Занятие по художественно-прикладному искусству "Гжель" В технике рисования солью
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Непосредственно-образовательная деятельность по художественному творчеству. ( декоративно-прикладное рисование) |
Тема: Гжель. Сказочная гжель. ( с использованием нетрадиционной техники, подготовительная группа 6-7 лет). Подготовила воспитатель: Митрофанова Наталья Владимировна. |
Художественная деятельность. Тема: Гжель. Сказочная гжель.
Задачи:
1.Познакомить детей с декоративно - прикладным искусством «Гжель», способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии.
2.Стимулировать стремление своими руками создавать красоту, при этом использовать нетрадиционную технику в оборудование.
3.Формировать практические умения и навыки рисования с образца.
Цели:
1.Взаимопомощь воспитателя детям в составлении узора по мотивам гжельской росписи.
2.Совершенствовать навыки работы с красками, с кистями, ватными палочками.
3.Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров.
4.Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
5.Смешивание двух красок на палитре: белой с синей.
Оборудование:
- Для детей:
- силуэты посуды из бумаги
- гуашь: синяя, белая
- кисти
- палитра
- ватные палочки
- баночки для воды
- салфетки
- Для воспитателя:
Предметы, декоративно-прикладного искусства «Гжель» (тарелки, солонки, чашки, чайники и т.д.), открытки, репродукции , альбом «Гжель», презентации «Гжель».
Дидактические игры: «Продолжи узор», «Собери посуду», приветствие «Данилы Мастера»
- Организационный момент.
- Проверка готовности к занятию.
- Теоретическая часть.
- Вводная беседа с демонстрацией гжельской росписи, презентаций.
- Объяснение последовательности росписи.
- Практическая часть.
- Самостоятельная роспись силуэта для раскрашивания..
- Заключительная часть. Подведение итогов.
Сказочная гжель
Организационный момент:
Воспитатель:
-Ребята, сегодня хотела принести вам красивую посуду, да вот беда, разбила по дороге в детский сад. Как вы думаете, из чего она была сделана? Из чего бывает сделана посуда? Могла ли разбиться посуда из дерева, например, хохломская? Конечно, нет, только бы роспись пострадала. А из металла? (показ) Такая, как у нас дома? Эта уж точно осталась бы, цела. А пластиковая посуда? А стеклянная? Верно, разбиться может. Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее. Мне ещё известно, что посуду изготавливают из глины. А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре. А как вы думаете, такая посуда может разбиться? Верно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. А была моя посуда самая красивая на Руси. А теперь вот – одни осколочки остались, (показать «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось. Дидактическая игра: « Собери - посуду».
Теоретическая часть:
Воспитатель:
-Сегодня, ребята, мы поговорим о «Сказочной гжели». Но расскажу я вам не сказку, а быль.
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
Приветствие «Данилы мастер»:-
-Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней:
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
Воспитатель: - И по сей день, жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
(Показ презентации «Гжель», воспитатель обращает внимание на особенности гжельской росписи)
- Русский живописец Б. М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут “колдовскими синими цветами”. И действительно, знаменитые синие цветы, листья и бутоны на белом фоне – исключительная гжельская традиция, которой не найдешь нигде больше в мире. Самобытный стиль росписи кобальтом (синей краской) использует тридцать различных оттенков: от почти прозрачного светло-голубого до насыщенного темно-синего цвета. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.
-Поверить трудно: неужели
Всего два цвета? Чудеса!..
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Л. Куликова.
- Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написанная тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз, то цветы разбросаны по всей поверхности.
-Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Л. Куликова.
- Используются завитки , дуги, сеточки, поло сочки, травинки, точки (работа с кистью, ватными палочки).
- Часто изображают сказочных животных и птиц. На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.
-Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
- Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.
-Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель.
Вопрос воспитателя: Что украшают гжельскими узорами?
Ответ детей: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы.
Практическая часть:
Воспитатель:
- А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Но сначала мы немножко отдохнём.
Динамическая пауза: «Посуда»
Вот большой стеклянный чайник, («Надуть» живот, одна рука на поясе) Очень важный, как начальник. ( вторая изогнута, как носик.) Вот фарфоровые чашки, (Приседать, одна рука на поясе.) Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, (Кружиться, рисуя руками круг.) Только стукни - разобьются. Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой) Вот пластмассовый поднос - Он посуду нам принес. (Сделать большой круг)
Есть у меня набор гжельской посуды (называет имеющиеся модели для раскрашивания), но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их? А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.
В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце занятия устраивается выставка. Дети устанавливают свою посуду на специальную подставку и вместе с воспитателем выбирают лучшие работы. Воспитатель не забывает похвалить каждого ребёнка, отметить в посуде то, что лучше всего удалось.
Воспитатель: Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!
Использованная литература:
1. Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством в МБДОУ: сценарии интегрированных занятий в подготовительных к школе группах / Авт. – сост. А. Н. Чусовская. – М.: АРКТИ,2011.
2. Белопеевская Г. В. Знакомим детей с народным декоративно-прикладным искусством./ из журнала Творчество в детском саду.№2/2010
3. Волочкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. ИЗО. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
4. Изобразительная деятельность. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий./ Сост. Штейле Н.Ф. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 2006.
5. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами. Книга для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, родителей. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
6. Дорошин Ю. Г. Сказочная гжель. – М. «Мозаика-Синтез». – 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования солью в младшей группе
Конспект открытого занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования солью в младшей группеЦель:-Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – &la...
Комплексное занятие по рисованию в нетрадиционной технике рисования солью «Зимушка-зима»
Программное содержание.Развивать у детей творческую активность, художественно - креативныеспособности, чувство цвета, формы, композиции, мелкую моторику рук. Формировать умение видеть характерные...
Конспект занятия по Рисованию с использованием нетрадиционной техники (рисование солью) В подготовительной группе Тема: «Бабочка».
Конспект занятия поРисованию с использованием нетрадиционной техники(рисование солью)В подготовительной группеТема: «Бабочка».Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой ри...
Конспект занятия по Рисованию с использованием нетрадиционной техники (рисование солью) В старшей группе Тема: «Бабочка».
Конспект занятия поРисованию с использованием нетрадиционной техники(рисование солью)В подготовительной группеТема: «Бабочка».Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой ри...
Конспект занятия по ХЭР по нетрадиционной технике рисования(солью) "Зимний лес"
Тема: «Зимний лес». (Солевое рисование)Цель: Учить передавать в художественной деятельности, с использованием нетрадиционного материала, красоту зимнего пейзажа.Задачи:Образовате...
Итоговое занятие по художественно-прикладному искусству «Гжель» в технике рисования солью.
. Приобщать детей к искусству нетрадиционной техники рисования. Закрепить умение рисовать акварельными красками. Развивать эмоционально положительное отношение к гжельским изделиям...
Сценарий занятия по художественному творчеству (нетрадиционная техника рисования - солью) "Береза"
Учить изображать сезонные изменения, используя различные художественные техники...