Кружковая работа "Умелые ручки"
методическая разработка по рисованию (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» с.БУРЕН-ХЕМ КАА-ХЕМСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
668422, Республика Тыва, Каа-Хемский район, село Бурен-Хем, улица Енисейская 14а
конт. тел. +7 394-32-3-60-75, e-mail: mbdouburen-hem@mail.ru, сайт ДОУ: http://ds-solnyshko.tuva.prosadiki.ru
Воспитатель: Казол Снежана Сергеевна
Бурен-Хем
2019-2020 учебный год
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Актуальность. Цель. Задачи.
3. Формы работы. Сроки реализации. Режим проведения. Ожидаемые результаты. Формы проведения итогов реализации программы.
4. Принципы построения программы.
5. Возрастные особенности детей 4-5 лет.
6. Перспективный план.
7. Список используемой литературы
Пояснительная записка
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Этому я хочу научить детей своей группы «Радуга». Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления аппликаций постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой, природным материалом, или красками, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы. Как показывает опыт практической работы, продуктивная деятельность не только оптимизирует коррекционное воздействие на развитие двигательной сферы, но и способствует устранению недостатков речевых и неречевых психических функций у дошкольников.
Актуальность
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Цель:
1. Развивать мышление, воображение
2. Мелкую моторику рук;
3. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.
Задачи
1. Сформировать у детей интерес к видам труда.
2. Познакомить со свойствами материалов.
3. Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.
4. Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.
5. Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов, совершенствуя ориентировку на плоскости.
6. Способствовать развитию конструктивной деятельности.
7. Развивать твёрдость рук, технические навыки.
8. Способствовать развитию внимания. Памяти, воображения. Творческой фантазии.
Подгруппа детей (8 детей).
№ | Фамилия имя ребенка |
1 | Оюн Мария |
2 | Монгуш Асель |
3 | Монгуш Шимет |
4 | Мадар-оол Айпери |
5 | Оюн Арслан |
6 | Донгак Идегел |
7 | Даваалай Янчана |
8 | Маадыр-оол Намзырай |
Основные формы
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок детских работ, вручение готовых работ родителям в качестве подарков.
Сроки реализации: с 2 октября 2019 года по 29 мая 2020ода
Режим проведения: одно занятие в неделю, во второй половине дня продолжительностью 15 минут предназначена для работы с детьми 3– 4 лет.
В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки. Комплексы пальчиковой гимнастики, физминуток воспитатель подбирает самостоятельно, так как методическая литература по данному вопросу очень разнообразна и содержательна.
Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование обще трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
• Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;
• Освоят навыки работы с ножницами и клеем;
• Научатся некоторым приемам преобразования материалов;
• Разовьют мелкую моторику рук.
Формы проведения итогов реализации программы:
• выставки детских работ в детском саду;
• дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам)
Принципы построения программы
1. От простого к сложному.
2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
3. Научность.
4. Доступность.
5. Системность знаний.
6. Воспитывающая и развивающая среда.
7. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
8. Активность и самостоятельность.
9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Возрастные особенности детей 4-5лет
Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.
Возрастные особенности детей 4–5 лет предполагают переход на новый уровень взаимоотношений взрослого и ребенка. Малыш радуется непривычному игровому познавательному опыту. Ему требуется больше эмоционального общения со взрослым, во время которого он может получить опыт межличностных отношений. Активность, самостоятельность способствуют быстрому физическому, психическому росту ребенка. Важно показать малышу, что его достижения заметили, его успехам рады.
Младшие дошкольники активны и неутомимы. Этот возраст характеризуется бурным становлением эмоциональной сферы ребенка. Дети подвержены перепадам настроения. Их эмоциональная нестабильность прямо пропорциональна физическому комфорту.
Растет речевая активность малышей. Они быстро запоминают новые слова, несложные четверостишия. Память больше акцентирована на узнавание, а не на запоминание.
В 4-5 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.
Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми носят нестабильный характер. Только в общении малыши могут получить необходимую информацию о мире, людях. Любознательность этого возраста помогает развитию элементарных суждений, высказываний.
Осознание собственного «я», сотрудничество со взрослым поможет малышу справиться с новыми возможностями и желаниями. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я — сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого — поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности.
В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми.
Возрастные особенности детей 4–5лет позволяют постепенно перейти к более взрослым формам обучения. Это момент, когда во время игровой деятельности следует подвести детей к самостоятельным активным действиям.
Перспективный план кружка «Умелые ручки»
№ | Тема | Программное содержание | Материал |
Октябрь | 1.Осенний листочек". (Пласти линография). | Создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета. Закреплять умения навыки работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовой поверхности. | Пластилин, картон с трафаретом. |
4. «Овечка» | Учить детей работать с ватой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию | картон, трафарет, клей, кисть, вата. | |
Ноябрь | 1.«Цыпленок». | «Учить сооружать не сложные поделки. Учить пользоваться разными материалами. Формировать самостоятельность, развивать чувство уверенности в своих силах. Воспитывать самостоятельность. | бумага, трафарет птички, пшено, вата, клей ПВА, кисть. |
3. «Гроздь винограда». | Учить детей передавать форму грозди винограда в рисунке, формировать умение самостоятельно выбирать цвет ягод (светло – зеленый или фиолетовый, закрепить способом рисования пальчиком ягод винограда. | картон, трафарет, клей, кисть, вата. | |
Декабрь | 1 «Снежинка». | Учить детей работать с разным материалом. Учить правилам безопасности работы с клеем, крупой. Учить планировать свою работу. Развивать мелкую моторику, усидчивость. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. | макароны, картон, трафарет, клей, кисть. |
2. «Волшебный лес» | Познакомить детей с новым способом рисования «поролоном». Учить рисовать пушистый снег на ветках деревьев и елочек, сугробов на земле. | Бумага краски, поролон | |
3.«Рукавички» | Учить правилам безопасной работы с клеем, картоном. Развивать композиционные умения. | Картон, клей, кисточка. | |
Январь | 1."Зимняя сказка". Коллективная работа. | Учить создавать картину заснеженных деревьев. Используя вату, соль. пенопласт | Картон, вата, соль, пенопласт |
2 «Зайчик». (Аппликация из ваты). | Изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги. | Цветная бумага, вата. | |
3 «Птичка на кормушке» | Учить правилам безопасной работы с клеем, крупами. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким. | Картон с трафаретом, клей, кисточка, крупы. | |
Февраль | 1."Снегири на ветках". (Пластилиновая мозаика). | Развивать умение оттягивать детали от целого куска, формировать шарики прижимать и примазывать их к бумаге | Пластилин, бумага. |
2 «Машина». | Учить передавать образ, соблюдая относительную величину. Развивать образное, эстетическое восприятие. Воспитывать самостоятельность | спичечные коробки, клей ПВА, кисть. | |
3. «Кубок для папы». | Учить детей работать с разным материалом. Учить сооружать не сложные поделки. Развивать композиционные умения. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. | картон-трафарет, клей ПВА, семена, крупы | |
4. «Пингвины на льдине» продолжать | учить детей работать с пластилином. Учить получать удовольствие при работе с пластилином. Развивать мелкую моторику. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе. | пластилин, доска, ножи | |
Март | 1.«Цветок для мамы». | Учить детей работать с бумажной салфеткой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | картон, трафарет, клей, кисть, бумажная салфетка, одноразовая тарелка. |
2. «Жираф». | Учить детей работать с крупой и клеем. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. | картон, трафарет, клей, кисть, пшено. | |
3. "Вот какой у нас букет".(Пластилинография). | Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. Учить соединять концы столбика, скатанного между ладонями, в виде кольца и присоединять их к кругу. | Пластилин, бумага. | |
4 .«Подснежник». | Учить правилам безопасной работы с клеем, бумагой. Развивать композиционные умения. Воспитывать желание делать подарки своим близким | Бумага для квиллинга, клей, кисточка | |
Апрель | 1.Коллективная работа. «Перелетные птицы» | Учить детей работать с ватой и клеем, крупой. Работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | картон, трафарет, клей, кисть, ватные диски, крупы. |
2. «Космос» | Учить планировать свою работу. Развивать ручную умелость. Воспитывать самостоятельность. | Цветная бумага, картон, крупы, клей ПВА, ножницы, кисть. | |
Май | 1.«Бабочка» | Формировать умение работать с бумагой, делать заготовки для работы. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | Полоски цветной бумаги, клей ПВА, кисточка. |
2. «Открытка для ветеранов». | Формировать умение работать коллективно. Планировать ход выполнения работы. Учить располагать изображение на всем листе. Развивать мелкую моторику. Воспитывать интерес к занятию. | Клей ПВА, кисть, Карандаши, салфетки. | |
4 "Мир похож на цветной луг". Коллективная работа детей. (Пластилинография). | Формировать умение примазывать пластилин к бумаге, не выходя за контуры рисунка. | Использовать в работе пластилин 3-х разных цветов. Бумага, пластилин |
Список используемой литературы
1. «Цветные ладошки» Е. Лыковой.
2. Ребенок в детском саду» журнал
3. «Обруч» журнал под редакцией Т. Дороновой.
4. «Ручной труд» под редакцией И. Климовой.
5. «От салфеток до квиллинга» И. А. Черкасова, В. Ю. Руснак, М. В. Бутова, Москва, издательство «Скрипторий 2003», 2013г.
6. «Чудеса для детей из ненужных вещей», М. И. Нагибина, Ярославль «Академия Развития», 1998г.
7. «Мозаика из круп и семян» Г. И. Перевертень, Издательство «Сталкер», 2006г.
8. «Смешные игрушки из пластмассы», Л. В. Куликова, О. А. Соломенникова, Москва «Мозаика-Синтез»
9. «Мастерим вместе с детьми. Чудесные поделки из чего угодно.» О. В. Пойда Издательство: «ОлмаМедиаГрупп», 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Годовой план кружковой работы "Умелые ручки"
Воспитываю интерес к аппликации, усложняя её содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений....
Кружковая работа "Тестопластика "Волшебные ручки".
Развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей инте...
План кружковой работы « Очумелые ручки»
План кружковой работы на 2012-2013 год« Очумелые ручки»...
Методическая разработка кружкового объединения "Умелые ручки"
СодержаниеПояснительная записка:Актуальность;Цели программы;Задачи программы;Принципы.Список детей посещающих кружок.Расписание образовательной деятельности и режим работы.Организационно-м...
Перспективный план кружковой работы «Очумелые ручки».
Цель: формирование у детей художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладног...
Перспективное планирование кружковой работы по ручному труду "Умелые ручки".
Перспективное планирование по ручному труду в старшей группеКружок «Умелые ручки»№п/пТемаЗадачиматериалы1«Смешные человечки»Учить детей делать игрушки из природного материала. Развивать творческое воо...
Кружковая работа в средней логопедической группе "Ловкие ручки"
Перспективный план работы на2013-2014 год....