Методическая разработка кружкового объединения "Умелые ручки"
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

 

 

Содержание

  1. Пояснительная записка:
    • Актуальность;
    • Цели программы;
    • Задачи программы;
    • Принципы.
  2. Список детей посещающих кружок.
  3. Расписание образовательной деятельности и режим работы.
  4. Организационно-методическое обеспечение:
  • Возраст детей, сроки реализации, наполняемость групп;
  • Методы, используемые в работе кружка;
  • Форма проведения;
  • Ожидаемые результаты;
  • Формы подведения итогов.
  1. Учебно-методическое планирование.
  2. Система диагностики и мониторинга достижений детей.
  3. Список литературы.

 

Пояснительная записка

 

В современном мире художественное мышление, связывающее нас с прошлым, с духовным наследием наших предков, является непреходящей ценностью. А воплощение этого мышления и есть декоративно-прикладное искусство. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Поэтому очень важно для детей видеть красоту предметов декоративно-прикладного искусства, пробовать изготовить их своими руками.

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. В программу введены такие виды рукоделия, как работа с природным материалом, лепка из солёного теста и пластилина, аппликация, рисование витражными и акриловыми красками.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы – развитие художественно-творческой активности детей, знакомство с современными видами рукоделия и традиционной народной культурой и ремеслами.

Задачи программы:

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  • развитие тонко-координированных движений кисти руки для становления  творческого воображения и способностей воспитанников;
  • развитие у воспитанников внимания, воображения и чувства цвета;
  • формирование  интереса к творческой деятельности;
  • воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, аккуратности, культуры общения;
  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству, природе и окружающему миру.

Принципы программы:

  • Доступность:

 - учет возрастных особенностей детей;

 - адаптированность материала возрасту.

  • Систематичность и последовательность:

 - постоянная подача материала от простого к сложному;

 - частое повторение усвоенного материала.

  • Наглядность:

- использование наглядных пособий;

 - учет особенностей мышления.

  • Динамичность:

 - интеграция в разные виды деятельности.

  • Дифференциация:

 - учет возрастных особенностей;

 - создание благоприятной среды.

  • Гуманность:

 - активность и творческий подход к проведению занятий;

 - доброжелательность и непринужденность.

 

Расписание образовательной деятельности и режим работы

Занятия кружка «Умелые ручки» проводятся 2 раза в неделю по 30 минут. С 1 октября по 15 мая.

 

Организационно- методическое обеспечение

Программа «Умелые ручки» рассчитана на 1 год обучения (56 часов) и предназначена для детей 5-7 лет. Количество детей в группе 12 человек.

 

В программу включены следующие разделы:

  • Работа с природным материалом
  • Лепка из соленого теста
  • Лепка из пластилина
  • Работа с витражными красками
  • Работа с бумагой
  • Подготовка к праздникам:
  • Новый Год (символ года, мастерская елочных игрушек);
  • 23 февраля (открытка для папы, дедушки);
  • 8 марта (изготовление и упаковка мыла для мамы, бабушки);
  • Пасха (традиционная роспись яиц).
    • Выставки, конкурсы.

Информативный материал по каждому разделу, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия.

 

Методы, используемые в программе кружка:

Практический, наглядный, словесный, работа с книгой, показ иллюстраций.

 

        Форма проведения:

  • обучение;
  • практические занятия;
  • конкурсы;

 

Ожидаемые результаты:

В конце обучения дети должны получить знания:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • в области композиции, формообразовании, цветоведения;
  • об особенностях лепных игрушек;
  • о праздничных традициях.

умения:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала);
  • лепить из соленого теста и пластилина;
  • работать  с природным материалом;
  • рисовать витражными и акриловыми красками;
  • работать с бумагой.

 

Форма подведения итогов программы дополнительного образования детей – выставки и конкурсы.

 

Дидактический материал:

Книги, журналы, публикации с описанием техники изготовления поделок, фотографии, схемы, эскизы будущих изделий.

Учебно-тематическое планирование

 

 

Дата

Название темы

Задачи

Кол-во

часов

Необходимые материалы

1

октябрь

Знакомство с кружком

Познакомиться с детьми, рассказать детям, чем мы будем заниматься в течении года и что нам для этого будет нужно

2

 

«Листопад в ладошках»

2

октябрь

Сюжетная композиция «Летний луг»

Учить детей создавать сюжетные композиции из природного материала- засушенных листьев и семян

2

Листья разных деревьев и кустарников, трав, листья цветов. Семена, цветной картон, клей, кисточки, ножницы, салфетки.

3

октябрь

«Петя-петушок»

Учить детей создавать выразительный образ петушка из природного материала.

2

Пластилин, природный материал (шишки, осенние листья и т.д.), зубочистки, спички, салфетки.

4

октябрь

«Морской аквариум»

Учить детей составлять изображения из целых листьев и их частей

2

Листья разных деревьев и кустарников, трав, листья цветов, картон, клей, кисточки, ножницы, салфетки.

«Тестопластика»

5

ноябрь

Знакомство с тестопластикой

Познакомить детей с рецептами приготовления солёного теста; с инструментами материалами для тестопластики ; познакомить детей с разными способами плетения

2

Ёмкость для замешивания теста, мука, соль, обойный клей, вода

6

ноябрь

«Венок с цветами»

Учить детей готовить листья и цветы из неокрашенного и окрашенного теста.

2

Тесто, досточки, ножечки,зубочистки, скалки, вода, гуашь

7

ноябрь

Булочки и калачи

Учить  детей правильно пользоваться скалкой, ножом; тренировать детей в изготовлении  булочек, калачей и  т.д.

2

Тесто, досточки, ножечки, вода

8

ноябрь

Именинный торт

Познакомить детей с последовательностью приготовления торта; учим вырезать ровные и одинаковые элементы для украшения

2

Тесто, досточки, ножечки, вода, свечи, трубочки для коктейля

9

декабрь

Колокольчики

Познакомить  детей с техникой изготовления колокольчиков.

2

Тесто, гуашь, леска, бусинки, верёвочки

10

декабрь

Игрушки на ёлку

Вызвать интерес к созданию украшений на ёлку; продолжать освоение пластических материалов; развивать навыки к формообразованию

4

Солёное тесто (натуральное и окрашенное), формочки, скалки, мелкий природный материал(горох, фасоль и т.д.), шнурки или тесьма

11

«Оригами»

 

12

декабрь

Новогодние снежинки, фонарики на ёлку

Учить детей складывать лист по диагонали; аккуратно работать с ножницами

2

Бумага, салфетки, ножницы, клей

13

январь

«Бумажный дом»

Учить детей составлять макеты домов; правильно соотносить размеры; аккуратно пользоваться ножницами и клеем

4

Картон, клей, ножницы, линейки

14

15

февраль

Салфетка

(плетение)

Учить детей плетению из бумаги в шахматном порядке

2

Картон, бумага, ножницы

Рисование

16

февраль

«Узор на игрушке»

Познакомить детей с новыми видами декоративно-прикладного искусства- дымковской и  филимоновской игрушками; развивать цветовое восприятие

2

Дымковские и филимоновские игрушки, бумага ,гуашь, кисти, простые карандаши,вода

17

февраль

Подарок папе на 23 февраля

« Стакан в узоре»

Познакомить детей с новым материалом для искусства и техникой работы с ней; изготовить подарок для папы

4

Бумага, плёнка, витражные краски, белый стакан

18

19

март

Подарок маме на 8 марта «Расписные тарелочки»

Познакомить детей с акриловыми красками; изготовить подарок для мамы

2

Акриловые краски, картонные тарелки, кисти

20

март

«Мой любимый узор»

Познакомить детей с промыслом Полхов- Майдана, изделиями хохломских и гжельских мастеров, историей городецкого  промысла

4

Изделия гжельских, городецких, хохломских и мастеров Полхов –Майдана; бумага, гуашь, образцы узоров и орнаментов

21

Аппликация

22

март

«Цыплёнок»

Познакомить детей с выполнением аппликации способом обрывания бумаги

2

Картон белый, бумага цветная ( жёлтая, зелёная), фломастеры чёрный и красный, клей, ножницы

23

апрель

«Белая лилия»

Научить детей самим изготавливать трафареты из картона и на их основе выполнять аппликацию

4

Картон зелёный, альбомный лист, ножницы, клей, гуашь жёлтая

24

25

апрель

«Весёлый поезд»

Научить детей выполнять аппликацию из сыпучих материалов , раскрашивать способом примакивания кисти

2

Картон, контур рисунка, пшено, рис и т.д., кисть клеевая и для рисования, клей

Лепка из пластилина

26

апрель

«Ёжик»

Научить детей пластической лепке из целого куска с оттягиванием необходимых частей

2

Пластилин, спички

27

май

«Картина из пластилина»

Научить детей рисовать пластилином; развивать художественное и пространственное мышление

2

Пластилин, гуашь, кисть, картон

28

май

Выставка работ за год, награждение детей дипломами

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"

Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...

Методическая разработка Информационно- творческий проект "Русь- красавица мастерами славится"

Информационно-творческий проект направленный на формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно- продукт...

Методическая разработка Задорные ручки - сборник пальчиковых игр для дошкольников

Предлагаемая  методическая разработка предназначена для детей дошкольного возраста.Цель данной разработки – помощь воспитателям в организации развивающего процесса, с помощью моторики пальцев рук...

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ВОЛШЕБСТВО НАШИХ РУЧЕК" аппликация (для детей 3-4 лет)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "ВОЛШЕБСТВО НАШИХ РУЧЕК"аппликация(для детей 3-4 лет)...

Методическая разработка. "Кружковая работа с детьми старшего дошкольного возраста. Театр "Сказка".

Театр «Сказка» - театрализованные занятия, направленные на развитие речевых средств общения, творческих способностей и воображения в процессе игры. В методической разработке представлены цели, задачи ...

Методическая разработка кружковой работы для детей младшей группы

Подбирать мяч для малышей и игры  необходимо в соответствии с его возрастными особенностями и возможностями. Чем младше ребёнок, тем меньше у него умений в бросании, ловле. А эти движения &mdash...

Методическая разработка кружковой работы "Умелые ручки"

Методическая разработка "Умелые ручки"...