Методическая разработка занятия по рисованию в подготовительной группе: «Гжельские чашки».
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)
Цель: Научить детей оформлять изделия элементами гжельской росписи.
Задачи:
1. Учить детей выделять характерные особенности промысла, рисовать основные элементы гжельской росписи:
- гжельскую розу в технике «мазка с тенью»,
- «капельки» концом кисти, травинки, завитков, волнистых линий.
2. Совершенствовать технические навыки рисования всей кистью, её концом, без прорисовки узора карандашом.
3. Расширять знания детей об истории гжельского промысла, о гжельской росписи.
Технические задачи: Познакомить с новой техникой рисования «гжельской розы.
Образовательные области: «Художественно эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Методы:
- Наглядный метод (показ, образцы поделок, иллюстраций).
- Словесный (беседа, пояснение, вопросы и художественное слово).
- Практический (создание игровой ситуации, смена деятельности, заинтересованности).
Виды детской деятельности:
«Художественно эстетическая деятельность», «Продуктивная деятельность», «Познавательная деятельность», «Речевое развитие».
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Воспитатель:
Сегодня рано утром почтальон принёс нам посылку. Здесь написан адрес: детям подготовительной группы. Посмотрите, какая она необычная (на посылке наклеены предметы гжельских промыслов).
- Интересно узнать что в этой посылке находится?
Воспитатель:
«Откроем посылку?»
Воспитатель и дети открывают посылку.
Воспитатель:
«Посмотрите здесь много разных интересных предметов».
Воспитатель и дети достают из посылки предметы и рассматривают их.
Воспитатель:
«Как вы думаете, что это за предметы?»
Предполагаемые ответы детей:
«Это посуда: вазы, тарелки, самовар».
Воспитатель:
«Да, посуда. Но это необычная посуда, она совсем не похожа на наши тарелки, вазы и самовары».
Воспитатель достает из посылки конверт с письмом и показывает детям.
Воспитатель:
«В посылке лежит письмо. Сейчас я вам его прочту и мы узнаем, кто прислал нам эту замечательную посуду».
Воспитатель открывает письмо и читает его.
Воспитатель:
«Дорогие ребята, мы приглашаем вас в гости, в наше королевство гжельских мастеров. А наш подарок гжельских сувениров приведет вас в сине голубую сказку» - (Веселые мастера и умельцы).
Воспитатель:
«Ребята, а вы хотите отправится в сине-голубую сказку? а почему она называется сине голубой сказкой, вы сейчас поймете сами»
Организационная часть
Воспитатель:
«Когда, я была маленькая, как вы. Мне бабушка рассказывала сказку про гжельских мастеров. И сейчас мне хочется рассказать её вам. Хотите послушать?»
Предполагаемый ответ детей: «Да!»
Воспитатель рассказывает сказку.
Практическая часть
Воспитатель:
«Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им своё мастерство показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своем царстве глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской различных оттенков. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек- синей краской».
Воспитатель показывает детям иллюстрации, на которых изображены разные узоры из цветов, капелек, волнистых линий, завиточков.
Воспитатель:
«Обратите внимание, какие красивая посуда получалась у творцов и делали они её своими руками!»
Воспитатель:
«У каждого творца- художника есть свой узор любимый. Это трава шелковая, цветы весенние и мастерство волшебное достойное восхищения. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получилась роспись. Вот такая замечательная сказка. Понравилась она вам?»
Предполагаемый ответ детей: «Да».
А закончить хочу сказку такими строчками:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь,
Известно всем в народе ее названье – Гжель!
Беседа по сказке.
- О каком промысле идёт речь в этой сказке? (гжель)
- Из чего гжельские мастера делают свои изделия? (из глины)
- Какую краску используют мастера в гжельской росписи? (синюю)
- Какие узоры изображают гжельские мастера на своих изделиях?
Дружно станем детвора, отдохнуть пришла пора!
Физкультминутка:
- Вот большой стеклянный чайник (надуть живот, одна рука на поясе)
- Очень важный как начальник (рука как носик на чайнике)
- Вот фарфоровые чашки (присесть одна рука на поясе)
- Очень хрупкие бедняжки!
- Вот фарфоровые блюдца (кружиться вокруг себя)
- Только стукни разобьются
- Вот серебряные ложки (потянуться Вверх и сомкнуть руки над головой)
- Вот фарфоровый поднос, он посуду нам принёс (круг с детьми).
Воспитатель: Давайте вспомним, что нам прислали мастера в посылке?
(Посуду.)
- Прислали нам и необычный самовар. Посмотрите на него, прислали только самовар? А для чего нужен нам самовар? (Ответы.) А во что наливают чай? (Ответы.)
- Сегодня я предлагаю и вам стать народными умельцами и украсить чашки гжельским узором. Расписывать посуду мы будем красками.
Воспитатель: Ребята обратите внимание что, узор расположен в центре каждого изделия. Обязательным элементом в гжельском узоре является роза, по краям изделия - кайма. Обратите внимание, что предметы одного сервиза имеют одинаковый рисунок.
- «Из каких элементов состоит цветок?»
- Предполагаемый ответ детей: «Серединка и лепестки».
Воспитатель: «На что похожи лепестки цветка?»
- Предполагаемый ответ детей: «На капельку».
Капелька – один из любимых элементов Гжели.
Воспитатель напоминает детям правила пользования кистью и гуашью, а так же последовательность нанесения узора.
Воспитатель: «Надо рисовать сначала цветок по середине предмета, а лепестки, капельки – вокруг. И обязательно не забывайте, что в каждом узоре есть кайма, по краям изделия».
Самостоятельная деятельность детей
Воспитатель:
«Путешествие в сине голубую сказку понравилось вам, ребята?»
Предполагаемый ответ детей: «Да».
Воспитатель: «А вы запомнили из чего гжельские мастера делают свои изделия?»
Предполагаемый ответ детей: «Из белой глины».
Воспитатель: «Какие изделия делают мастера из белой глины?»
Предполагаемый ответ детей: «Животных, птиц и посуду».
Воспитатель: «А кто из вас запомнил, каким цветом расписывают свои узоры гжельские мастера?»
Предполагаемый ответ детей: «Сине голубым цветом».
Воспитатель: «Правильно: традиционная особенность гжельских мастеров - белый фон и сине голубые рисунки».
Воспитатель:
«Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир сказки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по ПДД в подготовительной группе
Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Проблема обучения дошкольников ...
Методическая разработка занятия по ПДД в подготовительной группе
Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Проблема обучения дошкольников ...
Методическая разработка занятия по плаванию для подготовительной группы детского сада «Здравствуй, Зимушка-Зима!»
Занятие помогает совершенствовать способность детей проявлять выносливость и силу во время выполнения упражнений в воде, повышать активность и работоспособность детского организма....
Методическая разработка занятия по рисованию в старшей группе для детей с ОНР по теме «Букет из сказки»
Методическая разработка занятия по рисованию в старшей группе для детей с ОНР по теме «Букет из сказки»...
Методическая разработка занятия по рисованию в подготовительной группе по теме: «Формирование понимания основ построения рисунка, отражающего содержание художественного произведения»
В методической разработке представлен ход конкретного занятия по рисованию. Занятие направлено на формирования умения передавать особенности построения рисунка для оформления обложки выбранной детьми ...
методическая разработка занятия по рисованию в старшей группе "РАЗНОЦВЕТНЫЕ МАТРЕШКИ"
Цель: знаĸомϲтʙо ϲ руϲϲĸой матрёшĸой, ĸаĸ ʙидом деĸоратиʙно-приĸладного тʙорчеϲтʙа.Задачи:• разʙиʙать умение ϲоϲтаʙлять узоры, уĸрашать матрёшĸу иϲпользуя различные элементы;• ϲпоϲ...
Методическая разработка занятия по рисованию в подготовительной группе по теме: «Формирование понимания основ построения рисунка»
Задачи:Образовательные:Формировать умение передавать особенности построения рисунка для оформления обложки любимой сказки.Формировать умение красиво подбирать цвета для рисунка, отражать в рисунке и п...