Картотека по художественному развитию
картотека по рисованию (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Картотека игр
по художественно - эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста
«УЗНАЙ НАТЮРМОРТ ПО МОДЕЛИ» №3
Цель: закрепить представления детей о композиции, учить детей выделять форму предметов.
Материал: репродукции картин с натюрмортом, модели (схемы) натюрмортов.
Описание игры: детям предлагается к натюрморту подобрать подходящую схему.
«ОПРЕДЕЛИ И НАЙДИ ЖАНР ПОРТРЕТА (НАТЮРМОРТА, ПЕЙЗАЖА, ПОРТРЕТА)»№4
Цель: уточнить представления детей о разных жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
Материал: репродукции картин.
Описание игры: 1 вариант. Педагог предлагает посмотреть внимательно на картины и положить в центр стола картины, изображающие только натюрморт (или только портрет, пейзаж), другие отложить в сторону.
2 вариант. У каждого ребёнка репродукция какой-либо картины, у кого изображён пейзаж, у кого портрет или натюрморт. Воспитатель загадывает загадки, а дети должны показать отгадки, используя репродукции картин.
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется … (пейзаж)
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это … (натюрморт)
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас –
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик, или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина
Называется … (портрет).
«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ САЛОН» №5
Цель: учить детей составлять рассказ по картине, выделять средства художественной выразительности.
Материал: репродукции картин.
Описание игры: дети рассматривают выставленные в «художественном салоне» репродукции картин, желающие «покупают» понравившиеся.
Картина «продаётся» в том случае, если ребёнок сумел рассказать, как называется произведение, для чего он хочет его приобрести (в подарок маме, на день рождение друга, для украшения комнаты и т.д.), а также ответил на вопросы: «О чём рассказывает художественное произведение?», «Какое в нём передано
настроение?», «При помощи каких средств художник показал в картине главное?», «Почему картина понравилась?»
Приобретший наибольшее количество произведений искусства имеет право оформить выставку (в изобразительном уголке) и получает роль продавца салона. Так в ходе игры меняются и продавцы, и покупатели.
«СОСТАВЬ НАТЮРМОРТ» №6
Цель: закрепить знания о жанре натюрморта, научить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (праздничный, с фруктами и цветами, с посудой и овощами и т.д.)
Материал: разнообразные картинки с изображением цветов, посуды, овощей, фруктов, ягод, грибов или реальные предметы (посуда, ткани, цветы, муляжи фруктов, овощей, декоративные предметы)
Описание игры: воспитатель предлагает детям составить композицию из предложенных картинок, или составить композицию на столе из реальных предметов, используя для фона различные ткани.
«НАЙДИ ОШИБКУ» №7
Цель: учить детей слушать и смотреть внимательно, обнаруживать и исправлять ошибки.
Материал: репродукции картины.
Описание игры: педагог в искусствоведческом рассказе описывает содержание произведения и средства выразительности, использованные художником, объясняет, какое настроение хотел передать в своём произведении художник, но при этом умышленно допускает ошибку в описании картины. Перед началом игры детям даётся установка – смотреть и слушать внимательно, так как в рассказе будет допущена ошибка.
Правила. Слушать и смотреть внимательно, обнаружить и исправить ошибки. Выигравшим считается тот, кто установил большее число ошибок и верно их исправил. Он же получает право быть ведущим в игре – составлять искусствоведческий рассказ по другому произведению.
Примерный искусствоведческий рассказ воспитателя (с умышленно допущенными ошибками) по картине «Сенокос» А.А. Пластова:
« Перед вами репродукция картины А.А. Пластова «Лето» (ошибка в названии). Она рассказывает о том, как в знойный, ясный день на луг, покрытый зелёной, изумрудной травой (отсутствует описание цветов), вышли косари – старики и женщины (отсутствует в описании образ подростка). Самое главное и красивое в этой картине – белоствольные берёзы, они написаны в центре картины (ошибочное описание композиционного центра). В произведении передан покой и тихая радость. Для этого художник использует яркие, сочные краски: жёлтую, зелёную, синюю, красную».
«ЖИВОЙ НАТЮРМОРТ» №8
Цель: упражнять детей в умении перевоплощаться.
Материал: репродукции картин.
Описание игры: воспитатель предлагает детям несколько репродукций натюрмортов. Дети делятся на группы. Каждая группа выбирает какой-либо один натюрморт и изображает его мимикой и жестами. Предупредив, что они могут поменяться одеждой; взять что-либо в руки, чтобы иметь больше сходства с изображаемыми предметами. Остальные угадывают, какой натюрморт изображает та или иная картина.
« ВОЛШЕБНЫЕ ЦВЕТА» №9
Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: карточки с разными цветами.
Описание игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например: берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.
Затем педагог говорит следующее слово, например: радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.
«УГАДАЙ КАРТИНУ» №10
Цель: учить детей находить по словесному описанию картину.
Материал: репродукция картины.
Описание игры:
1 вариант. Педагог описывает картину какого-либо художника, не называя её
и не рассказывая, какие цвета использовал художник. Например: «В комнате за столом сидит девочка. У неё мечтательное лицо. На столе фрукты. За окном летний день». Дети рассказывают, какими красками и оттенками изображено всё, о чём рассказал воспитатель. Затем воспитатель показывает репродукцию картины детям. Побеждает тот, ответ которого наиболее близок к истине.
2 вариант. Под музыку воспитатель подробно описывает какой-либо пейзаж. Затем он показывает детям репродукции картин разных пейзажей, среди которых находится и тот, который он описывал. Дети должны узнать пейзаж по описанию и объяснить свой выбор.
«СМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО» №11
Цель: побуждать детей к выделению и называнию объектов на картине, активизировать внимание детей, учить детей составлять диалоги.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: В течение десяти секунд воспитатель показывает детям натюрморт, а потом просит описать его по памяти. Затем дети вместе с воспитателем рассматривают опять этот же натюрморт. После этого педагог включает музыку и просит детей представить, что они берут в руки те или иные предметы, изображённые на натюрморте, разговаривают с ними.
«ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ПЕЙЗАЖ» №12
Цель: закрепить знания о жанре пейзажа, его отличительных и составных особенностях и частях.
Материал: разнообразные картинки с изображением элементов живой и неживой природы, предметные и т.д.
Описание игры: воспитатель предлагает детям разнообразные картинки. Дети должны отобрать только те картинки, на которых изображены элементы, присущие жанру пейзажа, обосновывая свой выбор.
«СОБЕРИ ПЕЙЗАЖ» №13
Цель: Закрепить знания о составных элементах пейзажа, о признаках времён года, учить составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (осенний, летний, весенний, зимний).
Материал: Цветные изображения деревьев, цветов, трав, грибов и т.д., отражающие сезонные изменения в природе.
Описание игры: детям нужно с помощью цветных изображений составить пейзаж по собственному замыслу или по заданному воспитателем сюжету.
«ЧАСТИ СУТОК» №14
Цель: Определить, к какой части суток (утро, день, вечер, ночь) относятся предложенные пейзажи, выбрать цветную карточку, с которым ассоциируется та или иная часть суток.
Материал: Репродукции картин с пейзажами, которые ярко выражают части суток.
Описание игры: создать игровые ситуации с игрушками, отражающие их поведение в различное время суток.
Рассмотреть различные репродукции картин, определив, какое время суток изобразил художник. Обосновать свой выбор коротким описательным рассказом, подчеркнуть значение цвета в произведении.
Можно использовать в игре художественные тексты о частях суток:
Утро. Весенний лес хранит в секрете,
Что он увидел на рассвете,
Как ландыш держит на весу
В стеклянных чашечках росу.
День. День работал целый день –
Передал много дел;
И жалел под вечер,
Что заняться нечем.
Вечер. Постукивает поезд вдалеке,
Плеснула рыба в розовой реке,
Присело солнце за притихший лес …
День погрустил немножко и исчез.
Ночь. Звёзд полно – и в небе, и в воде.
На земле – ни огонька нигде.
Звери и букашки спать легли.
Тишина от неба до земли.
«ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ НАТЮРМОРТ» №15
Цель: Закрепить знания о жанре натюрморта, особенностях изображения, составных элементах. Закрепить знания о предметном мире, его назначении и классификации.
Материал: разнообразные картинки с изображением предметов, цветов, ягод, грибов, животных, природы, одежды и т.д.
Описание игры: среди разнообразных картинок детям нужно отобрать только те, на которых изображены элементы, присущие только жанру натюрморта.
«УЗНАЙ ПО ПРОФИЛЮ» №16
Цель: определить персонажей по силуэтному профилю. Назвать те признаки, по которым узнали и определили персонаж.
Материал: силуэты профилей персонажей различных сказок.
Описание игры: воспитатель показывает детям портрет сказочного персонажа, дети по определённым признакам пытаются узнать, кто на нем изображён.
«СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ» №17
Цель: закрепить знания детей о половых и возрастных особенностях людей.
Материал: 6 портретов, разрезанных на 4 части (лоб, глаза, нос, губы и подбородок), отдельно парики и накладные детали (усы, бороды, очки).
Описание игры: из разрезанных частей составит портреты: мамы, папы, бабушки, дедушки, сестрёнки и братишки. И назвать отличительные признаки мужского и женского лица, молодого и пожилого.
«ВРЕМЕНА ГОДА» №19
Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года.
Материал: Репродукции картин с пейзажами, аудиозапись П.И.Чайковский «Времена года»
Описание игры: на стене развешены разные репродукции картин, воспитатель предлагает детям отобрать те из них, в которых рассказывается об одном времени года.
Можно использовать в игре аудиозапись П.И.Чайковского «Времена года»
художественные тексты о временах года:
Четверо художников, столько же картин.
Белой краской выкрасил всё подряд один.
Лес и поле белые, белые луга.
У осин заснеженных ветки, как рога …
У второго – синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки-кружева.
Первые проталинки, первая трава.
На картине третьего красок и не счесть:
Жёлтая, зелёная, голубая есть …
Лес и поле в зелени, синяя река,
Белые, пушистые в небе облака.
А четвёртый золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды…
Всюду бусы-ягоды зреют по лесам.
Кто же те художники? Догадайся сам!
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса … (А.С.Пушкин)
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Тёмный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно …
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы и зима настала. (И.Суриков «Зима»)
«ДА – НЕТ» №20
Цель: учить детей пространственной ориентировке, активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: ведущий загадывает объект на картине, дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трёхмерное пространство).
Задача ребёнка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене.
«Я ОЩУЩАЮ ЛИЦОМ И РУКАМИ» №22
Цель: учить детей представлять возможные ощущения от предполагаемого соприкосновения с различными объектами, передавать их в речи
Материал: репродукция картины.
Описание игры: дети сосредоточены на объектах картины, им предлагается найти и описать предполагаемые ощущения от соприкосновения с объектами.
Предложить детям составить рассказ на тему: « Я ощущаю лицом и руками»
«Я ПРОБУЮ НА ВКУС» №23
Цель: учить детей разделять объекты на съедобные – несъедобные для человека и живых существ, изображённых на картине, побуждать передавать в речи вкусовые характеристики объектов.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: дети сосредоточены на объектах картины, анализируют их, распределяя на съедобные и несъедобные для человека и других живых существ. Вспоминают или предполагают то или иное вкусовое ощущение.
МОЗАИКА «СОБЕРИ КАРТИНУ» №25
Цель: собрать картину из разрезанных частей, учить детей рассматривать детали картины.
Материал: репродукции картин и эти же картины, разрезанные на части.
Описание игры: собрать картину из разрезанных частей по образцу (или без него).
«ВОЛШЕБНОЕ ОКОШЕЧКО» №26
Цель: учить детей сосредотачивать своё внимание на выразительности одной части портрета (жанровой картины), что усиливает восприятие ребёнка и помогает ему установить взаимосвязь между частью и целым в картине.
Материал: репродукция картины.
Описание игры: картина закрывается листом бумаги с окошечками, которые открываются на нужных воспитателю частях картины. Таким образом воспитатель поочерёдно открывает части картины и рассматривает их вместе с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека игр по развитию художественно-эстетическому восприятию
«ПОДБЕРИ СЛОВО»Цель: развивать умение подбирать нужные слова к картинеМатериал: репродукция какой-либо картины.Описание игры: Часто бывает, что картина очень нравится, а рассказать о ней трудно, трудн...
картотека игр по развитию художественно-эстетическому восприятию
«ПОДБЕРИ СЛОВО»Цель: развивать умение подбирать нужные слова к картинеМатериал: репродукция какой-либо картины.Описание игры: Часто бывает, что картина очень нравится, а рассказать о ней трудно, трудн...
Картотека игр по развитию у детей художественно – творческих способностей
Авторские игры по художественно - эстетическому напрвлению...
Картотека бесед на развитие эмоционального интеллекта посредством чтения художественной литературы
Картотека беседс детьми подготовительной к школе группы на развитие эмоционального интеллекта посредством чтения художественной литературы...
Картотека игр "ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ"
Для художественно-эстетического развития в дошкольных образовательных учреждениях используют различные виды образовательной деятельности детей: художественно - продуктивная, музыкальная, театрализован...
Картотека игр "Художественно-эстетическое развитие"
Картотека игр "Художественно-эстетическое развитие"подготовительная группа...
Картотека игр по художественному развитию для детей второй младшей группы
Хороший материал...