Содержание системы занятий по рисованию, как средство развития у младших дошкольников
статья по рисованию (младшая группа)
Содержание системы занятий по рисованию, как средство развития у младших дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Содержание системы занятий по рисованию как средство развития у младших дошкольников.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.
В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги-практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах.
Е. А. Флерина дала следующее определение детского творчества: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение.
Н.А Ветлугина определила детское творчество как «первоначальную ступень в развитии творческой деятельности. Вместе с тем творчество ребенка способно доставить удовольствие своей непосредственностью, свежестью выражения. В своем художественном творчестве ребенок открывает новое для себя, а для окружающих - новое о себе»
Н.П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала. Исследования Н.П. Сакулиной показывают, что обучение не препятствует развитию творчества. Оно способствует его становлению, развитию при наличии определенных условий .
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью.
Формирование творческой личности ребенка - одна из наиболее важных задач современной педагогики. Наиболее эффективное для этого средство - изобразительная деятельность, аппликация и лепка. Они способствует активному познанию детьми окружающего мира, воспитанию у них способности творчески отражать свои впечатления. К тому же творческая деятельность является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха.
Общеизвестно, что художественно - творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изо-деятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изо-навыками, умениями, учится осознанно их использовать.
Развивать творческие способности дошкольника - задача взрослого. А это значит, что руководство изо-деятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.
Творческие потенции ребенка связанны почти целиком лишь с тем, что ребенок так щедро получил от природы. Но полноценное творчество зависит также и от приобретенных с опытом свойств:
- умение отвлекаться от частностей, мыслить абстрактно;
- навыка работы с материалом;
- жизненного опыта .
Лишь удачное соединение приобретенного с опытом и до опытного, природного, формирует большой талант.
Целенаправленное обучение под руководством взрослого, педагога позволяет детям дошкольного возраста овладевать средствами и способами изобразительной деятельности. В понятие «средство и способы деятельности» включают материалы, используемые в рисовании, лепке, аппликации (карандаши, краски, кисти, глина, пластилин, доски, клей, разнообразная бумага, ножницы, способы их приготовления к работе, а также способы создания изображения и выразительные средства передачи образа.
Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и развития детского изобразительного творчества. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Детей охотно интересуют: отдельные предметы, в том числе животных, литературных героев. Им доступно использование выразительных средств рисунка, только следует направлять – помогать им, в том числе передачи формы в рисунке, для выразительности рисунка, возможно, использовать занятия по аппликации, так как в процессе занятия аппликации дети знакомятся с простыми геометрическими формами, что помогает детям лучше воспринимать форму предметов. Исходя из этого присутствует необходимость в разработке содержания системы занятий по рисованию и аппликации у детей 3-4 лет.
Целью данного содержания системы занятий по рисованию и аппликации: является развитие эстетического восприятия формы детей 3-4 лет на занятиях по рисованию и аппликации.
Чтобы донести до детей определенное содержание, формировать у них знания, умения в восприятии не только цвета, а также развить способности восприятия и изображения формы предметов необходимо умелое сочетание наглядных, словесных и игровых методов
Перед занятием необходимо дать детям возможность действенным способом познакомиться с формой предмета: обвести форму рукой, поиграть с флажками, мячами, шарами, ощутить их очертания. Такое действенное обследование предмета создает у ребенка более полное представление о нем. Далее показываю формообразующее движение, необходимое для изображения предмета на доске. Такой путь обучения формообразующим движениям позволяет прибегать к прямому показу способа изображения только в том случае, когда данная форма встречается детям впервые. Бывает, что некоторые малыши и после обследования и показа способа изображения не решаются приступить к выполнению задания. В этом случае необходим индивидуальный подход, который может выразиться в подбадривании, напоминании последовательности действия, а иногда и дополнительном обследовании или показе способа изображения. В процессе наблюдений и в специальных дидактических играх называя тот или иной цвет, я предлагаю детям повторить это название, найти такие же по цвету предметы, назвать цвета в их одежде и т. п.
Неотъемлемой частью является обучение детей приемам работы карандашами, красками, кистью (иногда можно дать и фломастеры). С целью отработки того или иного движения организуется репродуктивная деятельность детей. Полезно предложить детям несколько раз произвести движение в воздухе рукой с карандашом, кистью или пальчиком на листе бумаги. Этот прием можно использовать и для проверки того, как дети запомнили показанный им ранее способ действия. Полезно проговаривать задание: «Покажите, как вы будете рисовать линии сверху вниз, чтобы получились «ленточки». Или: «Как вы будете прикладывать кисть к бумаге, чтобы получились листочки?» Слова сопровождающие такой показ, помогают осознанно воспринимать способ действия.
Помимо обучения детей приемам изображения простейших форм, необходимо осуществить и другую задачу — содействие выражению в рисунке сюжетно-игрового замысла. Для того чтобы в процессе рисования у детей рождался сюжетно-игровой замысел, необходимо создавать определенную игровую ситуацию. Для этого можно использовать элементы игры-драматизации, важно уметь войти в образ, непосредственно, живо вести с детьми разговор, беседу, учитывая появляющиеся детские замыслы. Например, на занятие к детям приходит какой-либо персонаж игры — зайчик, куколка — и просит нарисовать для них красивые картинки, товарищей и т. п. Живой интерес к цели, результату, преподнесенному в игровой форме, способствует лучшему выражению того или иного содержания. Выбор интересующего детей цвета краски, карандаша также будет способствовать выражению их мыслей, чувств.
Руководя развитием сюжетно-игрового замысла в рисунке, воспитатель мобилизует личный опыт ребенка, организует отдельные наблюдения предметов, явлений окружающей действительности, вспоминает прочитанные сказки, стихотворения, песенки и музыкальные игры, исполняемые на музыкальных занятиях, просмотренные диафильмы. В некоторых случаях показывает приемы изображения, предлагая воспроизвести их на листе.
По мере окончания рисунки выставляются на стенде. Внимание малышей привлекается к тому, как они все вместе нарисовали. «Получилось много шариков, солнышек». Важно вместе с ребятами порадоваться, вызвать положительный эмоциональный отклик у детей. Поощрительные отзывы воспитателя будут закреплять положительное отношение детей к деятельности. Постепенно следует активизировать малышей, предлагая назвать цвет, которым выполнен тот или иной рисунок, выбрать большие и маленькие изображения, назвать, что изобразил ребенок в своем рисунке.
Список литературы
1. Косов Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность. - М.: ИПП. Воронеж, 1997.
2. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. — М., 1965.
3. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. / Под ред. Е.А. Дубровской,.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АПО "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"
Выбор темы исследования возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста, заметила: дети очень любят рисовать, успешно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобраз...
Нетрадиционные способы рисования как средство развития творческих способностей дошкольников.
Развитие творческиз способностей...
Доклад нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого потенциала дошкольников
Доклад нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого потенциала дошкольников...
Система занятий по рисованию и аппликации как средство развития у младших дошкольников эстетического восприятия формы предметов окружающего мира
В настоящее время в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования большое внимание уделяется развитию личности дошкольника, мотивации и способност...
"Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"
…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслажд...
Опыт работы "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей дошкольников"
"Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства ...
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников....