Картотека бесед на развитие эмоционального интеллекта посредством чтения художественной литературы
картотека по художественной литературе (подготовительная группа) на тему
Картотека бесед
с детьми подготовительной к школе группы на развитие эмоционального интеллекта посредством чтения художественной литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yarovaya.docx | 124.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека бесед
с детьми подготовительной к школе группы на развитие эмоционального интеллекта посредством чтения художественной литературы
Воспитатель: Н.В. Яровая
Е.А. Алябьева
«Жадный кармашек»
Ребята, а что это такое? Посмотрите!
В гостях у нас оказалась книга сказок, хотите узнать новую сказку? Воспитатель с детьми проходит на ковёр, дети садятся удобно.
Вхождение в проблемную ситуацию:
- Что такое жадность?
- Кого можно назвать жадным?
Чтение и обсуждение сказки:
На платьице у Аленки жил-был жадный кармашек. Ему нравилось, когда в него что-нибудь клали, и не нравилось, когда вынимали.
По его мнению, Аленка была совсем не бережливая: то даст кому-нибудь свою игрушку, то поделиться чем-нибудь вкусненьким. "Лучше бы все это в кармашек клала", - думал он. Вот и стал он девочке нашептывать: "Ты братишке дала своего зайчика, а он тебе взамен ничего не дал! Подружке конфетку дала, а она тебе что? Никому ничего не давай, лучше в кармашек прячь!"
Аленка была хорошей девочкой, очень послушной. Вот и послушалась она своего кармашка и стала делать, как, он ей советовал. И стал он толстеть и толстеть, потому что в нем теперь лежало много всяких вещей, но ему все было мало. Он непременно хотел хранить какие-нибудь необыкновенные сокровища.
А у Аленкиной мамы были красивые бусы. И вот, когда мамы не было дома, он уговорил девочку достать их и спрятать в него. Аленка подошла к шкафу, подставила стул, на него - табуретку и залезла на самую верхнюю полку. Достала девочка бусы - большие, длинные, красивые. Но они не захотели помещаться в кармашке, он был для них слишком мал.
Кармашек растянулся немного, и несколько бусин вошли в него, потом он растянулся еще, затрещал и порвался! Из него посыпались бусы, конфеты, яблоко, зайчик и еще много-много всего.
Аленка очень расстроилась. И решила никогда больше не слушаться советов жадных кармашков.
А мама, когда пришла домой, отпорола кармашек, а на сто пришила красивый шелковый цветочек.
- Почему сказка называется «жадный кармашек»?
- Правильно ли поступила девочка, когда послушала кармашек?
- Почему всё не поместилось в кармашек?
- Как надо было поступить?
-Как бы вы поступили, если ваш кармашек оказался тоже таким жадным?
«Найди и угадай»
Воспитатель предлагает детям посмотреть на изображение жадного человека.
Воспитатель: Вы правы ребята, это жадный человек, бровки у него домиком, рот сжатый, глаза сердитые.
Разыгрывание мини-этюдов по содержанию сказки
- как кармашек уговаривал Олю;
- как кармашек растолстел;
- как кармашек разорвался.
Упражнение-тренинг « Подели игрушки».
А давайте немного поиграем.
Каждому ребенку предлагается 5 красивых игрушек, которые ему нужно разделить:
- себе и другу.
- себе и другим детям.
- себе и брату или сестре. Как вы будете их делать?
Составление правил «Три полезных Я» («Я буду», «Я постараюсь», «Я обязательно»)
- Я буду делиться с близкими и друзьями.
- Я постараюсь не жадничать.
- Я обязательно буду правильно поступать.
Илья Бутман
«Снежки»
Вхождение в проблемную ситуацию:
- Что такое обида?
- Из-за чего люди обижаются друг на друга?
-Что хочется сделать с обидчиком в момент обиды?
Чтение и обсуждение рассказа:
Рома с Таней, соседи по квартире, играли во дворе в снежки. Роме почему-то не везло, а Таня всё время в него попадала. Рома даже обиделся. Когда мама позвала ребят обедать, он положил в карманы несколько снежков и решил запустить их в Таню прямо в квартире.
После обеда Рома полез в пальто, но снежков там не оказалось.
"До чего же вредная девчонка! - возмутился Рома. - Мало того, что украла мои снежки, так ещё и воды в карман налила".
– Почему Рома обиделся? (Он не смог попасть снежком в Таню.)
– Как Рома решил отомстить Тане?
– Прав ли был Рома?
– Можно ли сказать, что Рома хороший друг?
– Почему нам хочется посмеяться над Ромой?
Игра «Волшебный мешочек».
Перед этой игрой с ребенком обсуждается, какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет.
Тренинговое упражнение «Обидка»
Дети распределяются парами и с помощью мимики и пантомимики они должны изобразить роль обидчика и обиженного. Во время тренинга дети меняются местами.
Вопросы:
Что вы чувствовали, когда были в роли обиженного?
Что вам хотелось сделать?
Что вы чувствовали, когда были в роли обидчика?
Что вам хотелось сделать?
Какая роль понравилась больше?
Вывод:
Добрый человек не будет обижать другого, причиняя ему душевную боль, унижение.
Обиженный человек чувствует себя несчастным, раздражённым.
Обида опасна, потому что может вызвать такие чувства, как гнев, ненависть, и разрушить доброжелательные отношения.
Человек, который попадает под власть негативных чувств, может причинить боль другим случайно. В этом случае нужно извиниться и помириться (попросить прощения).
Составление правил «Три полезных Я» («Я буду», «Я постараюсь», «Я обязательно»)
- Я буду добрым.
- Я постараюсь никого не обижать.
- Я обязательно буду хорошим другом.
А.Киселев
«Как поссорилась иголка с ниткой »
Вхождение в проблемную ситуацию:
- Что такое дружелюбие?
- Что такое враждебность?
Чтение и обсуждение сказки:
Иголка с ниткой работали. Шили платье Аленке. Долго шили. Вот уже готово оно, осталось только пуговицы пришить. И в этот момент появился на нитке вредный узелок. Из-за этого узелка пуговица не пришивается. Иголка ждала, ждала, пока нитка узелок развяжет, да и не дождалась, сама развязала.
И загордилась иголка и стала с ниткой ссориться.
Говорит иголка: - Я - главная. Я всегда первой бываю.
Нитка возражает: - Нет, я – главная. Из-за моего малюсенького узелка ты двигаться вперед не смогла.
-Я.
-Нет, я
Спорили, спорили, устали.
И решила на деле показать свое умение.
Увидели они еще одну не пришитую пуговицу. Побежали со всех ног к ней. Иголка скок-поскок, первая прибежала, а нитка за ней торопится. Начала иголка пуговицу пришивать вверх-вниз, вверх-вниз. Готово! Выпрямилась горделиво и сияет от удовольствия. Попробуй сделать так.
Посмотрела на нитку, а та чуть в клубок не замоталась от смеха. Оглянулась иголка на свою работу и потускнела от огорчения: пуговица-то не пришита. Нитка размоталась и поспешила свое умение показывать. Проделась через дырки пуговицы, оглянулась хвастливо, а дальше что делать, не знает. Тут уж ей не до смеха. Смотрит она сконфуженно на иголку, а та не смеется, к ней на встречу идет, руку дружбы протягивает.
- Ребята, как вы думаете, что важно в работе: себя показать, или трудиться всем вместе, дружно?
- Нужно ли помогать в работе другим?
Тренинг эмоций
Предложить детям изобразить лица поссорившихся друзей.
Обсуждение:
- Вам нравятся лица поссорившихся друзей? Почему?(они некрасивые, злые)
- А когда вы ссоритесь с кем-нибудь, вам хочется сказу же помириться?
- Как вы это делаете?
Игра: «Мирись-мирись, мирись»(с помощью пальцев)
Воспитатель: Мириться можно по - разному. Сейчас, я покажу вам еще один способ примирения- улыбкой. Попробуем. Упражнение проходит по кругу.
Упражнение: «Я дарю тебе..»
Предложить детям подарить друг другу комплимент, сказать несколько приятных слов соседу, передав «Сердечко»
Физминутка. Игра «Ниточка и иголка»
Цель: мышечное расслабление, снятие напряжения, восприятие чувства коллективности.
Выбираем водящего — «иголочку». К нему присоединяются 3-4 человека — «ниточка». Остальные размещаются произвольно. «Иголочка» и игроки, составляющие «ниточку», берутся за руки, образуя цепочку. Впереди — водящий.
Под музыку «иголочка» бежит между предметами и другими игроками, делая самые неожиданные повороты, зигзаги, а «ниточка» должна точно повторить путь, не размыкая рук. Пробегая мимо стоящего игрока, последний в ниточке может взять его за руку и увести за собой. Те, кто расцепил руки, платят фанты, и выполняют задания.
Проблемные ситуации:
Цель: проверка степени усвоения детьми правил поведения в конфликтных ситуациях.
- Два жадных медвежонка поссорились из-за головки сыра. Помири их.
- Вини-Пух и Пятачок хотят полетать на одном воздушном шарике.Как им договориться?
- Тигра наступил на ногу Кролику. Как ему извиниться?
Обобщение: ПРАВИЛА ПРИМИРЕНИЯ.
- Если вы являетесь виновником ссоры, то умейте первыми признавать свою вину. Вам при этом помогут волшебные слова: «Извините», «Давай играть вместе»
- Чаще улыбайтесь друг другу, делайте приятные комплименты
- Можно подарить другу приятный подарок, нарисовать рисунок или пригласить его в гости.
Прорисовывание сказки
Цель: дать возможность детям выразить свои чувства с помощью образов, символов, т.е. освободиться от негативных эмоций, помочь принять себя и окружающий мир (рисование под спокойную музыку).
Детям предлагается нарисовать героев сказки: добрых и злых, умных и глупых. И подарить рисунок своему другу.
Составление правил «Три полезных Я» («Я буду», «Я постараюсь», «Я обязательно»)
- Я буду дружелюбным.
- Я постараюсь не враждовать.
- Я обязательно буду извиняться.
С. Михалков
«Зеркало»
Вхождение в проблемную ситуацию:
-Как вы думаете, ребята, приятно, когда вас обзывают?
-Какой человек обычно придумывает прозвища другим? Что можно о нем сказать? (невоспитанный, грубый)
-Скажите, людей ,которые обзываются, можно назвать добрыми? Почему?
Чтение и обсуждение басни:
Жил-был один Носорог. Он имел привычку над всеми издеваться. – Горбун! Горбун! – дразнил он Верблюда. – Это я горбун? – возмущался Верблюд. – Да будь у меня на спине три горба, я был бы еще красивей! – Эй, толстокожий! – кричал Носорог Слону. – Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу!.. Однажды достали друзья зеркало и пошли искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал: – Эй ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься! От обиды бедный Страус даже голову под крыло спрятал. – Послушай, друг! – сказал Верблюд, подойдя поближе. – Неужели ты сам себя красавцем считаешь? – Конечно! – ответил Носорог. – Кто же в этом сомневается? – Ну, тогда посмотри на себя! – сказал Слон и протянул Носорогу зеркало. Посмотрел Носорог в зеркало и захохотал: – Ха, ха, ха! Что это еще за уродина на меня смотрит? Что у него на носу? Хо-хо-хо! Ха- ха-ха!
– Как носорог относился к окружающим?
– Как звери вели себя, когда носорог их обзывал, обижал, дразнил?
– Как вы поступаете, когда вас кто-нибудь дразнит? (Тоже обзываетесь?Деретесь?)
– Как звери проучили носорога?
Поведенческий тренинг:
1.Разыгрывание ситуаций:
Ты нарисовал красивую картинку, а твой сосед нечаянно пролил на нее воду? Как ты поступишь в этой ситуации? А твой сосед?
На зарядке стоящий спереди нечаянно наступил тебе на ногу? Тебе больно и обидно? Что ты ему скажешь? А стоящий спереди?
Твой младший брат(сестренка)сломал твою любимую игрушку? Что ты ему скажешь?
Упражнение: «Скажи друг другу комплимент»
Детям предлагается сказать друг другу комплимент, передавая по кругу цветок.
Выработка правил доброжелательного поведения.
Будь внимателен к другому;
Не обижай товарища;
Будь приветлив, не груби другим;
Не обзывай никого;
Помогай больным людям, жалей их.
Игровое упражнение «Сотворение чуда»
Дети берут «волшебный цветок», идут навстречу друг другу, дотрагиваются до плеча и спрашивают:
- Чем я могу тебе помочь?
- Что для тебя сделать?
Дети договариваются о месте, времени «Сотворения чуда»(построить вместе дом, порисовать)
Игра «Ходим кругом»
Дети, взявшись за руки, образуют круг. Водящий становится внутри круга. Медленно двигаясь вправо или влево по кругу, играющие запевают песенку, в которой упоминается имя водящего:
Ходим кругом, друг за другом.
Эй, ребята, не зевать!
Все, что Коля нам покажет.
Будем дружно повторять!
Круг останавливается, и водящий показывает какие-либо движения. Все ребята должны в точности повторять его движения. После этого водящий подходит к кому-либо из детей в кругу и кланяется. Тот, кому поклонились, становится водящим.
Составление правил «Три полезных Я» («Я буду», «Я постараюсь», «Я обязательно»)
- Я буду воспитанным.
- Я постараюсь не обзываться.
- Я обязательно буду приветлив, помогать окружающим.
Альфред Кеннер
«Три медвежонка»
Вхождение в проблемную ситуацию:
- Какие поступки можно назвать добрыми или злыми? Приведите примеры.
- Какие слова говорят добрые люди? Как они себя ведут?
- Какие слова говорят злые люди? Как они себя ведут?
А теперь послушайте одну сказку и определите, какие добрые или злые поступки совершили медвежата?
Чтение и обсуждение сказки:
В одном зоопарке жили три медвежонка. Они часто рассматривали посетителей и осуждали их. Подошли две девушки и начали хихикать.
-Ужасно, посмотри на них. Они даже не умеют рычать -сказал один медвежонок.
В это время на лужайке играл малыш. Он подполз к цветку, чтобы сорвать его.
-Смотрите, совсем маленький, а уже умеет ходить на четвереньках!
В это время дверь скрипнула, и в вольер вошел смотритель за животными. Ему понадобились майские жуки для кур. Он стал трясти молодой каштан, но деревце даже не пошевелилось.
-Поможем!- сказал первый медвежонок и направился к каштану. Он потряс деревце и нагнул его к себе. Притопал второй медвежонок и изо всех сил начал тянуть. Приковылял на помощь и третий медвежонок. Деревце клонилось все ниже и ниже, и майские жуки посыпались на землю. Медвежата поднатужились и с корнем выдернули каштан из земли.
-Что вы наделали?- закричал смотритель.- Вырвали дерево с корнем!
Он собрал жуков, принес лопату,быстро поставил каштан на место и засыпал землей.
Медвежата только по бокам себя похлопали.
Смотритель влез на дерево. Он собирался спилить сук, низко склонившийся к земле.
-Поможем!- опять крикнул первый медвежонок. Он взобрался на дерево и уселся на ветке. Но ветка даже не пошевелилась. Подошел второй медвежонок, залез на ветку и сел рядом. Ветка закачалась.К двум медвежатам присоединился третий. Ветка опасно затрещала,но не обломилась.
-Вам помочь?- спросил комар.
-Не смеши!- крикнули ему три медвежонка и качнули ветку.
Комар сел на самый конец ветки, раздался треск,и три медвежонка плюхнулись в траву.
-Я - самый сильный- пропищал комар.- Я один справился с веткой.
-Неправда!- проворчали медвежата, почесывая за ушами.
Вдруг медвежата услышали слабый писк. Из своего гнезда выпал маленький воробышек и беспомощно копошился на земле. Вокруг птенца летали обеспокоенные папа и мама.
-Помогите,- кричала мама-воробьиха.
-Поможем,- сказал первый медвежонок.
Тихо, тихо, чтобы не испугать воробьев, он подошел к птенцу и осторожно поднял его. Медвежонок хотел посадить воробышка на место, но не дотянулся до гнезда. Притопал второй медвежонок, и первый взобрался ему на спину, но не смог достать до ветки, на которой было воробьиное гнездо. Приковылял на помощь третий медвежонок, и второй вскарабкался ему на спину. Теперь первый медвежонок,наконец, дотянулся до ветки и положил воробышка в гнездо.
-Хорошо, что нас так много,- сказали довольные медвежата и улеглись в траву немножечко вздремнуть.А воробьи чирикали от радости так громко, что слышно было за девяносто девятью деревьями зоопарка.
- Ребята, вам понравилась сказка?
- Какие плохие поступки совершили медвежата?
- Почему их поступки не понравились смотрителю зоопарка?
- Как медвежата исправились?
- Какой хороший поступок они совершили?
- Что помогло совершить им хороший поступок? (дружба).
Тренинг эмоций.
Покажите, как себя ведут:
- злые медвежата
-веселые медвежата
-добрые медвежата.
Каким лучше быть: добрым или злым?
Игра «Дракон, кусающий себя за хвост»
Дети стоят друг за другом, держась за талию. Первый ребенок-это голова дракона, последний - кончик хвоста. Первый пытается схватить себя за хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга.
Составление правил «Три полезных Я» («Я буду», «Я постараюсь», «Я обязательно»)
- Я буду добрым.
- Я постараюсь совершать хорошие поступки.
- Я обязательно буду помогать тем, кто попал в беду.
РАССКАЗ К.Д. УШИНСКОГО «ИГРАЮЩИЕ СОБАКИ»
Вхождение в проблемную ситуацию:
- Как вы думаете, что чувствуют малыши, когда их обижают?
Чтение и обсуждение рассказа:
Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая собака, Полкан.
К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.
– Погоди-ка, вот она тебе задаст! – сказал Володя. – Проучит она тебя. Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.
Видишь ли, – сказал Володе отец, – Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их приколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.
Беседа
- Что делал Полкан во дворе?
- Как играл Мопс?
- Разозлился ли Полкан?
- Что, по предположению Володи, могло случиться, если бы Мопс не перестал мешать Полкану? Полкан поступил так, как предполагал Володя, или нет? Почему?
- Чему отец научил Володю на примере этого случая?
Показ и отбор картинок с изображением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональным состояниям персонажей рассказа.
ИГРА «ВОЛНЫ»
Цель – учить выражать с помощью жестов доброжелательное отношение к сверстникам.
Ход игры: Воспитатель стоит в круге, который образовали дети, и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихо журчат.
Составление правил «Три полезных Я» («Я буду», «Я постараюсь», «Я обязательно»)
- Я буду добрым.
- Я постараюсь совершать хорошие поступки.
- Я обязательно буду защищать, и помогать маленьким и слабым.
РАССКАЗ М. ЗОЩЕНКО «У БАБУШКИ»
Вхождение в проблемную ситуацию:
- Мы часто шутим над теми, кого любим.
- Как мы должны вести себя, когда люди шутят над нами, чтобы им не было обидно?
Чтение и обсуждение рассказа:
Мы в гостях у бабушки. Сидим за столом. Подают обед.
Наша бабушка сидит рядом с дедушкой. Дедушка толстый, грузный. Он похож на льва. А бабушка похожа на львицу.
Лев и львица сидят за столом.
Я, не отрываясь, смотрю на бабушку. Это мамина мама. У неё седые волосы и тёмное, удивительно красивое лицо. Мама сказала, что в молодости она была необыкновенная красавица.
Приносят миску с супом.
Это неинтересно. Это я вряд ли буду кушать. Но вот приносят пирожки. Это ещё ничего. Сам дедушка разливает суп.
Подавая свою тарелку, я говорю дедушке:
– Мне только одну капельку.
Дедушка держит разливательную ложку над моей тарелкой. Одну каплю супа он капает в мою тарелку.
Я смущённо смотрю на эту каплю. Все смеются.
Дедушка говорит:
– Он сам попросил одну каплю. Вот я и выполнил его просьбу.
Я не хотел супа, но почему-то мне обидно. Я почти плачу. Бабушка говорит:
– Дедушка пошутил. Дай твою тарелку, я налью.
Я не даю свою тарелку и не дотрагиваюсь до пирожков. Дедушка говорит моей маме:
– Это плохой ребёнок. Он не понимает шуток. Мама говорит мне:
– Ну, улыбнись же дедушке. Ответь ему что-нибудь.
Я сердито смотрю на дедушку. Тихо говорю ему:
– Я больше к вам никогда не приеду...
Беседа
- Почему мальчик попросил своего дедушку налить ему только одну каплю супа?
- Как вы думаете, выполняя просьбу внука, дедушка шутил?
- Как вы думаете, мальчик из этого рассказа понимает это или нет? Почему вы так считаете?
- Что дедушка мальчика почувствовал, когда его внук не понял, что он просто пошутил?
- Если бы вы оказались на месте мальчика, что бы вы сделали, когда дедушка так пошутил над вами?
Показ и отбор картинок с изображением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональным состояниям персонажей рассказа.
ИГРА «ПРАЗДНИК ВЕЖЛИВОСТИ»
Цель – стимулировать желание радовать и поддерживать друг друга с помощью слов.
Ход игры: «Сегодня в нашей группе, – говорит воспитатель, – объявляется праздник вежливости! Вежливые люди отличаются тем, что никогда не забывают благодарить окружающих. Сейчас у каждого из вас появится шанс проявить свою вежливость и поблагодарить других за что-нибудь. Вы можете подойти к любому и сказать: «Спасибо тебе за то, что ты...». Вот увидите, благодарить очень приятно. Постарайтесь никого не забыть и подойти к каждому, ведь истинно вежливые люди еще и очень внимательны. Готовы? Тогда начинаем».
Составление правил «Три полезных Я» («Я буду», «Я постараюсь», «Я обязательно»)
- Я буду веселым.
- Я постараюсь, понимать и не обижаться когда шутят.
- Я обязательно буду вежливым.
РАССКАЗ М. ЗОЩЕНКО «Я НЕ ВИНОВАТ»
Вхождение в проблемную ситуацию:
- Часто случается так, что наши слова или поступки обижают дорогих нам людей.
- Как вы думаете, что мы должны делать, чтобы искупить свою вину в таких ситуациях?
Чтение и обсуждение рассказа:
Сидим за столом и кушаем блины.
Вдруг отец берёт мою тарелку и начинает кушать мои блины. Я реву. Отец в очках. У него серьёзный вид. Борода. Тем не менее, он смеётся. Он говорит:
– Видите, какой он жадный. Ему для отца жаль одного блина. Я говорю:
– Один блин, пожалуйста, кушай. Я думал, что ты все скушаешь. Приносят суп. Я говорю:
– Папа, хочешь мой суп?
Папа говорит:
– Нет, я подожду, когда принесут сладкое. Вот если ты мне сладкое уступишь, тогда ты действительно добрый мальчик.
Думая, что на сладкое клюквенный кисель с молоком, я говорю:
– Пожалуйста. Можешь кушать мое сладкое.
Вдруг приносят крем, к которому я неравнодушен. Пододвинув к отцу мое блюдце с кремом, я говорю:
– Пожалуйста, кушай, если ты такой жадный. Отец хмурится и уходит из-за стола.
Мать говорит:
– Пойди к отцу, попроси прощения.
Я говорю:
– Я не пойду. Я не виноват.
Я выхожу из-за стола, не дотронувшись до сладкого.
Вечером, когда я лежу в кровати, подходит отец. У него в руках мое блюдце с кремом.
Отец говорит:
– Ну, что ж ты не съел свой крем? Я говорю:
– Папа, давай съедим пополам. Что нам из-за этого ссориться? Отец целует меня и с ложечки кормит кремом.
Беседа
- Что случилось за столом во время еды? Как вы думаете, действительно ли отец хотел съесть блины и крем своего сына?
- Почему отец нахмурился и ушёл из-за стола? Что он почувствовал, когда мальчик сказал: «Пожалуйста, кушай, если ты такой жадный»?
- В конце рассказа мальчик решил помириться со своим папой. Как он это сделал? Если бы вы были этим мальчиком, как бы вы помирились с папой?
- Что почувствовал отец, когда сын решил первым с ним помириться?
Показ и отбор картинок с изображением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональным состояниям персонажей рассказа.
ИГРА «ОЖИВЛЯЛКИ»
Цель – развивать умение невербально выражать свои эмоции.
Материал – рисунки детей.
Ход игры: Дети рассматривают рисунки. Затем один из участников игры с помощью мимики и жестов показывает то, что изображено на одном из рисунков, остальные угадывают.
Если вариантов ответов несколько, воспитатель объясняет, что одно и то же явление или предмет у разных людей могут вызывать различные чувства, и каждый человек имеет право на своё мнение.
Составление правил «Три полезных Я» («Я буду», «Я постараюсь», «Я обязательно»)
- Я буду вежливым и внимательным.
- Я постараюсь делиться.
- Я обязательно буду просить прощения, если неправ.
РАССКАЗ Н. НОСОВА «СТУПЕНЬКИ»
Вхождение в проблемную ситуацию:
- Нужно ли помогать друг другу? Почему?
Чтение и обсуждение рассказа:
Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошел он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот.
– А я уже считать умею! – похвастался Петя. – В детском саду научился. Вот смотри, как я сейчас все ступеньки на лестнице сосчитаю.
Стали они подниматься по лестнице, а Петя громко ступеньки считает:
– Одна, две, три, четыре, пять...
– Ну чего ж ты остановился? – спрашивает Валя.
Погоди, я забыл, какая дальше ступенька. Я сейчас вспомню.
– Ну, вспоминай, – говорит Валя.
Стояли они на лестнице, стояли. Петя говорит:
– Нет, я так не могу вспомнить. Ну-ка, лучше начнём сначала. Сошли они с лестницы вниз. Стали снова вверх подниматься.
– Одна, – говорит Петя, – две, три, четыре, пять...
И снова остановился.
– Опять забыл? – спрашивает Валя.
– Забыл! Как же это! Только что помнил и вдруг забыл! Ну-ка, ещё попробуем.
Снова спустились с лестницы, и Петя начал сначала:
– Одна, две, три, четыре, пять...
– Может быть, двадцать пять? – спрашивает Валя.
– Да нет! Только думать мешаешь! Вот видишь, из-за тебя забыл! Придётся опять сначала.
– Не хочу я сначала! – говорит Валя. – Что это такое? То вверх, то вниз, то вверх, то вниз! У меня уже ноги болят.
– Не хочешь – не надо, – ответил Петя. – А я не пойду дальше, пока не вспомню.
Валя пошла домой и говорит маме:
– Мама, там Петя на лестнице ступеньки считает: одна, две, три, четыре, пять, а дальше не помнит.
– А дальше шесть, – сказала мама.
Валя побежала обратно к лестнице, а Петя всё ступеньки считает:
– Одна, две, три, четыре, пять...
- Шесть! – шепчет Валя.
- Шесть! Шесть! - обрадовался Петя и пошёл дальше.
- Семь, восемь, девять, десять.
Хорошо, что лестница кончилась, а то бы он так и не дошёл до дому, потому, что научился только до десяти считать.
Беседа
- Чему научился Петя в детском саду?
- Кого встретил Петя у ворот дома?
- Что Петя решил показать своей сестрёнке? Удалось ли ему это сделать? Почему?
- Что говорил Петя своей сестрёнке, когда не мог вспомнить, какое число идёт после пяти?
- Как вы думаете, что почувствовала Валя, когда Петя сказал, что она ему мешает думать? Почему вы так считаете?
- Что Валя решила сделать, чтобы помочь брату? Почему она так сделала?
- Подумайте: если бы вы были на месте Вали, что бы вы сделали, чтобы помочь своему брату? Почему?
- Как вы думаете, что почувствовал Петя, когда Валя помогла ему вспомнить счёт? Почему вы так считаете?
Показ и отбор картинок с изображением эмоциональных состояний людей, соответствующих эмоциональным состояниям персонажей рассказа.
ИГРА «РАЗГОВОР СКВОЗЬ СТЕКЛО»
Цель – формировать способность учитывать эмоциональное состояние сверстника, повторять и передавать информацию, полученную от него. Стимулировать желание понимать другого без слов.
Ход игры
Воспитатель помогает детям разбиться на пары, затем говорит: «Представьте, что один из вас находится в большом магазине, а другой – ждёт его на улице. Но вы забыли договориться о том, что нужно купить, а выход – на другом конце магазина. Попробуйте договориться о покупках сквозь стекло витрины. Но помните, что вас разделяет такое толстое стекло, что попытки кричать, бесполезны: партнёр всё равно не услышит. После того как вы договорились, вы можете обсудить, правильно ли вы друг друга поняли». Воспитатель объясняет одному из детей жестами, что тот должен купить, а потом спрашивает, всё ли он понял. Затем дети играют самостоятельно. Воспитатель следит за ходом игры, помогает, если играющие затрудняются. В следующей игре дети меняются ролями.
Составление правил «Три полезных Я» («Я буду», «Я постараюсь», «Я обязательно»)
- Я буду всем помогать.
- Я постараюсь слушать других.
- Я обязательно буду добрым.
Басня Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».
Вхождение в проблемную ситуацию:
Светлячок, показывая записи в книге Доброты, предлагает сделать ещё одну: сегодня он видел, как мальчик помогал бабушке перейти дорогу. Он сделал это сам, потому что понимает, как тяжело бывает старым людям быстро сориентироваться на перекрёстке и перейти улицу.
Диагностика отношения детей к пожилым людям.
Воспитатель предлагает детям закончить предложение: Когда я вижу, как старому человеку тяжело ходить, то …
Не всегда дети и взрослые проявляют уважение к старым людям, и об этом говорится в следующем рассказе.
Чтение и обсуждение басни:
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши, не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят, раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что - то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Вопросы:
– Как относились муж и жена к старому человеку?
– За что они обижали дедушку?
– Они исправили свою ошибку?
– А кто им в этом помог?
Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации.
Воспитатель:
– У Кати бабушка уже стара, поэтому плохо видит. Раньше она много читала сказок, рассказов своей внучке, штопала носки. Сейчас она даже в очках плохо видит. Катя пришла к ней в гости и попросила прочитать новую книжку, но бабушка не смогла найти очки и предложила внучке заняться чем - ни будь другим. Катя, услышав отказ, рассердилась на бабушку и сказала, что больше не придёт к ней в гости.
Вопросы:
– Правильно ли поступила девочка? Почему?
– Что чувствовала бабушка в этой ситуации?
– Можно ли было поступить по - другому?
– Как бы вы поступили на месте девочки?
Ролевая гимнастика. С помощью мимики и пантомимики нужно изобразить
– старого, уставшего дедушку;
– грустную бабушку;
– улыбающуюся бабушку.
Составление правил «Три полезных Я» («Я буду», «Я постараюсь», «Я обязательно»)
- Я буду всем помогать и заботиться о старых людях.
- Я постараюсь проявлять уважение к пожилым.
- Я обязательно буду добрым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи дошкольников посредством чтения художественной литературы
Роль художественой литературы в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста....
План работы по самообразованию 2015–2017 гг. Тема «Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННУЮ ЛИТЕРАТУРУ.
В статье рассматривается важность и актуальность развития эмоционального интеллекта у детей. Развитие у дошкольников понимания собственных эмоций и эмоций других людей, умение управлять эмоциональной ...
«Духовно-нравственное развитие детей посредством чтения художественной литературы»
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им...
«Развитие речи детей посредством чтения художественной литературы»
Входя в жизнь человека в раннем детстве, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества ...
"Духовно-нравственное развитие детей подготовительной группы посредством чтения художественной литературы"
План самообразования...
Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством чтения художественной литературы
Через художественную литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в нем, сферу социальных отношений, нравственных основ жизни....