Методическая разработка кружкового объединения "Умелые ручки"
рабочая программа (подготовительная группа) по теме
Содержание
- Пояснительная записка:
- Актуальность;
- Цели программы;
- Задачи программы;
- Принципы.
- Список детей посещающих кружок.
- Расписание образовательной деятельности и режим работы.
- Организационно-методическое обеспечение:
- Возраст детей, сроки реализации, наполняемость групп;
- Методы, используемые в работе кружка;
- Форма проведения;
- Ожидаемые результаты;
- Формы подведения итогов.
- Учебно-методическое планирование.
- Система диагностики и мониторинга достижений детей.
- Список литературы.
Пояснительная записка
В современном мире художественное мышление, связывающее нас с прошлым, с духовным наследием наших предков, является непреходящей ценностью. А воплощение этого мышления и есть декоративно-прикладное искусство. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Поэтому очень важно для детей видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, пробовать изготовить их своими руками.
Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. В программу введены такие виды рукоделия, как работа с природным материалом, лепка из солёного теста и пластилина, аппликация, рисование витражными и акриловыми красками.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Цель программы – развитие художественно-творческой активности детей, знакомство с современными видами рукоделия и традиционной народной культурой и ремеслами.
Задачи программы:
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
- развитие тонко-координированных движений кисти руки для становления творческого воображения и способностей воспитанников;
- развитие у воспитанников внимания, воображения и чувства цвета;
- формирование интереса к творческой деятельности;
- воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, аккуратности, культуры общения;
- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству, природе и окружающему миру.
Принципы программы:
- Доступность:
- учет возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала возрасту.
- Систематичность и последовательность:
- постоянная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенного материала.
- Наглядность:
- использование наглядных пособий;
- учет особенностей мышления.
- Динамичность:
- интеграция в разные виды деятельности.
- Дифференциация:
- учет возрастных особенностей;
- создание благоприятной среды.
- Гуманность:
- активность и творческий подход к проведению занятий;
- доброжелательность и непринужденность.
Расписание образовательной деятельности и режим работы
Занятия кружка «Умелые ручки» проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. С 1 октября по 15 мая.
Организационно- методическое обеспечение
Программа «Умелые ручки» рассчитана на 1 год обучения (56 часов) и предназначена для детей 5-7 лет. Количество детей в группе 12 человек.
В программу включены следующие разделы:
- Работа с природным материалом
- Лепка из соленого теста
- Лепка из пластилина
- Работа с витражными красками
- Работа с бумагой
- Подготовка к праздникам:
- Новый Год (символ года, мастерская елочных игрушек);
- 23 февраля (открытка для папы, дедушки);
- 8 марта (изготовление и упаковка мыла для мамы, бабушки);
- Пасха (традиционная роспись яиц).
- Выставки, конкурсы.
Информативный материал по каждому разделу, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.
Методы, используемые в программе кружка:
Практический, наглядный, словесный, работа с книгой, показ иллюстраций.
Форма проведения:
- обучение;
- практические занятия;
- конкурсы;
Ожидаемые результаты:
В конце обучения дети должны получить знания:
- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- в области композиции, формообразовании, цветоведения;
- об особенностях лепных игрушек;
- о праздничных традициях.
умения:
- работать нужными инструментами и приспособлениями;
- последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
- лепить из соленого теста и пластилина;
- работать с природным материалом;
- рисовать витражными и акриловыми красками;
- работать с бумагой.
Форма подведения итогов программы дополнительного образования детей – выставки и конкурсы.
Дидактический материал:
Книги, журналы, публикации с описанием техники изготовления поделок, фотографии, схемы, эскизы будущих изделий.
Учебно-тематическое планирование
№ | Дата | Название темы | Задачи | Кол-во часов | Необходимые материалы | |
1 | октябрь | Знакомство с кружком | Познакомиться с детьми, рассказать детям, чем мы будем заниматься в течении года и что нам для этого будет нужно | 2 |
| |
«Листопад в ладошках» | ||||||
2 | октябрь | Сюжетная композиция «Летний луг» | Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала- засушенных листьев и семян | 2 | Листья разных деревьев и кустарников, трав, листья цветов. Семена, цветной картон, клей, кисточки, ножницы, салфетки. | |
3 | октябрь | «Петя-петушок» | Учить детей создавать выразительный образ петушка из природного материала. | 2 | Пластилин, природный материал (шишки, осенние листья и т.д.), зубочистки, спички, салфетки. | |
4 | октябрь | «Морской аквариум» | Учить детей составлять изображения из целых листьев и их частей | 2 | Листья разных деревьев и кустарников, трав, листья цветов, картон, клей, кисточки, ножницы, салфетки. | |
«Тестопластика» | ||||||
5 | ноябрь | Знакомство с тестопластикой | Познакомить детей с рецептами приготовления солёного теста; с инструментами материалами для тестопластики ; познакомить детей с разными способами плетения | 2 | Ёмкость для замешивания теста, мука, соль, обойный клей, вода | |
6 | ноябрь | «Венок с цветами» | Учить детей готовить листья и цветы из неокрашенного и окрашенного теста. | 2 | Тесто, досточки, ножечки,зубочистки, скалки, вода, гуашь | |
7 | ноябрь | Булочки и калачи | Учить детей правильно пользоваться скалкой, ножом; тренировать детей в изготовлении булочек, калачей и т.д. | 2 | Тесто, досточки, ножечки, вода | |
8 | ноябрь | Именинный торт | Познакомить детей с последовательностью приготовления торта; учим вырезать ровные и одинаковые элементы для украшения | 2 | Тесто, досточки, ножечки, вода, свечи, трубочки для коктейля | |
9 | декабрь | Колокольчики | Познакомить детей с техникой изготовления колокольчиков. | 2 | Тесто, гуашь, леска, бусинки, верёвочки | |
10 | декабрь | Игрушки на ёлку | Вызвать интерес к созданию украшений на ёлку; продолжать освоение пластических материалов; развивать навыки к формообразованию | 4 | Солёное тесто (натуральное и окрашенное), формочки, скалки, мелкий природный материал(горох, фасоль и т.д.), шнурки или тесьма | |
11 | ||||||
«Оригами»
| ||||||
12 | декабрь | Новогодние снежинки, фонарики на ёлку | Учить детей складывать лист по диагонали; аккуратно работать с ножницами | 2 | Бумага, салфетки, ножницы, клей | |
13 | январь | «Бумажный дом» | Учить детей составлять макеты домов; правильно соотносить размеры; аккуратно пользоваться ножницами и клеем | 4 | Картон, клей, ножницы, линейки | |
14 | ||||||
15 | февраль | Салфетка (плетение) | Учить детей плетению из бумаги в шахматном порядке | 2 | Картон, бумага, ножницы | |
Рисование | ||||||
16 | февраль | «Узор на игрушке» | Познакомить детей с новыми видами декоративно-прикладного искусства- дымковской и филимоновской игрушками; развивать цветовое восприятие | 2 | Дымковские и филимоновские игрушки, бумага ,гуашь, кисти, простые карандаши,вода | |
17 | февраль | Подарок папе на 23 февраля « Стакан в узоре» | Познакомить детей с новым материалом для искусства и техникой работы с ней; изготовить подарок для папы | 4 | Бумага, плёнка, витражные краски, белый стакан | |
18 | ||||||
19 | март | Подарок маме на 8 марта «Расписные тарелочки» | Познакомить детей с акриловыми красками; изготовить подарок для мамы | 2 | Акриловые краски, картонные тарелки, кисти | |
20 | март | «Мой любимый узор» | Познакомить детей с промыслом Полхов- Майдана, изделиями хохломских и гжельских мастеров, историей городецкого промысла | 4 | Изделия гжельских, городецких, хохломских и мастеров Полхов –Майдана; бумага, гуашь, образцы узоров и орнаментов | |
21 | ||||||
Аппликация | ||||||
22 | март | «Цыплёнок» | Познакомить детей с выполнением аппликации способом обрывания бумаги | 2 | Картон белый, бумага цветная ( жёлтая, зелёная), фломастеры чёрный и красный, клей, ножницы | |
23 | апрель | «Белая лилия» | Научить детей самим изготавливать трафареты из картона и на их основе выполнять аппликацию | 4 | Картон зелёный, альбомный лист, ножницы, клей, гуашь жёлтая | |
24 | ||||||
25 | апрель | «Весёлый поезд» | Научить детей выполнять аппликацию из сыпучих материалов , раскрашивать способом примакивания кисти | 2 | Картон, контур рисунка, пшено, рис и т.д., кисть клеевая и для рисования, клей | |
Лепка из пластилина | ||||||
26 | апрель | «Ёжик» | Научить детей пластической лепке из целого куска с оттягиванием необходимых частей | 2 | Пластилин, спички | |
27 | май | «Картина из пластилина» | Научить детей рисовать пластилином; развивать художественное и пространственное мышление | 2 | Пластилин, гуашь, кисть, картон | |
28 | май | Выставка работ за год, награждение детей дипломами | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"
Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...
Методическая разработка Информационно- творческий проект "Русь- красавица мастерами славится"
Информационно-творческий проект направленный на формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно- продукт...
Методическая разработка Задорные ручки - сборник пальчиковых игр для дошкольников
Предлагаемая методическая разработка предназначена для детей дошкольного возраста.Цель данной разработки – помощь воспитателям в организации развивающего процесса, с помощью моторики пальцев рук...
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ВОЛШЕБСТВО НАШИХ РУЧЕК" аппликация (для детей 3-4 лет)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ВОЛШЕБСТВО НАШИХ РУЧЕК"аппликация(для детей 3-4 лет)...
Методическая разработка. "Кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста. Театр "Сказка".
Театр «Сказка» - театрализованные занятия, направленные на развитие речевых средств общения, творческих способностей и воображения в процессе игры. В методической разработке представлены цели, задачи ...
Методическая разработка кружковой работы для детей младшей группы
Подбирать мяч для малышей и игры необходимо в соответствии с его возрастными особенностями и возможностями. Чем младше ребёнок, тем меньше у него умений в бросании, ловле. А эти движения &mdash...
Методическая разработка кружковой работы "Умелые ручки"
Методическая разработка "Умелые ручки"...