Проект " Нетрадиционные техники рисования"
проект по рисованию (старшая группа)

Васильева Светлана Васильевна

"Система работы по формированию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рисование18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект на тему "Система работы по формированию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"

Автор: Васильева Светлана Васильевна.
Описание: Предлагаю вашему вниманию педагогический проект "Система работы по формированию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования". Данный проект будет полезен воспитателям ДОУ, студентам, учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования.
Назначение: Для проведения в ДОУ с детьми 4-5 лет.

Тип проекта: творческий, познавательно - исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный.
Реализация проекта: июль 2018- май 2019 год. 
Обоснование необходимости проекта.
Сегодня педагоги и психологи выступают против традиционных дидактических методов обучения, используемых в дошкольном образовании, которые часто вынуждают детей действовать в рамках установленных схем, против навязывания стереотипных представлений, которые не возбуждают фантазию ребенка, а надоедают ему, подавляют его творчество и не стимулируют развитие творческой личности.
Необходимость использования нетрадиционных техник рисования в организации изобразительного творчества детей дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие представляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений, способствует развитию детского творчества, воображения. Дети любят что-то новое, им интересно яркое разнообразие материалов, в результате чего, они получают успешный, лёгкий продукт деятельности. Но, после изучения методической литературы по изобразительной деятельности, мы отметили, что в ней рекомендуется ограниченный круг художественных техник, что сдерживает творческие возможности дошкольников и отрицательно сказывается на выразительности работ. В этом и состоит противоречие между целесообразностью использования нетрадиционных техник в детской изобразительной деятельности и недостаточной теоретической и методической разработанностью данного вопроса. 
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, творчества, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Рисунки при рисовании нетрадиционными техниками и материалами не могут быть плохими или хорошими, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима. Это зарождает у детей новое желание рисовать, стремление к творческому отражению ощущений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию творческой личности.
Проблема: Недостаточно сформированы представления детей среднего дошкольного возраста о нетрадиционных техниках рисования. Изображая цветы традиционными способами, рисунки у детей получаются неправильными, они не соответствует желанию детей получить изображение близкое к их замыслу, что быстро отвращает детей от рисования.
Цель проекта: Разработка системы работы по формированию творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. 
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования. 
2.Провести анкетирование родителей воспитанников по выявлению у них представлений о нетрадиционных техниках рисования.
3.Провести первичную диагностику воспитанников, выявить уровень усвоения знаний о нетрадиционных техниках рисования, выявить уровень творческого развития.
4.Создать систему работы по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста при рисовании цветов нетрадиционными техниками и материалами. 
5.Осуществление проекта по формированию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста при рисовании цветов нетрадиционными техниками и материалами. 
6.Провести повторную диагностику воспитанников по выявлению уровня усвоения знаний о нетрадиционных техниках рисования, по выявлению творческого развития.
7.Подвести итоги проделанной работы и определение перспективы.

Предполагаемые результаты: 
Дети:
•владение нетрадиционными приёмами и техниками рисования;
•проявление творческой активности при рисовании нетрадиционными техниками и материалами;
•умение передавать образы цветов и других предметов окружающего мира разными изобразительными средствами;
•развитие познавательного интереса детей, расширения знаний детей о нетрадиционных техниках рисования; 
•владение исследовательскими действиями с различными материалами.
Педагоги:
•повышение педагогической компетентности и профессионального уровня педагогов по формированию творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
Родители: 
•приобретение знаний о нетрадиционных техниках рисования;
•обогащение детско-родительских отношений в совместной творческой деятельности.
•проявление активного творческого участия в работе группы и ДОУ.

Этапы реализации проекта
Подготовительный: Июль-сентябрь 2018 год
•Изучение методической литературы по формированию творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.
•Теоретический анализ состояния проблемы в научно - методической литературе, материалов передового педагогического опыта;
•Первичная диагностика усвоения знаний о нетрадиционных техниках рисования, уровня творческого развития.
•Анкетирование родителей;
•Разработка плана проекта.
•Анализ предметно - развивающей среды, условий для реализации проекта;
•Поисковая работа по подбору наглядного, литературного и дидактического и материала;
•Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
Практический Сентябрь-май 2018-2019 год
Формы работы с детьми:
беседы о цветах, наблюдения, экскурсии;
виртуальные экскурсии по саду цветов;
чтение энциклопедической литературы, легенд о цветах;
просмотр презентаций, видеоуроков: «Рисование нетрадиционными техниками и материалами»;
творческие, дидактические, рисуночные игры;
изобразительная деятельность, экспериментальная деятельность с красками;
развлечения, викторины;
выставки детского творчества.

Формы работы с родителями:
размещение наглядной информации для родителей;

беседы, консультации;
рекомендации по рисованию нетрадиционными техниками и материалами; 
проведение мастер-классов, выставок, фотовыставок;
совместное творчество детей и родителей;
привлечение к пополнению развивающей образовательной среды;
Оснащение развивающей образовательной среды:
пополнение центра творчества новыми материалами для рисования;
сбор материалов, поделок цветов для создания мини-музея «Мир цветов»;
оформление картотеки нетрадиционных техник рисования.
Заключительный – обобщающий Май 2019 год.
Итоговая диагностика усвоения знаний детей о нетрадиционных техниках рисования, уровня творческого развития.
Итоговое анкетирование родителей.
Создание: «Копилка советов» для родителей по рисованию нетрадиционными техниками. 
Творческий отсчёт – организация выставки детских работ.
Создание системы работы по формированию творческих способностей у старших дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования.
Анализ проведенной работы и полученных результатов.
Перспектива на последующую работу в данном направлении.

Оценка эффективности реализации проекта.
Созданы достаточные условия для организации деятельности по формированию творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования. Проведены занятия и мастер-классы по обучению детей, родителей и педагогов приёмам рисования нетрадиционными техниками и материалами. 
Дети имеют сформированное представление о нетрадиционных техниках и материалах. Владеют этими нетрадиционными техниками, с увлечением рисуют, используя оригинальные материалы. Применяют полученные знания и умения в самостоятельной изобразительной деятельности, проявляют творческую активность при рисовании нетрадиционными техниками. У родителей сформировались знания о нетрадиционных техниках рисования, повысилась их компетентность. Родители осознали значимость нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей. Обогатились детско-родительские отношения в совместной творческой деятельности. 
Анализируя работу над проектом и его результаты, пришли к выводу о его значимости и важности. Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе реализации проекта, позволил сделать вывод о положительной динамике роста. Мы убедились, что данное направление работы очень актуально сегодня, дает положительные результаты. 

Заключение.
На данном этапе проекта можно говорить о совершенствовании технических навыков детей и об их неподдельном интересе к творческой деятельности при рисовании нетрадиционными техниками и материалами. Дети стали свободнее ориентироваться в многообразии предлагаемых техник рисования, у них появились свои предпочтения в выборе материала для создания изображения. Ребята перестали бояться экспериментировать с цветом и сделать что-то неправильно, а наоборот, стали высказывать свои предложения и желание сделать по-своему. 
Я намерена и дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные техники рисования открывают большие возможности развития творческих способностей, фантазии, воображения у детей. Границы нетрадиционных способов изображения можно постоянно расширять, сочетая их, друг с другом, придумывая новые.
По итогам данной проектной деятельности можно сделать вывод, что обучение детей нетрадиционным способом рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу рисования, способствует развитию воображения и творчества и доставляет детям огромную радость.
На сегодняшний день результат всей проведенной проектной деятельности радует и меня, и детей, и родителей моих воспитанников. Созданная нами система работы апробирована и реализована и даёт положительные результаты в нашем ДОУ.

Литература:
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1,2.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
2. Доронова Т. Н Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. Методические рекомендации для воспитателей. – М.: Просвещение, 2002
3. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольников. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
4. Козакова Р. Г Занятия по рисованию с дошкольниками – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
5. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
6. Короткова Е. А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду – Ярославль: Академия развития, 2010.
6. Лыкова И. А. Цветные ладошки: Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2- 7. М., 2006.
7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2008.
8. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности. – СПб,: КАРО, 2007.
9. Утробина К. К., Утробин Р.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3 -7 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2004.
10. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль.; Академия развития: Академия холдинг, 2004.
11. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты.- М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2008.
12. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект" Нетрадиционные техники рисования"

Цель проекта: Познакомить детей со способами нетрадиционной техники рисования.Задачи проекта:Для детей - Развитие активности и самостоятельности детей в изо;- Развитие мелкой моторики рук;- Развитие в...

Проект "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"

Художественно-эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе деятельности по ознакомлению с окружающим миром...

Проект "Нетрадиционные техники рисования"

В проекте описано разнообраззие нетрадиционных техник рисования....

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Успешный проект нетрадиционной технике рисования: рисование с пеной для бритья «Необычное творчество»

В настоящее время государство выдвигает особые требования к системе дошкольного образования, целью которого является воспитание творческого, свободного, обладающего способностью эффективно и нестандар...

ПРОЕКТ «Нетрадиционные техники рисования: рисование мятой бумагой»

Одной из современных проблем дошкольной педагогики является воспитание творческой личности.Творчество является неотъемлемой частью жизни ребенка. Ребёнок каждый раз ищет свой, индивидуальный способ по...