорушка»...
Программа кружковой деятельности "Волшебная страна Оригами"
Дошкольное детство – это яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами жизни: миром людей, природы, предметным миро...
Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности "Это удивительная природа"
Пояснительная записка.Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного ма...
Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...
Программа кружковой деятельности «Маленькие исследователи» (Экспериментально - исследовательская деятельность) (Средний дошкольный возраст) Срок реализации программы – 1 год Руководитель: Медведева Ольга Васильевна – воспитатель
Содержание Целевой разделПояснительная запискаЦель и задачи рабочей программыПринципы организации кружковой работыОжидаемые результатыСодержательный разделФормы организации кружковой работыКаленд...
Программа кружковой деятельности по театрализованной деятельности с детьми младшего и среднего дошкольного возраста
Цель. Развитие творческих возможностей, творческой самостоятельности, эстетического вкуса.Задачи.Образовательные:- познакомить детей с различными видами театра;-создать условия для развития творч...