Методические разработки
статья по рисованию (старшая группа)

Овчинникова Т. В.

Доклад "Коллективное творчество дошкольников в изобразительной деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коллективное творчество дошкольников

в изобразительной деятельности

Изобразительная деятельностей детей (рисование, лепка, аппликация) может проводиться

как индивидуально, так и объединяться в общую композицию.

Такие работы называются коллективными.

Коллективное творчество детей в изобразительной деятельности – это активная совместная деятельность детей в процессе создания общих картин, композиций.

Изобразительная деятельность, в том числе коллективные формы, формирует у детей

способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние других людей,

их чувства, переживания, понимать и любить природу, как в следствии этого,

у детей совершенствуются способности сочувствовать другим людям, переживать за животных.

Нравственно-эстетическое

воспитание осуществляется путем приобщения ребенка к опыту поведения и отношений

людей через содержание изобразительной деятельности, позволяет детям получить практический опыт нравственных отношений.

Коллективная работа дает возможность детям такой опыт получить.

В процессе организованной образовательной и самостоятельной деятельности

в детском саду ребята чаще выполняют каждый свою работу индивидуально, но особое

удовольствие детям доставляет создание общих картин или композиций, где

объединяются работы всех детей группы. Дети радуются таким коллективным занятиям,

их совместной деятельности по созданию одного общего рисунка, аппликации или

композиции. В совместной деятельности каждый малыш чувствует себя важным

участником процесса и причастным к полученному продукту, что очень радует детей,

и как результат – картина или композиция, созданная вместе, получается наиболее

эффектной.

При организации коллективной деятельности выделяют 3 этапа:

1. Подготовительный этап: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание

репродукций художников, экскурсии.

2. Основной этап — этап работы, включает в себя планирование, выполнение и

оценку коллективной работы.

3. Заключительный — это взаимодействие детей с уже завершенной работой.

Выбор формы проведения коллективного занятия зависит от выбранной темы

изображаемой картины, количества детей в группе, возраста детей, от того, когда

будет осуществляться работа: на занятии или в самостоятельной художественной

деятельности детей.

Согласование действий осуществляется в начале планирования и в

конце. Для создания общих композиций дети могут быть объединены в подгруппы,

каждая из которых готовит свою часть общей композиции. В создании коллективной

композиции могут быть объединены дети разных возрастных групп. В активной сов-

местной деятельности оцениваются не только общий результат, но и вклад каждого

участника общей работы.

Разумеется, для создания изображения необходимо проводить предваритель-

ную работу по накоплению и обогащению опыта, уточнению представлений детей.

Этому способствуют знакомство с изобразительным искусством, организация

целевых прогулок и экскурсий, наблюдения, чтение произведений художественной

литературы.

Приведем пример выполнения коллективной композиции на тему «Подводное

царство», которое может быть организовано следующим образом: лист бумаги А3

прикрепляется к доске или мольберту. Одновременно рисовать могут двое-трое детей.

Остальные дети садятся перед доской полукругом (такая организация

целесообразна, если детей в группе немного, иначе работа затянется, и сидящие дети устанут ждать своей очереди).

Также можно использовать два листа для создания двух ком-

позиций. В этом случае дети делятся на две подгруппы, и каждая создает свою картину.

Затем эти картины могут быть объединены. Организация может быть и другой:

на составленные в длинный ряд столы помещается длинный лист бумаги (здесь

можно использовать обратную сторону обоев). Дети, сидя или стоя, выполняют

композицию.

Каждый ребенок рисует столько рыб и других морских обитателей,

сколько захочет. Когда картина будет закончена, дети отходят от столов, чтобы

полюбоваться выполненной работой.

Если кто-то из детей захочет дополнить сюжет

изображением, надо предоставить ему эту возможность. Если время занятия не поз-

воляет, это можно сделать в свободной деятельности. Подобным образом могут быть

выполнены композиции на любые темы. Примерно так же может быть организовано

занятие по рисованию, аппликации.

Коллективными композициями можно оформлять групповые помещения детского

сада к празднику. Например, к празднику 8 марта дети старшего возраста могут нарисо-

вать траву, цветы; деревья и кусты. Они же могут нарисовать летающие бабочки. А

малыши дополнят картину плывущими по небу облаками.

Таким образом, коллективная деятельность способствует формированию навы ков

сотрудничества положительных взаимоотношений между сверстниками, умению

договариваться о содержании деятельности, соблюдать правила, оказывать помощь

тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища, участвовать в выборе материала.

Список литературы:

1. Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей: учеб. пособие для СПО

[Текст] / Т.С. Комарова, А.И. Савенков. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. –

96 с.

2. Литвинова О.Э. Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного воз-

раста [Текст] / О.Э. Литвинова. – «Издательство «Детство-пресс», 2016.

3. Лыкова И.А. Изобразительное искусство в детском саду: от базовых понятий к педагогической

модели (терминологический лабиринт) [Текст] / И.А Лыкова // «Издательство «Детство-пресс»,

2016.

4. Погодина С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятель-

ности детей дошкольного возраста [Текст]: учебник для студ. учреждений сред. проф. образова-

ния / С.В. Погодина. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 272 с.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...