Творческий проект "Использование нетрадиционных техник рисования для развития творчества детей"
проект по рисованию (младшая, средняя группа) на тему
Проблема развития детского творчества, в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_proekt_netraditsionnye_tehniki_risovaniya_v_razvitii_tvorchestva_detey.docx | 51.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные техники рисования
в развитии творчества детей дошкольного возраста.
( Творческий педагогический проект)
Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский.
Проблема развития детского творчества, в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского творчества не случаен.
В ходе наблюдений за изобразительной деятельностью детей в детском саду можно сделать вывод, что снижение интереса и мотивации к творчеству имеют несколько причин:
1. Отсутствие у детей необходимых знаний, умений и технических навыков в рисовании и ограничение ребенка в цвете, форме, линии;
2. Шаблонность и однообразие в изображении и замысле рисунка;
3. Недостаточно знаний об окружающем мире;
4. Боязнь педагогов предоставлять детям разнообразный материал для рисования;
5. Навязывание ребенку определенных штампов и стереотипов (трава только зеленая, дом, только такой формы).
Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов и владения техники рисования, а как эффект «хэппенинга» (в переводе с английского – «случаться»). При этом неизвестно, какое изображение получиться, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулирует воображение, дает толчок к развитию интеллекта, фантазии, активизирует творческую активность детей, учит мыслить нестандартно.
Кроме того, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний, страхов, и утвердиться в позитивной позиции «творца».
Дети начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие. Дошкольники должны понять, что в творчестве не существует неправильного пути, есть только свой собственный путь.
Сущность творческого проекта, заключается в систематизации, разработке и практическом применении технологий в нетрадиционных техниках рисования. Новизна проекта заключается в том, что модернизированные авторские интерпретированные программы оформлены как перспективный план, темы которого соответствуют темам воспитательно - образовательной работы ДОУ.
В своей деятельности использую личностно – ориентированный подход к дошкольникам в приобщении к миру искусства.
Научно-методологической основой проекта стали психолого-педагогические концепции дошкольного детства Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, В. А. Сухомлинского, Т. Г. Казаковой, В.Т. Кудрявцевой, Н.Н. Поддьякова, Е.А. Флёриной.
О широком воспитательном значении изобразительной деятельности писали художники, педагоги, психологи (А.В. Запорожец, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, Б.М. Неменский, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Б.Т. Юсов). Значение изобразительной деятельности, творчества детей в их воспитании и развитии различных сторон личности отмечают и зарубежные ученые (Б. Джефферсон, Э. Крамер, В Лоунфельд, У. Ламберт (США), К. Роуланд (Англия)). Так, К. Роуланд утверждает, что изобразительная деятельность способствует культурному развитию личности. Э. Крамер подчеркивает значение этой деятельности для интеллектуального развития и формирования зрелости личности. Интеллектуальной деятельностью называет изобразительное творчество американский ученый В. Лоунфельд, указывая также на важную роль в эмоциональном развитии ребенка (6).
В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, И.А Лыковой «Цветные ладошки», методическое пособие по художественному творчеству дошкольников «Ильгам» Азнабаевой Ф.Г., Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования (интегрированные занятия в ДОУ), пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», пособие «Художественная мастерская» Сьюзан Швейк и др.
Цель проекта: развивать художественное творчество, воображение, фантазию, интерес к изобразительной деятельности, формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности и изобразительные умения, навыки через использование нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.
Задачи проекта:
1. Продолжать знакомить дошкольников с нетрадиционными техниками рисования, находить нестандартные (креативные) способы изображения предметов и явлений;
2. Развивать умения подбирать, создавать и использовать различный нетрадиционный материал в творчестве, желание экспериментировать в рисовании проявляя яркие чувства и эмоции: радость удивление, сомнение от узнавания нового;
3. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования и поддерживать интерес к изобразительной деятельности, создавая творческую атмосферу;
4. Воспитывать творческую самореализацию.
Срок исполнения проекта: долгосрочный (с сентября 2014 по май 2015).
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатель.
Продукт проекта: детские творческие работы в нетрадиционных техниках рисования.
Ожидаемые результаты:
1. Дети самостоятельно используют нетрадиционный изобразительный материал и экспериментируют с ним;
2. Находят нестандартные способы художественного изображения;
3. Умеют передавать в работах свои чувства, эмоции с помощью нетрадиционных средств выразительности;
4. Видят красоту окружающего мира, удивляются совершенству природы, получают эстетическое удовольствие при созерцании произведений живописи, народного искусства, скульптуры, понимать смысл художественных работ мастеров – художников.
Реализация проекта происходила в несколько этапов.
1 этап – подбор и изучение литературы по нетрадиционному рисованию, составлению планов, изучение техники нетрадиционного рисования, изготовление и подбор нетрадиционного материала к изобразительной деятельности;
2 этап – с детьми проводятся экскурсии в музеи, художественные салоны, школу искусств, красивые места города. На прогулке в детском саду наблюдаем за изменениями в природе, за растениями, птицами, насекомыми, стараемся найти удивительное и интересное в окружающем мире.
Во время бесед обсуждаем темы живописи, знакомимся с профессией художника, с основами дизайна, народно - прикладным творчеством России. В свободное время играем в дидактические игры, которые развивают, воображение, фантазию, зрительное восприятие, мышление.
В изобразительной деятельности дети знакомятся с нетрадиционными техниками рисования, как монотипия, граттаж, кляксография, пальцевая живопись, пуантолизм, рисование сухой кистью, узелковый батик, витражи, рисование свечой и т.д.
Дети активно принимают участие в городских, общероссийских творческих выставках, имеют призовые места, грамоты, дипломы.
3 этап – организация развлечений, конкурсов, викторин, открытых мероприятий, мастер - классов для детей, родителей и педагогов, где осуществляется закрепление полученных знаний по нетрадиционному рисованию. В сентябре и мае с детьми проводиться мониторинг ЗУН по рисованию.
С педагогами детского сада проводятся беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования. Ведется активная работа с родителями: индивидуальные консультации, папки-передвижки, беседы, рекомендации по развитию творческих способностей детей, участие в выставках детского и совместного творчества (родители, дети), проводится анкетирование по вопросам художественного развития детей.
Работа, проведенная по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования и материалов показал, что каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью открывающего для себя незнакомый и удивительный мир искусства и творчества. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально положительное отношение к деятельности.
Таким образом, дети творчески всматриваются в окружающий мир, приобрели опыт эстетического восприятия и вкуса. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. С помощью нетрадиционного материала и техник рисования дошкольники создают новое, оригинальное, проявляют воображение, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения.
Список литературы.
1. Азнабаева Ф.Г., Каримова Я.С. М.Р. Харисова. Ильгам: методическое пособие по художественному развитию дошкольников (5-7 лет) / под ред. Азнабаевой Ф.Г. – Уфа: Китап, 2009.
2. Баймашова В.А. Как научить рисовать. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997.
4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», - 2007.
5. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод. рекомендации для воспитателей. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
6. Запорожец А.В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста.- М.,1969.
7. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учебное пособие для студ. пед. вузов. - М., 2006.
8. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. М., Педагогическое общество России, 2007.
9. Компанцева Л.В. Освоение личностно-ориентированных технологий художественного образования детей дошкольного возраста: Сб. из опыта работы. Личностно-ориентированные технологии приобщения детей к искусству. Ростов н /Д., 2003.
10. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.2 том / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1983.
11. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Методическое пособие.- М.: Классика Стиль, 2004.
12. Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности.- М., 2010.
13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. - М., 2011.
14. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменалогия развития.- М..2009.
15. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комисарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании – М. : Академия, 2001.
16. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М..1981.
17. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Издательство КАРО Санкт-Петербург, 2008.
18. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
19. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. Педагогика, 1965.-Сьюзан Швейк. Художественная мастерская для детей. – СПб.: Питер, 2014.
20. Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.- М.,1998.
21. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
22. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: Учебное пособие. - М., 2010.
«Использование нетрадиционных техник рисования
на занятиях по изобразительной деятельности»
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует.
Всё вызывает интерес:
Далёкий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Всё нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
В. Берестов
«Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир» .
Ребёнок живёт в огромном реальном мире, в котором многое для него пока ещё недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Мы, взрослые, являемся посредниками между окружающим миром – миром природы, людей, вещей, искусства. И нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на всё новое, удивительное, яркое душой ребёнка. Воспитание чувств ребёнка начинается с красоты. Потребность в красоте и доброте появляется у малыша с первых дней его жизни: он тянется к красивой игрушке, замирает, услышав звуки музыки; немного повзрослев, рассматривает яркие иллюстрации в книжке, пытается изобразить на бумаге только ему понятную красоту.
Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребёнка с окружающим миром и удивительным миром искусства. Красота и доброта всегда идут рядом. Наша задача – опираясь на представления ребёнка, повысить уровень его восприятия, научить понимать истинную красоту, которая может быть разной: яркой и громкой, тихой и спокойной, скромной и неброской; понятие доброты необходимо наполнить многообразием её жизненных проявлений: учить не только воспринимать прекрасное о доброе и любоваться красотой, но и беречь её, не только откликаться на доброту, но и самим творить добро.
Незаменимым средством духовного формирования является искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно и близко ребёнку дошкольного возраста. Средствами искусства вокруг ребёнка формируется эстетическая среда, которую можно рассматривать как средство формирования нравственно-духовных ценностей личности ребёнка. Именно эстетическая среда способна развить в ребёнке эстетические чувства и научить эмоционально, откликаться на искусство, как явления вызывающее чувства радости, вдохновения, наслаждения и желания созидать. Для ребёнка эстетическая среда – это эстетические отношения, которые он усваивает и выражает в результате приобщения к художественно-духовным ценностям человечества, и материально – художественная среда, которую он осваивает и преобразует в результате своей деятельности.
Чем раньше ребёнок начнёт осваивать эстетические отношения, тем глубже и ценнее будет его эстетический опыт, тем ярче у него будет развито эстетическое восприятие мира. Но формирование эстетических отношений невозможно без восприятия красоты окружающего мира, без формирования навыков и умений отражать эту красоту в предметной действительности. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого, к сложному.
Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремёсел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изодеятельности совершенствуются такие функции как: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.
Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным.
Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве, и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребёнка, его потребностями, способностями.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её уже должно начаться в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность в детском саду. Детское изобразительное творчество нередко поражает своей непосредственностью, буйством фантазии. Распространено мнение, что роль взрослого в развитии изобразительной деятельности дошкольников должна сводиться лишь к невмешательству в процессе самовыражения ребёнка. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Что может выразить ребёнок, если его жизнь бедна чувствами и впечатлениями, если он не имеет необходимых материалов для творчества и не владеет элементарными изобразительными умениями? Безусловно, не следует навязывать ребёнку своё видение мира, свои вкусы. Надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственности детского восприятия. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно, использовать их. Ещё Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка.
Принимая во внимание вышеизложенные факты, определим актуальность данной работы.
Актуальность и новизна.
Нетрадиционные техники рисования – важней шее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.
Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предмето-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает её включённость в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля), и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.
Дошкольное воспитание 20 века, по существу, сводилось лишь к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знаний, умений, навыков, но при этом недостаточно учитывалась специфика развития детей дошкольного возраста, самоценность этого периода жизни ребёнка. «Концепция дошкольного воспитания» (1989) наметила новые подходы к дошкольному воспитанию, основанные на принципах гуманизации деидеологизации дошкольного образования, приоритета воспитания общечеловеческих ценностей (добра, красоты, самоценности дошкольного детства). Гуманизация образования как одна из проблем современной науки предполагает сосредоточения внимания на становлении творческой индивидуальности каждого ребёнка. Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста. Поэтому рассматриваемы техники, вводятся в практику дошкольного художественного образования с целью актуализации и развития их творческих возможностей как сущностной характеристики педагогической деятельности.
Таким образом, педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования творческих и изобразительных способностей предоставляют занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. При этом анализ педагогического опыта показывает, что не все педагоги осознают значимость проблемы развития творческой личности дошкольника, не владеют приёмами использования нетрадиционных техник рисования и поэтому не могут научить детей этим техникам.
Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию и недостаточной теоретической и методической разработкой проблемы использования нетрадиционных техник рисования.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определило выбор те мы исследования: использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в младшем возрасте. Перед данной работой была поставлена цель: разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования изобразительного творчества дошкольников;
- Изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста.
- Рассмотреть педагогические условия для реализации нетрадиционных техник рисования на занятиях по изодеятельности.
- Разработать и реализовать комплекс занятий для детей младших групп по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам, взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию можно использовать нетрадиционные способы изображения. Что же они дают детям?
В каждой есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить, как способы создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра.
Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
А вот техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.
Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)
Техника «Рисование мозаичными мазками» - пробуждает фантазию, развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа.
Интересная техника «Рисование по сырому листу» - происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.
Можно использовать технику «Рисование углём» - уголь позволяет получить линию бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии.
Такой вид рисования как «Смешение красок на листе» - позволяет развить фантазию, творческий подход к изображению, смелость.
Есть ещё интересный нетрадиционный приём «Набрызг». Это очень непростая техника. Её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения.
Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.
Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности.
Познакомившись с нетрадиционными методиками рисования, я решила использовать их в своей работе, так как опыт работы показывает, что занятий по разработанным Т.С.Комаровой и Т.Г.Казаковой методикам явно недостаточно для выработки у детей необходимых навыков и умений свободного рисования. Ведь не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования. Ведь изначально рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии у современных детей более чем достаточно.
Я остановила свой выбор на таких нетрадиционных техниках рисования, как пальчиком, ладошкой, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки). Составила перспективное планирование на каждую возрастную группу, это мне позволило учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечить систематичность и последовательность в работе. Поэтому работу начала от простого к сложному, а методики рисования, которые я использую, являются наиболее доступными для детей младшего возраста. Сейчас детям нашей группы 4-5 лет, но рисовать пробовали уже с 1 младшей группы, после того как закончился процесс адаптации и малыши привыкли к окружающей их обстановке и воспитателям. Пробовала технику рисования пальчиком. Занятия проводила индивидуально – для получения наилучшего результата, затем объединяла по 2-3 ребёнка. Рисование пальчиком вызывало у ребёнка особое удовольствие, когда обмакнув пальчик в краску, он оставлял свой след на листе бумаги. Учились рисовать кончиком пальчика сверху вниз травку для зайчика, божьей коровке рисовали пальчиком пятнышки на крыльях чёрной краской, украшали крылья бабочки.
Рисовали и ладошкой. Нарисовали коллективную работу – весёлое, доброе солнышко. Каждый ребёнок прикладывал к листу бумаги свои ладошки, которые сначала обмакивали в жёлтую краску, а потом прикладывали их по кругу, я направляла детей. Получились весёлые лучики, затем нарисовала личико и солнышко готово. Дети испытали огромное удовольствие от коллективной работы. В основном все наши работы были коллективными. Как таковой цели использовать нетрадиционные методы в обучении детей рисованию не было. Но попробовав и увидев результат наших работ, решила продолжать использовать эти методики рисования и дальше. Я составила перспективный план занятий по нетрадиционному рисованию и начала внедрять его в своей работе. Продумывая каждое занятие, подбирала тот материал, в котором изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Конечно, перед тем как рисовать какой-либо предмет или явление, ребёнок должен хорошо представлять, что это и как оно выглядит. Для этого рисование я начинаю с рассказа о явлении или предмета, который нужно изобразить, далее объясняю технику рисования, обязательно провожу физкультминутки, анализирую в конце занятия работы детей.
Во второй младшей и средней группе мы продолжаем рисовать пальчиками, но теперь каждому ребёнку даю готовые шаблоны. Некоторые дети уже рисуют не одним пальчиком, а несколькими. Очень понравилась детям техника рисования ладошкой. Казалось бы, что мы можем нарисовать ладошкой? Да всё, что угодно! Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Например, необычный цветок тюльпан можно нарисовать ладошкой. Чем же он необычен? А тем, что бутоны тюльпана рисуются не с помощью кисточки, а при помощи детских ладошек. Для получения этого рисунка потребуется всего две краски, красная и зелёная.
Процесс работы прост: разводим красную краску, делаем отпечатки ладошек на белом листе бумаги. Всё, бутоны тюльпанов готовы, теперь осталось нарисовать зелёный стебель и листики. Нетрадиционный рисунок готов. Несложно, красиво, необычно. Есть дети, которые рисуют левой рукой, так рисовать таким способом им нравится, а вот с кистью работать тяжело, поэтому для таких детей это большой плюс в рисовании. Так с помощью ладошки появляются тюльпаны, воробьи, осьминожки, деревья.
Другой интересный вариант рисования, который я использую – метод тычка. Для этого метода достаточно взять ватную палочку или жёсткую кисть. Что мы делаем? Опускаем ватную палочку или жёсткую кисть в краску( дети эти методом уже владеют очень хорошо) и точными движениями делаем тычки по альбомному листу. Палочки или кисть будут оставлять чёткий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом с помощью ватной палочки рисовали падающий снег, украшали рукавичку, косыночку .
В средней группе рисовали пушистую мимозу, используя метод тычка (ватная палочка). Нарисованная ватной палочкой мимоза получилась пушистая и красивая. Краска не растекалась и не размазывалась в отличии, когда дети рисуют кистью .
Методом тычка, используя жёсткую кисть, рисовали пушистых зайчат, котят, косолапого мишку. Я рисовала силуэт животного, а дети кистью – тычком, закрашивали шубку, она получалась «пушистая». Работы вышли очень интересные и разные. У кого мишка вышел лохматый, у кого немного пушистый.
Так же использую в своей работе с детьми технику «Прижми и отпечатай». Рисуем пробками, крышками, поролоном. Применение таких помощников в рисовании очень нравится детям. Ведь так быстро можно нарисовать шарик, божью коровку, цыплёнка, - стоит только раскрасить верхнюю часть пробки и отпечатать её на лист. Получившийся ровный круг дополняется воображением ребёнка. Для того. Чтобы нарисовать цыплёнка такой техникой мы берём одну крышку, желательно маленькую, другую немного побольше. Закрашиваем верхнюю часть, отпечатываем, дорисовываем ножки, клювик, глазик. И цыплёнок оживает .
Таким методом рисования можно нарисовать и гусеницу. Так же закрашиваем верхнюю часть пробки зелёным цветом. Делаем несколько отпечатков идущих друг за другом, дорисовываем кисточкой глазки, лапки – вот и готова гусеница перебирающая лапками
Я, считаю, что техники рисования пальцами, ладошкой, тычком, пробками, поролоном позволяет сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:
- Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия
- Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости
- Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей
- Развивается мышление, речь, воображение
- Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов
- Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции
- Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.
Выводы:
Цель данной работы была: разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в младшем и среднем дошкольном возрасте, среди которых: техника рисования тычком, прижми и отпечатай, рисование ладошкой и т.д.
Решению задач данной работы послужило изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.
Предложен перспективный план (см. приложение №1) и комплекс занятий для детей средней группы по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности. Также описана техника рисования пальчиками и ладошкой. Эта техника даёт возможность детям испытать необыкновенное наслаждение от тактильных ощущений при работе с краской, бумагой и водой. Техника рисования прижми и отпечатай, развивает у детей воображение, ребёнок начинает домысливать, а что же получится в результате? Метод тычком позволяет детям придать изображённому животному лохматость, что дети простой кисточкой не смогут сделать.
В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.
Список литературы:
- «Воспитатель» - №5 2009 г.
- Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2007 г.
- Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
- Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» - М-С 2011 г.
- Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - П., 1981 г.
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
- Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.
Приложение №1
Перспективное планирование:
Нетрадиционные техники рисования во второй младшей группе
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | «Бабочка» (рисование пальчиком) | Знакомить с творческим процессом – рисование пальчиком. Закреплять знание цветов (красный, жёлтый). Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Учить радоваться полученному результату. |
«Гусеница» (прижми и отпечатай, пробка) | Учить рисовать пробками, прикладывая их к листу. Закрепить знание цветов (зелёный, чёрный); развивать чувство ритма, воображение. | |
Октябрь | «Ёжик» (тычок, кисть) | Учить детей закрашивать по контуру тычком; закреплять представление о цвете (чёрный); учить находить сходство с игрушкой и радоваться полученному результату. |
«Рябина» (рисование пальчиком) | Учить детей рисовать кисточкой веточку рябины. Продолжать учить рисовать пальчиком ягоды. | |
Ноябрь | «Цыплёнок» (крышка) | Учить детей рисовать крышками, прикладывая их к листу, закреплять название домашних птиц и их детёнышей, место обитания, учить радоваться полученному результату. |
«Воробей» (ладошка) | Учить детей рисовать руками путём прикладывания их к листу бумаги; учить рисовать голову печатанием крышки, набирая краску с поддона, а глаз кончиком кисти. | |
Декабрь | «Украсим рукавичку» (ватная палочка, тычок) | Учить детей самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватной палочкой с гуашью, украшать изделие точками, нарисованными ватной палочкой. |
«Утёнок» (тычок, кисть) | Закреплять умение рисовать методом тычка, прививать аккуратность при рисовании, закреплять название птиц и их детёнышей, место обитания, учить радоваться полученному результату. | |
Январь | «Друзья для ёжика» (ладошка) | Продолжать учить детей рисовать ладошкой и пальчиком, добиваясь сходства с ежом, закрепить знания детей о повадках ежа. |
«Ёлка» (тычок) | Продолжать учить детей методом тычка. Закреплять представление о цветах (зелёный, коричневый) и умение правильно держать кисть. | |
Февраль | «Чашка» (ватная палочка) | Продолжать учить самостоятельно, подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватной палочкой с гуашью, украшать изделие точками. |
«Снеговик» (рисование пальчиками) | Учить внимательно, рассматривать образец и следовать ему, закреплять умения рисовать пальчиками круг. | |
Март | «Тюльпан» (ладошка) | Продолжать учить рисовать ладошкой, кончиками пальцев, набирать краску; закреплять представление о цвете (зелёный, красный). Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Учить радоваться полученному результату. |
«Воздушные шары» (крышка) | Продолжать учить рисовать крышками, прикладывая их к листу, закрепить знание цветов (красный, жёлтый). Продолжать учить выполнять работу аккуратно. | |
Апрель | «Божья коровка» (пробка, ватная палочка) | Продолжать закреплять умение рисовать крышками, аккуратно пользоваться ватной палочкой, ставя точки, радоваться полученному результату. |
«Мишка косолапый» (тычок, кисть) | Учить рисовать медведя по контуру тычком. Закрепить знание цвета (коричневый, чёрный). Прививать интерес к рисованию. | |
Май | «Жучок» (крышка) | Продолжать закреплять умение рисовать крышками, прикладывая их к листу, закреплять знание цветов (коричневый, чёрный), радовать полученному результату. |
«Знакомство с клюквой» (рисование пальчиком) | Продолжать учить детей рисовать пальчиком, познакомить детей с ягодой клюквой, закрепить умение рисовать предметы округлой формы, воспитывать активность, внимание, учить радоваться полученному результату. |
Перспективное планирование
Нетрадиционные методы рисования в средней группе
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь | «Ветка вишни» (кисть, рисование пальчиком) | Учить детей рисовать ветку с ягодами используя, рисование кистью и пальчиками, располагать рисунок на всём листе. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. |
«Жёлтый одуванчик» (тычок кистью) | Закреплять умение детей рисовать методом тычка и кончиком кисти. | |
Октябрь | «Осенние листья» (тычок кистью) | Учить детей делать отпечатки листьями. Учить смешивать красную и жёлтую гуашь для получения оранжевого цвета. Учить различать и называть деревья, узнавать листья. |
«Осеннее дерево» (ладошка) | Учить детей рисовать осеннее дерево с помощью ладошки, вносить по желанию детей дополнения (листва разного цвета, трава). | |
Ноябрь | «Цыплёнок» (тычок жёсткой кистью) | Продолжать учить детей рисовать предмет, состоящий из двух кругов, простым карандашом. Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жёсткой полусухой кисти, доводить предмет до нужного образца с помощью кисточки. |
«Котёнок» (тычок жёсткой кистью) | Продолжать учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок полусухой, жёсткой кисти. Закреплять умение подбирать нужный цвет, доводить предмет до нужного образа с помощью мягкой кисти. | |
Декабрь | «Рыбка» (ладошка) | Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Развивать воображение, воспитывать любовь к живой природе. |
«Осьминог» (ладошка) | Познакомить детей с морем и его обитателями. Воспитывать любовь к живой природе, развивать воображение и интерес к рисованию. | |
Январь | «Салют» (рисование кистью на мокром листе) | Познакомить детей с новой техникой рисования на сыром листе бумаги. Продолжать учить подбирать красивые цветосочетания для создания, задуманного образа. |
«Снежная баба» (оттиск скомканной бумагой) | Продолжать учить детей передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя оттиск скомканной бумаги. Учить доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки. | |
Февраль | «Укрась медвежонку рубаху» (ватные палочки) | Закрепить умение детей рисовать ватными палочками, пальчиками, кистью. Учить выбирать технику самостоятельно в зависимости от выбранного рисунка. |
«Синица» (ладошка, крышка) | Продолжать учить детей рисовать руками, учить рисовать голову печатаньем крышки, набирая краску крышкой, глаза рисовать кончиком кисти, находить сходство с птицей, радоваться полученному результату. | |
Март | «Ваза с цветами» (ладошка) | Продолжать учить детей рисовать руками прикладывая, их к листу бумаги, учить закрашивать предмет (вазу) не заходя за контур. |
«Веточка мимозы» (пальчиками) | Продолжать учить детей рисовать кисточкой веточку мимозы. Продолжать учить рисовать цветы пальчиком. Воспитывать любовь к близким. | |
Апрель | «Разноцветные яички» (ватная палочка) | Продолжать учить детей рисовать предметы овальной формы, передавая характерную форму яйца. Продолжать учить методом тычка контур ватной палочкой с гуашью, украшать изделие. |
«Дерево» (тычок) | Учить детей рисовать по представлению большое дерево на всём листе бумаги, передавая упрощённое строение ствола и кроны. Закреплять умение рисовать крону разными способами. | |
Май | «Бабочка» (ватная палочка) | Учить украшать предмет яркими цветами и узорами. Развивать творчество, воображение. |
«Путешествие в сказку» | Создать положительный эмоциональный настрой в группе, закрепить навыки рисования нетрадиционной техникой (пальцем или ватной палочкой) развивать мелкую моторику рук. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Нетрадиционные техники рисования в развитие творчества дошкольников"
Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, с...
Мастер класс для родителей "Нетрадиционные техники рисования в развитии творчества детей"
Мастер класс для родителей "Нетрадиционные техники рисования в развитии творчества детей"...
Статья «Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творчества детей»
Формирование творческой личности – одна из важных задач дошкольной педагогики. Большинство из нас забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детские годы. Каждый ребе...
«Использование нетрадиционных техник рисования для развития творчества детей»
Консультация для родителей...
«Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творчества детей».
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрастекаждый ребенок представляет собой маленького исследователя с радостью и удивлениемоткрывающего для себя незнакомый и...
.«Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творчества детей»
В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использова...
Родительское собрание "Использование нетрадиционных техник рисования для развития творчества у детей дошкольного возраста"
Предагаю конспект родительского собрания опо нетрадиционным техникам и способам рисования у дошкольников...