ООД по ИЗО "Дымковская игрушка"
план-конспект занятия по рисованию

Волкова Галина Викторовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ood_po_izo_dymkovskaya_igrushka.doc425 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад №11 «Буратино»

г. Невеля Псковской области» ___________________________________________________________

ул. Ленина д.36, г. Невель, Псковская область,182500

телефон: 8(81151) 2-16-29; e-mail: org2170@pskovedu.ru

Конспект ООД по рисованию

«Дымковская игрушка»

в старшей группе

воспитатель:

Волкова Галина Викторовна

первая квалификационная категория

Невель

2018

Цель: создать условия для передачи выразительности образа дымковской игрушки в рисунке.

Интеграция образовательных областей: «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное», «познавательное развитие», «физическое развитие»

Задачи:

Образовательные:

- закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;

- создать условия для самостоятельного выбора приемов и элементов росписи, сочетания цветов, передачи своего отношения к рисунку.

- способствовать закреплению навыков рисования элементов дымковской росписи при украшении формы;

-побуждать к использованию в речи слово «ярмарка»;

- обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии русской народной музыки.

Развивающие:

- продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности, русской художественной культуре;

-развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты;

-развивать творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение самостоятельно использовать детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки; овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбирать цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развивать чувство симметрии, ритма.

- развивать музыкально – художественную деятельность, воображение, фантазию;

- развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками.

Воспитательные задачи:

-воспитывать интерес к русскому народному творчеству, уважения к труду народных мастеров;

-способствовать проявлению положительных эмоций;

воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться, помогать друг другу.

Форма проведения ООД- интегрированная.

Методы и приемы:

-Практические: физкультминутка «Ярмарочный хоровод», рисование.

- Наглядные: просмотр презентации «Русская ярмарка», рассматривание экспонатов музея дымковской игрушки,

- Словесные: беседа о дымковской игрушке, вопросы, ответы, пение частушек.

- Игровые: дидактическая игра «Дымковское лото»,

Материалы и оборудование: дымковские игрушки, презентация «Русская ярмарка», проигрыватель с записями русских народных мелодий.  Атрибуты к дидактической игре «Найди пару», барельефы дымковских игрушек, краски гуашь, кисточки, ушные палочки, стаканчики для воды, салфетки.

Предполагаемый результат: дети:

- передают выразительность образа дымковской игрушки в рисунке;

-называют основные средства выразительности дымковской игрушки;

-самостоятельно выбирают приемы и элементы росписи;

-правильно изображают известные элементы росписи, располагают симметрично, ритмично; подбирают цвета в соответствии с образцами народной игрушки.

-проявляют интерес к русскому народному творчеству, уважение к труду народных мастеров;

-эмоционально реагируют на произведения народного творчества.

Части ООД

Организация  рабочего пространства

         

           Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия

1. Начало ООД

Организационный момент

Введение в ситуацию:

тихо играет народная музыка;

на столе расставлены дымковские игрушки

Игрушки расставлены на расстоянии друг от друга, чтобы всем было видно

Предлагаю детям пройти в зал. Обращаю внимание на стол, на котором расставлены дымковские игрушки; чтение стихотворения сопровождаю взором на названные игрушки.

Веселая, белая глина

Кружочки, полоски на ней

Козлы и барашки смешные,

 Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы

А ну назовите меня!

Дети входят в группу, прислушиваются к звучанию народной музыки, обращают внимание на дымковские игрушки.

Восприятие художественного

слова;

эмоционально реагируют на игрушки ;

Условия для проявления эмоционального  отклика при восприятии русской народной музыки, народных игрушек

2.Основная часть

Актуализация знаний:

Предлагаю детям встать вокруг стола, не мешая друг другу.

Педагог: Ребята, а что необычного вы видите у нас на столе?

- А как называются эти игрушки?

- Почему игрушки называются дымковскими?

- Почему дымковские мастера и мастерицы лепили людей и животных?

- Какое настроение создают эти игрушки?

- Как мастерицы передали нам свое хорошее настроение?

- Ребята, как вы думаете, где продавали свои игрушки мастера Дымкова?

Восприятие произведений народного искусства;

Отвечают на вопросы воспитателя

Испытывают затруднения в ответе на предложенный вопрос

Условия для развития  наблюдательности, способности, замечать характерные особенности предметов, размышлять, обобщать результаты

Затруднение в ситуации:

Просмотр презентации  «Русская ярмарка»

Физкультминутка: хоровод под русскую народную музыку.

Дидактическая игра «Найди пару»

Предлагаю перейти в другую часть зала для просмотра презентации.

Дети удобно располагаются по своему желанию (на ковре, пуфиках, стульчиках)

Дети образуют круг, воспитатель вместе с детьми встает в круг.

На столах расположены карточки с изображением элементов дымковской росписи.  Свободное расположение детей по 4 вокруг столов

- Ребята, а знаете что такое ярмарка?

- Кто и что нам может помочь больше узнать о ярмарке?

Я предлагаю посмотреть и  послушать, как Юрий Васнецов написал о ярмарке дымковских игрушек ,которую он посетил в детстве?

 

Просмотр презентации «Русская ярмарка»

Просмотр презентации сопровождается пояснением.

Уточняю значение слова «ярмарка»

Педагог: Ярмарка не даст скучать, вы хотите поиграть?                      

Педагог: Становитесь ребята, поскорее в хоровод

     Ярмарка раздольная в гости нас зовет.

Физкультминутка: хоровод под русскую народную музыку.

Педагог: Ярмарка не даст скучать, вы хотите поиграть?                      Дидактическая игра «Найди пару» - закрепить знания детей об элементах дымковской росписи. Воспитывать умение играть сообща.

Уточняю правила игры, обращаю внимание на взаимодействие детей с другом в ходе игры,

 Закрепляю название элементов, их расположение, цвет.

Восприятие презентации, дети смотрят, слушают пояснения воспитателя, задают вопросы, повторяют хором слово «ярмарка»

Игровая деятельность , дети участвуют в хороводе, говорят слова, выполняют движения в соответствии с текстом.

Игровая деятельность: договариваются о совместной игре, называют правила игры; подбирают карточки с одинаковыми элементами, называют их: круги, решетка, кольцо, прямые и волнистые линии, точки.

Условия для развития интереса к народной культуре

Предложение возможного варианта решения выхода из затруднительной ситуации

Условия для расширения знаний о ярмарке.

Условия для предупреждения утомления

Условия для взаимодействия со сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи, формирования умения договариваться, помогать друг другу

Условия для закрепления у детей знаний об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядности цвета, декоративности, разнообразия элементов росписи

Мотивационный этап

Включение способа действия в систему знаний и умений ребёнка  (Уточнение способа выполнения задания)

- У нас открывается мастерская по росписи народных игрушек. Не хотите ли вы стать Дымковскими мастерами и расписать игрушки для ярмарки?

Да, мои дорогие мастера, сейчас вы будете творить чудо! Но, сначала, скажите мне, какие краски используют дымковские мастера? (Малиновые, красные, желтые, зеленые, оранжевые, синие, голубые)

- Давайте вспомним, как будем расписывать глиняные фигурки. Начнем с фигурок животных. Какие части мы закрасим полностью? (Хвост, грива, рога, копыта)

- Какие элементы одежды на кукле закрашивают полностью? (Шляпа, жакет, оборочки)

- Какие элементы росписи чаще всего встречаются? (Кольца, круги)

- Закройте глаза, подумайте, как вы распишите свою глиняную фигурку, представьте, что должно получиться.

(Включаю в этот момент спокойную народную музыку)

- Приступайте к работе.

Дети слушают, выражают согласие.

Дети выбирают фигурку, и рассаживаются.

Условия для принятия детьми учебной задачи

Условия для развития умения самостоятельного использования  детьми в рисовании элементы дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки; овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбора цвета в соответствии с образцами народной игрушки. Развития чувство симметрии, ритма.

Условия для развития творческой активности, свободного выбора

Выполнение работы детьми

3.Анализ детских работ

Столы с подготовленными материалами расположены полукругом

Дети самостоятельно выбирают понравившуюся фигурку и преступают к росписи. (педагог помогает только в случае просьбы о помощи, в случае серьезного затруднения показ приемов росписи проводится на отдельном, принадлежащем педагогу листе бумаги) Обращает внимание на симметричность, ритмичность узора, сочетание цвета.

Предлагаю детям оформить выставку дымковских игрушек.

  Виды анализа:

-расскажите о своей работе;

-найдите игрушки с одинаковыми элементами;

-найдите самую яркую игрушку;

- Ребята, какое настроение у вас создалось благодаря работам, которые мы с вами видим?

Дети самостоятельно украшают поделку, подбирают цвета в соответствии с народной игрушки

Участие детей в анализе работ

Условия для развития умения самостоятельного использования детьми в рисовании элементов дымковской росписи: круги, решетка, линия, волнистая линия, кольцо, листочек, а также технику прорисовки; овалов, кругов, точек, прямых и волнистых линий, подбора цвета в соответствии с образцами народной игрушки; развития чувство симметрии, ритма.

Создание условий для проявления положительных эмоций;

 

Анализ технологической карты по рисованию «Дымковская игрушка» в старшей группе

Цель и задачи ООД соответствуют основной общеобразовательной программе, возрастным особенностям и уровню развития детей. ООД осуществлялась в соответствии с конспектом. Длительность ООД соответствует санитарно – гигиеническим требованиям, воздушный санитарный режим был соблюден (проветривание перед занятием). Воспитателем были грамотно использованы приемы для решения поставленных задач с учетом индивидуальных особенностей воспитанников: 

-Практические: физкультминутка «Ярмарочный хоровод», рисование.

- Наглядные: просмотр презентации «Русская ярмарка», рассматривание экспонатов музея дымковской игрушки,

- Словесные: беседа о дымковской игрушке, вопросы, ответы, пение частушек.

- Игровые: дидактическая игра «Дымковское лото»

Воспитатель предварительно подготовилась к ООД: подобран демонстрационный материал. На первом организационном этапе заинтересовала воспитанников игровым приемом, была доброжелательна и приветлива в отношении к детям. В ходе образовательной деятельности своевременно проведена динамическая пауза, использованы разнообразные методы и приемы образовательной деятельности: игровые приемы, приемы привлечения и сосредоточения внимания, активизации самостоятельного мышления, приемы подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания. Воспитатель регулировала поведение детей в процессе образовательной деятельности, поддерживала интерес в течение всей ООД, использовала индивидуальную работу с воспитанниками. Все моменты ООД логичны и последовательны, подчинены одной теме. В ходе ООД были интегрированы моменты из образовательных областей «художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное», «познавательное развитие», «физическое развитие».

В заключении образовательной деятельности был подведен итог ООД. Детям с воспитателем оформили выставку дымковских игрушек. Были проведены разные виды анализа – рассказ о своей игрушке, находили игрушку с одинаковыми элементами, находили самую яркую игрушку. Благодаря своим работам у детей создалось хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Музыкальные игрушки своими руками. Музыкальные игрушки и игры.

Для домашнего музицирования необходимы музыкальные игрушки и инструменты.  Они продаются в магазинах, но часть из них можно изготовить с ребёнком дома из подручных материалов. Так малыш заодно пр...

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

Логодосуг "Раз игрушка, два игрушка".

Цель логопедического досуга создать праздничное позитивное  настроение у детей, закрепить лексико-грамматический материал по теме "Игрушки", изучаемого на логопедических занятиях. Элементы соревн...

Еще раз об игрушках или Игрушки для самых маленьких.

Всем известно, что игрушки детям необходимы, но как выбрать именно такие, которые будут полезны, с которыми ребенок будет играть долго? Подробнее остановимся на играх и игрушках, необходимых для полно...