Дополнительная образовательная программа "Умелые ручки" 3-5 лет
материал

Трегубова Гульнара

Дополнительная  общеразвивающая программа  «Умелые ручки» 3-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_2020_umelye_ruchki_tregubova.docx113.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

Рассмотрено

на заседании Педагогического совета

протокол №1 от 30.08.2020г

УТВЕРЖДАЮ

_______________________Л.А Лукша

Приказ МАДОУ д/с «Радуга»

от 31.08.2020г №219

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа 

Художественно эстетической  направленности

«Умелые ручки»

Возраст обучающихся: 3-5 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:

Трегубова Гульнара Фанавиевна, воспитатель

Советский, 2016 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1.

Полное название программы

Дополнительная  общеразвивающая программа  «Умелые ручки»

3.

Автор-разработчик программы

Трегубова Гульнара Фанавиевна, воспитатель

4.

Организация- заявитель

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга»

5.

Адрес организации

628240, Российская  Федерация,  Тюменская  область,  Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Советский, ул. Макаренко, дом 9.

6.

Тип программы

Дополнительная общеразвивающая

7.

Направленность программы

Художественно-эстетическая

8.

Год разработки программы

2016 год

9.

Уровень освоения программы

Стартовый

10.

Форма реализации программы

Очная, фронтальная, подгрупповая, индивидуальная

11.

Целевые группы

Обучающиеся 3-4 лет, 4-5 лет

12.

Срок реализации программы

2 года

13.

Цель программы

Развитие художественно-творческих способностей, фантазии и воображения дошкольников посредством  нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.

14.

Задачи программы

Образовательные:

1.Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

 2.Формировать умение детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

3.Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,

4.Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

5.Формировать умение оценивать созданные изображения.

Развивающие:

1.Развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность

2.Развивать желание экспериментировать с разными изобразительными материалами, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

3.Развивать мышцы кистей,  мелкую моторику рук и ручную умелость.

Воспитательные:

1.Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

2.Формировать умение оценивать созданные изображении;

3.Воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

4.Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству и изобразительной деятельности

15.

Условия реализации программы

Участие в программе свободное, по заявлению   родителей и желанию ребёнка

16.

Ожидаемые результаты

Младший возраст 3-4 года (1 год обучения)

Ребенок, освоивший программу, способен  знать:

  • название различных техник, элементов нетрадиционного рисования, основных и составных приемов рисования;
  • называть изобразительно-выразительные средства: пятно, цвет, печать, эстамп (оттиск).
  • различные способы создания изображения;
  • значение терминов: краски, палитра, цвет, композиция, художник, живопись (ладоневая, пальчиковая).

Ребенок, освоивший программу, способен уметь:

  • правильно пользоваться карандашами, восковыми мелками, кистью и красками;
  • пользоваться инструментами и материалами для нетрадиционного рисования;
  • создавать разнообразные изображения предметов с помощью нетрадиционных приемов рисования;
  • создавать индивидуальный, парный, коллективный и в сотворчестве со взрослыми рисунок;
  • создавать рисунок по собственной инициативе.

Личностные результаты:

  • высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению впечатлений, эмоций;
  • проявлять бережное отношение к произведениям искусства, аккуратность и собранность, уважение, доброжелательность к сверстникам и взрослым;
  • интересоваться проявлением красоты в окружающем мире и искусстве.
  • приобретение важных социальных навыков - умеют действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату проявлять интерес и уважение к изобразительной деятельности друг друга.

Средний возраст 4-5лет (второй год обучения)

Ребенок, освоивший программу, способен  знать:

  • название различных техник, элементов нетрадиционного рисования, основных и составных приемов рисования;
  • различные художественные материалы, их основные свойства;
  • техники рисования, как традиционные, так и нетрадиционные;
  • единство формы и действия (сюжет и композиция). значение терминов: краски, палитра, цвет, композиция, художник, живопись (ладоневая, пальчиковая).

Ребенок, освоивший программу, способен уметь:

  • пользоваться различными художественными материалами и как традиционными техниками , так и нетрадиционными;
  • создавать разнообразные изображения предметов с помощью нетрадиционных приемов рисования;
  • изображать в своей художественно-продуктивной деятельности такие категории как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое;
  • переносить свои впечатления об окружающем мире в искусство.
  • создавать рисунок по собственной инициативе.

Личностные результаты:

  • высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению впечатлений, эмоций;
  • проявлять бережное отношение к произведениям искусства, аккуратность и собранность, уважение, доброжелательность к сверстникам и взрослым;
  • интересоваться проявлением красоты в окружающем мире и искусстве.
  • приобретение важных социальных навыков - умеют действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату проявлять интерес и уважение к изобразительной деятельности друг друга.

Количество занятий в месяц/ в год

4/32

Виды детской деятельности

Продуктивная, коммуникативная, двигательная

Методическое обеспечение

Процесс обучения и воспитания основывается на личностно-ориентированном принципе обучения детей, с учетом их возрастных особенностей, требованиям ФГОС ДО, в соответствии с нормами, установленными законодательной базой.

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, выделяются новые средства выразительности.

Организация педагогического процесса предполагает создание для обучающихся такой среды, в которой они полнее раскрывают свои творческие способности и чувствуют себя комфортно и свободно. Этому способствуют комплекс методов, форм и средств образовательного процесса.

Формы занятий игровые, словесные, наглядные, практические. Это интеграция с такими областями, как художественно-эстетическое развитие,  познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная (обучающемуся даётся помощь педагога в выполнении  задания с учётом его возможностей), фронтальная (работа со всеми одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определённого нетрадиционного  приёма). Как правило, 1/3 занятия отводится на изложение педагогом теоретических основ изучаемой темы, остальные 2/3 посвящены практическим работам. В ходе практических работ предусматривается анализ действий обучающихся, обсуждение оптимальной последовательности выполнения заданий, поиск наиболее эффективных способов решения поставленных задач.

Самым важным в образовательном процессе является развитие навыков самостоятельной работы.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

столы, стулья (по росту и количеству детей);

интерактивная доска;

компьютер;

проектор;

презентации и учебные фильмы (по темам занятий);

принтер;

картотека игр;

игрушки для обыгрывания;

картотека пальчиковых, артикуляционных, дыхательных игр;

наборы краски гуашь, акварель;

наборы разнофактурной бумаги;

наборы карандашей (графитные, цветные, восковые);

печатки из различных материалов;

различный бросовый материал;

материал для оформления ( пайетки, бусинки и т.д.);

наборы пластилина;

кисти (разных размеров и материалов).

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ручки» 

Направленность программы: художественно-эстетическая.

Категория детей: дети 3-4, 4-5 лет.

Уровень освоения:  стартовый

Программа составлена в соответствии с нормативными документами: Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014г. №41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические- требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"; Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию  и  организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.1.3049-13); Приказ Минпросвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06 – 1844 «Требованиями к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)», Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16 «Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»; Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726р; Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №229 от 06.03.2014 «Об утверждении Концепцией развития дополнительного образования и молодежной политики в ХМАО Югре», Устав МАДОУ «Детский сад «Радуга».

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.

«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А.Сухомлинский.

Младший дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет.

Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

Воспитатель призван пробудить в ребенке потребность к творчеству, открытиям, поиску нестандартных решений той или иной задачи или проблемы, общению на деловом уровне, а также формированию личностных качеств.

Новизна: 

Особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются современные нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Задачи программы:

Образовательные:

1.Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

 2.Формировать умение детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

3.Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства,

4.Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.

5.Формировать умение оценивать созданные изображения.

Развивающие:

1.Развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность

2.Развивать желание экспериментировать с разными изобразительными материалами, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

3.Развивать мышцы кистей,  мелкую моторику рук и ручную умелость.

Воспитательные:

1.Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

2.Формировать умение оценивать созданные изображении;

3.Воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

4.Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству и изобразительной деятельности

Принципы построения программы:

  • Доступности;
  • Наглядности;
  • Систематичность и последовательность: постановка или корректировка задач «от простого к сложному»;
  • Свободы и самостоятельности;
  • Обеспечение эмоционально-психологического комфорта;
  • Уважение личности каждого ребенка;

Ожидаемые результаты:

Младший возраст 3-4 года (1 год обучения)

Ребенок, освоивший программу, способен  знать:

  • название различных техник, элементов нетрадиционного рисования, основных и составных приемов рисования;
  • называть изобразительно-выразительные средства: пятно, цвет, печать, эстамп (оттиск).
  • различные способы создания изображения;
  • значение терминов: краски, палитра, цвет, композиция, художник, живопись (ладоневая, пальчиковая).

Ребенок, освоивший программу, способен уметь:

  • правильно пользоваться карандашами, восковыми мелками, кистью и красками;
  • пользоваться инструментами и материалами для нетрадиционного рисования;
  • создавать разнообразные изображения предметов с помощью нетрадиционных приемов рисования;
  • создавать индивидуальный, парный, коллективный и в сотворчестве со взрослыми рисунок;
  • создавать рисунок по собственной инициативе.

Личностные результаты:

  • высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению впечатлений, эмоций;
  • проявлять бережное отношение к произведениям искусства, аккуратность и собранность, уважение, доброжелательность к сверстникам и взрослым;
  • интересоваться проявлением красоты в окружающем мире и искусстве.

приобретение важных социальных навыков - умеют действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату проявлять интерес и уважение к изобразительной деятельности друг друга.

Средний возраст 4-5лет (второй год обучения)

Ребенок, освоивший программу, способен  знать:

  • название различных техник, элементов нетрадиционного рисования, основных и составных приемов рисования;
  • различные художественные материалы, их основные свойства;
  • техники рисования, как традиционные, так и нетрадиционные;
  • единство формы и действия (сюжет и композиция). значение терминов: краски, палитра, цвет, композиция, художник, живопись (ладоневая, пальчиковая).

Ребенок, освоивший программу, способен уметь:

  • пользоваться различными художественными материалами и как традиционными техниками , так и нетрадиционными;
  • создавать разнообразные изображения предметов с помощью нетрадиционных приемов рисования;
  • изображать в своей художественно-продуктивной деятельности такие категории как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое;
  • переносить свои впечатления об окружающем мире в искусство.
  • создавать рисунок по собственной инициативе.

Личностные результаты:

  • высказывать собственные предпочтения, ассоциации; стремиться к выражению впечатлений, эмоций;
  • проявлять бережное отношение к произведениям искусства, аккуратность и собранность, уважение, доброжелательность к сверстникам и взрослым;
  • интересоваться проявлением красоты в окружающем мире и искусстве.

приобретение важных социальных навыков - умеют действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату проявлять интерес и уважение к изобразительной деятельности друг друга.

Мониторинг достижения результатов освоения программы детьми.

Оценивание достижения результатов освоения программы проводится в соответствии с моделью педагогической диагностики художественно творческого развития детей по методике Лыковой И.А. программа «Цветные ладошки». Диагностика осуществляется в текущем режиме при выполнении заданий или в конце изучения темы (раздела) на основе оценочного материала заполняется карта. (приложение 1).Кроме того: организуются выставки творческих  работ в ДОУ, дети участвуют в конкурсах, в проведении мастер-классов для родителей, совместная деятельность педагогов, детей и родителей творческих мастерских, семейных клубах художественно-эстетической направленности.

Формы проведения занятий: игровые (игры, игровые упражнения); словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.); наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.); практические (исследование, моделирование и др.

- формы организации деятельности обучающихся на занятии – подгрупповые, индивидуальные;

Используемые педагогические технологии:

информационно-коммуникативные-подбор тематических мультипликационных фильмов, прохождение интерактивных игр и заданий, мультимедийные презентации;

игровые - позволяют обучающимся дошкольного возраста в доступной форме осваивать учебный материал;

здоровьесберегающие технологии- проведение физкультминуток, пальчиковых игр, дыхательных гимнастик и гимнастик для глаз, во время которых обучающиеся выполняют несложные физические упражнения;

технология группового и коллективного взаимодействия- позволяет выполнять коллективные творческие работы. Эта технология способствует формированию у детей способности работать и решать учебные задачи сообща.

Формы работы с родителями: индивидуальные беседы (консультации)

Характеристика групп:

Программа предполагает обучение детей в возрастной категории 3-4 года(1 год обучения), 4-5 лет (2 год обучения)

Наполняемость групп 15 человек (мальчики и девочки).

Для обучения по программе принимаются все желающие, без ограничений.

Объем и срок реализации программы

Программа рассчитана на 2 года. Режим занятий: 4 занятия в месяц продолжительностью в соответствии с возрастом детей: 1 год обучения 3-4 года – 15 мин., 2 год обучения 4-5 лет – 20 минут. Общее количество учебных занятий на весь период обучения – 1 год обучения (32 занятия), 2 год обучения (32 занятия).

Условия реализации программы.

Материально – техническое обеспечение.

Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.

С целью создания оптимальных условий для формирования интереса у детей к изобразительному искусству через нетрадиционные способы рисования, создана предметно-развивающая среда: 

Наименование оборудования

1.

столы, стулья (по росту и количеству детей)

2.

интерактивная доска;

3.

   компьютер

4.

проектор

5.

   презентации и учебные фильмы (по темам занятий)

6.

   принтер

7

картотека игр

8.

игрушки для обыгрывания

9.

картотека пальчиковых, артикуляционных, дыхательных игр

10.

наборы краски гуашь, акварель

11.

наборы разнофактурной бумаги

12.

наборы карандашей (графитные, цветные, восковые)

13.

   печатки из различных материалов

14.

различный бросовый материал

15.

материал для оформления ( пайетки, бусинки и т.д.)

16.

наборы пластилина

17.

кисти (разных размеров и материалов)

Условия реализации программы

Кадровое обеспечение: Программа реализуется педагогом без предъявления требований к уровню образования, но педагог должен  

пройти курсы повышения квалификации по профилю программы.

2. Учебный план (1 год обучения)

Название раздела, темы

Количество часов*

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Игра-беседа «Условия безопасной работы».

Знакомство с кабинетом, материалами.

1

1

Игра, беседа.

2

«Пальчиковая живопись»

6

1,5

4,5

Выставка работ

3

«Пуантилизм»

4

1

3

Выставка работ

4

«Штампы»

5

1,25

3,75

Выставка работ

5

«Пластилинография»

 8

2

6

Выставка работ

6

«Тычек»

5

1,25

3,75

Выставка работ

7

«Обьемная аппликация»

3

0,75

2,25

Выставка работ

Итого:

32

8,75

23,25

* Примечание: 1 час – 1 занятие продолжительностью в соответствии с возрастом детей:

1 год обучения 3-4 года – 15 мин.,

3. Содержание образования (Приложение 2)

Раздел I. Вводное занятие. «Знакомство с работой кружка»

            Теория.  Игра «Условия безопасной работы» знакомство детей с техникой безопасности в кабинете изодеятельности, работы с материалами; «Наши чудо помощники» знакомство с особенностями изобразительной деятельности, с материалами и инструментами.

           Раздел II. «Пальчиковая живопись»  - 6 часов

           Теория. Познакомить детей  с нетрадиционной изобразительной техникой «Пальчиковая живопись» - рисование пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить наносить равномерно и ритмично точки на всю поверхность бумаги. Воспитывать аккуратность. Развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание. Развивать цветовосприятие, чувство композиции. продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности;

             Практика.  Рисование пальчиками: «Мой любимый дождик»; «Веселые мухоморы»; «Жирафик»; «Мимоза для мамочки»; «Пирамидка»; «Кораблик»;

Раздел III. «Пуантилизм» - 4 часа

Теория. Создать условия для развития творческих способностей детей через знакомство с техникой «Пуантилизм» - рисования ватными палочками. Развивать творческий потенциал детей, фантазию, сосредоточенность, согласованность движений, внимание, координацию, усидчивость, мелкую моторику пальцев рук, Воспитать аккуратность, трудолюбие, собранность при выполнении приемов работы. продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности;

         Практика. Рисование ватными палочками: «Рябинка»; «Выпал беленький снежок»; «Снежная картина»; «За окошком снег-снег».

Раздел IV.

«Штампы» - 5 часов

Теория. Познакомить детей с изобразительной техникой – печать поролоном. формировать навык рисования детьми при помощи нетрадиционной технике «штамповки»; развивать умение поддерживать беседу, побуждать к активной деятельности; развивать эстетические чувства, представление о красоте; продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности; воспитывать желание порадовать окружающих.

           Практика. Рисование поролоновыми штампами: «Платьице в горошек»; «Маленькой ёлочке холодно зимой»; «Украсим шарфик»; «Цветочек радуется солнышку»;  «Жучки летают»;

         

Раздел V.

«Пластилинография» - 8 часов

Теория.  Учить нетрадиционной  технике художественного творчества – рисование пластилином. Развивать художественно-творческие способности у детей дошкольного возраста средствами пластилинографии. Формировать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином. Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа. Учить детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.  Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.  Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

     Практика. Рисование пластилином: «Зернышки для цыплят»;  «Осеннее дерево»; «Ягоды для мишки»; «Покормим птичек»; «Горошек для петушка»; «Виноград»;  «Петушок-петушок»; «Бабочка – красавица»; «Мыльные пузыри»;

Раздел VI.

           «Тычек» - 5 часов

Теория. Учить имитировать пушистого животного, т. е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Упражнять в технике тычка жёсткой полусухой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. Познакомить с техникой рисования тычком полусухой кистью – учить имитировать шерсть животного, т. е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

Практика. Рисование жесткой кистью: «Цыплята – желтые ребята»; «Мои любимые домашние животные»; «Весёлый снеговичок»; «Деревья в сугробах»; «Одуванчик золотой»;

Раздел VII.

«Объемная аппликация» - 3 часа

Теория.    Учить детей скатывать кусочек салфетки в маленький комок, аккуратно пользоваться кистью и клеем. Воспитывать  чувство  прекрасного; развивать эмоциональную отзывчивость;  самостоятельность, настойчивость, аккуратность, трудолюбие, умение доводить работу до конца; формировать  умения и навыки в аппликации. Развивать мелкую моторику рук.

Практика.  Аппликация из скатанных шариков из салфеток: «Зимушка зима»; «Тюльпаны в корзине»; «Пушистые котята играют на ковре»;

Раздел VIII

Практическая работа. Мониторинг (Приложение 1)

4. Календарный учебный график

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Октябрь

1 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Мой любимый дождик»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

2

Октябрь

2 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Веселые мухоморы»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

3

Октябрь

3 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Осеннее дерево»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

4

Октябрь

4 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Подсолнух»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

5

Ноябрь

1 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Зернышки для цыплят»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

6

Ноябрь

2 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Платьице в горошек»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

7

Ноябрь

3 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Жирафик»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

8

Ноябрь

4 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Пирамидка»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

9

Декабрь

1 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Рябинка»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

10

Декабрь

2 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Ягоды для мишки»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

11

Декабрь

3 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Зимушка – зима»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

12

Декабрь

4 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Маленькой ёлочке холодно зимой»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

13

Январь

2 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Мои любимые домашние животные»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

14

Январь

3 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Весёлый снеговичок»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

15

Январь

4 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Деревья в сугробах».

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

16

Февраль

1 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Покормим птичек»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

17

Февраль

2 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Украсим шарфик»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

18

Февраль

3 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Снежная картина»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

19

Февраль

4 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«За окошком снег-снег»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

20

Март

1 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Горошек для петушка»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

21

Март

2 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Мимоза для мамочки»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

22

Март

3 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Тюльпаны в корзине»  

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

23

Март

4 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Виноград»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

24

Апрель

1 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Пушистые котята играют на ковре»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

25

Апрель

2 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Кораблик»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

26

Апрель

3 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Жучки летают»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

27

Апрель

4 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Мыльные пузыри»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

28

Май

1 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Одуванчик золотой»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

29

Май

2 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Цветочек радуется солнышку»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

30

Май

3 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Петушок-петушок»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

31

Май

4 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Бабочка-красавица»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

5. Учебный план (2 год обучения)

Название раздела, темы

Количество часов*

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Игра-беседа «Условия безопасной работы».

Знакомство с кабинетом, материалами.

1

1

Игра, беседа.

2

«Экопластика»

3

Выставка работ

3

«Монотипия»

4

Выставка работ

4

«Кляксография»

4

Выставка работ

5

«Пластилинография»

 5

Выставка работ

6

«Тычек»

4

Выставка работ

7

«Набрызг»

3

Выставка работ

8

«Восковой мелок+акварель»

4

9

«Оттиск смятой бумагой»

Итого:

* Примечание: 1 час – 1 занятие продолжительностью в соответствии с возрастом детей:

2 год обучения 4 – 5 лет – 20 мин.,

6. Содержание образования (Приложение 2)

Раздел I. Вводное занятие. «Знакомство с работой кружка» 

            Теория.  Игра «Условия безопасной работы» знакомство детей с техникой безопасности в кабинете изодеятельности, работы с материалами; «Наши чудо помощники» знакомство с особенностями изобразительной деятельности, с новыми материалами и инструментами, и техниками.

           Раздел II. «Экопластика» - 3 часа

           Теория. Познакомить детей  с нетрадиционной изобразительной техникой «Экопластика» - работа с природным материалом. Показать приёмы получения отпечатков листьев. Учить равномерно и ритмично наносить краску на всю поверхность листа. Поддерживать инициативу и самостоятельность детей в специфических для них видах деятельности, развивать у детей фантазию, творческие способности, мелкую моторику рук; чувство композиции, цветовосприятия. Воспитывать эстетическое отношение к действительности, трудолюбие, аккуратность, терпение, умение довести дело до конца. Формировать эстетический и художественный вкус. Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности.

          Практика.  Рисование отпечатками листьев: «Красавица-березка»; «Осенние листочки»; «Красивый букет».

Раздел III. «Монотипия» - 4 часа

            Теория. Расширить знания детей о возможностях художественных материалов посредством рисования техникой «монотипия». Сформировать понятие о методе печатной графики, называемой «монотипия»; познакомить со способом и последовательностью выполнения работы; расширить знания о пейзаже, как жанре в живописи и цвете, как основном средстве художественной выразительности. Развивать творческую активность детей и творческие способности путем создания быстрой и эффектной работы. Развивать у детей образное представление, ассоциативно-образное мышление, познавательную активность; тренировать зрительную память, воображение, художественную фантазию; прививать навыки владения художественными материалами, приемами работы красками, организованности и аккуратности в работе; воспитание эмоциональной отзывчивости, волевых качеств, сознательности и активности в обучении.

         Практика. Рисование гуашью в сложенной пополам бумаге для получения симметричного образа: «Разноцветные бабочки»; «Какого цвета весна»; «Букет в вазе»; «Вьюга-завируха».

Раздел IV. «Кляксография» - 4 часа.

Теория. Познакомить детей с одним из видов нетрадиционной техники рисования "Кляксография" - "Рисование выдуванием через трубочку". Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя новую технику рисования. Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и новыми инструментами. Развивать умения и навыки детей в экспериментировании с новыми изобразительными инструментами. Развивать у дошкольников творческие способности через нетрадиционную технику рисования. Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности; воспитывать желание порадовать окружающих.

Практика. Рисование с помощью кляксы из жидкой краски: «Животные, которых я сам себе придумал»; «Узоры на окнах»; «Волшебная страна – подводное царство»; «Смешной клоун».

Раздел V. «Пластилинография» - 5 часов

Теория. Продолжать учить детей  нетрадиционной  технике художественного творчества – рисование пластилином. Развивать художественно-творческие способности у детей дошкольного возраста средствами пластилинографии. Формировать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином. Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа. Учить детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.  Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.  Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

     Практика. Рисование пластилином: «Осминожка»; «Елочка»; «Клубочки для котенка»; «Совушка - сова»; «Любимые игрушки».

Раздел VI.  «Тычек» - 4 часа

      Теория.  Продолжать  знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования  «тычок» жесткой полусухой кистью.

Учить детей передавать особенности изображаемого предмета. Продолжать учить имитировать пушистого животного, т. е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. Совершенствовать у детей мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию. Развивать у детей самостоятельность, творческие способности, воображение. Воспитывать интерес к изобразительным техникам рисования, воспитывать любовь к природе. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.    Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

     Практика. Рисование жесткой кистью: «Снежная семья»;  «Ёлочка пушистая, нарядная»; «Снегири на ветке»; «Расцвели одуванчики».

Раздел VII. «Набрызг» - 3 часа

            Теория.   Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования  «Набрызг». Учить передавать в рисунке образ  используя технику рисования «Набрызг».  Учить работать с трафаретом. Совершенствовать умение детей рисовать зубной щёткой. Развивать творческие способности. Укреплять в каждом ребёнке веру в свои силы, желание добиваться результата и помогать ему в этом. Вызвать положительные эмоции от проделанной работы. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.    Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

Практика.  Рисование жесткой кистью или зубной щеткой: «Букет для мамы»; «Зимний лес»; «Птичка-невеличка».

Раздел VIII. «Восковой мелок+акварель» - 4 часа

         Теория. Познакомить детей с техникой «Проступающий рисунок» (восковые мелки + акварель), развивать фантазию. Закреплять умение составлять композицию на листе по замыслу. Формировать умения работать с акварелью и восковыми мелками. Развивать у детей творческие способности и воображение. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру. Развивать творческие способности. Укреплять в каждом ребёнке веру в свои силы, желание добиваться результата и помогать ему в этом. Вызвать положительные эмоции от проделанной работы. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.    Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

         Практика.  Рисование восковыми мелками, закрашивание акварельными красками: «Мои любимые рыбки»; «Дед Мороз»; «Солнышко проснулось, детям улыбнулось»; «Космическое путешествие».

Раздел IХ.

«Оттиск смятой бумагой»- 4 часа

Теория. Познакомить детей с новой техникой-  рисование смятой бумагой. Продолжать знакомить детей с разнообразием  техник нетрадиционного рисования. Развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движений рук. Развивать эстетическое восприятие, фантазию, будить воображение. Воспитывать самостоятельность и активность. Учить детей свободно экспериментировать с художественными материалами и инструментами. Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.  Развивать мелкую моторику, координацию движений рук.  Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.

     Практика.  Рисование смятой бумагой: « По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли»; «Первый снег»; «Уточка с утятами»; «Расцвела сирень в саду».

Раздел ХI.

Практическая работа. Мониторинг (Приложение 1)

7. Календарный учебный график

Месяц

Число

Время проведения

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Октябрь

1 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Красавица-березка»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

2

Октябрь

2 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Разноцветные бабочки».

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

3

Октябрь

3 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Осенние листочки»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

4

Октябрь

4 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Красивый букет»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

5

Ноябрь

1 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Животные, которых я сам себе придумал»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

6

Ноябрь

2 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Клубочки для котенка»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

7

Ноябрь

3 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

« По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

8

Ноябрь

4 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Совушка - сова»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

9

Декабрь

1 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Первый снег»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

10

Декабрь

2 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Снежная семья»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

11

Декабрь

3 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Ёлочка пушистая, нарядная».

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

12

Декабрь

4 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Дед Мороз»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

13

Январь

2 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Узоры на окнах».

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

14

Январь

3 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Снегири на ветке».

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

15

Январь

4 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Елочка».

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

16

Февраль

1 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Зимний лес»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

17

Февраль

2 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Вьюга-завируха»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

18

Февраль

3 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Смешной клоун»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

19

Февраль

4 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Любимые игрушки»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

20

Март

1 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Букет для мамы»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

21

Март

2 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Какого цвета весна»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

22

Март

3 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Солнышко проснулось, детям улыбнулось»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

23

Март

4 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Волшебная страна – подводное царство»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

24

Апрель

1 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Мои любимые рыбки»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

25

Апрель

2 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Осминожка»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

26

Апрель

3 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Космическое путешествие»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

27

Апрель

4 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Птичка-невеличка»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

28

Май

1 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Уточка с утятами»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

29

Май

2 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Расцвели одуванчики»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

30

Май

3 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Букет в вазе»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

31

Май

4 неделя

15:30-15:45

Творческая мастерская

1

«Расцвела сирень в саду»

Кабинет изобразительного искусства

Беседа

Выставка творческих работ

5. Список литературы

1.Закон РФ Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

2.Концепция развития дополнительного образования в Российской Федерации от 04.09.2014№1726-р;

3.Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018№196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной  

деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Вторая младшая группа. :учебно- методическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017.

5. Е.Янушко. Д.Колдина. Серия альбомов «Это может ваш малыш». –М.: Издательство «Мозайка-синтез» 2016 г.

6. Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста/Жукова О.Г. – М.:Айрис-пресс, 2008

7. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.

8. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010. – 112 с.

9. Г.Н. Давыдова «Пластилинография для малышей»- М.: «Издательство Скрипторий 2003» 2012. 80с.

10. Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 3-4 лет» Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2013.-48с.: цв.вкл.

           11. . Г.Н. Давыдова «Пластилинография для малышей»- М.: «Издательство Скрипторий 2003» 2013. 80с.

12. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. :учебно- методическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017.

13. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Интеграция художественно познавательной деятельности. :учебно- методическое пособие. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2010.

Приложение 1

Педагогическая диагностика (мониторинг)

Художественно – эстетическое  развитие детей 3-4 лет

Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:

  • Проявление устойчивого  интереса к книжной графике, к декоративно-прикладному искусству, музыкальным инструментам;
  • Понимание, что изображение отличается от реальных предметов;
  • Экспериментирование с художественными инструментами и материалами;
  • Осваивание  способов зрительного и тактильного обследования предметов, что является основой для обогащения восприятия, формирования представлений об окружающем мире;
  •  Проявление эмоциональности и интереса к художественной деятельности;
  • Отображение своих представлений и впечатлений об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности;
  • Создание образов конкретных предметов и явлений окружающего мира;
  • Передача формы и цвета доступными художественными способами;

Высокий уровень – в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве ребенок охотно и с устойчивым, ярко выраженным интересом выражает собственные представления и впечатления об окружающем мире: создает эмоционально-выразительные образы и выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в повседневном быту (в игрушках, одежде, упаковке и др), хорошо сопоставляет название основных и промежуточных цветов с самими цветами, правильно держит инструменты, хорошо знаком с нетрадиционными техниками в изобразительном искусстве соответствующих возрасту. (карандаши, фломастеры, мелки, кисть).

Средний уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и вместе со взрослыми, определяет только основные цвета, не уверенно обращается с инструментами и материалами.

Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; создает схематичное изображение по образцу, не выражает свое отношение к ее процессу и результату; не сопоставляет название цвета с данным цветом, не правильно держит инструменты, не знает названия материалов и инструментов.

Педагогическая диагностика по изобразительному искусству

Показатели художественно-творческого развития детей

дошкольного возраста

Вторая  младшая группа (3-4 года)

_________________

Общие показатели развития детского творчества

Ф. О. ребенка

Проявление интереса к иллюстрациям  и предметам декоративно-прикладного творчества

Экспериментирование с художественными инструментами, материалами

Освоение способов зрительного и тактильного обследования

Эмоциональность и интерес

Передача представлений и впечатлений

Создание образов предметов и явлений

Передача формы и цвета

Владение инструментами

Целенаправленное создание, рассматривание и обыгрывание образов и композиций

Знание основных цветов

Итого:

Оценка показателя художественно-творческого развития, где:

3 - высокий уровень

2 – средний уровень

            1 – низкий уровень

Педагогическая диагностика (мониторинг)

Художественно-эстетическое развитие детей 4-5 лет

Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:

  • Активное, уверенное и с интересом изображение знакомых объектов,  предметов и явлений (бытовых, социальных, природных);
  • Самостоятельное нахождение и воплощение в художественном творчестве простых сюжетов на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов, передовая при этом свое отношение к окружающему миру
  • Передача доступными графическими, живописными и пластическими средствами в создаваемых образах различных признаков  изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали).
  • Уверенное владение разными художественными техниками;
  • Начальное понятие «языка искусства»;
  • Выражение своих представлений, переживаний, мыслей, чувств доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
  • Проявление эстетических эмоций и чувств, при восприятии произведений разных видов и жанров искусства.

Высокий уровень – в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве ребенок создает оригинальные, эмоционально-выразительные образы и выражает свое отношение к ним; создает сюжеты, разнообразные по тематике и содержанию; с увлечением знакомится с разными видами  изобразительного и декоративно-прикладного искусства; дает эстетические оценки увиденному в природе, искусстве и в быту (красиво или  не красиво, грустно или весело).

Средний уровень – ребенок интересуется изобразительным или декоративно-прикладным искусством, выражает свое отношение вербально или своими доступными изобразительно-выразительными средствами; владеет практическими навыками в разных видах изобразительной деятельности, но испытывает затруднение при самостоятельном выборе замысла, разработке сюжета, часто следует образцу; охотно включается в коллективную деятельность, но не охотно выступает инициатором, обращается за помощью к взрослым и сверстникам.

Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительному искусству; вовлекается в художественную деятельность лишь по приглашению взрослого; мотивирует свою пассивность «неумением» и «нежеланием»; не выражает свое отношение к процессу и результату; создает схематичное изображение по образцу, копируя чужие рисунки и повторяя свои без особых изменений.

Педагогическая диагностика по изодеятельности

Показатели художественно-эстетического развития детей

дошкольного возраста

_________________

Общие показатели развития детского творчества

Ф. О. ребенка

Уверенное изображение знакомых объектов, предметов и явлений

Самостоятельность в выборе сюжетов

Передача простыми художественными средствами различных признаков изображаемых объектов.

Владение разными художественными техниками

Выражение своих эмоций и мыслей доступными выразительно-изобразительными средствами

Эмоциональность  при восприятии произведений разных жанров изобразительного искусства

Коллективная деятельность

Инициативность

Итого:

Оценка показателя художественно-творческого развития, где

3 - высокий уровень

2 – средний уровень

1 – низкий уровень

Приложение 2

Нетрадиционные техники рисования.

 

Тычок  жесткой  полусухой  кистью.

 Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

 Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

 Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

 

Рисование  пальчиками.

 Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

 Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

 Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

Рисование  ладошкой.

 Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

 Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

 Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

Объёмная аппликация.

 Средства выразительности: фактура, объем.

 Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

 Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

 

Оттиск  поролоном «Тычек».

 Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

 Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.

 Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

 

Оттиск  смятой  бумагой.

 Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

 Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

 Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

 

Восковые  мелки  +  акварель.

 Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

 Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

 Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

 

Монотипия .

 Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.

 Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

 

Кляксография  с  трубочкой.

 Средства выразительности: пятно.

 Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

 Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

 

Набрызг.

 Средства выразительности: точка, фактура.

 Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5´5 см).

 Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

 

Экопластика.

 Средства выразительности: фактура, цвет.

 Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

 Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

 

 Граттаж.

 Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

 Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

 Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

«Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуального развития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги, направленные на художественно-эстетическое развитие обучающихся»

laquo;Дополнительное образование в МДОУ, как один из факторов, речевого, интеллектуальногоразвития и социализация воспитанников на тему: «Дополнительные образовательные услуги,направленные...

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.

Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования  по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...