Отчёт по проекту "Народные промыслы"
проект по рисованию (подготовительная группа)
Отчёт по проекту "Народные промыслы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитический отчёт по проекту: «Народные промыслы»
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетие». Б. М. Немецкий.
Одним из важнейших средств художественно-эстетического развития является народное декоративно-прикладное искусство .Оно является частью национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, патриотизм, оптимизм, мудрость, извечное стремление к красоте.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, сегодня не может быть особенно успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа и своей культуры. «С молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через устное народное творчество и произведения народного декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес, воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности.
Образовательная программа дошкольного учреждения содержит по народному декоративно-прикладному искусству обязательный минимум, но чтобы увлечь детей, подарить им радость творчества, познакомить с историей русского народного творчества, этого недостаточно. Маленькому ребенку невозможно дать глубокое представление о народном искусстве. Но некоторые образцы народных промыслов детям можно показать. Поэтому я решила использовать в своей работе проект «Народные промыслы».
Детей воспитывает все, что их окружает. Я запланировала свою работу с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Изучила истории развития различных народных промыслов, уточнила методы и приёмы, используемые при росписи, пополнила развивающую среду группы изделиями народного декоративно-прикладного искусства. Собрала различный иллюстрированный материал, материал и оборудование для самостоятельной художественной деятельности детей: бумага разнообразных цветов, карандаши, восковые мелки , гуашь, пластилин.
Чтобы реализовать все запланированное я использовала в работе различные методы и приёмы:
Всю работу я старалась строить так, чтобы развитие ребёнка было действительно гармоничным.
Прежде чем начать знакомить детей с техникой новой росписи, её цветосочетанием, колоритом, сначала рассказывала детям историю возникновения росписи, о её истоках, о тех мастерах – искусниках, которые издревле придумали эту роспись. Каждая роспись используется по своему предназначению, как задумал её мастер. Дымковская – значит глиняные игрушки на потеху детям и взрослым; городецкая – это изделия из дерева, дома – терема; если это хохлома – нарядная посуда, расписанная золоченой краской, потому она и зовется «Золотая Хохлома»; гжель – это бело – голубое фарфоровое чудо.
Первоначально знакомила ребят с одним из видов искусства, а затем с двумя-тремя видами в сравнении. Важно было показать детям общие образы народных игрушек и характерные различия. Ребят учила по одному-двум признакам узнавать знакомые виды декоративного изделия, будь это русская народная игрушка (дымковская, филимоновская, каргопольская, украшенная геометрическим орнаментом или деревянная богородская игрушка ; или предметами быта (посуда, мебель, украшенная растительным узором – городецкой, хохломской, полохов-майданской, жостовской , гжельской росписью и др. Дети учились различать их по материалам и характерным признакам. Знакомя детей с промыслом, давала некоторые сведения о нём, определяла вместе с детьми содержание и назначение предметов. Обращала внимание детей на колорит, композицию узора на изделиях. Для росписи детям предлагала силуэты животных, фигурки барышень, вырезанные из белой бумаги.
Проводила дидактические игры на закрепление элементов росписи и композиции «Составь узор для дымковской игрушки», «Подбери узор для юбки дымковской барышни»,«Обведи элемент» ,«Обведи и раскрась». Эти игры способствуют развитию интереса к народной культуре, различным видам росписей ; дети самостоятельно придумывают новые композиции и учатся рисовать различные узоры. Развивается мышление, память, внимание, мелкая моторика пальцев, обогащается словарь детей.
Учитывала возможности и способности каждого ребенка при планировании индивидуальной работы. Когда знакомила детей с тем или иным элементом обращала внимание на неповторимость каждого узора, каждой детали. В ходе проекта дети научились хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоили цвета росписей, стали лучше владеть кистью, могут назвать элементы росписи.
Подытоживая результаты своих наблюдений за детьми в процессе приобщения их к народному декоративно-прикладному искусству , я пришла к выводу:
Вывод: Я убедилась, что декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь народное творчество-источник чистый и вечный, оно идет от души. Душа народная добра и красива, именно поэтому необходимым условием развития личности является использование народного декоративно-прикладного искусства в работе с детьми. Рассматривая узоры, обогащается словарный запас детей ,они учатся образному восприятию: на хохломских чашках травка огнем горит, узор гжели похож на ледяные узоры в тереме Деда Мороза, дымковские глиняные игрушки – на персонажей из сказки. Описывая изделия мастеров, дети рассказывают об их назначении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.
В процессе данного проекта у детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание, самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции, появилось желание еще больше узнать о творчестве народных мастеров. Дети, видя результаты своей деятельности, научились их анализировать и находить им применение.
Таким образом, тема проектной деятельности по народному декоративно - прикладному искусству очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/02/picture-423748-1396423993.jpg)
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов» (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)
Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией для подготовительной группы «Создание мини-музея народных промыслов»(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)Цель: Формировать знания детей...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/30/picture-763573-1575145714.jpg)
Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»
07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/10/picture-421151-1510304845.jpg)
Региональный конкурс образовательных проектов по ознакомлению детей с народными промыслами «Город мастеров» Тема проекта: «Народные промыслы России»
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Культурное наследие народа – огромное...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/12/picture-1029086-1523509461.jpg)
Отчёт о проведении творческого проекта "Русские народные промыслы"
Отчёт о проведении творческого проекта "Русские народные промыслы"...