Дополнительна общеразвивающая программа Студия творчества «Королевство красок» 4-5 лет
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Дополнительна общеразвивающая программа Студия творчества «Королевство красок» 4-5 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelna_obshcherazvivayushchaya_programma_studiya_tvorchestva_korolevstvo_krasok.docx | 50.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом заведующий
Протокол №_____ ____________О.А. Иванова
От ____________________ Приказ №___________ от____________
УЧЕТ МНЕНИЯ
Совета родителей
Протокол №_____
От _________________ г.
Дополнительна общеразвивающая программа Студия творчества «Королевство красок»
Рабочая программа
4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Автор:
Педагог дополнительного
образования –
Иванова Т.С.
Санкт-Петербург
2020 г.
Содержание:
1 | ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
1.1 | Направленность дополнительной образовательной программы | 4 |
1.2 | Актуальность, педагогическая целесообразность | 4 |
1.3 | Отличительные особенности программы | 5 |
1.4 | Цель и задачи. | 5 |
1.5 | Характеристики особенностей развития детей. | 9 |
1.6 | Планируемые результаты освоения программы. | 6 |
1.7 | Сроки реализации, условия. | 6 |
2 | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. | 7 |
2.1 | Средний дошкольный возраст. | 7 |
2.2 | Особенности взаимодействия с семьями воспитанников | 9 |
3 | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 9 |
3.1 | Календарный учебный график | 9 |
3.2 | Учебный план | 9 |
3.3 | Календарно-тематическое планирование работы | 10 |
4 | МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ | 12 |
4.1 | Диагностические критерии | 12 |
4.2 | Методическое и дидактическое обеспечение | 13 |
5 | ЛИТЕРАТУРА | 14 |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность, интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
- Направленность дополнительной образовательной программы
Программа «Королевство красок» для детей 4-5 лет направлена на реализацию базисных задач художественно-эстетического развития детей, а также на свободу творчества, не навязывая при этом страх совершить ошибку, который в дальнейшем мешает творчеству и личностному развитию, превращая талантливых людей в посредственность. Оригинальные, (не традиционные) техники рисования позволяют использовать различные материалы и помогают мыслить нестандартно.
- Актуальность, педагогическая целесообразность
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим,
нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного нестандартных изо технологий.
Все занятия в разработанной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой
программе:
- Развивает уверенность в своих силах.
- Способствует снятию детских страхов.
- Учит детей свободно выражать свой замысел.
- Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
- Учит детей работать с разнообразными художественными материалами.
- Развивает мелкую моторику рук.
- Развиваеттворческие способности, воображение и полёт фантазии.
- Во время работыдети получают эстетическое удовольствие.
- Воспитывается уверенность всвоих творческих возможностях, через использование различных изо техник.
- Отличительные особенности программы
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
- Цель и задачи
Цель: Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Обучающие:
-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
-Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
Развивающие:
- развивать фантазию и мелкую моторику;
-развивать умение видеть и создавать прекрасное из подручных материалов
-развивать эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции и пропорции; Воспитывающие:
-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
-Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.
1.5 Характеристики особенностей развития детей.
Программа рассчитана на один год обучения и рекомендуется для занятий с детьми от 4 до 5 лет. Рабочая программа «Королевство красок» предлагает проведение занятий 1 раз в неделю. Исходя из календарного года (с 1октября по 26 мая) количество часов, отведённых для занятий 32 ч.
На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительного творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события, соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц.
- Планируемые результаты освоения программы
В конце учебного года ожидаются следующие результаты:
К концу обучения ребенок может:
- различать способы нетрадиционного рисования;
- знать различные приемы работы карандашом, тушью, акварелью, гуашью;
- передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;
- уметь применять полученные знания на практике;
- знать основы цветоведения;
- уметь работать в коллективе, уметь оценивать свою работу.
1.7 Сроки реализации, условия.
- Зачисление учащихся в группы для занятий по данной программе осуществляется в заявительном порядке, в соответствии с договором об оказании дополнительных образовательных услуг между родителями и дошкольным образовательным учреждением в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Законами Российской Федерации «Об образовании» и «О защите прав
потребителей».
- Программа адресована детям 4-5 лет.
- Занятия проводятся в группах по 10-15 человек и индивидуально, сочетая принцип
группового обучения с индивидуальным подходом.
- Отсутствие медицинских противопоказаний.
- В коллектив принимаются все желающие.
Основной формой работы с учащимися по данной программе является занятие, продолжительность которого соответствует СанПиН 2.4.1.3049-13, СанПиН 2.4.4.3172-14 и возрастным нормам детей 4-5 лет 1 раз в неделю по 20 минут.
Проведение в дошкольном образовательном учреждении дополнительных занятий за счет времени, отведенного на прогулку, дневной сон и основную образовательную деятельность, не допускается. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения детей в процессе образовательной деятельности проводятся профилактика нарушений осанки, плоскостопия, оптимизация и чередование периодов интенсивной и умеренной физической нагрузки, и покоя. Организация деятельности по программе дополнительного образования предполагает обеспечить выполнение требований к оптимизации двигательно-познавательной нагрузки на ребенка в течение дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Занятия по программе проходят согласно расписанию.
Занятия по данной программе осуществляются во второй половине дня. Организация деятельности обучающихся на занятии: групповая.
Каждые 4 месяца проводиться выставка работ учащихся в холле детского сада. Программа рассчитана на 1 год обучения – 32 часа в год.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Средний дошкольный возраст.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа.
2.2 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Работа с родителями осуществляется через следующие формы:
- Дни открытых дверей;
- Творческие отчеты, выставки;
- Консультации (дистанционно или очно);
- Наглядное информирование.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Занятия в студии творчества проводятся 1 раз в неделю 20 минут (средний дошкольный возраст). Время занятий рассчитано в соответствии с требованием СанПиНа 2.4.1.3049-13 «Сонитарно-эпидемиологические треботвания к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Постановление от 15 мая 2013 года №26, а также особенностями детей: физиологическими, психическими и составляет в средней группе – 20 минут.
Количество занятий в месяц – 4.
Количество занятий в год – 32.
- Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Режим занятий |
2020-2021 | 5 октября | 31 мая | 33 недели | 1 занятие – 20 минут |
- Учебный план
Месяц | Разделы | Направления | Кол-во занятий, часов |
1. октябрь-ноябрь | Техника «ОТТИСК», «ТЫЧКОВАНИЕ» Диагностика | Живопись | 8 |
2. декабрь | Техника «МОНОТИПИЯ, АКВАТИПИЯ, НАБРЫЗГ» | Пейзажная и предметная живопись | 4 |
3. Январь | Техника «ГРАТТАЖ | Основы графики | 3 |
4. февраль | Техника «ТЫЧКОВАНИЕ» | Живопись Цветоведение Мозаика | 4 |
5. Март | Тема: Знакомство с техникой «КЛЯКСОГРФИЯ | Живопись | 5 |
6. Апрель | Тема: Знакомство с техникой «ФРОТТАЖ», «ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ | Графика | 4 |
7. Май | Повторение и закрепление пройденного материала за год. «Чему мы научились» Диагностика | По выбору детей | 3 |
3.3 Календарно-тематическое планирование работы (4-5 лет)
Месяц | Темы | Задачи | Форма проведения. Методы и приемы. |
Сентябрь | Набор детей в группу | ||
Октябрь | Диагностика. «Осенние листья» Знакомство с техникой «ТЫЧКОВАНИЕ» «Осенний пейзаж»; Знакомство с техникой «ОТТИСК» «Осень на опушке краски разводила» Рисование гуашью «Лисичка» | Оценить уровень художественных навыков на начало учебного года. -Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. -Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. - Знакомим детей с техникой печатания различными предметами (яблоко, листья, штампы, печать ластиком, пробкой, поролоновой губкой). -Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. -Воспитывать у детей умение работать самостоятельно. | Наблюдение, беседа, результаты детского творчества Практическое занятие; -информационно-рецептивный; -репродуктивный; -исследовательский; |
Ноябрь | Техника «ОТТИСК» «Чудо-рыбки» «Цветы» «Птичка на веточке» Смешанная техника «Букет для мамы» | - Продолжаем знакомить детей с техникой печатания различными предметами (яблоко, листья, штампы, печать ластиком, пробкой, поролоновой губкой). - Развивать чувство композиции. -Учить детей наносить гуашь на предметы печати. -Развивать ориентировку в пространстве. | Наблюдение, беседа, результаты детского творчества Практическое занятие; -информационно-рецептивный; -репродуктивный; -исследовательский; |
Декабрь | Знакомство с техниками «МОНОТИПИЯ, НАБРЫЗГ» «Первый снег» «Первый снег прорисовка деталей» «Зимние напевы» Смешанная техника «Ёлочка нарядная в гости к нам пришла» | - Познакомить детей с новой техникой рисования пейзажа, путем складывания бумаги, а также познакомить с техникой прорисовки снега с помощью– «набрызгов». - учить детей использовать технику монотипия. - Развивать у детей чувство цвета, композиции и формы. - Познакомить детей с основными цветами и способами их сочетания. - Обогащать речь эстетическими терминами. | Практическое занятие. -информационно-рецептивный; -репродуктивный; -исследовательский; -эвристический; |
Январь | Тема: Знакомство с техникой «ГРАТТАЖ» «Салют над городом» подготовительный этап «Салют над городом» Заключительный Этап Смешанная техника «Заснеженное дерево» | - Дать понятие о технике граттаж; - обучать технологии подготовки листа под рисунок и выполнению самого рисунка; - воспитывать аккуратность и последовательность в выполнении работы. - обогащать речь художественными терминами. | Практическое занятие; -информационно-рецептивный; -репродуктивный; -исследовательский; |
Февраль | Продолжаем знакомство с техникой «ТЫЧКОВАНИЕ» «Кто живет в зимнем лесу» «Животные крайнего севера» «Наши пушистые друзья» Рисование гуашью «Зимняя ночь» | -Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. -Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. -Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. -Воспитывать у детей умение работать самостоятельно. | Практическое занятие -информационно-рецептивный; -репродуктивный; -исследовательский; -эвристический; |
Март | Тема: Знакомство с техникой «КЛЯКСОГРФИЯ» «Веселые кляксы» «Диковинные цветы» «Кактус» Рисование гуашью «Цветы для мамы» | -Познакомить детей с новой техникой кляксография. - Учить детей дорисовывать детали, полученные в ходе изображения. - Развивать у детей фантазию, интерес к творческой деятельности. | Практическое занятие информационно-рецептивный; -репродуктивный; -исследовательский; -эвристический; |
Апрель | Тема: Знакомство с техникой «ФРОТТАЖ» «Сказка в гости к нам пришла» «Бабочки и стрекозы» Знакомство с техникой «Пластилинографией» «Весенние цветы» «Весенний пейзаж» | - Дать понятие о технике фроттаж, пластилинография; - Развивать умение работать с трафаретом; - Воспитывать аккуратность и последовательность в выполнении работы. | - Практическое занятие. Информационно-рецептивный; -репродуктивный; -исследовательский; |
Май | Повторение и закрепление пройденного материала за год. «Чему мы научились за год» Диагностика | - Закрепить знания о техниках, полученных за год - Оценить уровень освоения программы воспитанниками. | Практическое занятие; -репродуктивный; -эвристический; Наблюдение, беседа, результаты детского творчества |
- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Диагностические критерии
Разделы | Уровни развития | ||
Низкий | Средний | Высокий | |
Техника работы с материалами | Ребенок различает, но не может назвать способы нетрадиционного рисования, не различает приемы работы карандашом, тушью, акварелью. Может их применить только с помощью педагога | Ребенок различает и называет способы нетрадиционного рисования, а также различает приемы работы карандашом, тушью, акварелью, может их применить с незначительной помощью педагога. | Ребенок без труда различает и называет способы нетрадиционного рисования, а так же различает приемы работы карандашом, тушью, акварелью, может их применить самостоятельно. |
Предметное и сюжетное изображение | Ребенок передает в своей работе настроение и собственное отношение к изображаемому объекту, а также может передать общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования всегда требуется помощь педагога. | Ребенок передает в своей работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту, а также может передать общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Однако при использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается недостаточно качественным. | Ребенок передает в своей работе свое настроение и собственное отношение к изображаемому объекту, а также может передать общие, типичные, характерные признаки объектов и явлений. Пользуются средствами выразительности. Применяет все знания в самостоятельной творческой деятельности. При использовании навыков нетрадиционной техники рисования результат получается качественным. |
Основы цветоведения | Ребенок знает и различает цвета, но не может назвать основные. Может определить закономерности смешивания цветов только с помощью педагога. | Ребенок знает и называет основные цвета. Определяет закономерности смешивания цветов с незначительной помощью педагога. | Ребенок знает и называет основные цвета. Определяет закономерности смешивания цветов самостоятельно. Знает понятие «колорит» в живописи, использует художественную терминологию. |
Диагностическая таблица группы
№ п/п | ФИО ребенка | Техника работы с материалами | Предметное и сюжетное изображение | Основы цветоведения | Итоговый показатель по каждому ребенку | ||||
сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | сентябрь | май | ||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 | |||||||||
16 | |||||||||
17 | |||||||||
18 | |||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
- Методическое и дидактическое обеспечение
Методическая литература:
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.-М.:Издательство
«Скрипторий 2003,2013.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.-М.:Издательство
«Скрипторий 2003»,2013.
Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий.– М., 2007
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – Москва.2007.
Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный
ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование,
конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.-СПб.:
КАРО,2010.
Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. –
М.: ТЦ Сфера,2011.
Литература
1. Цвет творчества. Интегрированная программа художественно-эстетического развития дошкольника от 2 до 7 лет. Дубровская
М.В.,СПБ, Детство-Пресс, 2011.
2. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет, К.К.
Утробина , Г.Ф. Утробин, Москва, 2007.
3. Нетрадиционные техники рисования в детском саду (части 1,2), Г.Н.
Давыдова , Москва, 2010.
4. Сделай жизнь наших малышей ярче. Материалы для детского
творчества, С.К. Кожохина , Е.А. Попова, Ярославль, 2007.
5. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по
алгоритмическим схемам, Н.В. Шайдурова, С-Петербург, 2012.
6. Искусство батика для детей 5-7 лет (методическое пособие), Детствопресс, С-Петербург. 2010.
7. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству, Галанов
А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л.,М:ТЦ «Сфера»,2000.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. /Под ред/
Грибовской А.А, М: ТЦ «Сфера», 2005.
9. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие
дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных
образовательных учреждений, Доронина Т.Н.,М. Просвещение, 2006.
10. Приглашение к творчеству, Дубровская Н.В.,СПБ, «Детство Пресс»,
2004.
11. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники,
планирование, конспекты занятий, Казакова Р.Г.,Сайганова Т.И.,
Седова Е.М.,М:ТЦ «Сфера», 2004.
12. Рисование красками, Колль, Мери Энн Ф., М:АСТ:Астрель,2005.
13. Наука через искусство, Колль М.-Э., Поттер Дж.,Мн: ООО
«Попурри»,2005.
14. Сделай жизнь наших малышей ярче, Кожохина С.К., Попова Е.А,
Материал для детского творчества, Ярославль, 2007.
15. Изобразительная деятельность в детском саду, Лыкова И.А.,М:
«Карапуз-Дидактика»,2006.
16. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7
лет, Соломенникова О.А., Москва, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Комплексная программа студии раннего развития дошкольников "Эксперимент"
Комплексная программа Студии раннего развития дошкольников «Эксперимент»Объединение, в котором реализуется программа – Студия раннего развития дошкольников «Эксперимент»;составитель Гаркуша Д. Е.педаг...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет
Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...
Правила техники безопасности на занятиях изобразительной деятельностью на дополнительных занятиях в студии творчества «Королевство красок».
Правила техники безопасности на занятиях изобразительной деятельностью на дополнительных занятиях в студии творчества «Королевство красок»....
ПРОГРАММА НА 2020-2021 учебный год к дополнительной образовательной (общеразвивающей) программе «Студия мультипликации» (Продолжительность – 1 год)
Мультипликация как вид детского творчества существует уже, по крайней мере, два десятка лет - как в нашей стране, так и во многих странах мира. Проводимые на различных уровнях смотры, конкурсы, фестив...
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Радуга красок»
Дополнительная общеразвивающая программа «Радуга красок» художественной направленности знакомит детей с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием мат...
Дополнительная общеразвивающая программа студии " Маленькая академия наук"
Программа студии " Маленькая академия наук" является первой ступенью дошкольного образования и направлена на обеспечение ранней социализации детей от 1 года до 3 лет,развитие потенциальных в...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Вместе к успеху» (Студия индивидуального развития) ( стартовый уровень)
Настоящая программа «Вместе к успеху» (Студия индивидуального развития) имеет социально – гуманитарную направленность. Возраст обучающихся – 3-4 лет. Срок ...