Предметно-пространственная среда.
статья (средняя группа)
Формирование творческих способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad._predmetno-prostranstvennaya_sreda.doc | 38 КБ |
prezentatsiya_k_dokladu.pptx | 1.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Тема: Предметно-пространственная среда как фактор развития творческих способностей в изобразительной деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Тема данного исследования актуальна, так как в настоящее время в дошкольных учреждениях можно наблюдать скудную, неправильно организованную среду, не комфортную для детей среду. В частности отсутствие свободы действий и волеизъявления ребенка, скученность, шум, не эстетичность, оторванность от мира прекрасного и природы – все это затормаживает развитие изобразительных способностей детей с раннего детства.
Формирование творческих способностей детей следует начинать, прежде всего, с работы с воспитателями дошкольного учреждения. Организация зоны детского изобразительного творчества детского сада, в первую очередь, зависит от интереса к данному условию детской жизнедеятельности воспитателей и руководителей дошкольных учреждений.
Опираясь на собственные наблюдения в плане организации предметно-пространственной среды групповой комнаты, мы заключили, что в детском саду, в основном, встречается односложное внутреннее пространство, образуемое мебелью и игровым оборудованием.
Поэтому педагогами младшей группы была смоделирована и реализована в практике новая модель зоны детского изобразительного творчества, более интересная и отвечающая потребностям, желаниям и возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста.
Наша модель зоны детского изобразительного творчества дает каждому ребенку возможность заниматься поисками, не мешая другим детям и добиваться прогресса в индивидуально выбранном направлении. Неформальный и нетрадиционный подход к организации предметно-пространственной среды открывает перед детьми возможность выбора поля деятельности в соответствии со своими интересами, наклонностями и способностями. Поэтому свою высокую активность, объективно определенную данным возрастом, ребенок будет использовать позитивно. При этом подходе руководство процессами обучения и воспитания осуществляется не только педагогом, а вместе с детьми, со своими воспитанниками.
Иными словами, наша модель зоны детского изобразительного творчества создает такую атмосферу, которая способствует проявлению и развитию творчества у детей и, что особенно существенно, отвечает их индивидуальным потребностям. Интересы и потребности детей рассматриваются как один из факторов, определяющих способ организации предметной среды детского сада и процесс ее функционирования.
Формирование зоны детского изобразительного творчества групповой комнаты соответственно интересам детей - не конечный результат экспериментальной работы. Это лишь начало долгой и кропотливой работы по обучению детей пользоваться данными зонами. Когда ребенка заводят в новую, только что организованную, неизведанную им предметно-пространственную среду у ребенка резко повышается интерес и активность деятельности. Ему было интересно везде: и в уголке рисования, и в комнате исследований, и в уголке природы. Он буквально «разрывается», чтобы везде успеть поработать. Но, как в любом деле, если этот интерес постоянно не поддерживать, не усиливать у дошкольника он скоро пройдет. Вот тут и нужна творческая активность педагога, его выдумка, энтузиазм, желание разнообразить жизнь детей.
Таким образом, появилась прекрасная возможность максимально развивать и совершенствовать творческие способности детей. Каждый ребенок сам решает, что ему нужно, исходя из потребностей своей индивидуальности и возрастных особенностей. Именно этих позиций мы придерживались, обосновывая необходимость «введения» дошкольника в каждую функциональную зону, знакомство с ее содержанием, целью и разнообразными способами деятельности.
В своей работе мы стремились отходить от научения и подводить к созданию условий, дающих ребенку возможность проявить инициативу, активность, творческую направленность. При таких условиях дети получали разнообразные и меняющиеся впечатления, удовлетворяется их страсть к приключениям, тем самым, повышая функциональную активность.
В рамках принципа мобильности был использован метод актуализации творческих способностей ребенка «Стена творчества». Одна из стен групповой комнаты или ее участок предоставлялись в полное распоряжение детей. Делалось это при помощи прикрепленных крупных листов ватмана. Высота такой стены на начальном этапе не должна превышать роста ребенка. Далее нужно учитывать рост ребенка, вставшего на стул. Дети могут писать, рисовать, чертить на ней мелом, красками, карандашами, углем и любыми другими средствами, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины. Чтобы не возникло «эффекта привыкания», экспозиция часто менялась, давались задания от «Королевы-кисточки» через Уголок рисования. Сначала для того, чтобы ребенок смог понять цель данной работы и правильно использовать «стену творчества», нами был применен следующий метод. На доступной высоте были вывешены рамки-паспарту, в которые могут быть свободно вставлены различные репродукции или рисунки, и тогда ребенок может менять оформление стен в зависимости от своего настроения или новых эстетических вкусов.
Таким образом, в нашей работе по организации зоны детского изобразительного творчества, мы придерживались общего правила: если ребенку среда не кажется привычной - это плохо организованная среда.
Все работы детей использовались для оформления основных объектов предметно-пространственной среды детского сада: музыкального и спортивного залов, вестибюля, групповых комнат, спален, раздевалок. Красочно и разнообразно оформлялся вестибюль. Каждый входящий в детский сад, прежде всего, попадает в вестибюль и то настроение, которое он получит от первичного знакомства с ним зависит от впечатления, производимого вестибюлем. Человек сразу должен видеть, что он оказался в дошкольном учреждении, где царит радость, сказка, детство. Композиция вестибюля продумывалась так, чтобы у посетителя возникло желание задержаться и рассмотреть рисунки, коллективные работы, получить полезную информацию.
В оформлении вестибюля, в основном, использовались коллективные работы, выполненные в форме совместно-индивидуальной деятельности. Это позволяло каждому родителю увидеть работу своего ребенка, сравнить с рисунками, аппликациями других детей, а также позволяло разнообразить интерьер детского сада. Например, в вестибюле было поставлено небольшое засохшее дерево с веточками, на которые воспитатели вешали работы детей. Ребята назвали его «Чудо-деревом».
Таким образом, проведенная работа по организации и внедрению в практику развивающей среды в группе младшего дошкольного возраста не могла не способствовать развитию творческих способностей в изобразительной деятельности малышей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ"
Данные методические рекомендации разработаны для использования специалистами системы дошкольного образования в практической деятельности...
Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)
В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...
характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ
Характеристика изменений в жизни детей и педагогов в ходе реализации принципа индивидуализации предметно-пространственной среды ДОУ рассматривается с точки зрения реализации разных целей в и...
организация предметно-пространственной развивающей среды в группе раннего возраста
Воспитание и развитие детей раннего возраста сегодня является одной из приоритетных областей дошкольного воспитания. Рационально организованная предметная среда, разнообразие игр, игрушек ...
Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.
Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...
Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»
Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...
Развивающая среда. Предметно-пространственная, образовательная среда в группе
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его способностей, интересов и у...
- Мне нравится (1)