«Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творчества детей».
статья по рисованию (старшая группа)

Архипова Татьяна Юрьевна

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте

каждый ребенок представляет собой маленького исследователя с радостью и удивлением

открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем

разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка,

реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и

практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творчества детей».

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте

каждый ребенок представляет собой маленького исследователя с радостью и удивлением

открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем

разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка,

реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и

практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте.

Формирование творческой личности – одна из важных задач дошкольной педагогики.

Каждый ребенок, начиная с 2 – 3 лет и до подросткового возраста, с упоением рисует.

Потребность в развитии заложена у детей на генетическом уровне. Копируя окружающий

мир, они изучают его. Дети рисуют все, что видят, знают и слышат.

Изобразительная деятельность – одно из первых наиболее доступных средств

самовыражения ребенка, в котором проявляется своеобразие многих сторон детской

психики. Рисунок является мощным средством познания и отображения деятельности, в

рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой

сферы. Так же как игра, он позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка

сюжеты.

При создании образа на бумаге, в лепке у ребенка активизируются все психические

процессы: память, внимание, воображение, восприятие. А также мыслительные операции:

анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом

деятельности для дошкольника. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое

впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет

неоценимое значение для всестороннего развития детей, его самовыражения. В.С. Мухина

отмечает, что «…изобразительная деятельность, оказывает специфическое влияние на

развитие восприятия и мышления, организует умение не только смотреть, но и видеть,

позволяет ребенку передавать предметный мир вначале по – своему и лишьпозже – по

принятым изобразительным законам»

Актуальность данной статьи в том, что именно изобразительная продуктивная

деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является

наиболее благоприятной для творческого развития способности детей, так как в ней

особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Уникальная техника изображения – это новое направление в искусстве, которое помогает

развить ребенка всесторонне. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми

способствует развитию детской художественной одаренности.

Поэтому целью работы в данном направлении считаю развитие творческих способностей

детей дошкольного возраста через освоение нетрадиционных техник рисования.

Из данной цели вытекают следующие задачи:

1. Изучить нетрадиционные техники рисования

2. Развить творческие способности детей с использованием нетрадиционных техник

рисования.

Любая работа требует реализации нескольких этапов:

1. Перед каждым занятием проводятся беседы и подготовка рук к работе с помощью

пальчиковых игр. Первое время дети хотели рисовать только карандашами, восковыми

мелками или красками, но я предложила им представить, что все исчезло и нам можно

попробовать что- то новое, необычное, интересное. После рассказа о новых техниках

ребята с удовольствием согласились и начали творить.

2. Но втором этапе идет принцип усложнения. Предлагается использовать несколько техник

одновременно. Например, взять любой бросовой материал и ватные палочки.

3. На третьем этапе мы обобщаем все, что узнали. Предоставляем детям свободно выбрать

ту технику рисования, которая понравилась больше всего. Кто- то может предложить свои

элементы работы.

По мнению Л.В. Петухова «Использование в рисовании нетрадиционных техник и

постепенное их освоение детьми, поможет в решении ряда вопросов: овладение

графическими, техническими навыками и умениями, развитие цветового восприятия,

представления, композиционных умений и эмоционально – художественного восприятия,

творческого воображения, повышению интеллектуальной активности».

Детство можно рассмотреть как период становления физиологических и психических

функций. И рисование здесь выступает как один их путей выполнения программы

совершенствования организма.

Большинство специалистов и психологов сводятся к мнению, что детское рисование –

один из видов аналитико – систематического мышления.

Рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи

рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей «вне

времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а

обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты, отражая и упорядочивая

свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, ребенку

рисовать так же необходимо, как и разговаривать. Ведь не случайно Л.С. Выготский

называл рисование «графической речью».

Рисование – большая и серьезная работа для ребенка. Даже «каракули» содержат для

маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Из всех видов

деятельности детское рисование изучено наиболее полно. Рисование развивает мышление,

воображение, моторику, дети овладевают различными техниками, учатся работать с

разными цветами, смешивают и получают новые цвета, экспериментируют благодаря

использованию нетрадиционных методов рисования. Ребенок может использовать и

изучать свойства разных материалов; может открыть в будущем новую технику рисования

или новый вид живописи.

На сегодняшний день существуют множество различных вариантов нетрадиционного

рисования, их уникальность в том, что они позволяют детям быстро добиться желаемого

итога своей творческой работы. Ребенку гораздо интересней творить своими руками,

создавать изображение отпечатком ладошки, ставить на бумаге кляксы и получать

необычный рисунок.

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению

самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя

разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать,

самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ

получился выразительным.

Таким образом, делая вывод, можно сказать, что работа в таком направлении

способствует развитию мелкой моторики, развитию пространственного мышления и

разностороннему развитию детей.

Нами было замечено, что новые подходы раскрепощают ребенка, он уже не боится, что у

него что-то не получится, немного техники и пятно на листе превратится в зайчика,

смешного человечка и так далее.

Каждый из методов – это небольшая игра, которая доставляет детям радость,

положительные эмоции, а эмоции, как известно, это процесс и результат практической

деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми по изобразительной деятельности с применением способов нетрадиционного ри...

Творческий проект "Использование нетрадиционных техник рисования для развития творчества детей"

Проблема развития детского творчества,  в настоящее время является одной из наиболее  актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии форм...

Мастер класс для родителей "Нетрадиционные техники рисования в развитии творчества детей"

Мастер класс для родителей "Нетрадиционные техники рисования в развитии творчества детей"...

Статья «Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творчества детей»

Формирование творческой личности – одна из важных задач дошкольной педагогики. Большинство из нас забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детские годы. Каждый ребе...

Влияние нетрадиционных техник (оригами) на развитие творчество детей

Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, таким как сгибание, многократное складывание, надреза...

.«Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творчества детей»

В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использова...