Открытое занятие по рисованию "Украшение пиалы узором"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Хертек Валентина Манзырыкчыевна

 Украшение пиалы узорами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_piala_valentina_manzyrykchyevna.docx81.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад  «Аян»                  

        с.Тээли  муниципального района «Бай - Тайгинский  кожуун Республики Тыва»

Технологическая карта НОД

по ОО «Художественно-эстетическому развитию»

(Рисование)  в подготовительной группе

на тему «Роспись пиалы тувинским орнаментом»

Подготовила: воспитатель

I квалификационной категории

                                                                            Хертек Валентина Манзырыкчыевна

с.Тээли, 2021г

Конспект НОД по ОО «Художественно-эстетическому развитию»

Образовательная область:  Рисование.

Интеграция видов деятельности: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Тема: «Роспись пиалы тувинским орнаментом»

Тип занятия: изучение нового материала

Вид занятия: интегрированное

Форма занятия: групповое

Возрастная группа: старший дошкольный возраст

Цель: Рисовать тувинский узор на пиале.

Задачи: 

Образовательные: Познакомить детей с разновидностями тувинского орнамента и его особенностями. Познакомить детей с тувинским узором бараний рог (кошкар мыйызы) и многообразием пиал, ритмично располагать узор на шаблоне пиалы.  Обучение детей ориентироваться на листе шаблона.

Воспитательные: Воспитывать любовь, уважение к культуре и быту своего народа. Воспитывать внимательность, бережное отношение к народному творчеству, аккуратность при выполнении работы.

Развивающие: Развивать творческое способности, связную речь, мышление, умение рассуждать, делать выводы; развивать самостоятельность.

Планируемые результаты:

Воспроизводит:  украшает узором посуду.  

Понимает: что такое пиала, ее значение.

Применяет: навыки раскатывания, вдавливания, оттягивания.

Предварительная работа: Рассматривание национальных тувинских узоров на предметах быта: посудах, одежде.

Методы и приемы: Словесный – беседа, объяснение, вопросы, пословицы

                                 Наглядный – показ и рассматривание пиал  с узорами на презентации

                                 Практический – физкультминутка, продуктивная деятельность

Применяемые технологии: элементы здоровьесберегающей технологии – дыхательное упражнение, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкультминутка,  ИКТ.

Словарная работа: аяк - пиала, хээ-узор, кошкар мыйызы – бараний рог.

Материалы и оборудования:

Демонстрационный материал: ноутбук, телевизор, кукла в национальном платье, фотографии разных пиал с тувинскими национальными узорами, образцы  элементов  тувинского орнамента,  тувинская мелодия

Раздаточные материалы для каждого ребенка: Пиалы из бумаги, краски, кисточки, стаканы с водой, влажные салфетки.

Этап занятия Структурные компоненты деятельности

                                    Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

Игра «Матпаадыр», «Арбай-Хоор»

- А теперь дети поиграем  тувинскую игру «Матпаадыр», «Арбай -Хоор».        

Матпаадыр-паштанзын

Бажы-Курлуг-мананзын

Ортаа-Мерген-одагланзын

Уваа-Шээжеӊ- уруктазын

Биче-Мөөрей-бүүрек чизин,чээрген чыгзын.

Адыжыӊар көргүзүӊер, Арбай-Хоорлап ойнаалыӊар.

           ( Арбай-Хоор!) 4 раза

Чеди чылын төрүвээн , черге хонар өшкүзүн

Улуг-Эргек догергеш , ужа-төжун салган.

        ( Арбай-Хоор!) 4 раза

Чуп-чуп чудурук, Чупу-чупу чудурук.

  Ап адыш, бип-билек,кып-кыры, өп-өжүн,чап-чарын,кижиргенчиг колдуктар.

         ( Арбай-Хоор!) 4 раза

(дети делают пальчиковую игру «Матпаадыр», «Арбай-Хоор».)

1 мин

2

Проблемная ситуация

(или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

- Посмотрите дети  что это!

_Как  вы думаете кто они?

 Хозяева юрты:«Здравствуйте дети! Скоро у тувинцев национальный праздник «Шагаа». Мы пригласили к нам много друзей и хотим угостить их тувинским чаем с молоком, но у нас не хватает пиал с  красивыми тувинскими узорами. Помогите нам украсить пиалы красивыми тувинскими узорами».

 -Юрта.

- Хозяева Юрты.

Дети внимательно слушают  воспитателя

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

- Дети, поможем хозяевам украсить пиалы красивыми тувинскими узорами?

- А что такое пиала?

А теперь все внимательно смотрят на телевизор, и рассмотрим разные виды пиал на презентации.

Рассказ воспитателя  о пиале.

Пиала у тувинцев  - символ гостеприимства. В давние времена тувинцы были кочевым народом, переезжали с места на место в поисках сочной травы для своих животных. В степи ставили юрту, в центре юрты выкладывали очаг, в очаге зажигали огонь. На огне готовили пищу, кипятили чай. Уставший путник мог зайти в любую юрту и отдохнуть. Его  встречали как  самого дорогого гостя, усаживали на почетное место и обязательно угощали чаем. Держа пиалу в ладони, хозяйка юрты как бы передавала тепло своей руки гостю, желая ему счастья.

Рассказ воспитателя  об узорах.

-Это узоры тувинской росписи. Посмотрите, какие они красивые яркие. Дети, узоры тувинской росписи делятся  на такие элементы как: геометрические, растительные, роговидные. В народе, дети, все эти народные узоры имеют свое символическое значение. Геометрические узоры – отгоняют злых духов, роговидные узоры – приумножение скота, растительные узоры – благополучие.

- Да, поможем.

- Пиала-это небольшая чашка без ручек, имеющая полусферическую форму.

Дети внимательно слушают рассказ воспитателя

4.

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

С помощью ИКТ  рассматривают картинки разных пиал на презентации.

- А сейчас, мы будем украшать пиалы тувинским узором бараний рог (кошкар мыйызы).

- Каким узором украшаем пиалу?

- Давайте все назовем – бараний рог (кошкар мыйызы).

-На какую геометрическую фигуру похожи эти пиалы?

- На что похожа пиала, если перевернуть пиалу вниз?  

- пиалу украшаем тувинским узором бараний рог (кошкар мыйызы)

- Пиалы похожи на круг.

- Если перевернуть ее, она похожа на юрту.

Физкультминутка

Пашка хоорган тарааны

Согааш бала соктаал, че

Деспээ ургаш челбип дээл

Дээрбээ дыртаал че-че-че

Дендии чаагай далганны

Боолдеп былгаал че-че-че.

5.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

-Посмотрите дети на эту разукрашенную пиалу с узорами. Вам нравится?

Воспитатель показывает на доске заранее готовый образец пиалы.

Показ и объяснение воспитателя.

Вот и пиала с узором.

- А наша гостья, будет за вами наблюдать и помогать в выполнении работы.

Звучит спокойная музыка.

Воспитатель подходит детям индивидуально и подсказывает им в затруднении.

-Ребята, какие у вас красивые пиалы получились украшенные тувинским узором. Хозяева юрты радуются, что вы помогли ему.

- Молодцы!  

Артикуляционная гимнастика «Чашечка». 

Широко откройте рот. Язык – лопатку положите на нижнюю губу. Приподнимите края языка, чтобы получилась чашечка.

Язык широкий положи,

Его края приподними

– Получилась пиала,

Почти круглая она.

В рот ее ты занеси

И края к зубам прижми

- Ребята, давайте представим, что мы пьем горячий чай и подуем на нее.

Дыхательное упражнение «Горячий чай».

            Выставка пиалок.

Воспитатель предлагает детям подарить свои пиалы хозяевам юрты.  Они  благодарит детей. 

Дети сели за столы

- Да

Самостоятельная продуктивная деятельность детей.

В руках у детей пиалы для дыхательного упражнения

6.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия. Систематизация знаний.

-Ребята, кто к нам в гости приходил?

- О чем просили они?

- Что мы сегодня разукрашивали с помощью краски?

- Как называется тувинский узор на пиале?

- Молодцы! Давайте немножко споем тувинскую песню «Аяк шайым»

- Хозяева юрты

- Они просят украсить пиалы тувинскими узорами.

Украшали пиалы узорами

Тувинский узор – бараний рог

Дети поют песню

7.

Рефлексия

- Вам понравилось сегодня заниматься?

- Если вам понравилось, берите улыбающиеся смайлики и прикрепляете на доску.  

- Да

- Дети прикрепляют смайлики на доску.

.

                                                                   Самоанализ НОД

по ОО «Художественно-эстетическое развитие» по разделу «Рисование»

в подготовительной группе

 на тему «Украшения пиалы с узором»

Тип занятия: интегрированное.

НОД по художественно-эстетическому развитию (Рисование) построено по технологической карте в соответствии с ФГОС,  с учетом индивидуальных и возрастных особенностей старшей группы,  с учетом знаний и умений воспитанников.

Тип занятия: изучение нового материала

Вид занятия: интегрированное

Форма занятия: групповое

Возрастная группа: подготовительная группа

Цель: Рисовать тувинский узор на пиале.

Задачи: 

Образовательные: Познакомить детей с разновидностями тувинского орнамента и его особенностями. Познакомить детей с тувинским узором бараний рог (кошкар мыйызы) и многообразием пиал, ритмично располагать узор на шаблоне пиалы.  Обучение детей ориентироваться на листе шаблона.

Воспитательные: Воспитывать любовь, уважение к культуре и быту своего народа. Воспитывать внимательность, бережное отношение к народному творчеству, аккуратность при выполнении работы.

 Развивающие: Развивать творческое способности, связную речь, мышление, умение рассуждать, делать выводы; развивать самостоятельность.

Планируемые результаты:

Воспроизводит:  украшает узором посуду.  

Понимает: что такое пиала, ее значение.

Применяет: навыки  рисования.

Предварительная работа: Рассматривание национальных тувинских узоров на предметах быта: посудах, одежде.

Методы и приемы: Словесный – беседа, объяснение, вопросы, пословицы

                 Наглядный – показ и рассматривание пиал  с узорами на презентации

                 Практический – физкультминутка, продуктивная деятельность

Применяемые технологии: элементы здоровьесберегающей технологии – дыхательное упражнение, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, физкультминутка.

Словарная работа: аяк - пиала, хээ-узор, кошкар мыйызы – бараний рог.

Материалы и оборудования:

Демонстрационный материал: ноутбук, телевизор, картинка в национальном платье, фотографии разных пиал с тувинскими национальными узорами, образцы  элементов  тувинского орнамента,  тувинская мелодия

Раздаточные материалы для каждого ребенка: готовые пиалы из бумаги , краски, кисточки, стаканы с водой влажные салфетки.

Непосредственно образовательная деятельность состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Структура занятия соответствует целям и типу занятия. Весь материал построен в логической последовательности. Все этапы взаимосвязаны между собой. Материал целесообразно распределен по времени и этапам занятия.

Вводная часть: Организационный момент и приветствие способствовали созданию психологической комфортности. Настроили детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, дали психоэмоциональную разрядка, создали заинтересованность предстоящей деятельностью.

Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.

Сюрпризный момент – просьба хозяевам юрты заинтересовала детей и мотивировала их к дальнейшим действиям  - дети решают помочь хозяевам юрты. Повествование о случившейся беде, (что у них нет красивых украшенных пиал), подвело детей к сопереживанию и желанию оказать помощь. 

Для решения образовательной задачи были использованы вопросы, направленные на активизацию имеющихся знаний, расширяла представление детей по теме, предлагала выполнить практическое задание. Детям было предложено нарисовать тувинский узор «бараний рог» (кошкар мыйызы) на шаблоне пиалы. В течение практической работы у детей наблюдался интерес к заданию, утомления не наблюдалось.

Интонацией голоса старалась создавать в группе доброжелательную атмосферу. Активировала каждого ребёнка для участия в анализе выполненных работ. Практическая часть НОД сопровождалась музыкой.

А также на занятии были использованы следующие технологии: ИКТ для показа презентации, элементы здоровьесберегающих технологий – пальчиковая игра «Матпаадыр», «Арбай-Хоор», дыхательное упражнение «Горячий чай», артикуляционная гимнастика «Чашечка», физкультминутка «Арбай-тараа».

На занятии мною были использованы следующие методы: наглядный, словесный, практический, игровой. Данные методы я старалась раскрыть, используя разнообразные приёмы: вопросы, побуждающие детей использовать в собственной речи операции словообразования; обсуждение; пояснение и др.

Для определения освоения детьми предложенного материала осуществлялся контроль при помощи приемов: вопросов и ответов, обсуждений, уточнений, дополнений, обобщений, наблюдения, поощрения.

На заключительном этапе для закрепления материала, вместе с детьми пели тувинскую песню «Аяк шайым». Была организована выставка детских работ. Каждый ребёнок стремится и хочет на самом деле быть лучше, поэтому не может оценить себя объективно. Для этого я задавала наводящие вопросы, и были предложены смайлики с целью самооценки.

           Муниципальдыг бюджеттиг ниити ооредилге албан чери уруглар сады «Аян»

   

 Уран чечен болгаш эстетиктиг сайзырал (чурулга)

                Темазы: «Аякты тыва хээ-биле каастаары»

                        Белеткел болуу, уруглар сады «Аян»

                                                                 Кижизидикчи башкы: Хертек В.М.

 

                                               Тээли , 2021

                                          Кичээл: Чурулга

Угланыышкыны: уран-чечен болгаш эстетиктиг сайзырал (чурулга).

Темазы: «Аякты тыва хээ-биле каастаары»

Сорулгалыг угланыышкыны: аякты тыва кошкар мыйызы деп хээ – биле каастап чурууру.

Ооредиглиг сорулгалар: Уругларны тыва хээлернин хевирлерин база онзагай демдектери-биле таныштырып ооредири. Дыйлагар хээлерни чуруп шыйарынга ооредир.

Кошкар мыйызы хээ-биле таныштырар, аяктын хевиринге чуруп ооредир.

Кижизидилгелиг сорулгазы: Тыва чоннун культуразынга, чанчылынга ынак, хундуткелдиг болурунга кижизидер. Кылган ажылын кичээнгейлиг, сонуургалдыг, арыг-силиг кылырынга ооредип кижизидери.

Сайзырадыглыг сорулгазы: Уругларны чогаадыкчы аргаларын, дыл-домаан, угаанын, бот башкарнып, бот тывынгыр ажылдап  билирин ооредип сайзырадыр.

     Кичээлдин тургускан туннели: 

Кылып ундургени: аякты хээ-биле каастап чурааны.

Билип алганы: аяктын утказы, тыва хээлернин утказын билгени.

Ажыглап билири: чуруурунун дурумнерин билири.

Кичээлге ажыглаан арга дуржулгалар:

Аас-биле – беседа, тайылбыр, айтырыглар.

Коргузуглуг – слайдыга хээлерлиг аяктар, саазындын кылган бичии аяктар,  ог чуруу, тыва хептиг кижилер чуруктары, саазында чураан хээлер.

Практиктиг  - сула шимчээшкиннер, боттандырарынын ажыл чорудулгазы- аякка хээни каастап чурууру.

Ажыглаан технологиялар: кадык камнаар технологиязынын кезектери-тынышка мергежилге, ааска мергежилге, салааларга мергежилге, сула шимчээшкин, ИКТ.

Словарь ажылы: аяк, хээлер, кошкар мыйызы.

Кичээлдин дерилгези ажыглаан коргузуг материалы: хээлиг аяктар, слайдыга хээлернин хевирлери, телевизор, ангы –ангы хээлернин чуруктары, ог чуруу, тыва хептиг кижинин  чуруу.

Уруг бурузунге улээр материалдар: саазындан кылган огнун хевири, краскалар, кисточкалар, суглуг стаканнар, ол салфеткалар.

                                       Кичээлдин чорудуу:

  1. Организастыг кезээ.

Оюн: Салаалар-биле «Матпаадыр», «Арбай-Хоор»

Салаалар-биле «Матпаадыр», «Арбай-Хоор» деп оюнну ойнаптар бис бе уруглар?

  Матпаадыр-паштанзын

  Бажы-Курлуг-мананзын

  Орта-Мерген-одагланзын

Уваа-Шээжеӊ- уруктазын

Биче-Мөөрей-бүүрек чизин,чээрген чыгзын.

Адыжыӊар көргүзүӊер, Арбай-Хоорлап ойнаалыӊар.

           ( Арбай-Хоор!) 4 раза

Чеди чылын төрүвээн , черге хонар өшкүзүн

Улуг-Эргек догергеш , ужа-төжун салган.

        ( Арбай-Хоор!) 4 раза

Чуп-чуп чудурук, Чупу-чупу чудурук.

  Ап адыш, бип-билек,кып-кыры, өп-өжүн,чап-чарын,кижиргенчиг колдуктар.

         ( Арбай-Хоор!) 4 раза

   2.- Чылдын кайы уезил уруглар?

Уруглар: Чылдын кышкы уези.

-Удавас кандыг байырлал келир уруглар?

Уруглар: Шагаа.

  -Бо хун биске аалдын ээлери дилеглиг келген –дир уруглар.

Кандыг дилеглиг дээрге бо аалга  Шагаа байырлалында аалчылар кээр дээн, ынчангаш силерни  аалчыларга суттуг шайын кудуп хундулээри-биле чараш тыва аяктарны белеткеп тыва хээлерни чуруп бээринерни дилеп турар дыр.

-Уруглар аалдын ээлеринге  чараш хээлерлиг аяктарны чуруп белеткеп дузалажып бээр бис бе?

Уруглар: ийе.

    3.Башкынын хээлер дугайында тайылбыры.

Башкы чурукта хээлерни коргузуп тайылбырлаар.( маска хээ, ог ханазы, хирээ бизи, олчей удазыны, аяк хээ, чадыр хээ).

Хээлер янзы-буру хевирлерлиг болгаш уткалыг болур чижээ: геометрлиг хээлер- багай чуулдерни ырадыр, мыйыс хээлер – мал маган ковудедир, унуштерге домей хээлер – буян кежик доктаадыр боор дээр.

Шак мындыг хээлер-биле тыва улус огнун эт херекселдерин, тыва хептерин, каасталгаларынга сыргаларын, чавагаларын, чускуктерин, ажыглаар херекселдеринге, аяк-савазынга, чараш тыва хээлернин хевирлерин  чуруп, даарап, кылып  каастап чоруур.

        Башкынын аяк дугайында тайылбыры.

 -Аяк дээрге тыва улустун хундутелдиг демдээ аяк-сава аймаа болур. Шагдан бээр-ле тыва улус кошкун чораан, малын онча-менди семиртип одарлап кадарары биле оон кожуруп бир-ле черге оон тип тургузуп, сугуузунга  чемин, суттуг шайын хайындырып ижип чораан.

Арга кирен кижи саат дайнаар.

Аалга кирген кижи аяк эрии ызырар,  деп улегер домак база бар.

Олар оонге келген аалчызын албан суттуг шайын кудуп хутдуткээр турган.

    База шагдан тура тыва кижи хайындырган шайынын бажын тайгалар, даглар, хунге ог-булезинге шупту чуве эки болзун дээш чажар чораан. Огнун херээжен ээзи эртенин-не хайындырган шайын чажар, огден унгеш тос карак-биле тейлеп чажар турган.

- Ам бо хээлерни корээлинер (уругларга хээлерни коргузер) адаттырар.

Аяктарнын каасталга  хээлерин  коргузер.

-Ам бис аяктарны (кошкар мыйызы) деп  хээ-биле каастаар бис уруглар.

-Кандыг хээ-биле каастаар дыр бис уруглар?

Уруглар: Кошкар мыйызы (уругларга шуптузунга адаттырар).

-Аяктар кандыг хевирге домей дир ( аяктар тогерик хевирге домей)

-Бир эвес донгайтыр тудуптар болза чуге домей –дир? ( донгайтыр тудуптарга огге домей аппаар)

Башкы уругларга каастап каан  аякты коргузер.

- Чараш дыр бе уруглар? (ийе).

  4. Башкы канчаар каастаарын чуруурун уругларга коргузуп тайылбырлаар.

Оожум тыва аялга  дынналып турар.

Башкы уругларга чедип, бергедежип орар уругларга сумени бээр айтыр.

- Уруглар чараш хээлиг аяктар  болу берген эр-хейлер.  

Дыка чараш чурупкан силер! Огнун ээлери амырап четтиргенин илереткен дир уруглар. Шагаа байырлалда аалчыларын амырап суттуг шайын сунуп хундутккээрлер дир.

-Ам дылга «Аякчыгаш» деп оюнну ойнаптаалынарам уруглар.

Аасты ажыдар.

Дылды адаккы эринге салыр.

Дылдын бажын ору кодуруптерге, аяк унуп кээр.

Тынышка оюн: «Изиг шай»

-Уруглар ам аякта изиг шайны ижер дээн дир бис.

- Баштай канчаар бис шайны (соодур уруп ижер)

 (уруглар изиг шай уруп турарын коргузер аякче урерлер).

Сула шимчээшкин  «Тараа соктаал»

Пашка хоорган тарааны

Согааш бала соктаал, че

Деспээ ургаш челбип дээл

Дээрбээ дыртаал че-че-че

Дендии чаагай далганны

Боолдеп былгаал че-че-че.

5. Туннел кезээ.

- Уруглар  чуну каастап чурудувус? (Аякты)

- Чуу деп хээ-биле каастап чурудунар? (тыва хээ кошкар мыйызы).

- Кымнарга каастап бердивис? (огнун ээлеринге).

«Аяк шайым» деп ырыны ырлаптаар бис бе уруглар. (уруглар ырлажыр)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ИЗО "Зимние узоры" в старшей группе

Конспект открытого занятия по ИЗО, технические приемы граттажа....

КОНСПЕКТ открытого занятия для родителей по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе на тему: «В подарок маме дорогой – узор на ложке лухломской»

Данное занятие предусматривает решение следующих программных задач:1.     Продолжать знакомить детей с Луховицким народным промыслом.2.     Учить рассматривать ...

Конспект открытого занятия по декоративному рисованию "Хохломские узоры"

Для детей с нарушением интеллекта. Четвертый год обучения...

Открытое занятие по аппликации для воспитателей на тему: «Укрась одежду узором».

Программное содержание:Закреплять представления детей о профессиях работников ателье, о свойствах и разнообразии тканей.Закреплять умение выполнять аппликацию способом обрывания бумаги.Учить составлят...

Конспект открытого занятия в старшей группе с использованием ИКТ на тему: «Узоры пиалы» по пластилинографии.

Цель занятия: Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством пластилинографии....

Открытое занятие "Украсим поднос гжельским узором"

Открытое занятие по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Украсим поднос гжельским узором"...

Открытое занятие «Буряад угалзанууд – Бурятские узоры» в средней группе

Конспект НОД в средней группе по теме «Буряад угалзанууд – Бурятские узоры»...