Использование разнообразных нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми 4-5 лет
методическая разработка по рисованию (средняя группа)

Бойко Виктория Сергеевна

Рисование-очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 4-5 лет

Введение

    Известно, немало важную роль в развитии психических процессов играет ранний возраст. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование.

    Рисование-очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию.

     В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д.Н.и др.)

     Отличие состоит лишь в степени участия воспитателя в процессе рисования.        

      Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и      

    зрительного восприятия;

  • внимания и усидчивости;
  • мышления;
  • изобразительных навыков и  умений, наблюдательности, эстетического  восприятия, эмоциональной отзывчивости;
  • кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

     Таким образом, целью моей работы является разработка методических материалов для работы воспитателя с детьми 4-5 лет по развитию интереса к рисованию, привитию любви к изобразительному искусству.

Для достижения поставленной цели необходимо

выполнить следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ по обозначенной проблеме.          

2. Разработать подходы и методическое обеспечение в работе с дошкольниками

1.Виды и техники нетрадиционного рисования.

      Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приёмы.

Так для детей первой младшей группы при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, пальцами, оттиск печатями из картофеля, ватными палочками, тычками.)

      Рассмотрим подробнее каждую из этих техник.

    В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлёпывания, прихлопывания, размазывание),пальцами (размазывание, примакивания),которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.

      Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр тренировок на бумаги возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним.            При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого – либо животного. В работе с детьми в первой младшей группе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения

Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слонёнок.                

     Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке   с краской и наносит оттиск на бумагу.

     Для получения  другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших доступных ребёнку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремёслах украшения ткани набойкой использования пряничных досок и т.д.

     Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.

Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты-печатки.      Для изготовления печаток картофель, разрезают по полам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки- определённого животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1,5 см.Рукоятка должна быть удобна для руки, пошире.

     Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приёмы использует педагог, чтобы донести до детей определённое содержание, среди них: беседа, чтение сказок, чтение художественной литературы. И так, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы

2.План работы

    Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, трафаретом. НА каждом занятии по каждой техники я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие- либо образы или сюжеты («В лесу родилась ёлочка», «Гусеница», «Сшили Тане сарафан»и т.д.)

     В связи с особенностями детей младшего возраста на каждом занятии использовались игровой приём, художественное слово, пальчиковые игры, физкульт- минутки, подвижные игры, музыкальное сопровождение.

Мною был составлен следующий план занятий:

Месяц

Техника нетрадиционного рисования

Тема занятия

Сентябрь

Рисование пальчиками

Цветные пальчики

Ягодки на тарелки

Октябрь

Рисование пальчиками

Сшили Тане сарафан

Разноцветные мячики

Ноябрь

Рисование пальчиками

Дождик, дождик пуще

Листья жёлтые летят

Декабрь

Рисование пальчиками

Подводное царство

Январь

Рисование ладошками

Цветик -семицветик

солнышко

Февраль

Рисование ладошками

Ёжик

Март

Рисование ватными пальчиками

Мимоза

Горошины для петушка

Апрель

Рисование тычком

Цыплятки

Бусы для Кати

Май

Рисование печаткой из картофеля

Цыпленок

Неваляшка

     Для обеспечения закрепления навыков и умений, полученных детьми во время ОД необходимо создавать условия для самостоятельной деятельности детей.

      С этой целью в доступном месте располагается бумага, изобразительные средства (карандаши, фломастеры, несложные трафареты, тычки небольшие штампики.)

       Вся деятельность детей проходит под контролем взрослого.

      Наиболее интересные, выразительные работы детей мы используем для оформления интерьера групповой комнаты.

Взаимодействия с семьями воспитанников позволяет нам дополнить и закрепить работу начатую в детском саду. Для этого нужно осуществить маленький ликбез. С этой целью мы проконсультировали родителей на тему: «Значение рисования нетрадиционными способами», «Нетрадиционные техники рисования», «Вот мы взяли краски в руки» и другие.

      Мониторинг уровня развития умения детей изображать прямые и прерывистые линии, предметы круглой формы, волнистой линии показал, что навыки детей в данном направлении стали более прочными, кроме этого дети стали более внимательными, усидчивыми они с удовольствием занимаются рисованием.

      В процессе деятельности рисования у детей наблюдается формирование навыков, контроля и самоконтроля, что в свою очередь влияет на развитие речевых центров коры головного мозга ребёнка.    Кроме этого дети хорошо ориентируются на листе бумаги. Некоторые дети, показывают, где верх листа, где низ листа.

                     

3.Перспективы

     Результаты мониторинга убеждают нас в том, что все поставленные задачи выполнены. Наблюдается положительная динамика в развитии детей раннего возраста. Это говорит о том, что мы на правильном пути. И в будущем я планирую продолжать работу в данном направлении до выпуска моих деток,  и познакомлю их с трафаретом.

                               

Список литературы:

1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

2. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.

3. Колдина Д.Н.Игровые занятия с детьми 2-3 лет-М,2010

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.

5. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007

6. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

7.Эйнон Д.Творческая игра:от рождения до 10 лет.-М.,1995

8. . Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2

9. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование проектной деятельности с использованием регионального материала в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Патриот – это человек, который не пожалеет  Ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения  Своей Родины, ради любви к своему народу,  Человек, который жертвует собой ради бла...

Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного возраста. Организация совместной деятельности.

Опыт работы по использованию развивающих игр в работе с детьми дошкольного   возраста.                            ...

«Театрально – игровая деятельность с использованием логоскозок в коррекционной работе с детьми»

Педагогический проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, родителям.    В нашем мире, насыщенном информацией и стрес...

Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Дыхательная гимнастика»

Правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития человеческого организма. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти...

Консультация для воспитателей " Использование элементов шахматной игры как принципа интеграции в образовательной деятельности работы с детьми" .

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития...