воспитатель года 2021 г.
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Кузнецова Анастасия Игоревна

педагогическая находка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka.docx23.09 КБ
Файл otkrytoe_vitrazh_deti.docx19.78 КБ
Файл samoanaliz_vospitatelya_moku.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги, хочу  поделиться с вами своей педагогической находкой «Нетрадиционные техники рисования в дошкольном образовании» в группе «Солнышко»

Особая роль в дошкольном образовании отводится изобразительной деятельности. С самых ранних лет большинство детишек тянутся к рисованию, а мы, взрослые, обязаны им помочь овладеть этим видом творчества, ведь оно приобщает детей к миру прекрасного, доброго, формирует эстетическое восприятие, творчески развивает, несет в себе элементы психотерапии, успокаивает, занимает, отвлекает и создает положительный настрой. Рисуя, дети развивают определенные способности: чувствовать цвет, ориентироваться в пространстве. В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, художественный вкус. А еще рисование не может существовать под давлением. Оно должно быть свободным и неповторимым. С помощью карандашей, красок дети незаметно для себя учатся думать, сравнивать, фантазировать. Целью моей работы с детьми нетрадиционной техникой рисования является развитие творческого мышления, способностей, и детского воображения. Обучение рисованию в нетрадиционной технике включает в себя такие задачи как:

  • Учить детей пользоваться разнообразной техникой рисования, с целью формирования у них положительных эмоций, побуждать активность в обсуждении работ и желании говорить о своих чувствах. Учить видеть и понимать красоту окружающего их мира.
  • Способствовать развитию речи, фантазии, внимания, усидчивости.
  • Развивать умения производить точные движения пальцами и кистью рук.
  • Обогащать детей различными сенсорными впечатлениями.
  • Воспитывать умение работать в команде, индивидуально, доводить дело до конца.

Все дети любят рисовать, рисуя они приобщаются к этому виду деятельности. Детский рисунок – это волшебная страна внутреннего мира ребёнка. И чтобы занятия по рисованию стали яркими и запоминающимися, я успешно использую нетрадиционную технику рисования. 

Под словом «нетрадиционная техника рисования», понимается создание оригинального, нового, своего произведения искусства, в котором гармонирует все: и сюжет, и цвет, и линии. Это большая, огромная возможность детям думать, искать, пробовать, размышлять.

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, наблюдения, путешествия по сказкам, фотовыставки, конкурсы, развлечения. Использую методы: наглядный, словесный, практический. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

В работе со своими детьми, стараюсь использовать разные техники нетрадиционного рисования:

  • «Рисование валиком»
  • «Совместное рисование»
  • «Рисование ладошкой»
  • «Отпечатки ступнями»
  • «Рисование с элементами сказкотерапии»
  • «Рисование в технике витражной росписи »

Каждая техника – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, восторг, и дарит положительные эмоции. Передавая сюжет, составляя свои картины, дети выражают свое понимание, видение ситуации, свои чувства. На занятиях рисования нетрадиционной техникой, необходимо научить растущего маленького человечка творить, думать, развивать воображение, уверенность в себе, фантазировать, смело выражать свои мысли.

«Возьми карандаш правильно!» Сколько раз за занятие мы повторяем эту фразу и не только у малышей.  Я нашла способ, который формирует мышечную память - правильную постановку пальцев –это «Волшебная перчатка». Я использую детскую перчатку, обрезаю у нее все пальчики и зашиваю два из них.Такой тренажер позволяет развивать мелкую моторику рук, умение правильно держать карандаш и кисть. Так же использую и игры с перчаткой применяя художественное слово.

Одна из моих педагогических находок это - малярный валик! Рисование валиком позволяет быть не только маляром, но и художником! С помощью него дети создают фон, изображают деревья и многое другое, а самое главное какую уверенность он придаёт Юным Художникам.

Удачным считаю – метод совместного рисования, который создает условия для взаимодействия с партнером. Партнером может выступать как педагог, так и ребенок. Очень часто расстилаю на полу большой лист бумаги, рассаживаю детей вокруг, даю краски, кисти и тему. И между детьми начинается общение и взаимодействие, получается общий рисунок, появляется опыт первого совместного успеха.

В детском саду на занятиях по ИЗО-деятельности важно подобрать такую работу, которая будет посильна детям младшего возраста. В младшей группе дети плохо ещё управляют кистью, им трудно заставить кисть провести линию, овал, круг…Поэтому в этом возрасте я использую технику рисования ладошками.

 Детскими руками можно нарисовать вот такой милый кактус. Если к отпечатку ладошки добавить крылышки, лапки – то мы получим силуэт петушка.

Отпечаток детской ступни, как и ладошки, можно превратить в интересный рисунок. Самые разные персонажи могут прятаться в отпечатке ноги ребенка.

Я такое рисование  делаю как специально организованное индивидуальное занятие. Детей делю на группы по 2 человека. Один ребенок дает свои ножки для отпечатка, второй рисует глазки, ушки и хвосты.

Техника рисования с элементами сказкотерапии интересна по- своему. Метод перевоплощения в сказочных героев создают на занятиях атмосферу непринуждённости и содействуют развитию инициативы, помогают каждому воспитаннику почувствовать себя художником.

Ещё одна находка - это рисование в технике витражной росписи. Использование данной техники способствует  развитию умению концентрироваться. Формирует усидчивость, стремление довести дело до конца. Развиваются творческие способности детей, воображение. Знакомство с витражами начинается со старшего дошкольного возраста. Поэтому данной техникой рисования я занимаюсь с детьми 6 лет. Провожу занятия 1 раз в неделю. Дети довольно быстро усвоили  начальный этап техники витражной росписи. В дальнейшем буду продолжать работу в этом направлении.

 Творческий процесс всегда увлекает детей, но он всегда становится более плодотворным если в нём учувствуют  родители. Именно поэтому я практикую проведение занятий совместно с родителями наших воспитанников. Я стремлюсь достичь таких отношений, когда мамы и папы не безучастны к творчеству детей и становятся активными союзниками и моими помощниками.

Я считаю, что нетрадиционное рисование с детьми дошкольного возраста не только актуально, полезно и эффективно, но и меняет качество детских рисунков. Дети делают множество открытий и создают интересный, оригинальный продукт в виде рисунка.

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

И совсем не страшно, если наши маленькие художники перепачкаются, главное — чтобы они получали удовольствие от общения с красками и радовались результатам своего труда. Детям нужен тот результат, который вызывает у них радость, изумление и удивление!

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное казенное учреждение

«Паникинская общеобразовательная школа»

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе

с использованием нетрадиционной техники рисования

 «Сказочный витраж»

Подготовила: Кузнецова А.И

Конспект открытого интегрированного занятия в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования «Сказочный витраж»

Тема: «Сказочный витраж».

Цель:

 Познакомить с одним из видов декоративного искусства – витражами, формирование у детей интереса самостоятельного изготовления витражей. демонстрация красоты и необычности картин на стекле.

Задачи: 

- Развивать творческие способности детей, художественный вкус;

- Вызвать интерес к данному виду искусства;

- Корректировать мелкую моторику пальцев рук;

- Развивать умение правильно организовывать рабочую поверхность;

- Продолжать учить работать командой, уметь ценить свой и чужой труд, доводить начатое дело до конца.

Материалы и оборудование: 

 Изображение замка на ватмане, три окна для замка на белой бумаге, иллюстрации «Образцы работ в витражной технике», черный пластилин, гуашь, смайлики, баночки с водой, кисточки, фигурки короля, королевы, принцессы, злой колдуньи.

Ход занятия

Создание атмосферы психологического комфорта. (организационный момент)

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день, к нам на занятие пришло много гостей, давайте их поприветствуем. (Дети здороваются). А теперь поприветствуем друг друга, чтобы у всех было отличное настроение и всё получилось, я прочту следующие строчки, а вы будете за мной повторять.

Я весёлый, я красивый

Я здоровый, и счастливый

Много у меня друзей

В моей жизни всё о,кей

Подведение к теме

(Дети садятся за столы)

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Я тоже их очень люблю и сейчас расскажу вам одну волшебную сказку.

В некотором царстве в разноцветном государстве жили-были король, королева и принцесса. Все жители этого государства жили дружно, никогда не грустили и не скучали, любили петь и танцевать и всегда были веселыми. Они часто во дворце устраивали праздники, на которые приглашали всех жителей. Но в этом государстве жила злая колдунья, которой не нравилось разноцветное государство, так как её никогда не приглашали во дворец на праздники. И вот однажды, когда король и королева уехали, и принцесса осталась одна, колдунья заколдовала дворец со всеми его жителями. Во дворце стало все серо-черным, а принцесса и жители погрузились в сон.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите, чтобы сказка на этом закончилась? (Ответы детей). Замок можно расколдовать и заклятие исчезнет, если лучи солнца пробегут через цветные витражи замка, и тогда все опять станет разноцветным как раньше.

Воспитатель: Ребята, а что такое витраж? (Ответы детей)

 (Показ иллюстраций)

Витраж – это особенная картина, составленная из цветных стекол, скрепленных между собой узкими металлическими полосками, как мозаика. Это очень трудная работа, ведь кусочки стекла нужно вырезать точно, чтобы они соприкасались с другими кусочками. Это и опасная работа, так как стеклом можно порезаться. Поэтому нужно быть очень осторожными и соблюдать технику безопасности. Витражами украшают окна, стеклянные двери, купола в церквях и храмах, мебель, люстры. Свет, проходя через цветные стекла, окрашивается в их цвета и создает особую атмосферу в помещении, все вокруг становится волшебным, радостным.

Воспитатель: Ребята, а хотите сейчас поиграть? Мы с вами уже поделены на команды (раздельно стоят столы для трех или двух команд). Посмотрите, у меня есть конверты, а в них геометрические  фигуры (раздаю каждой команде по конверту).

Воспитатель: А сейчас давайте все вместе попробуем из цветных кусочков картона собрать витражный узор. (Дети выкладывают узоры)

Воспитатель: Ребята, какие красивые витражи у нас получились! Раз вы такие умельцы, может вы поможете расколдовать замок, принцессу и всех его жителей? (Ответы детей). Для этого, как вы помните, нам нужно сделать витражные окна. Делать витраж мы будем особым способом.

На столах у вас лежат окна с нарисованным уже узором. Вам необходимо взять черный пластилин, раскатать «колбаски» и выложить контур узора. Пластилин не позволит краске растекаться и смешиваться. Потом мы с вами раскрасим «стеклышки» яркими красками. И получится у нас настоящий витраж!

Так как вы команда, то должны работать дружно, сообща, помогая друг другу. А перед началом работы приготовим наши пальчики. ( Проводится пальчиковая гимнастика.)

Пальчиковая гимнастика:

Дружат в нашей группе (пальчики сжимаем в кулак и разжимаем)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим (подушечки всех пальцев одной руки)

Маленькие пальчики ( дотрагиваются до пальцев другой руки)

Раз, два, три, четыре, пять – (поочередно соединяем одноименные)

Начинай считать опять. пальцы: большой с большим, указательный

Раз, два, три, четыре, пять – (с указательным и т. д.)

Мы закончили считать. (встряхнули руки).

Дети приступают к работе. Воспитатель наблюдает за творческой работой детей и по мере необходимости помогает.

Воспитатель: Молодцы! Какие красивые окна с разноцветными витражами получились. Вот мы и расколдовали замок, принцессу и его жителей.

Воспитатель: Ребята чему вы сегодня научились на занятии? Что нового вы узнали? (дети отвечают). Я довольна вашей работой на занятии, вы хорошо потрудились и большое спасибо, что помогли расколдовать сказочный замок.

- У меня на столе есть смайлики, повесьте его той стороной на доске, какой вы считаете нужным. Если занятие понравилось, то веселый смайлик, если не понравилось – грустный.



Предварительный просмотр:

Самоанализ воспитателя МОКУ «Паникинская СОШ» открытой  НОД по использованию в дошкольном образовании нетрадиционной техники рисования в старшей группе.

    Тема занятия : «Сказочный  витраж».

    НОД построена с учетом интегративного подхода, предполагающий реализацию задач образовательных областей «художественно- эстетическое развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие».

  Непосредственно-образовательная деятельность проводилась с детьми старшей группы, возраст от 5 до 6 лет. В количестве 8 детей. Длительность 30 минут , что соответствует нормам СанПина.

    В ходе занятия предполагалось решить следующие задачи:

    Образовательные: Вызвать интерес к искусству.

    Развивающие: Развивать умение правильно организовать рабочую поверхность. Развивать творческие способности детей, художественный вкус.

    Воспитательные: Продолжать учить работать командой, уметь ценить свой и чужой труд, доводить начатое дело до конца.

    Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий демонстрационный материал замок, окна для замка, образцы работ в витражной технике,пазл «собери витраж»( из геометрических фигур), пластилин, краски, спокойная музыка. Он помог мне раскрыть тему ярко, интересно.

    Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на нее я создала проблемную ситуацию, в которой были заколдованы жители замка.

    Для решения задач я использовала следующие методические приемы

 словесные: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение, анализ занятия;

наглядные: показ воспитателя, образцы выполнения работы

игровые: дидактические игры, игра– приветствие. Выполнение игровых действий.

практический: самостоятельная деятельность детей.

    НОД состояла из   четырёх взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.

1. Вводная часть организация детей, мотивация к предстоящей деятельности.

2. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод. Детям было предложено расколдовать замок.

3.Основная часть НОД представляла собой организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.

В ходе всего НОД создавала проблемные ситуации для решения поставленных задач.

4.В заключительной части НОД каждая команда составила свою витражную композицию.

Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности.

В работе с детьми использовала беседу, вопросы к детям на сообразительность и логическое мышление все это способствовало эффективности НОД, мыслительной деятельности и развитию речи детей.

Материал для НОД был подобран на доступном для детей уровне, соответствовал их психологическим особенностям и был рационален для решения поставленной цели  и задач.

Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам. Деятельность на НОД характеризуется как совместная.

На НОД я применяла следующие формы работы: фронтальную, групповую .

Считаю, что выбранная форма организации НОД детей была достаточно эффективной, интересной, поставленные в НОД задачи были выполнены.

На протяжении всей НОД не забываю, что игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому предложила детям следующие игры:

- выкладывание витража по образцу

-игра- приветствие.

На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми и т.д.

     В процессе занятия были активны все воспитанники. Дети были внимательны, чувствовали себя комфортно.  Сохранялся интерес на протяжении всего занятия.

    Подводя итог занятия, я привлекла  к этому детей, попросила высказаться на изученную тему. Смогла создать ситуацию успеха.

    ВЫВОДЫ: Заявленная тема полностью соответствовала содержанию занятия.  Я считаю, что мне удалось полностью реализовать поставленные задачи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая записка к конкурсу "Воспитатель года- 2021"

Аналитическая записка к конкурсу "Воспитатель года -2021"...

Всероссийский конкурс «Воспитатель года – 2021» муниципальный этап

В данном разделе размещен материал для Всероссийского  конкурса "Воспитатель года - 2021", Заявка участника, анкета, представление, сочинение на тему "Эффективность использования и...

Информационная карта участника профессионального конкурса "Воспитатель года - 2021"

Информационная карта участника профессионального конкурса "Воспитатель года - 2021"...

Информационная карта участника конкурса профессионального мастерства "Воспитатель года - 2021"

Информационная карта участника конкурса профессионального мастерства "Воспитатель года - 2021"...

Информационная карта участника муниципального этапа профессионального конкурса «Воспитатель года - 2021»

Информационная карта участника муниципального этапа  профессионального конкурса «Воспитатель года - 2021»...