Цель : - научить детей изображать зимнее явление природы «морозные узоры» при помощи графических элементов (линий, точек, кружочков, завитков и т.д.), сочетая традиционные и нетрадиционные техники рисования.
Задачи занятия:
- обучающая – научить передавать красоту окружающего мира, обучить работать с техникой изображения восковыми мелками и акварелью; продолжать формировать знания о народном декоративно - прикладном творчестве.
- развивающая - развитие творческого воображения, фантазии, памяти, глазомера; развитие умения составлять композицию рисунка.
- воспитательная – воспитывать интерес к окружающему миру, формировать эстетическое отношение к красоте зимней природы.
Задание для учащихся: изображение морозных узоров.
Материалы: бумага, восковые мелки, акварель, банка с водой, салфетки.
Зрительный ряд: фотографии с морозными узорами, вологодским кружевом.
Литературный ряд: стихи, загадки про зиму, мороз, морозные узоры.
Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года. Январь», звуки тройки.
Планируемые результаты.
Личностные:
-составление своего узора;
- участвовать в оценке работ;
- иметь воображение, уметь фантазировать, иметь представление о многообразии и красоте форм, узоров, в природе;
- стремление самоконтролю и анализу своих действий.
Регулятивные:
- применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- выполнять учебное действие в соответствии с заданием.
Коммуникативные:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем .
- работать индивидуально;
- формулировать собственное мнение и умение выражать его.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
Ход урока:
Организационный момент. (3 мин)
- Встанем красиво. Сделаем вдох – вдохнем хорошее настроение, сделаем выдох – выдохнем плохое настроение, беспокойство.
- Мы отправляемся в сказочное путешествие. Садитесь поудобнее. И поедем мы с вами ни на машине, ни на поезде. А поедем на русской тройке. Побываем мы в деревне. А теперь давайте представим. Мы садимся в деревянные сани с расписными узорами. А в упряжке нас ждут 3 резвых коня. И вот мы мчимся по сказочному полю. Закрыли глаза и представили. Поехали!!! Слушаем музыку. Вот и прибыли. Мы с вами в лесу. Посмотрите, все украшено, как в сказке. Пригорки и опушки покрыты глубоким и пушистым снегом. Снег переливается , как серебро. Снежинки тихо-тихо падают и постепенно украшают деревья, кусты, елки в белый пушистый наряд. А снежинки сверкают, как жемчуг.
II. Постановка цели.
- Сегодня у нас на занятии необычный учитель, отгадайте, кто это?
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это – клён, а это – ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной!
(Мороз)
Мороз – художник лучший,
По городу идет.
То щеки нарумянит,
Всех за нос ущипнет
А ночью он, пока я спал,
Пришел с волшебной кистью,
И на окне нарисовал
Сверкающие листья.
Показ иллюстраций.
- Прошли новогодние праздники, но чудеса не закончились. Сегодня мы сами поучимся мастерству у Деда Мороза, будем сами создавать зимние узоры.
III. Беседа
- А теперь поехали в деревню. И вот мы в избе. Зимним вечером приятно посидеть у теплой печки, поглядывая в замершее окно и слушая, как завывает ветер на улице и трещит мороз.
– Нарисовать морозные узоры нам помогут вот эти изделия. (Учитель показывает иллюстрации вологодского кружева).
– Кто знает, как они называются? (Кружево.)
– Да, это – кружево. Их плетут при помощи специального крючка и различных ниток. Этим плетением занимаются во многих русских землях. Особенно на Севере, в Вологодском крае. Судьба у этого вида искусства счастливая. Мы до сих пор используем кружево для украшения наших жилищ и одежды.
– Скажите, какие природные формы мы видим в них? (Листики, цветочки, завитки.)
– Правильно. Народные мастерицы всегда подсматривали у растений формы для изготовления своих изделий! Посмотрите на узор кружева и узоры на окнах. Что вы можете сказать? (они содержат похожие элементы).
Физкультминутка
- Предлагаю вам поучиться прясть нитку с помощью веретена:
Позолоченная прялица, Пальцы обеих рук собраны в щепоть,
Мы прядем, а нитка тянется, левую поднять на уровень плеча,
Мы прядем, а нитка тянется, правую медленно поднимать и опускать,
Нам работа наша нравится. имитировать движение скручивания
(Русская народная песня) нити.
– Что мы еще можем изобразить в виде морозного узора? (Ответы детей.)
– Сейчас я вам буду загадывать загадки, а отгадки будут ответами на мой вопрос.
1. Лишь белый узор, что плетут кружевницы,
С мерцанием звездочек этих сравнится (снежинки).
– На свете нет ни одной похожей снежинки, но все они возникают по одному правилу. Их лучи располагаются как бы в зеркальном отражении.
(Рисуем на доске снежинку.)
2.Побелело за ночь всюду
А у нас в квартире чудо
За окошком дом исчез
Там волшебный вырос… (лес)
- Правильно, можем изобразить лес.
3. Дети, а что еще можно изобразить в виде морозного узора на окне? Пофантазируйте. ( Ответы детей. Морозные узоры напоминают волшебные сады, в которых растут необыкновенные деревья и цветы. В таком саду можно встретить колосок, пёрышко, астру и хризантему, веточки ели).
IV. Объяснение этапов работы.
- Что у вас лежит на столе? (Инструменты художника, рамы, клей )
- Всеми ли вы умеете работать? (Не умеем свечкой.)
- Я вас научу, но прежде всего надо определить порядок действий.
- Как расположить лист бумаги? Горизонтально или вертикально?(горизонтально)
- А в каких частях окна чаще всего располагаются узоры? (По низу стекла и по бокам.)
- В какое время суток лучше рассматривать узоры на стекле? (Ранним утром и вечером) Краски какого цвета нам понадобятся? (Синего и белого.)
- Нет, ребята, белая краска нам сегодня не понадобится, т. к. ее функцию выполнит свечка. Воск свечи не пропускает воду и не окрашивает бумагу. Полосы, проведенные свечкой, останутся белыми.
- У вас 4 рамы. Давайте посмотрим в них. Одинаковые или разные рисунки будут на них?
- Внимательно выслушайте порядок работы:
1) Продумайте композицию рисунка.
2) Задуманный рисунок нанесите свечой с сильным нажимом.
3) Равномерно нанесите синюю краску.
V. Приступаем к работе
1. Звучит подборка классических произведений (тихо).
2. Педагог указывает на ошибки детей.
VI. Подведение итогов. Выставка. Анализ работ.
1.Полюбуемся на работы. Ребята 1- го ряда выйдите к доске и покажите рисунки, аплодисменты; 2-го ряда, 3- го ряда.
- Какие работы вам понравились больше всего? Почему? Объясни
2. Получили ли вы удовольствие от работы на занятии?
– Что нового узнали о работе художника?
– С каким народным творчеством познакомились?
– Какие инструменты художника вы знаете?
– А какой из них для вас новый?
- Чего еще не хватает на окне? На следующем занятии мы украсим окна наличниками.
3. Рефлексия
- У вас на столах снежинки. Если вам было интересно и комфортно на занятии, выберите самую большую снежинку; если были трудности и вам что- то не понравилось – снежинку поменьше; если было очень трудно и некомфортно – самую маленькую снежинку. Прицепите снежинки на доску. Смотрите, какой узор у нас получился. Молодцы, потрудились на славу. Хорошие ученики у Деда Мороза!