Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.
учебно-методический материал по рисованию (младшая группа)

Терво Анна Ивановна

Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития мелкой моторики рук средствами нетрадиционного рисования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию

на 2018-2019 учебный год

Терво А.И.

(Ф.И.О. педагога)

воспитатель

(специальность)

высшее

(образование)

1 год

(стаж педагогической работы)

_____________________________

(курсы повышения квалификации)

Сентябрь 2018 год

(дата начала работы над темой)

Май 2019 год

(предполагаемая дата окончания работы)

Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста».

Цель: Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития мелкой моторики рук средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования;

2. Разработать перспективный план работы с детьми по теме самообразования «Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста»;

3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного 2018-2019 года;

4. Организовать работу кружка «Развитие мелкой моторики по принципу техники Су-Джок терапии», создать рабочую учебную программу;

5.Оформить в группе центр, касаемый методов нетрадиционного рисования;

6. Подготовить (провести) консультацию для родителей на тему: «Значение рисования нетрадиционными способами в раннем возрасте. Крупная польза мелкой моторики»; выступление на педагогическом совете по теме самообразования;

7. Подготовить материал (провести) мастер-класс для родителей по теме: «Развитие мелкой моторики по принципу техники Су-Джок терапии»;

Актуальность выбранной темы

На начальном этапе жизни мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, работать шнуровкой. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с мозаикой. Упражнения с рисованием, лепкой, пальчиковые театры и другие занятия по формированию активности мышц пальцев прекрасно справляются с данной проблемой. Только работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, музыки и физической культуры, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений, конструирования, театрализации. Малыши эмоционально откликаются на прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихотворений, конструирование, на простые эксперименты с краской и пластилином. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка, логическое мышление и пространственное воображение.

От степени сформированности мелкой моторики зависит уровень развития речи, они взаимовлияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику. Координация движений способствует выработке гибкости, точности движений, развитию глазомера. Все это повышает работоспособность, активизируют мыслительную деятельность.

План работы на 2018 - 2019 год

Месяц

Формы работы с детьми, с педагогами, с родителями

Сентябрь

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения. Консультация для родителей «Особенности адаптационного периода детей раннего возраста в условиях ДОУ». Оформление картотеки пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений. Создание предметно- развивающей среды: изготовление дорожки здоровья.

Октябрь - Май

Кружок с детьми раннего возраста на тему «Развитие мелкой моторики по принципу техники Су-Джок терапии» (1 раз в неделю). Проведение пальчиковой гимнастики; организация подвижных игр (ежедневно); проведение динамических пауз во время занятий, проведение оздоровительной работы (ежедневно).

Октябрь

Создание картотеки игр с массажными мячиками. Анкетирование родителей, собрание на тему: «Путь адаптации», «Развивающие игры для ребёнка, чему они способствуют». Папка-передвижка: «Значение рисования нетрадиционными способами в раннем возрасте». Мастер-класс для родителей «Игровой массаж шариками».

Ноябрь

 Буклет для педагогов по развитию мелкой моторики дошкольников «Развиваем пальчики, улучшаем речь». Консультация для родителей (папка-передвижка) «Игры для развития мелкой моторики», «Сказка и образ в жизни ребенка». Коллективная работа: наши ладошки (ко дню матери).

Декабрь

Папка-передвижка «Формирование моторики в изобразительной деятельности», Памятка для родителей: «Игры с прищепками». Проведение праздника к новому году.

Январь

Проведение недели театрализации. Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики - работа с пластилином»; «Пальчиковый театр». Создание игр-драматизаций с элементами пальчиковых игр.

Февраль

Рекомендации для родителей «Режим дня как средство воспитания». Выставка для родителей дидактических игр на развитие мелкой моторики рук у дошкольников.

Март

Организация краткосрочного проекта «Цветная неделька» с применением нетрадиционных техник рисования (пальчики, ладошки, дно бутылки, ватные палочки, мятая бумага и пр.). Пополнение предметно - развивающей среды: пособие для мелкой моторики рук (создание сенсорного ежа). Оформление папки – передвижки «Нетрадиционные техники рисования», «Развивающие игры с детьми дома».

Апрель

Сбор и обработка данных. Оформление индивидуальных карт развития.

Май

Мониторинг. Обобщение результатов работы по теме на педсовете. Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослее» - результаты мониторинга. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми.  

Практические выходы:

1. Открытый просмотр непосредственно - образовательной деятельности по ФЭМП; развитию речи и рисованию. Формирование элементарных математических представлений: тема: «Путешествие Колобка»; Развитие речи, тема: «Домашние животные»; Рисование (в нетрадиционной технике».

2. Выступление на педагогическом совете на тему: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста».;

3. Проведение мастер-класса для родителей «Игровой массаж шариками».

Литература:

  1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
  2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.
  4. «Дошкольное воспитание», научно-методический журнал; ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва.
  5. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  6. Иова Е. П. «Утренняя гимнастика». – М.: Просвещение.
  7. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки»
  8. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009г.
  9. Маханева М. Д. Работа ДОУ с семьей по воспитанию здорового ребенка. Управление ДОУ. 2005. N 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект самообразования по теме нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

Актуальность  заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа с использованием нетрадиционных техник рисования будет способствовать развитию мелкой моторики у детей раннего возра...

«Использование нетрадиционной техники рисования, как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста»

laquo;Рука развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальн...

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики рук, детей раннего возраста

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей....

План самообразования На тему: «Нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста.»

Тема самообразования: нетрадиционная техника рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Актуальность: В истории педагогики проблема творчества всегда была акт...

Нетрадиционная техника рисования, как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста с перспективным планом работы на год

quot;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.  Именно руки учат  ребенка точности, аккурстности, ясности мышления. Движен...