«Книжная иллюстрация как средство обогащения детского рисунка детей старшего дошкольного возраста»
статья по рисованию (старшая группа)
«Книжная иллюстрация как средство обогащения детского рисунка детей старшего дошкольного возраста».
Условия формирования личного вклада в развитие образования.
Научно исследовательские условия:
Для того, чтобы ребенок научился красиво рисовать, обогащать свой рисунок выразительными средствами, детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. По другому говоря, речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого художественного опыта. Академик А. В.Запорожец отмечал: выразительность детских рисунков - не всегда результат целенаправленных поисков; это может быть интуитивный поиск, обусловленный яркими впечатлениями. Идея ученого получила дальнейшее развитие в исследованиях педагогов и психологов, в частности Б. П. Юсова, Н. А. Ветлугиной, О. М. Дьяченко. Заслуга Н. А. Ветлугиной в том, что она сумела синтезировать и описать критерии, характеризующие уровень художественно-творческого развития дошкольников в рисовании. Показатели творчества, характеризующие способы творческого действия, которые определила в своих исследованиях Г. Г. Григорьева, способны выявить умения ребенка создавать свой оригинальный образ в процессе рисования, обогатить, украсить рисунок. Проявляются эти показатели в основном в процессе работы, они различны по характеру, глубине, широте.
Методические условия:
Педагогический поиск технологий и методов выразительных средств для обогащения детского рисунка детей старшего дошкольного возраста
Организационно-педагогические условия:
Активное участие в методических объединениях воспитателей Сормовского района, работа Учреждения в режиме инновационной площадки.
Актуальность личного вклада в развитие образования
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка – дошкольника. Она способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в рисунке. Создание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое, видеть прекрасное в произведениях искусства (живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладном искусстве). Дети узнают жанры, учатся видеть многообразие линий, форм, определяют цветовой колорит, композицию. У них проявляется интерес, предпочтение при выборе картин, иллюстраций. Детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок развивается как творческая личность.
Большую опасность для развития детского рисования представляет закрепление графических образов, превращение их в шаблоны. Если не следить за этим процессом, ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных им схем определенных предметов. Поэтому в задачи обучения должно входить развитие изобразительных навыков, разрушение застывших шаблонов, стимулирование собственного творчества детей.
В наше время детям мало читают, иллюстрации к книгам просто просматриваются, не задерживая на них взгляд, дети недопонимают, что на них изображено, какую функцию в себе несет иллюстрация, и когда дети начинают рисовать, то рисунки получаются скучные, однотипные, однообразные, невыразительные, дети просто срисовывают то, что видят, не дополняя их и тогда появляются шаблоны, стереотипы. Одна из причин появления шаблонов в рисунках детей – неправильно организованное обучение, невнимательное руководство изобразительной деятельностью дошкольников или же отсутствие такового. Необходима специальная работа, направленная на преодоление стереотипности, шаблонности в рисунках детей. В задачи обучения должно входить закрепление новых выразительных средств для обогащения рисунка и разрушение возникших шаблонов как непрерывный процесс при рассматривании книжных иллюстраций.
Этим определяется актуальность исследования влияния книжной иллюстрации на развитие рисунка дошкольного возраста.
Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования
Наиболее общие вопросы значения изобразительной деятельности детей освящены в работах А. В. Запорожца, Е. И. Игнатьева, В. С. Кузина, Б. М. Неменского, Н. Н. Ростовцева, Н. П. Сакулиной, Б. М.Теплова, П. П. Чистякова. Многие авторы, исследовавшие детское изобразительное творчество В.С.Мухина, Е.А.Флерина и др., отмечали стремление ребенка придерживаться тех или иных форм, приемов в творчестве, которые ребенком усвоены и которые препятствуют дальнейшему движению вперед.
В исследованиях детского художественного творчества (А.В. Бакушинский, В.В. Богданова, Т.А. Буянова, Т.Н. Доронова, Р.Г. Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина, Н.Б. Халезова и др.) утверждается, что освоение действительности средствами изобразительного искусства является наиболее естественным и универсальным условием развития личности дошкольника. Ребенок воспринимает мир образно и старается отразить эти образы в своих рисунках.
Ученые В.А.Езикеева, Р.Н.Чуднова, В.Я.Кионова и др. отмечают, что если с детьми не ведется специальная работа, то у них наблюдается слабый, односторонний интерес к иллюстрациям в книге. Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительными средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них, появляется желание передать увиденное на картинке в рисунках. Но чтобы рисунок был не однообразным, однотипным, его нужно обогащать выразительными средствами (подбор цвета, формы, определенных линий). Выразительные средства в рисовании – это средства, которые служат для обогащения детского рисунка, придания ему красочности, «Живости». К ним относятся: цвет, форма, линии, композиция.
В начале моей работы мною была проведена диагностика по выявлению уровня сформированности знания детей использования выразительных средств для обогащения рисунков.
Для этого были проведены занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка), наблюдения за рисованием в свободной художественной деятельности и исходя из результатов диагностики было выявлено, что дети рисуют шаблонно, изображая предметы однотипно, не все вносили свои изменения в цвете, не дополняли своими фантазиями.
Цель и задачи педагогической деятельности
После анализа психолого-педагогической литературы по данному направлению, а так же после результатов проведенной диагностики мною были сформулированы цель и задачи
Цель Обогащения детского рисунка детей старшего дошкольного возраста посредством книжных иллюстраций.
Задачи:
- Выявить значение книжной иллюстрации для повышения выразительности рисунка у старших дошкольников
- Формировать устойчивый познавательный интерес к книге, желание рассматривать, изображать увиденное;
-учить применять изобразительные средства в изобразительной деятельности;
Ведущая педагогическая идея
Работа с книжными иллюстрациями позволит повысить выразительность детского рисунка у детей старшего дошкольного возраста, а так же обогатить его содержание.
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
На начальном этапе проводилась следующая работа:
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды:
- Обогащение книжного уголка (подобраны следующие книги для чтения и рассматривания с красивыми иллюстрациями: Г.-Х. Андерсен «Снежная королева», А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане..», С.Аксаков «Аленький цветочек», А.М.Волков «Волшебник изумрудного города», «Бременские музыканты», «Заюшкина избушка» и др.) Мною были подобраны произведения художественной литературы, народные и авторские сказки, в которых описываются сказочные дома, характерные особенности животных, их места обитания, иллюстрации к этим произведениям, музыкальные произведения для создания благоприятной обстановки в группе.
- Подобраны стихи о природе, рассказы о животных (после прочтения которых выполнялись зарисовки об услышанном, которые сопровождались музыкальными произведения для создания благополучной атмосферы в группе: П.И.Чайковский «Времена года», Вивальди «Времена года» и др.)
- Для лучшего и более глубокого восприятия художественных произведений и эмоционального отклика на книгу, литературные произведения прослушивались в музыкальном исполнении («12 месяцев», «Бременские музыканты», «Заюшкина избушка» и др.). Была создана медиатека музыкальных произведений.
Была подобрана картотека дидактических игр: «Угадай, что получится», целью которой является учиться вносить изменения в изображаемый объект; «Волшебная палитра» - умение изменять и подбирать цветовую гамму при изображении; «Что –то может быть » - развитие воображения, способ «додумывания», дополнения рисунка; «Волшебные картинки», «Веселый гном» - учить создавать образы на основе схематического изображения; «Клубочки» - учить выполнять круговые движения при рисовании для украшения своего рисунка; «Нарисуй теплую картинку» - подбор цвета, соотнесение теплых-холодных тонов при изображении того или иного объекта.
Подобрана картотека игровых упражнений для выразительности рисунка: «Нарисуй такой же» - искать сходство с предметом и воспроизведение его; «Дорисуй. На что похоже» - закрепить знания о геометрических фигурах, чтобы уметь применять при рисовании того или иного объекта; «Нарисуй палочки» - развивать фантазию и воображение, учить детей применять свои навыки в изображении незнакомых предметов; «Что изменилось» - учить по памяти воспроизводить заданный узор, постройку; «Дорисуй» - формирование умения рассматривать и обследовать предметы.
Изготовлены трафареты с разными видами штриховки (птиц, домов, животных, деревьев, различных линий, узоров) с целью знакомства со штриховкой, развития ручной умелости, пространственных представлений, развития чувства ритма, графических умений для последующего применения при рисовании для создания красочного рисунка.
Следующий этап был реализационный.
Здесь мы знакомили детей с книжной иллюстрацией.
Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает непосредственное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.
В дошкольных организациях детей знакомят с художественной литературой. Иллюстрация же используется в основном как дидактический материал, то есть дополнение к литературным произведениям. Тем не менее, педагогу необходимо научить детей вглядываться в художественные иллюстрации: видеть композицию рисунка, понимать, как много она выражает; воспринимать гамму красок, их эмоциональную выразительность; замечать художественные детали, характеризующие сказочных героев и их взаимоотношения; проникаться чувствами и настроением, которые выражает рисунок.
На книгах, которые иллюстрировали Е.Д.Поленова, И.Я.Билибин, А.Н.Бенуа, Г.Н.Нарбут, В.А.Милашевский, В.В.Лебедев, В.М.Конашевич, Е.Н.Чарушин, Е.М. Рачев и др. воспитали не одно поколение.
Воспринимая иллюстрации, ребёнок мысленно участвует в изображённых на них действиях героев, переживает их радости и печали. Свои чувства он ярко и непосредственно выражает в репликах, жестах, мимике. В зависимости от содержания рисунка, дети то весело смеются, то становятся серьёзными и сосредоточенными.
Перед рассматриванием иллюстраций, я рассказывала об авторе, показывала фотографии, какие прочитанные нами произведения писал автор, потом мы читали произведение, беседовали по его содержанию, сравнивали изображаемое на иллюстрациях с реальными предметами, искали соответствие между прочитанным и нарисованным, искали сходства и различия в описанных и нарисованных чертах людей, животных, домов и др.
Сказки К. Чуковскогого иллюстрированы в хрестоматии рисунками В. Конашевича. Чем невероятнее события, о которых повествуется в тексте, тем ярче и свободнее проявляется способность художника с полной достоверностью изображать сказочные ситуации. При прочтении и дальнейшем рассмотрении иллюстраций к сказке «Тараканище», мы видим как сам таракан, в реальности является маленьким насекомым, безобидным, но художник его рисует огромным, злым, с длинными усами. Он смог запугать даже больших животных: льва, бегемота, волки в испуге схватили друг друга и трясутся от страха. В рисунках В. Конашевича, полных движения, очень точно раскрывается динамичность сюжета.
При рассматривании иллюстраций Ю. А. Васнецова – мы видим, как художник умеет глубоко раскрыть содержание сказки, потешки, тонко передать её настроение. Простыми по композиции рисунками, используя понятные детям средства выразительности, он умело руководит детским восприятием и пробуждает у ребенка чувства сострадать, сочувствовать, сорадоваться. Например, в сказке Л.Толстого «Лев и собачка» лев изображается огромным, важным, со злым выражением лица, и маленькая собачка, испуганная, которая сжалась в комок и прижалась к полу. Но после прочтения и рассматривания иллюстрации мы увидим, что большой лев не такой уж и злой, не съел собачку, а даже поделился с ней мясом, что вызывает радость у детей, что такое большое животное так благородно поступило с крохотной собачкой.
Е. Рачев умеет глубоко проникнуть в подтексты сказок, раскрыть в своих рисунках мотивы поведения персонажей. Изображая зверей одетыми в человеческие платья, одежды, художник дает понять, что за событиями сказки кроются людские взаимоотношения. Иллюстратор широко использует средства графики, четкими линиями рисует позу животного. Выражение глаз, линии рта создают яркие характеристики каждого персонажа. Например, при рассмотрении иллюстраций к сказке «Кот в сапогах» Ш.Перро кот, будучи животным, оказался умнее самих людей, и иллюстратор это четко показывает в картинке (походка, манера общения, внешний вид, грациозность кота).
Чтобы подобрать такие иллюстрации, которые дети бы с удовольствием рассматривали и соотносили их с прочитанным нужно:
1. содержание иллюстрации должно быть понятно и интересно детям. Надо, чтобы каждый ребенок был знаком с художественным произведением (сказкой, потешкой), которое проиллюстрировал художник.
2. В иллюстрации с помощью разных средств выразительности должны быть переданы определенное настроение (веселое, грустное) и характеры героев (добрый, злой). Например, в иллюстрации к потешке «Ходит кот по лавочке» художник Ю. Васнецов с помощью цвета, а также выразительных и понятных детям движений (кот держит кошку за лапки, а котята весело прыгают вокруг них), декоративности оформления (красивые цветы, расписные узоры украшают стены комнаты, окна, лавочку) вызывает у детей радость, дает понять, что его персонажи добрые и живут дружно.
Рассматривая вместе со взрослыми рисунки, помещенные в детских книгах, ребенок яснее представит себе описанные в тексте события, внешний и внутренний облик персонажей и будет горячее сочувствовать одним и ненавидеть других. Такое восприятие подводит к собственным моральным выводам, пробуждая лучшие человеческие чувства, делая отзывчивее, добрее, непримиримее к несправедливости.
Таким образом, книжные иллюстрации глубоко раскрывают образ той или иной сказки, давая возможность ребенку зрительно представить происходящие события, затем воспроизвести их в собственной изобразительной деятельности. А одной из важных задач в рисовании является преодоление шаблонности в рисунках, обогащение рисунков выразительными средствами.
А методами, помогающими осуществить эту задачу, являются: наблюдение, обследование, рассматривание картин и книжных иллюстраций, метод творческих заданий (связаны с игровыми упражнениями), знакомство с природным материалом и др. все эти методы я использовала в своей дальнейшей работе.
Также при рассматривании иллюстраций следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус. В зависимости от возраста детей меняются приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам.
Для знакомства детей с рисунками художников-иллюстраторов я использовала в своей работе следующие приемы:
- знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о его творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним;
- вопросы, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом (то есть сначала читаем произведение, потом задаем вопросы, связываем текст и иллюстрацию для точного понимания произведения)
- называние персонажа, предмета, его части, указанных воспитателем на картинке (эта работа связывается с "сочинением" по картинке) – покажи, где петушок, дотронься до него пальчиком, где у петушка гребешок;
- сравнение картинок: на одной петушок клюет зернышки, а на другой поет (покажи картинку, где петушок поет и т.д.);
- оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур ("Почему нравится тебе эта картинка?");
- узнавание ребенком персонажей, вещей ("Узнай, кто это?", "Покажи, где кто или что?");
- соотнесение фраз текста с картинками ("Найди картинку к таким словам...", "Какие слова подходят к этой картинке?").
Это мне помогло вызвать у детей эмоциональный отклик на иллюстрации в книгах, на художественные образы, желание их рассматривать, радоваться творческим удачам художников; развивать художественное видение, зрительную память; развивать у детей интерес к творчеству художников – иллюстраторов; видение особенностей книжной графики, выразительности ее языка.
Так же я проводила наблюдения на прогулке с целью подбора соотношения
больших и маленьких домов, разных видов деревьев, изменением цвета неба в разное время суток, изменение общего фона в разное время года (то есть зимой, поздней осенью, ранней весной – цвета тусклые, блеклые, все кажется мрачным, а летом, ранней осенью – природа оживает, цвета насыщаются красками); соотношение теплых-холодных тонов; изменение цвета неба в разную погоду – в солнечную погоду небо яркое, светлое, в пасмурную – мрачное, темные цвета.
В свободной деятельности мы с ребятами знакомились с природными материалами для дальнейшей передачи сходства при рисовании (например, рассмотрели черепицу для крыш, как устроены бревна, потрогали ветки, солому, кирпичи, чтобы более полно и точно передать их качества при изображении домов), рассматривали модели птиц, рыб, животных для более точного отображения на рисунке.
Подобраны тренажеры, выполненные своими руками по лепке (разные линии – прямые, волнистые, узоры, цветы, завитки), чтобы дети смогли увидеть разнообразие изобразительных средств, которые можно использовать в своих рисунках, а также они подходят для развития мелкой моторики руки, что очень важно при рисовании.
Мною была проведена серия занятий по изобразительной деятельности
- по рисованию: «Домик трех поросят», «Замок снежной королевы», «Заюшкина избушка» и др.
- по лепке «Сказочный дом», «Дерево в лесу», «Там на неведомых дорожках» и др.
Перед проведением занятия по рисованию «Заюшкина избушка» проводилась предварительная работа: читали сказку «Заюшкина избушка», рассматривали иллюстрации к ней, слушали сказку в музыкальном исполнении, чтобы наиболее полно и точно передать суть произведения для дальнейшего изображения деталей при рисовании, играли в игру разрезные картинки «Лубяная и ледяная избушка», загадывали загадки о животных, рассматривали иллюстрации домов, построенные из разных материалов. Только после этого дети приступили к изображению избушек.
При рисовании домов линии стали разнообразными, дома украшали различные узоры. Дети стали соотносить цвета изображаемого объекта с иллюстрацией, например, при рисовании ледяной и лубяной избушки видно, что ледяная выполнена голубым цветом, цветом воды, льда, а лубяная коричневым, черным, то есть деревянная, добавилось изображение бревен, дети стали применять форму завитков для украшения. При штриховке изображаемого объекта линии стали более ровными, не выходящие за контур объекта.
Перед занятием «Замок снежной королевы» проводилась предварительная работа: чтение самой сказки, рассматривание иллюстраций к ней, прослушивание музыкальных аудиозаписей о зиме, было проведено развлечение «Путешествие в сказку в гости к снежной королеве» (после прочтения на запоминание текста и деталей сказки). После этого дети приступили к рисованию самого замка.
При изображении замка снежной королевы виден контраст в цвете, то есть, злая королева, холодное сердце, цвет подобран соответствующий голубой, синий. У нескольких детей присутствует солнце на рисунках, но в основном это ночь и звезды. Замки украшены льдинами, ледяными узорами. Во всех рисунках появилось изображение не только определенного объекта, но и дети домысливали, дорисовывали прилегающую территорию (это и цветы, и деревья, небо, тучи, звезды), то есть рисунки стали более разнообразные по содержанию. Несколько детей использовали не только карандаши, но и восковые мелки, что придавало рисункам наибольшую красочность и выразительность.
Занятие по сказке «Три поросенка». Перед рисованием мы прочитали сказку, беседовали по ней, слушали аудиозапись сказки, просматривали мультфильм, так как мультфильм передает не только цвет, форму, но движения героев, голоса, звуки, что делает последующее рисование наиболее полным, точно передающим те или черты и формы.
При изображении домиков трех поросят дети применили полученные навыки и из рисунков видно сходство с изображаемыми объектами, то есть при изображении дома из соломы мы видим прямые, вертикальные линии, сходство цвета с цветом соломы, дом из веток выполнен горизонтальными линиями, а дом из кирпича выглядит как кирпичный дом, добавилось разное изображение крыш (например, черепица). Дома выглядят жилыми, так как идет дым из трубы. Дети домысливали, дорисовывали прилегающую территорию, это и заборы, и летающие бабочки, птицы, на некоторых рисунках появились сами поросята.
Таким образом, дети учились применять полученные знания и умения в рисунках.
Работа по обогащению детского рисунка с использованием иллюстраций будет более эффективна, если она осуществляется в тесном контакте с родителями.
В работе с родителями использую разнообразные:
- Консультации для родителей: «Развитие изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста»; «Роль книжной иллюстрации в формировании художественно-эстетического вкуса у детей дошкольного возраста».
- Изготовлены памятки, буклеты по обогащению детского рисунка.
- Рекомендации для родителей «Почитай мне мама» (подборка художественных произведений в соответствии с возрастом детей для чтения дома)
- Примерные виды штриховки для создания выразительности рисунка.
- Выставки совместных работ взрослых и детей.
- Анкетирование «Любите ли Вы читать дома?»;
- Организация «уголков для родителей»;
- Оформление витрин (фотомонтажей), выставок.
У родителей возник интерес к образовательной деятельности по обогащению детских рисунков выразительными средствами при ознакомлении с книжной графикой. Родители стали принимать активное участие в приобщении детей к искусству книжной графики (присутствие на открытых занятиях, помощь в организации выставок). Практически у всех детей дома появился «книжный уголок», родители научились понимать, признавать и принимать личность ребенка и самоценность его творчества.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
В результате проведенной работы дети стали легко включаться в процесс восприятия, выслушивать произведение до конца, с удовольствием возвращаться к прочитанному. Возникло больше желания передавать изображение иллюстрации в рисунках. Дети научились применять полученные знания о выразительных средствах в изобразительной деятельности. Значительно обогатился сюжет рисунков. Изображения стали более живые, разнообразные, красочные, богаты на фантазию, происходит соотношение холодных - теплых цветов.
На заключительном этапе была проведена повторная диагностика. По всем трем критериям показатель вырос.
На этом этапе также нами была проведена выставка детских рисунков, в которых виден результат проделанной работы, дети вместе с родителями изготовили свои книжки-малышки со своей сказкой и иллюстрациями к ним для наших маленьких ребяток из ясельной группы в подарок.
В процессе работы над данной темой мною было сделано:
- разработана и проведена серия занятий по обогащению детского рисунка (Замок снежной королевы, Домики трех поросят, Лубяная и ледяная избушка, Лесное дерево, Дом в изумрудном городе и др.)
- подобраны дидактические игры с целью развития воображения, формирования понимания цвета, формы.
- Изготовлены трафареты для развития мелкой моторики руки.
- Игровые упражнения с целью формирования выразительности рисунка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knizhnaya_illyustratsiya_kak_sredstvo_obogashcheniya_risunka.docx | 37.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Книжная иллюстрация как средство обогащения детского рисунка детей старшего дошкольного возраста».
Условия формирования личного вклада в развитие образования.
Научно исследовательские условия:
Для того, чтобы ребенок научился красиво рисовать, обогащать свой рисунок выразительными средствами, детям необходимы определенные знания, навыки и умения, способы деятельности, которыми они сами, без помощи взрослых, овладеть не могут. По другому говоря, речь идет о целенаправленном обучении, освоении богатого художественного опыта. Академик А. В.Запорожец отмечал: выразительность детских рисунков - не всегда результат целенаправленных поисков; это может быть интуитивный поиск, обусловленный яркими впечатлениями. Идея ученого получила дальнейшее развитие в исследованиях педагогов и психологов, в частности Б. П. Юсова, Н. А. Ветлугиной, О. М. Дьяченко. Заслуга Н. А. Ветлугиной в том, что она сумела синтезировать и описать критерии, характеризующие уровень художественно-творческого развития дошкольников в рисовании. Показатели творчества, характеризующие способы творческого действия, которые определила в своих исследованиях Г. Г. Григорьева, способны выявить умения ребенка создавать свой оригинальный образ в процессе рисования, обогатить, украсить рисунок. Проявляются эти показатели в основном в процессе работы, они различны по характеру, глубине, широте.
Методические условия:
Педагогический поиск технологий и методов выразительных средств для обогащения детского рисунка детей старшего дошкольного возраста
Организационно-педагогические условия:
Активное участие в методических объединениях воспитателей Сормовского района, работа Учреждения в режиме инновационной площадки.
Актуальность личного вклада в развитие образования
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка – дошкольника. Она способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в рисунке. Создание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое, видеть прекрасное в произведениях искусства (живописи, графики, скульптуры, декоративно прикладном искусстве). Дети узнают жанры, учатся видеть многообразие линий, форм, определяют цветовой колорит, композицию. У них проявляется интерес, предпочтение при выборе картин, иллюстраций. Детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок развивается как творческая личность.
Большую опасность для развития детского рисования представляет закрепление графических образов, превращение их в шаблоны. Если не следить за этим процессом, ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных им схем определенных предметов. Поэтому в задачи обучения должно входить развитие изобразительных навыков, разрушение застывших шаблонов, стимулирование собственного творчества детей.
В наше время детям мало читают, иллюстрации к книгам просто просматриваются, не задерживая на них взгляд, дети недопонимают, что на них изображено, какую функцию в себе несет иллюстрация, и когда дети начинают рисовать, то рисунки получаются скучные, однотипные, однообразные, невыразительные, дети просто срисовывают то, что видят, не дополняя их и тогда появляются шаблоны, стереотипы. Одна из причин появления шаблонов в рисунках детей – неправильно организованное обучение, невнимательное руководство изобразительной деятельностью дошкольников или же отсутствие такового. Необходима специальная работа, направленная на преодоление стереотипности, шаблонности в рисунках детей. В задачи обучения должно входить закрепление новых выразительных средств для обогащения рисунка и разрушение возникших шаблонов как непрерывный процесс при рассматривании книжных иллюстраций.
Этим определяется актуальность исследования влияния книжной иллюстрации на развитие рисунка дошкольного возраста.
Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования
Наиболее общие вопросы значения изобразительной деятельности детей освящены в работах А. В. Запорожца, Е. И. Игнатьева, В. С. Кузина, Б. М. Неменского, Н. Н. Ростовцева, Н. П. Сакулиной, Б. М.Теплова, П. П. Чистякова. Многие авторы, исследовавшие детское изобразительное творчество В.С.Мухина, Е.А.Флерина и др., отмечали стремление ребенка придерживаться тех или иных форм, приемов в творчестве, которые ребенком усвоены и которые препятствуют дальнейшему движению вперед.
В исследованиях детского художественного творчества (А.В. Бакушинский, В.В. Богданова, Т.А. Буянова, Т.Н. Доронова, Р.Г. Казакова, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, В.Б. Косминская, Н.П. Сакулина, Е.А. Флёрина, Н.Б. Халезова и др.) утверждается, что освоение действительности средствами изобразительного искусства является наиболее естественным и универсальным условием развития личности дошкольника. Ребенок воспринимает мир образно и старается отразить эти образы в своих рисунках.
Ученые В.А.Езикеева, Р.Н.Чуднова, В.Я.Кионова и др. отмечают, что если с детьми не ведется специальная работа, то у них наблюдается слабый, односторонний интерес к иллюстрациям в книге. Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительными средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них, появляется желание передать увиденное на картинке в рисунках. Но чтобы рисунок был не однообразным, однотипным, его нужно обогащать выразительными средствами (подбор цвета, формы, определенных линий). Выразительные средства в рисовании – это средства, которые служат для обогащения детского рисунка, придания ему красочности, «Живости». К ним относятся: цвет, форма, линии, композиция.
В начале моей работы мною была проведена диагностика по выявлению уровня сформированности знания детей использования выразительных средств для обогащения рисунков.
Для этого были проведены занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка), наблюдения за рисованием в свободной художественной деятельности и исходя из результатов диагностики было выявлено, что дети рисуют шаблонно, изображая предметы однотипно, не все вносили свои изменения в цвете, не дополняли своими фантазиями.
Цель и задачи педагогической деятельности
После анализа психолого-педагогической литературы по данному направлению, а так же после результатов проведенной диагностики мною были сформулированы цель и задачи
Цель Обогащения детского рисунка детей старшего дошкольного возраста посредством книжных иллюстраций.
Задачи:
- Выявить значение книжной иллюстрации для повышения выразительности рисунка у старших дошкольников
- Формировать устойчивый познавательный интерес к книге, желание рассматривать, изображать увиденное;
-учить применять изобразительные средства в изобразительной деятельности;
Ведущая педагогическая идея
Работа с книжными иллюстрациями позволит повысить выразительность детского рисунка у детей старшего дошкольного возраста, а так же обогатить его содержание.
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
На начальном этапе проводилась следующая работа:
Обогащение развивающей предметно-пространственной среды:
- Обогащение книжного уголка (подобраны следующие книги для чтения и рассматривания с красивыми иллюстрациями: Г.-Х. Андерсен «Снежная королева», А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане..», С.Аксаков «Аленький цветочек», А.М.Волков «Волшебник изумрудного города», «Бременские музыканты», «Заюшкина избушка» и др.) Мною были подобраны произведения художественной литературы, народные и авторские сказки, в которых описываются сказочные дома, характерные особенности животных, их места обитания, иллюстрации к этим произведениям, музыкальные произведения для создания благоприятной обстановки в группе.
- Подобраны стихи о природе, рассказы о животных (после прочтения которых выполнялись зарисовки об услышанном, которые сопровождались музыкальными произведения для создания благополучной атмосферы в группе: П.И.Чайковский «Времена года», Вивальди «Времена года» и др.)
- Для лучшего и более глубокого восприятия художественных произведений и эмоционального отклика на книгу, литературные произведения прослушивались в музыкальном исполнении («12 месяцев», «Бременские музыканты», «Заюшкина избушка» и др.). Была создана медиатека музыкальных произведений.
Была подобрана картотека дидактических игр: «Угадай, что получится», целью которой является учиться вносить изменения в изображаемый объект; «Волшебная палитра» - умение изменять и подбирать цветовую гамму при изображении; «Что –то может быть » - развитие воображения, способ «додумывания», дополнения рисунка; «Волшебные картинки», «Веселый гном» - учить создавать образы на основе схематического изображения; «Клубочки» - учить выполнять круговые движения при рисовании для украшения своего рисунка; «Нарисуй теплую картинку» - подбор цвета, соотнесение теплых-холодных тонов при изображении того или иного объекта.
Подобрана картотека игровых упражнений для выразительности рисунка: «Нарисуй такой же» - искать сходство с предметом и воспроизведение его; «Дорисуй. На что похоже» - закрепить знания о геометрических фигурах, чтобы уметь применять при рисовании того или иного объекта; «Нарисуй палочки» - развивать фантазию и воображение, учить детей применять свои навыки в изображении незнакомых предметов; «Что изменилось» - учить по памяти воспроизводить заданный узор, постройку; «Дорисуй» - формирование умения рассматривать и обследовать предметы.
Изготовлены трафареты с разными видами штриховки (птиц, домов, животных, деревьев, различных линий, узоров) с целью знакомства со штриховкой, развития ручной умелости, пространственных представлений, развития чувства ритма, графических умений для последующего применения при рисовании для создания красочного рисунка.
Следующий этап был реализационный.
Здесь мы знакомили детей с книжной иллюстрацией.
Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает непосредственное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.
В дошкольных организациях детей знакомят с художественной литературой. Иллюстрация же используется в основном как дидактический материал, то есть дополнение к литературным произведениям. Тем не менее, педагогу необходимо научить детей вглядываться в художественные иллюстрации: видеть композицию рисунка, понимать, как много она выражает; воспринимать гамму красок, их эмоциональную выразительность; замечать художественные детали, характеризующие сказочных героев и их взаимоотношения; проникаться чувствами и настроением, которые выражает рисунок.
На книгах, которые иллюстрировали Е.Д.Поленова, И.Я.Билибин, А.Н.Бенуа, Г.Н.Нарбут, В.А.Милашевский, В.В.Лебедев, В.М.Конашевич, Е.Н.Чарушин, Е.М. Рачев и др. воспитали не одно поколение.
Воспринимая иллюстрации, ребёнок мысленно участвует в изображённых на них действиях героев, переживает их радости и печали. Свои чувства он ярко и непосредственно выражает в репликах, жестах, мимике. В зависимости от содержания рисунка, дети то весело смеются, то становятся серьёзными и сосредоточенными.
Перед рассматриванием иллюстраций, я рассказывала об авторе, показывала фотографии, какие прочитанные нами произведения писал автор, потом мы читали произведение, беседовали по его содержанию, сравнивали изображаемое на иллюстрациях с реальными предметами, искали соответствие между прочитанным и нарисованным, искали сходства и различия в описанных и нарисованных чертах людей, животных, домов и др.
Сказки К. Чуковскогого иллюстрированы в хрестоматии рисунками В. Конашевича. Чем невероятнее события, о которых повествуется в тексте, тем ярче и свободнее проявляется способность художника с полной достоверностью изображать сказочные ситуации. При прочтении и дальнейшем рассмотрении иллюстраций к сказке «Тараканище», мы видим как сам таракан, в реальности является маленьким насекомым, безобидным, но художник его рисует огромным, злым, с длинными усами. Он смог запугать даже больших животных: льва, бегемота, волки в испуге схватили друг друга и трясутся от страха. В рисунках В. Конашевича, полных движения, очень точно раскрывается динамичность сюжета.
При рассматривании иллюстраций Ю. А. Васнецова – мы видим, как художник умеет глубоко раскрыть содержание сказки, потешки, тонко передать её настроение. Простыми по композиции рисунками, используя понятные детям средства выразительности, он умело руководит детским восприятием и пробуждает у ребенка чувства сострадать, сочувствовать, сорадоваться. Например, в сказке Л.Толстого «Лев и собачка» лев изображается огромным, важным, со злым выражением лица, и маленькая собачка, испуганная, которая сжалась в комок и прижалась к полу. Но после прочтения и рассматривания иллюстрации мы увидим, что большой лев не такой уж и злой, не съел собачку, а даже поделился с ней мясом, что вызывает радость у детей, что такое большое животное так благородно поступило с крохотной собачкой.
Е. Рачев умеет глубоко проникнуть в подтексты сказок, раскрыть в своих рисунках мотивы поведения персонажей. Изображая зверей одетыми в человеческие платья, одежды, художник дает понять, что за событиями сказки кроются людские взаимоотношения. Иллюстратор широко использует средства графики, четкими линиями рисует позу животного. Выражение глаз, линии рта создают яркие характеристики каждого персонажа. Например, при рассмотрении иллюстраций к сказке «Кот в сапогах» Ш.Перро кот, будучи животным, оказался умнее самих людей, и иллюстратор это четко показывает в картинке (походка, манера общения, внешний вид, грациозность кота).
Чтобы подобрать такие иллюстрации, которые дети бы с удовольствием рассматривали и соотносили их с прочитанным нужно:
1. содержание иллюстрации должно быть понятно и интересно детям. Надо, чтобы каждый ребенок был знаком с художественным произведением (сказкой, потешкой), которое проиллюстрировал художник.
2. В иллюстрации с помощью разных средств выразительности должны быть переданы определенное настроение (веселое, грустное) и характеры героев (добрый, злой). Например, в иллюстрации к потешке «Ходит кот по лавочке» художник Ю. Васнецов с помощью цвета, а также выразительных и понятных детям движений (кот держит кошку за лапки, а котята весело прыгают вокруг них), декоративности оформления (красивые цветы, расписные узоры украшают стены комнаты, окна, лавочку) вызывает у детей радость, дает понять, что его персонажи добрые и живут дружно.
Рассматривая вместе со взрослыми рисунки, помещенные в детских книгах, ребенок яснее представит себе описанные в тексте события, внешний и внутренний облик персонажей и будет горячее сочувствовать одним и ненавидеть других. Такое восприятие подводит к собственным моральным выводам, пробуждая лучшие человеческие чувства, делая отзывчивее, добрее, непримиримее к несправедливости.
Таким образом, книжные иллюстрации глубоко раскрывают образ той или иной сказки, давая возможность ребенку зрительно представить происходящие события, затем воспроизвести их в собственной изобразительной деятельности. А одной из важных задач в рисовании является преодоление шаблонности в рисунках, обогащение рисунков выразительными средствами.
А методами, помогающими осуществить эту задачу, являются: наблюдение, обследование, рассматривание картин и книжных иллюстраций, метод творческих заданий (связаны с игровыми упражнениями), знакомство с природным материалом и др. все эти методы я использовала в своей дальнейшей работе.
Также при рассматривании иллюстраций следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус. В зависимости от возраста детей меняются приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам.
Для знакомства детей с рисунками художников-иллюстраторов я использовала в своей работе следующие приемы:
- знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о его творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним;
- вопросы, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом (то есть сначала читаем произведение, потом задаем вопросы, связываем текст и иллюстрацию для точного понимания произведения)
- называние персонажа, предмета, его части, указанных воспитателем на картинке (эта работа связывается с "сочинением" по картинке) – покажи, где петушок, дотронься до него пальчиком, где у петушка гребешок;
- сравнение картинок: на одной петушок клюет зернышки, а на другой поет (покажи картинку, где петушок поет и т.д.);
- оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур ("Почему нравится тебе эта картинка?");
- узнавание ребенком персонажей, вещей ("Узнай, кто это?", "Покажи, где кто или что?");
- соотнесение фраз текста с картинками ("Найди картинку к таким словам...", "Какие слова подходят к этой картинке?").
Это мне помогло вызвать у детей эмоциональный отклик на иллюстрации в книгах, на художественные образы, желание их рассматривать, радоваться творческим удачам художников; развивать художественное видение, зрительную память; развивать у детей интерес к творчеству художников – иллюстраторов; видение особенностей книжной графики, выразительности ее языка.
Так же я проводила наблюдения на прогулке с целью подбора соотношения
больших и маленьких домов, разных видов деревьев, изменением цвета неба в разное время суток, изменение общего фона в разное время года (то есть зимой, поздней осенью, ранней весной – цвета тусклые, блеклые, все кажется мрачным, а летом, ранней осенью – природа оживает, цвета насыщаются красками); соотношение теплых-холодных тонов; изменение цвета неба в разную погоду – в солнечную погоду небо яркое, светлое, в пасмурную – мрачное, темные цвета.
В свободной деятельности мы с ребятами знакомились с природными материалами для дальнейшей передачи сходства при рисовании (например, рассмотрели черепицу для крыш, как устроены бревна, потрогали ветки, солому, кирпичи, чтобы более полно и точно передать их качества при изображении домов), рассматривали модели птиц, рыб, животных для более точного отображения на рисунке.
Подобраны тренажеры, выполненные своими руками по лепке (разные линии – прямые, волнистые, узоры, цветы, завитки), чтобы дети смогли увидеть разнообразие изобразительных средств, которые можно использовать в своих рисунках, а также они подходят для развития мелкой моторики руки, что очень важно при рисовании.
Мною была проведена серия занятий по изобразительной деятельности
- по рисованию: «Домик трех поросят», «Замок снежной королевы», «Заюшкина избушка» и др.
- по лепке «Сказочный дом», «Дерево в лесу», «Там на неведомых дорожках» и др.
Перед проведением занятия по рисованию «Заюшкина избушка» проводилась предварительная работа: читали сказку «Заюшкина избушка», рассматривали иллюстрации к ней, слушали сказку в музыкальном исполнении, чтобы наиболее полно и точно передать суть произведения для дальнейшего изображения деталей при рисовании, играли в игру разрезные картинки «Лубяная и ледяная избушка», загадывали загадки о животных, рассматривали иллюстрации домов, построенные из разных материалов. Только после этого дети приступили к изображению избушек.
При рисовании домов линии стали разнообразными, дома украшали различные узоры. Дети стали соотносить цвета изображаемого объекта с иллюстрацией, например, при рисовании ледяной и лубяной избушки видно, что ледяная выполнена голубым цветом, цветом воды, льда, а лубяная коричневым, черным, то есть деревянная, добавилось изображение бревен, дети стали применять форму завитков для украшения. При штриховке изображаемого объекта линии стали более ровными, не выходящие за контур объекта.
Перед занятием «Замок снежной королевы» проводилась предварительная работа: чтение самой сказки, рассматривание иллюстраций к ней, прослушивание музыкальных аудиозаписей о зиме, было проведено развлечение «Путешествие в сказку в гости к снежной королеве» (после прочтения на запоминание текста и деталей сказки). После этого дети приступили к рисованию самого замка.
При изображении замка снежной королевы виден контраст в цвете, то есть, злая королева, холодное сердце, цвет подобран соответствующий голубой, синий. У нескольких детей присутствует солнце на рисунках, но в основном это ночь и звезды. Замки украшены льдинами, ледяными узорами. Во всех рисунках появилось изображение не только определенного объекта, но и дети домысливали, дорисовывали прилегающую территорию (это и цветы, и деревья, небо, тучи, звезды), то есть рисунки стали более разнообразные по содержанию. Несколько детей использовали не только карандаши, но и восковые мелки, что придавало рисункам наибольшую красочность и выразительность.
Занятие по сказке «Три поросенка». Перед рисованием мы прочитали сказку, беседовали по ней, слушали аудиозапись сказки, просматривали мультфильм, так как мультфильм передает не только цвет, форму, но движения героев, голоса, звуки, что делает последующее рисование наиболее полным, точно передающим те или черты и формы.
При изображении домиков трех поросят дети применили полученные навыки и из рисунков видно сходство с изображаемыми объектами, то есть при изображении дома из соломы мы видим прямые, вертикальные линии, сходство цвета с цветом соломы, дом из веток выполнен горизонтальными линиями, а дом из кирпича выглядит как кирпичный дом, добавилось разное изображение крыш (например, черепица). Дома выглядят жилыми, так как идет дым из трубы. Дети домысливали, дорисовывали прилегающую территорию, это и заборы, и летающие бабочки, птицы, на некоторых рисунках появились сами поросята.
Таким образом, дети учились применять полученные знания и умения в рисунках.
Работа по обогащению детского рисунка с использованием иллюстраций будет более эффективна, если она осуществляется в тесном контакте с родителями.
В работе с родителями использую разнообразные:
- Консультации для родителей: «Развитие изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста»; «Роль книжной иллюстрации в формировании художественно-эстетического вкуса у детей дошкольного возраста».
- Изготовлены памятки, буклеты по обогащению детского рисунка.
- Рекомендации для родителей «Почитай мне мама» (подборка художественных произведений в соответствии с возрастом детей для чтения дома)
- Примерные виды штриховки для создания выразительности рисунка.
- Выставки совместных работ взрослых и детей.
- Анкетирование «Любите ли Вы читать дома?»;
- Организация «уголков для родителей»;
- Оформление витрин (фотомонтажей), выставок.
У родителей возник интерес к образовательной деятельности по обогащению детских рисунков выразительными средствами при ознакомлении с книжной графикой. Родители стали принимать активное участие в приобщении детей к искусству книжной графики (присутствие на открытых занятиях, помощь в организации выставок). Практически у всех детей дома появился «книжный уголок», родители научились понимать, признавать и принимать личность ребенка и самоценность его творчества.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
В результате проведенной работы дети стали легко включаться в процесс восприятия, выслушивать произведение до конца, с удовольствием возвращаться к прочитанному. Возникло больше желания передавать изображение иллюстрации в рисунках. Дети научились применять полученные знания о выразительных средствах в изобразительной деятельности. Значительно обогатился сюжет рисунков. Изображения стали более живые, разнообразные, красочные, богаты на фантазию, происходит соотношение холодных - теплых цветов.
На заключительном этапе была проведена повторная диагностика. По всем трем критериям показатель вырос.
На этом этапе также нами была проведена выставка детских рисунков, в которых виден результат проделанной работы, дети вместе с родителями изготовили свои книжки-малышки со своей сказкой и иллюстрациями к ним для наших маленьких ребяток из ясельной группы в подарок.
В процессе работы над данной темой мною было сделано:
- разработана и проведена серия занятий по обогащению детского рисунка (Замок снежной королевы, Домики трех поросят, Лубяная и ледяная избушка, Лесное дерево, Дом в изумрудном городе и др.)
- подобраны дидактические игры с целью развития воображения, формирования понимания цвета, формы.
- Изготовлены трафареты для развития мелкой моторики руки.
- Игровые упражнения с целью формирования выразительности рисунка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природный материал как средство развития детского творчества детей старшего дошкольного возраста
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже н...
«Тестопластика как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста».
Комочек соленого теста –Лепить из него интересно!...
Развитие творческого воображения, обогащение опыта познания окружающего мира – как возможность отражения впечатлений в рисунках детей старшего дошкольного возраста
Виды детской деятельности: двигательная, коммуникативная, изобразительная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы и фольклора.Цели: обогащать и расширять зн...
Консультация для педагогов "Устное народное творчество как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста"
В настоящее время уделяется особое внимание формированию и обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст является сензитивным в освоении речи. Произведения народн...
Экспериментирование как средство обогащения экологических знаний детей старшего дошкольного возраста
Экспериментирование как средство обогащения экологических знаний детей старшего дошкольного возрастаСодержание Пояснительная записка………………&helli...
Технология террейна как средство обогащения игровой практики детей старшего дошкольного возраста
Презентация "Технология террейна как средство обогащения игровой практики детей старшего дошкольного возраста"....
Проект "Обогащение словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами дидактических игр"
Чтобы речь ребенка развивалась своевременно, необходимы специальные условия, которые складываются из системы разнообразных воздействий, создания благоприятных условий для обучения, в использовании спе...