Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников
методическая разработка по рисованию на тему
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения дошкольников
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего нетрадиционные техники рисования. Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, фантазии, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать фантазию, воображение необходима особая организация изобразительной деятельности – в частности, использование нетрадиционных техник, т. к. в них присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей.
Нетрадиционное рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребёнка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний.
Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования. На занятиях дети знакомятся с новыми нетрадиционными техниками рисования: манкография, кляксография, воскография, оттиск поролоном, оттиск смятой бумагой, рисование ватными палочками, печатание листьями, рисование пальчиками, рисование ладошками, граттаж и др.
Научившись выражать свои чувства на бумаге с помощью нетрадиционного рисования, ребёнок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво. Каждый ребенок становится маленьким исследователем, с радостью и удивлением открывающем для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.
Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Для того, чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, можно использовать детскую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал. Это позволит сделать рисование доступными, содержательными и познавательными.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования
- Развивают творческие способности, воображение.
- Развивают уверенность в своих силах, способствуют снятию детских страхов;
- Развивают пространственное мышление;
- Учат детей свободно выражать свой замысел;
- Побуждают детей к творческим поискам и решениям;
- Учат детей работать с разнообразным материалом;
- Развивают чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности;
- Развивают мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
- Способствуют пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- Развивают внимание и усидчивость.
«Оттиск поролоном»
Материал: пластиковая мисочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Ход работы: Прижмите поролон к штемпельной подушке с краской и нанести оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
«Граттаж»
Материал: Свечка, черная гуашь, шампунь, заостренная палочка.
Ход работы: Это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово "Граттаж" произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья.
Возьмем цветной картон или простую белую бумагу. Весь фон полностью затрем воском, парафином. Широкой кистью нанесём на поверхность слой туши, разбавленной мылом. Когда тушь высохнет, возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок, образуя на черном фоне тонкие штрихи.
«Фроттаж»
Материал: Лист бумаги, вырезанные из картона шаблоны, пастельные мелки.
Ход работы: Это слово происходит от французского, и переводится как «натирание». Для работы в этой технике нужны вырезанные из картона шаблоны. Накрываем карточку листом бумаги и закрашиваем лист пастельными мелками. В процессе наблюдаем, как проступает рисунок.
«Кляксография»
Материал: трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.
Ход работы: Поставьте на лист бумаги большую кляксу (жидкая краска) и осторожно подуйте на каплю… Побежала она вверх, оставляя за собой след. Поверните лист и снова подуйте. А можно сделать еще одну, но другого цвета. Можно еще раскатать кляксу, можно свернуть лист бумаги вдвое и отпечатать на второй половине. А потом оживляем изображение, дорисовываем его.
«Монотипия» (отпечатки).
Материал: краска, кисточка, бумага
Ход работы: Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось?
Ниткография»
Материал: нитки №10, веревка, гуашь разного цвета.
Ход работы: Одну, две, три нити пропитать красками. Разложить нити на листе бумаги и закрыть другим листом так, чтобы концы ниток были видны. Тяните одну ниточку, затем другую, третью, а верхний лист придерживайте рукой. Получилась фантастика, космос, может, наше настроение?
«Пластилинография»
Материал: Бумага, простой карандаш, пластилин, влажная салфетка.
Ход работы: Нарисовать рисунок простым карандашом, наносить на него
пластилин соответствующего цвета, размазывать, не выходя за контур изображения.
«Клеевая живопись»
Материал: Бумага, простой карандаш, клей ПВА, кисточка, влажная салфетка, крупа (соль, нитки, нарезанные на мелкие кусочки).
Ход работы: На заранее нанесённый клей по контуру рисунка, посыпать крупу (соль, нитки), которая засыхает на клею, получается любой рисунок.
«Рисование сыпучими материалами»
Материал: Клей ПВА, картон, сыпучие материалы (манка, песок, соль, мелкая стружка, гречка, пшено, сухая заварка и т.п.)
Ход работы: Рисуется контур предмета, покрывается клеем ПВА и засыпается. Чем? Мелкими стружками или сахаром, гречкой, пшеном, солью, заваркой.
«Рисование мыльными пузырями»
Материал: Гуашь, вода, шампунь или жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка (крышка от баночки), бумага.
Ход работы: Возьмите мелкую баночку, приготовьте в ней раствор из гуаши, воды и шампуня (5:1:1), по консистенции он должен быть, как сливки. Опустите в смесь трубочку для коктейля, дуньте таким образом, чтобы получились мыльные пузыри. Лист бумаги осторожно опустите на мыльные пузыри, как бы перенося их на бумагу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/20/picture-724991-1450619223.jpg)
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)
Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/08/picture-958761-1654667861.jpg)
«Использование нетрадиционной техники рисование как средство развития творческого воображения детей».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад общеразвивающего вида № 68» Образовательный проект. Использование не...
Система работы "Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческого воображения детей".
Система работы "Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческого воображения детей"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/11/picture-1173512-1570771757.jpg)
Статья "Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческого воображения дошкольников"
В развитии творческого воображения архиважное значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности, такие как рисование, лепка, вырезывание из бумаги фигурок и наклеивание их, созда...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/02/picture-1350813-1633179996.jpg)
Нетрадиционные техники рисования , как средства развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Материал содержит занятия с детьми по ознакомлению с нетрадиционной техникой рисования. Работу с родителями....
Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого воображения
Развитие детского творчества - сложная и комплексная проблема.Современные подходы к её изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях инт...